Брак и девство при свете древнехристианской святоотеческой письменности

По поводу современных толков по вопросу о браке и девстве

[80] Правила Апостольские запрещают ставить на какую-либо степень "священного клира" только того, "кто по святом крещении (а не до крещения) двумя браками обязан был" (Пр. 17), кто "взял в супружество вдову, или отверженную от супружества (то есть разведенную), или блудницу, или рабыню, или позорищную (то есть актрису)" (Пр. 18; ср.: 6 Всел. Соб. Пр. 3; Неок. Соб. Пр. 8, Анкир. Соб. Пр. 12). "Постановления Апостольские" требуют, чтобы "епископ был муж одной жены — однобрачной" (кн. 1 § 2, р. п. 18).

[81] Aug. De bono conjug., с. 18, § 21 // M. T. 6. Col. 387.

[82] Aug. De bonu conjug., c. 18 § 21 // M. T. 6. Col. 388.

[83] Этого взгляда действительно и держались некоторые отдельные христианские писатели: Тертуллиан (см. в сочинении De monogamia // PL. T. 2), Афинагор ("Прошение за христиан", гл. 33, c. 89–90: "Нужно вступать в один только брак; ибо второй брак есть благовидное прелюбодеяние". "Отступающий от первой жены, хотя бы она и умерла, есть прикровенный прелюбодей"), а также раскольники-монтанисты и новациане (см.: Aug. De bono viduit., c. 4 § 6 // M. T. 6. Col. 433).

[84] Свт. Григорий Богослов. Слово 37. Т. 3. С. 219–220.

[85] "Я никаких браков, — говорит блж. Августин (De bono viduit., с.12, § 15 // M. T. 6. Сol. 439), не смею осудить и лишить уважения из-за одной только их многочисленности". — "Не осуждаю, — говорит блж. Иероним (Письмо № 46 — к Паммахию, т. 2, с. 27) ни вторых, ни третьих, даже, если можно сказать, осьмых браков".

[86] Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 15, § 88, с. 109. Амвросий здесь очень подробно указывает те нравственно-психологические основания, по которым первый брак нужно считать выше второго брака.

[87] Aug. De bono viduit., c. 4 § 5 // M. T. 6. Col. 433.

[88] По свидетельству "Постановлений Апостольских" (кн. 3 § 2, с. 103), "однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волей Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания (разумеется обещание вдовицы, давшей обет безбрачия), а троебрачие есть знак невоздержания, брак же бывающий сверх третьего есть открытый блуд, и несомненное распутство. А женщинам молодым, по кончине их первого мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское". — Климент Александрийский ("Строматы", кн. 3, гл. 12, с. 366) считал "непогрешающим против Писания того, кто вступал во второй брак", хотя самый союз второбрачника находил не могущим "достигать высшего совершенства, предлагаемого Евангелием" по той причине, что "невозможно сохранить чистыми те узы, которые разорвала смерть". — Свт. Амвросий Медиоланский ("О вдовицах", гл. 11, § 68, с. 99) почти сходится с Климентом во взгляде на второбрачие. "Мы, — говорит он, — не ставим препятствий второму браку, но в то же время не даем и совета на него"; "не одобряем частого повторения их" (то есть повторных браков). — свт. Кирилл Иерусалимский (Твор. в русск. пер. 1893, с. 57) находил "извинительным вступать во второй брак, чтобы немощным не жить блудно". — блж. Августин (De bono viduit., c. 4, § 5 // M. T. 6. Col. 433) считал "блаженной в Господе верную (женщину), даже вторично выходящую замуж после смерти мужа"; ср.: там же § 6. Сol. 433.

[89] Aug. De bono cjonjug., c. 7 // M. T. 6. Col. 378; De nupt. et concup. I, 17 // M. T. 10. Col. 424. Sacramentum nuptiarum блж. Августин понимает здесь именно в юридическом смысле ненарушимо-священного обязательства (sacramenti sanctitatem — de bono conjug., с. 24 § 32 // M. T. 6. Сol. 394), которым должны быть скреплены брачные узы (conjugium = обоюдное ярмо: очень характерный и точный термин для обозначения брачного союза, обязывающего супругов к взаимному ограничению; ср. объяснение этого термина в указанном месте у Амвросия Медиоланского "О девстве" гл. 6 § 33; рус. пер. в изд. Каз. Акад. С. 124).

[90] Aug. De bono conjug., с. 7 // M. T. 6. Сol. 378; Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2, гл. 23. С. 302.

[91] Aug. De bono conjug., с. 15 § 17 // M. T. 6. Сol. 385: connubium nullo modo potest nisi alicujus eorum morte dissolvi; ibid. C. 13 § 15, col. 384: non licet dissolvere conjuguim.

[92] Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве. Гл. 6, § 32. С. 124.

[93] Под прелюбодеянием Августин и другие отцы разумели нарушение верности "брачному ложу" (fidem thori) не только самым фактом внебрачного полового общения (de bono conjug. C. 7 // M. T. 6. Сol. 378), но и одним только похотливым вожделением.

[94] Aug. De bonu conjug.,  с. 5 // M. T. 6. Сol. 577; Ерма. Пастырь. Кн. 2, запов. 4 / рус. пер. П. Преображенского. Изд. 2, 1895. С. 183.

[95] По общему голосу отцов Церкви, муж жены, нарушившей "верность брачному ложу", должен "отпустить" ее (dimittere), то есть лишить ее брачного общения (только брачного общения, а не совершенно изгнать из семьи: "кто разводится" — то есть изгоняет — "с своей женой, тот отпускает ее на связь преступную, то есть принуждает ее искать связи преступной". Климент Александрийский. Строматы", кн. 2, гл. 23, с. 302; "Господь не позволяет ни отпускать" — то есть изгонять — "ту, которую кто лишил девства, ни жениться на другой" — Афинагор. Прошение за христиан. Гл. 33, р. п. с. 90) и оставаться одним (Aug. De bono conjug., с. 7 // M. T. 6. Сol. 378; Ерма. Пастырь. Кн. 2, запов. 4. С. 183), до тех пор, пока жена "не раскается", не оставит своей преступной святи и снова "не обратится к своему мужу" (Августин, Ерм). В этом последнем случае муж снова должен принять жену на брачное общение (Августин, Ерма: "если не примет ее — жены — муж, он согрешит и допускает себе грех великий"), если только ее нравственное равновесие еще не пошатнулось настолько, чтобы дальнейшее брачное сожитие могло сохранять свою нравственно-психическую ценность (Ерма: "должно принимать (павшую) грешницу, которая раскаивается, но не много раз).

[96] Aug. De bono conjug., c. 15, § 17 // M. T. 6. Col. 385.

[97] Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2, гл. 23, с. 302; ср. Афинагора "Прошение за христиан", гл. 32, с. 89; свт. Василия Великого "Гомилии на Шестоднев", бесед. V, 1 § 5, блж. Иеронима Толкование на Евангелие от Матфея с. 19; Ерма. Пастырь. Кн. 2, запов. 4 / русск. пер. П. Преображенского, изд. 2, 1895. С. 183: "Доколе муж не знает греха (прелюбодеяния) жены, он не грешит, если живет с нею. Если же муж узнает о грехе своей жены, и она не покается, но будет оставаться в своем прелюбодеянии, то он согрешит, если будет жить с нею, и сделается таким образом участником в ее прелюбодействе… Заповедуется всем, чтобы вы (то есть разведенные супруги) оставались одинокими, как муж, так и жена".

[98] "Правила Апостольские", пост. 48; р. п. в изд. О. Л. Д. Пр., вып. 1, с. 102; Карфагенский собор в правиле 102 постановил: "По евангельскому и апостольскому учению ни оставленный женою, ни отпущенная мужем пусть не сочетаются с другим лицом, но или пусть так и остаются, или пусть примирятся между собою"; ср. свт. Василий Великий. Пр. 21; 6 Всел. Собор. Пр. 87, 97.

[99] Aug. De bono conjug., с. 7 // M. T. 6. Сol. 378. Таким образом практика современной церковной юрисдикции, дозволяющей вступление в новый брак невиновной половине, в древних христианских воззрениях, — логичных с точки зрения общих нравственно-догматических основ христианства, — совершенно не находит оправдания.

[100] Aug. De conjugiis adulterinis 1, VII, § 7 // M. T. 6. Сol. 455: "Преступно (culpabile) удаляться от мужа, не впавшего в блуд, даже в том случае, если (жена) желает оставаться безбрачной (innupta)… даже при взаимном желании не выражайте желания расходиться: иначе все, которым захочется пребывать в воздержании, будут думать, что им дозволительно удаляться от мужей, даже против их желания"; ср. "Правила Апостольские" 5: "Епископ, или пресвитер, или диакон да не изгонит жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковного"; Гангрский собор, Пр. 14: "Если женщина оставит мужа и, гнушаясь браком, захочет сделаться отшельницей, да будет анафема".

[101] Очень широкое понимание сущности прелюбодеяния у отцов Церкви (не в смысле только фактического внебрачного полообщения, но и в смысле всякого страстного вожделения к постороннему лицу, — вожделения, сделавшегося известным какой-либо заинтересованной стороне супружеского союза) не только не суживает пределы брачного развода-разобщения, напротив расширяет их: собственно всякое более или менее заметное, важное и глубокое потрясение нравственно-психических устоев брака ведет уже к разобщению супругов, которое, впрочем, никогда, по пониманию отцов, не должно принимать юридической формы нарушения самого брачного обязательства. Следовательно, самый развод-разобщение, по смыслу святоотеческого учения, имеет чисто субъективное значение; его наличность определяется самосознанием самих же супругов.

[102] Все поводы к брачному расторжению, выставляемые защитниками развода, сводятся, собственно к низменно-эгоистическим чувственным побуждениям. Говорят, что не сошлись характерами! Но когда заключался брак, солидарность характеров была же налицо? Говорят, что жена изменила! Но современные бытописатели-романисты прекрасно живописуют, что адюльтер мужа и жены есть результат расшатанности нравов, а вовсе не брачного режима — церковного. Самый адюльтер современного бракоразводного процесса — фальсифицированный; сделайте развод еще более легким, "несчастных браков" будет еще больше. Уничтожьте развод совершенно, и несчастных браков не будет, — не будет потому, что к несчастию браков и стремиться будет бесцельно. Для уничтожения брачных крушений и драм нужна не легкость брачного развода, а воспитание самых людей в сознании брачных идеалов, уничтожение той тлетворности среды, которая разъедает устои браков и создает их несчастия.

[103] Афинагор. Прошение за христиан. Гл. 33: "Господь не позволяет кому-либо отпускать ту, которую он лишил девства" (русск. пер., с. 89–90).

[104] Свт. Григорий Богослов. Похвала девству. М., 1847. Т. 5. С. 60.

[105] Изображение нравственно-религиозного состояния языческого общества вообще, и общественно-семейной жизни в частности см. у Климента Александрийского ("Строматы", "Педагог") и других древнехристианских апологетов (Тертуллиана, Татиана, Афинагора, св. Иустина).

[106] Seidel. Zur Zeit Jesu. 1884. — Страхов. Христианское учение о браке. С. 19.

[107] "Верные женщины, облеченные узами супружества, являются духовно матерями Христовыми, поскольку они выполняют волю Отца". Aug. De sancta virg., с. 6 § 6 // M. T. 6. Сol. 399.

[108] Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Ефесянам. 9, с. 273; ср. Филад. 2, с. 297.

[109] Похвальное слово свт. Григория Богослова в честь своего отца Григория – старшего (Orat. XVIII) служит прекрасной, живо написанной иллюстрацией, каким образом, под влиянием своей супруги-христианки, Григорий-отец постепенно пришел к свету евангельского учения и достиг высоких ступеней нравственно-религиозного совершенства. 

[110] Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 6. С. 339.

[111] Aug. De bono viduit., с. 3 § 4 // M. T. 6. Сol. 432.

[112] Ср.: свт. Игнатия Богоносца посл. к Еф. гл. 10 / русск. пер. П. Преображенского. Изд. 2, 1895. С. 274.

[113] Климент Александрийский. Педагог. 3, 12, с. 325: "святые нравы в супружеских отношениях распространяют благоухание чистых радостей по всему дому".

[114] "Воздержание супружеское обыкновенно смягчает плотскую похоть, в узде воздержания заключается такое умеряющее начало (moderamen), что даже в самом супружестве уже более не распространяется неумеренная вольность, но сохраняется известная мера, или для удовлетворения только требований со стороны слабости супруги, или же для рождения детей". Aug. De continentia 1, 12 § 27 // M. T. 6. Сol. 368.

[115] Климент Александрийский. Строматы. Кн. 2, гл. 23, с. 302.

[116] Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 14, с. 375.

[117] Блж. Иероним. Письмо к Паммахию против Иовиниана, русск. пер. изд. Киевск. Акад. Т. 2. С. 36.

[118] Свт. Григорий Богослов. Похвала девству / русск. пер. 1847, т. 5. С. 53.

[119] Климент Александрийский. Кн. 3, гл. 12.

[120] Климент Александрийский. Кн. 7, гл. 12, с. 859.

[121] Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2, гл. 10, с. 202.

[122] Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 12, с. 370.

[123] Там же.

[124] Блж. Августин (De nupt. et conc. 1, 25, 26 // M. T. 10. Col. 429–430): "Похоть плоти в крещении отпускается (dimitti), но не так, чтобы ее совершенно не существовало (non ut non sit), но так, что она не вменяется более во грех (ut in tus) уже совершенно отпущена (soluto), она сама еще остается и до тех пор вся наша слабость не исцеляется совершенно, пока чрез посредство постепенно со дня на день преуспевающего возрождения внутреннего человека и внешний человек не облечется в нетление… Итак, и в крещении остается нечто такое, что не отпускается совершенно, так как в том смертном теле остается пребывать еще плотская похоть (concupiscentia carnalis)… Она только постепенно может уменьшаться в преуспевающих и воздержных"; ср. свт. Мефодия Патарского "О воскресении", гл. 21; р. п. с. 193.

[125] Aug. De peccat. merit. 2, 4 // M. T. 10. Col. 152–153; De nuptiis et concupis. I, 33 § 38; ib. col. 435.

[126] "Супружеская стыдливость (pudicitia conjugalis), — говорит блж. Августин, — есть дар Божий (donum Dei), о котором сам апостол (Павел) говорил: желаю, чтобы все люди были, как и я, но впрочем каждый свой дар имеет от Бога (1 Кор. 7, 7) —Aug. De nupt. et conc. I, 3 § 3 // M. T. 10. Col. 415; Aug. De continentia I, § 1 // M. T. 6. Col. 349: "супружеская чистота (castitas conjugalis), которая соблюдается только в том случае, если воздерживаются от незаконного совокупления, есть дар Божий"; Климент Александрийский ("Педагог" 3, 11, с. 305) говорит о красоте души жены-христианки, как действии "света праведности, исходящего от Духа Святого"; ср.: Aug. De bono viduitatis c. 17, § 21 // M. T. 6. Col. 444, где прямо говорится: "Бог верным супругам даровал благодать (gratiam), чтобы воздерживаться от прелюбодеяний и любодеяний";cвт. Амвросия Медиоланского "О вдовицах" гл. 13 § 79; р. п. с. 194 говорится о "благодати" (gratia) брака, как "средстве, врачующем невоздержание"; ibid. гл. 10 § 62б р. п. с. 95.

[127] Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 11, § 70–71, с. 99–100: "Подвиг воздержания (имеется в виду подвиг воздержания и девственницы, и вдовицы, и замужней женщины), сообразный с избытком дарованной благодати (gratia)" вызывает и соответственные "различные награды".

[128] По мнению Мефодия (фрагмент VIII из сочинения "О сотворенном", р. п. с. 249), самая "церковь называется так потому, что она вызвала на бой  чувственные удовольствия".

[129] "О девстве" гл. 7, § 34; рус. пер. с. 125; того же Амвросия "О вдовицах" гл. 14, § 83, с. 106: "На ниве церкви можно узреть ее плодородие, как она — то украшается цветами целомудрия, то обогащается подвигами вдовства, то изобилует плодами брака"; ср.: Aug. De bono viduit. 3, § 4 // M. T. 6. Сol. 432: "Благо верного супружества является настолько великим, что (люди в этом состоянии) служат членами Христовыми"; Св. Мефодий Патарский ("Пир десяти дев", речь 2, гл. 7. СПб., 1877. С. 19): "Церковь уподобляется цветущему и разнообразнейшему лугу, как украшенная и увенчанная не только цветами девства, но и цветами деторождения и воздержания".

[130] Свт. Мефодий Патарский. Там же. С. 27.

[131] Свт. Мефодий Патарский. Пир десяти дев. Речь 3, гл. 8. С. 27. — В данном месте таким образом проводится очень глубокое сравнение христианского брака с Боговоплощением Христа, которое было "истощанием" во имя высших религиозно-нравственных целей спасения рода человеческого.

[132] Св. Игнатий Богоносец. Посл. к Поликарпу. Гл. 5, с. 310): "должны вступать в брачный союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти".

[133] Климент Александрийский. Строматы. Кн. 3, гл. 12, с. 371): "замужняя может в Господе заниматься делами мужа и Господними, чтобы быть святою и телом и духом".

[134] Тертуллиан (Ad uxorem 3, 3) браку "о Господе", заключаемому между христианином и христианкой, противопоставляет смешанный брак, например, христианина с нехристианкой, и наоборот. При этом он очень подробно раскрывает неудобство подобных браков в нравственно-религиозном отношении: такие смешанные браки, наносящие вред религиозно-нравственному самосознанию верной полвины, Тертуллиан называет даже прелюбодеянием и любодеянием (ibid). По свт. Киприану Карфагенскому (De lapsis 6, M. T. IV, col. 433), заключать такие браки — это значит: prostituere membra Christi. — Но в то же время расторжение брачных отношений, заключенных еще до принятия таинства Крещения, святые отцы, напротив, положительно запрещали в том случае, если не последовало на это расторжение единогласного решения со стороны обоих супругов.

[135] Св. Игнатий Богоносец (Посл. к Поликарпу, Гл. 5). В "Постановлениях Апостольских" (кн. 8, § 32, с. 292) точно также можно видеть указание на церковное освящение брака в словах: "Если верующий имеет наложницей рабу, то пусть перестанет иметь ее наложницей и женится по закону, и если — свободную, то пусть женится на ней по закону". Ср. также у Тертуллиана весьма важное место, где делается указание на участие Церкви в брачных делах: "У нас также и тайные связи (occultae conjunctiones), то есть наперед не явленные в церкви (non prius apud ecclesiam professae), подвергаются опасности быть сочтенными наравне с прелюбодеянием и блудом (juxta moechiam et fornicationem)" — (Ad uxorem 2, 9; De pudicitia 4). — Свт. Амвросий Медиоланский ("О вдовицах", гл. 15 § 89, с. 109) относительно христианского супружества говорит: "Божественный закон связал супругов между собою небесным авторитетом".

[136] Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве. Гл. 5, § 35, с. 178.

[137] Свт. Амвросий Медиоланский. О девственницах. Кн. 2. Гл. 2 § 6; с. 18; Aug. De sancta virg. С. 4. § 4. M. T. VI, col. 398.

[138] Aug. De sancta virg., с. 6 § 6 // M. T. 6. Сol. 399.

[139] Канон на Пятидесятницу прп. Иоанна Дамаскина; песнь 9. Ирмос — перевод проф. Ловягина "Богослужебные каноны". СПб., изд. 2, 1875. С. 107.

[140] Aug. De sancta virg., с. 6 § 6 // M. T. 6. Сol. 399.

[141] По взгляду блж. Августина, "скорбь плотская", находящая для себя удобную среду в условиях брачной жизни, затягивает человека в тину житейских интересов и отстраняет его от служения Богу. В виду этой скорби апостол Павел и высказывал сожаление по адресу брачного человека в своем послании Коринфянам (1 Кор. 7 ). Aug. De sancta virg. C. 16 § 16 // M. T. 6. Col. 403.

[142] "Девство — прекрасный дар нашей жизни, дар тем, в которых огнь любви к девству поверг долу перстную жизнь, подъемля отсель крыла их ума к превыспреннему Богу". — Свт. Григорий Богослов. Похвала девству. Т. 5. С. 49.

[143] Свт. Григорий Богослов. Определения слегка начертанные. Т. 5. С. 342.

[144] Свт. Григорий Богослов. К девам. Т. 5. С. 105.

[145] Св. Мефодий Патарский. Пир десяти дев. Речь 8, гл. 1; р. п. с. 64. — По Мефодию, "девство  чрез перемену одной буквы получает название почти обожествления: оно уподобляет Богу владеющего им и посвященного в его нетленные тайны.

[146] Свт. Амвросий Медиоланский. О девственницах. Кн. 1, гл. 3 § 11, с. 6.

[147] Aug. De sancta virginitate., c. 8 § 8 // M. T. 6. Col. 400.

[148] Aug. De sancta virg. C. 5 § 5 // M. T. 6. Сol. 399.

[149] Свт.  Иоанн Златоуст. О девстве. С. 47.

[150] Там же. С. 348.

[151] Там же. Т. 1. С. 348.

[152] Там же. С. 319.

[153] Примеры особенно усиленной борьбы со страстями вообще и с плотской похотью в частности представляют нам древние христианские писатели в фактах собственной жизни. См. особенно у блж. Иеронима в его письмах к Павле и Евстохии, у блж. Августина в его "Исповеди", у прп. Ефрема Сирина в его аскетических творениях.

[154] Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве. 1, 5, § 20, с. 10; Aug. De sanct. virg., с. 13 § 12 // M. T. 6. Сol. 401.

[155] Aug.  De bono viduit., с. 19 § 23 // M. T. 6. Сol. 445–446.

[156] Virginitatem esse liberam. — De sancta virgin., с. 4 § 4 // M. Т. 6. Сol. 398.

[157] Non ex necessitate, sed ex potestate voluntatis — там же, с. 30б, col. 412.

[158] Ibid., c. 30. Col. 412.

[159] Ibid. С. 14 § 14. Сol. 402.

[160] Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 12, § 72. С. 100.

[161] Aug. De sanct. Virg., с. 30 // M. T. VI. Сol. 412. К девству Господь только располагает, как "ad opus superorogationis", а не как "ad oрus praecepti".

[162] Aug. De sancta virg., с. 4, § 4. Сol. 398. "Христос святое девство approbvare maluit, quam imperare.

[163]Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 12, § 72. С. 100.

[164] Свт. Григорий Богослов. Советы девственникам. Т. 5. С. 95: "Не удаляй деву, желающую иметь мужа, от замужества, но и стремящуюся к Богу не вводи насильно в дом к мужу".

[165] Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве. Гл. 7, § 39–40. С. 127.

[166] Свт. Григорий Богослов. Советы девственникам. Т. 5. С. 94.

[167] "Должны не без испытания безвременно приимати избирающих житие монашеское", "должно приимати обет жизни по Бозе, яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полного раскрытия разума" (6 Всел. Соб. Пр. 40; ср. Василий Великий, пр. 18), "искренно прилепляющегося к оному (то есть монашеству) одобряем" (6 Всел. Соб. пр. 43; ср. Константина второго двукратного. Пр. 5).

[168] Aug.  De sancta virg. C.13–14 § 13–14 // M. Т. 6. Сol. 402; ср.: свт. Иоанн Златоуст. О девстве, § 6–7; с. 295–296. — По Августину, воздержание (continentia) язычников, не имеющее в своем основании достижения высших христианских идеалов, стоит в нравственном отношении ниже христианского брака, оно есть уже "блудодеяние о Господе": nuptae fidelium (то есть истинно-верных христиан, живущих о Господе) virginitati anteponuntur impiarum, virgines (язычников) impiae, ut a vero Deo fornicentur (De bonj conj., с. 8 // M. T. 6. Сol. 379.

[169] Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве. 1, 4 § 15. С. 8.

[170] Свт. Григорий Богослов. Т. 5. С. 57.

[171] Свт. Иоанн Златоуст. О девстве, § 30. Т. 1. С. 315.

[172] Многоженство в Ветхом Завете было допущено, по взгляду Августина, по естественно-социальным соображениям: "ratio naturalis vel socialis admittit" (de bono conjug., с. 17 § 20 // M. T. 6. Сol. 387), "gentes illius societas sinebat" (там же) — При многоженстве, однако, не допускалось в Ветхом Завете многомужство, потому что многомужство физиологически не есть необходимое условие для многочадия, оно не оправдывается ни нравственными, ни социальными соображениями (De bono conjug., с. 17 § 20 // M. T. 6. Сol. 397).

[173] Что служение Богу в девственном состоянии не исчерпывалось одним только сохранением естественных даров физического целомудрия, что потеря этого последнего не исключала возможности состояния "посвященной Богу девственности, — это доказывается уже тем фактом, что и состояние вдовства, посвященного Богу, в миросозерцании отцов точно также мыслилось "девством о Господе". См. у блж. Августина (в сочинении De bono viduitatis) и у свт. Амвросия Медиоланского (De viduis).

[174] Свт. Григорий Богослов. Слово 37. Т. 3. С. 223–224.

[175] Aug. De bono viduit.. с. 9 § 12 // M. T. 6. Сol. 437–438. — Запрещение вступать в брак тому, кто дал обет девства, было строго узаконено и древне-каноническими постановлениями. "Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующим, не позволяется вступати в брак. Аще ли обретутся творящии сие, да будут лишены общения церковного" (4 Всел. Соб. пр. 16).

[176] Aug. De bono viluit., с. 11 // M. T. 6. Сol. 439. — "Монах, обличенный в любодеянии или поемлющий жену в общение брака и сожитие, подлежит по правилам, епитимии блудодействующих" (6 Всел. Соб. Пр. 44). Падение девы приравнивается к прелюбодеянию (Свт. Василий Великий. Пр. 60) и наказывается епитимией, налагаемой на двоебрачных (Анкирск. Соб. Пр. 19); ср. 4 Всел. Соб. Пр. 16.

[177] Aug. De bono vid., с. 11 // M. T. 6. Сol. 439.

[178] Aug. De bono vid., с. 20, col. 447.

[179] Свт. Григорий Богослов. Советы девственникам. Т. 5. С. 94.

[180] Aug. De bono conjug., с. 10 // M. T. 6. Сol. 381.

[181] Aug. De sancta virg., с. 9 § 9 // M. T. 6. Сol. 460; ср. Амвросия "О вдовицах" гл. 11, § 71, р. п. 99–100.

[182] Aug. De bono viduit., с. 23 // M. T. 6. Сol. 449; Idem. De bono conjug., c. 10 // M. T. 6. Col. 381.

[183] Свт. Амвросий Медиоланский. О девстве. Гл. 7, § 36. С. 126.

[184] Aug. De sancta virg., с. 28. // M. T. 6. Сol. 411.

[185] Aug. De sancta virg., c. 45, § 46 // M. T. 6. Col. 423; Hieron. Contra Juvinianum I. I и в Комм. In Matth. C. 13; ср. Свт. Амвросия Медиоланского "О девственницах" 1, 10, § 60, р. п. с. 27.

[186] Aug. De sancta virg., c. 27, § 27 // M. T. 6. Col. 411.


[187] Ibid., c. 28. Сol. 411.

[188] Свт. Григорий Богослов. Т. 5. С. 46–47.

[189] Свт. Григорий Богослов. Там же.

[190] Свт. Григорий Богослов. Т. 5. С. 94.

[191] Свт. Григорий Богослов. С. 115.

[192] Там же. Т. 5. С. 115.

[193] Там же.

[194] Климент Александрийский. Строматы. С. 861; Свт. Григорий Богослов. Т. 5. С. 117.

[195] Свт. Григорий Богослов. Т. 5. С. 115.

[196] Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 24. С. 263.

[197] См. в книге г. Шарапова "Сущность брака" статью прот. Уст-ского "Брак и девство" и примечания к ней г. Розанова. С. 115–125.

 


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру