Алфавитные главы. Часть третья

Перевод с сербского Сергея Фонова

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса — милосердным, ни судейская тога — справедливым, ни министерское кресло — сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.


 

Как невидима душа, так незримо и ее одеяние. Истина и справедливость, доброта и незлобие, кротость и приветливость, чистота и набожность, любовь к Богу и к собратьям — вот облачения души праведника.


 

Иная природа души, иная — тела. Тело сначала повреждается, дряхлеет и изнемогает и лишь потом, после исхода души, умирает. С душой дело обстоит иначе. Поврежденность души заключается, прежде всего, в том, что оставляет она истинное рассуждение — и в ней начинают произрастать и всходить семена терний, т. е. всякого зла. Как в мертвом теле появляются черви, так и в душе, лишившейся благодати, плодятся мысленные паразиты: зависть, лукавство, ложь, ненависть, клевета, гнев, тревога, мстительность, гордость, презрение, дерзость, неблагоговение и все остальные.


 

Жива человеческая душа; жива — а потому всегда жаждет жизни, так что ничто не способно ее насытить, кроме жизни, жизни существенной и непосредственной. Но такая жизнь только в Боге, в Боге Живом.


 

Телесная пища — для тела, духовная для души. Тело должно питаться, чтобы продолжить свое существование, душа — чтобы жить. Телу подается пища земная, ибо оно взято от земли. Душа же удовлетворяется лишь пищей небесной, ибо она с неба.


 

Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня, как спасти свою душу, я бы ему ответил: "Возьми на себя попечение о ком-то другом!" Ибо всякая человеческая душа, не ведающая иной заботы, кроме хлопот о самом себе, либо уже погибла, либо стоит на грани пропасти.


 

Всё ради души [сотвори], душу же — ни за что [не отдавай].


 

Нива бывает урожайной, если ее вспахивать, засевать, поливать и охранять. То же самое нужно и для твоей души, чтобы принесла она плод.

+   +   +

 Если бы люди не загрузили дьявола работой, то ему нечего было бы делать.


 

 [Помни о том, что] дьявол стар, как мiр сей, и даже старше мiра.


 

Как может человек, век которого исчисляется пядями, одолеть того, кто уже многие тысячи лет учится ратовать с людьми? Как вообще тот или иной смертный способен побороть все дьявольские искушения, число которых равно количеству зла на земле? — Никак, если не будет знать, что Господь Иисус Христос победил три рода дьявольских искушений на высокой горе, и если не встанет он твердо рядом с Христом, [древнейшим] всякого времени и сильнейшим всех ангелов, злых и добрых.


 

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди — считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.


 

Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово — и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.


 

Враг рода человеческого, дьявол, кровник человеческий и человекоубийца от начала, употребил все орудия и хитросплетения против человека. Ибо день и ночь не перестает он замышлять всё новые козни и строить интриги, чтобы только кого-нибудь погубить.
 

Кто, прогуливаясь с дьяволом, ушел далеко, тот с трудом возвращается на правый путь.


 


Е

 Вся драма Евы и Пресвятой Девы Марии не была бы достаточно значительной, если бы в ней не запечатлелась самым истинным образом драма нашей собственной души: Еву прельстил дух нечистый, Деву Марию осенил Дух Святой.

+   +   +

 Всё Евангелие учит оставлять малое ради великого, тленное ради нетленного, худшее ради лучшего, дешевое ради дорогого. Если бы в Евангелии не содержалось обетования о вящих и драгоценнейших благах, кто бы тогда оставил блага меньшие и более презренные? Кто бы отказался от меда и млека, если бы не нашел чего-то более сладкого? Кто бы оставил отца, мать и детей, если бы не обрел Кого-то более родного? Кто бы покинул друзей, если бы не познал Кого-то более дорогого и любезного? Кто бы добровольно предал свою жизнь мучениям и смерти, если бы не имел перед глазами грядущее бессмертное бытие? Владыка Христос для нас слаще меда и млека, роднее отца и матери, дороже детей и друзей, драгоценнее всех видимых благ и самого' земного существования, ибо дарует Он нам жизнь вечную.


 

Евангелие — не книга, а сила: сила животворящая, приносящая радость, насыщающая и напояющая, воскрешающая мертвых.

 


Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.


 

[Всю] проповедь [букв. "действие". — Ред.] Евангелия можно выразить двумя словами: говорить и делать. Не только говорить, но и делать, ибо последнее гораздо убедительнее первого.


 

Научившись чему-то из Евангелия, сразу же попытаемся осуществить это на деле. Господу любезны деятельные ученики, а не просто слушатели.

+   +   +

 В философских и научных кругах Европы бытует общее мнение, что человек способен открывать великие истины, какой бы скверный образ жизни он ни вел. В подобных воззрениях — одна из наиболее роковых причин современного падения европейцев.

 


Заблуждается всякий, разглагольствующий о новом европейском духе. Единственное новое в Европе — ее технический прогресс. А дух, посеявший в Европе нынешние нестроения и сбивший ее с пути — это изначальный тлетворный дух язычества, лучше всего выраженный эпикурейской фразой "Станем есть и пить, ибо завтра умрем"!


 

Поставив науку на место веры, Европа возомнила, что отблеск истины — это и есть первоисточный свет. Свет Европы — свеча под сосудом. Отсюда заблуждения, гордыня, эгоизм и войны.

+   +   +

 Европейские еретики уподобляются безумным атеистам: хотят сначала увидеть, а потом уверовать. Потому-то и не ведают они о Духе истины и не могут Его познать по какому-то действию в себе самих. В себе они Его не имеют, а тем, кто Его имеет, они не верят!

 



Ж

 Если высказывать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мiр сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мiра.

+   +   +

 Земная жизнь не для самооправдания, а для самообличения.


 

Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь — это высшее благо, а истина — основание жизни.


 

Жизнь — это духовная брань: или победим, или будем повержены.


 Жизнь — поединок человека со всем тем, что противостоит и сопротивляется Богу.


 Имеющий перед глазами конец своей жизни даже не помышляет о благе земном.


 В жизни бывают решающие минуты, от которых зависит вечное бытие или вечная погибель человека. Мы не знаем, когда наступает для нас этот судьбоносный момент: может быть, уже сегодня, — посему надлежит нам бодрствовать над [собой] непрестанно.


 Каждый день считай единым целым, [как бы] начатой и оконченной жизнью. Проживи [же] его как целое, а не как часть. Пусть каждый твой день уйдет от тебя, как цельный человек, с которым захочешь ты вновь встретиться, как с другом, и без стыда сможешь представить его всей вселенной.


 Любопытное исследование высоких материй без приложения трудов к исправлению собственной жизни не приносит никакой пользы.


 Я знаю, что движет твоим бытием; ты знаешь, что движет моим бытием. Движитель и моего, и твоего бытия — это тяга к жизни. Я нахожу тебя в себе, ты находишь меня в себе. Ты — вариант меня, я — вариант тебя, а по существу мы двое суть одно. И потому при встрече мы задаем друг другу вопрос не "Кто ты?", а "Куда?" Я знаю, что ты стремишься к жизни, и ты знаешь, что я к ней тоже простираюсь. И потому мы друг у друга спрашиваем дорогу: "Куда?" Однако тут же начинаем спорить о правильности того или иного пути, так что разлучаемся и теряем чувство родства. И чем больше мы препираемся, тем явственнее проявляется наша чужеродность. Между нами разверзается пропасть, которая постоянно растет и углубляется; ты стоишь на одном краю, я на другом, причем границы этой бездны всё более расходятся и, наконец, настолько обособятся друг от друга, что ни я не понимаю твоей речи против меня, ни ты не способен осмыслить моих встречных аргументов. И, уже не слыша голос оппонента, каждый из нас считает себя победителем.


 Чем поможет нам весь наш шум и гам, весь гвалт и суета, весь почет и слава в тот час, когда мы почувствуем, что рассыпается тот глиняный сосуд, в котором обитала наша жизнь?


 Сомневающийся в лучшей жизни чаще всего просто боится потерять и эту.


 Мы не просто очевидцы этой жизни, мы всегда ее участники. А потому, что бы ни случилось в мiре — это происходит и со мной.

+   +   +

 Обращаюсь с просьбой к нашим журналистам, чтобы своими умными и осмотрительными высказываниями и статьями старались они созидать душу и характер нашего народа. Моральная ответственность современного журналиста ничуть не меньше, чем у священника и учителя. И даже еще больше — ибо его влияние шире. Бессовестный газетчик не церемонится распинать народную душу на кресте греха и злодейства, тогда как добросовестный журналист способен ее воскресить.



З

 Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.


 Завидует ли кто-то прокаженному? Отнюдь нет. Почему же некто порой завидует злому, если зло — болезнь, лютейшая проказы? Проказа — болезнь тела, а зло — недуг души.

+   +   +

 Закон связывает и спутывает, истина разрешает и освобождает.


 Закон — паяц силы.

+   +   +

 Запад — весь из слов, из теорий без силы и могущества. Поэтому на Западе все сыплют словами направо и налево, все говорят, но никто не исцеляет.


 То, что нашим людям Запад кажется гнилым, как обычно многие язвительно выражаются, — это явление отнюдь не случайное; за ним кроется целый ряд причин. Многие стороны жизни этих старых народов мы, народы молодые, просто не понимаем, или, лучше сказать, мы представляем их себе в другом цвете; некоторые понимаем поверхностно и как-то даже легкомысленно, поэтому ошибочно их толкуем и применяем в жизни; и, наконец, есть и такие особенности западного образа жизни, которые никак не согласуются с нашими привычками и традициями, и потому вызывают у нас отвращение.

+   +   +

 Никогда не будем зарекаться, что тому или иному человеку больше не скажем ни слова. Может быть, завтра нам придется нарушить свою клятву. Да не дерзнем никогда сказать о ком-то: "Он для нас мертв!" Ведь человек не совсем мертв даже тогда, когда умирает, а тем более когда живет.

+   +   +

 Непреходящие ценности дороже тленных, как вечность дороже времени. А к тому же, первые способствуют и здоровью души.


 Здоровые тела могут быть лишь орудиями, здоровые души — вожди и созидатели. Какая польза от острого меча в руках того, кто не может вынуть его из ножен?

+   +   +

 Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.


 Наша жизнь на земле — не ради бесцельного странствования, а ради личного выбора добра или зла, истины или лжи.


 Под небом понимается царство духовных реалий, невидимых и бесплотных. Земля же — место обитания символов этих реалий, наблюдаемых и имеющих тело. Следовательно, земля — символическая картина неба.

+   +   +

 Грустно это — не сметь посмотреть в id=head_sub>зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

+   +   +

 Ни зло не может принести добра, ни добро — быть побеждено злом.
 
 Злой помысел — тоже грех. Это есть то великое новое, принесенное Христом в мiр. Злой помысел есть, собственно, первоначальный гнилой корень любого греха.


 Первым возникает злой помысел, а за ним тотчас следуют и злые дела.


 Злые помыслы суть семена всякого зла. Из них прорастают греховные слова, порочные намерения и худые дела.


 Злые помыслы — словно черви, уязвляющие нашу душу. Из этих язв истекает гной в виде скверных слов и гнусных дел.


 Сначала нужно устранить себя от зла и изгнать из себя всё лукавое — и лишь потом учиться творить добро.


 Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.


 Трудно кому [бы] то [ни было] удержаться от зла, не творя в то же время и дел благих, т. е. соблюсти себя от греха без упражнения в добродетели.


 Осужден будет не только творящий злое, но и не творящий доброе.


 Не мсти, не воздавай злом за зло. Довольно зла, которое понес ты от своего соседа. Если ответишь ему злом на злое, то умножишь зло в мiре. Если же не ответишь, то он через покаяние может испепелить свое лукавство — и, таким образом, благодаря твоему терпению и прощению, ты сократишь количество мiрового зла.


 Злая воля — та, которая, скрежеща зубами, [повсюду] сеет разрушение.


 Научил меня мiр злым навыкам, сковавшим меня [вдоль и поперек. По правде говоря], они немощнее паутины, но стягивают крепче железа.


 Злоба в сердце и ложь на языке стали неумолимым роком современного человечества. Злоба и ложь — два поджигателя, по вине которых весь мiр охвачен пожаром.


 Сражайтесь со злобой в сердце и с ложью на языке, чтобы отвратить новую мiровую войну среди людей.


 Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.


 Там, где есть мужество,зло — покорный подданный; там где его нет, зло — суверен.

+   +   +

Злорадство — грязная одежда, которую наш дух иногда с удовольствием надевает. Ведь в ту же минуту, когда порадовался ты о грехопадении твоего брата, ты и сам — на радость дьявола — пал, так что на одну удочку поймал он сразу две рыбы.

+   +   +

 Знания нередко расхищают доброту, доброта же всегда их обогащает.
 
 Даже то, что' известно только мухе, способно приумножить знания самого ученого мудреца.


 Малые знания приобретаются учением, великие — верой и честностью. Верный Христу и благородный духом Карагеоргий не обладал всеми этими мелкими и мелочными знаниями современных сербов, но обо всем был весьма осведомлен.


 Нет человека, который не знал бы много, равно как и нет такого, кто знал бы достаточно.

+   +   +

 Мешок мусора не увеличивает ценность золотой монеты, случайно туда попавшей.

+   +   +

 Блажен имеющий очищенное духовное зрение и способный видеть всё оное победоносное воинство на небесах. Сияние небесных воинств превосходит блеск самых ярких звезд. Словно на каком-то радостном небесном параде, предстают они нашему духовному взору.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру