Евхаристия. Отдел 2. Объяснение Литургии (Практические указания и богословское истолкование)

Составные части Литургии

B ee современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части. 1. Проскомидия, выделившаяся с известного времени со своего законного места перед великим входом в начало Литургии. 2. Литургия оглашенных и 3. Литургия верных. Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Входные молитвы

Входные молитвы печатаются в славянских служебниках в составе самого чина священной и Божественной Литургии. To же и в венецианском издании греческого Евхология (в дальнейшем будем пользоваться изданием 1869-го года такового. Полное заглавие: Έύχολόγιον τό μέγα. "Έκδοσις τρίτη. Σπυρίδωνος Ζερβού). Β иерусалимском святогробском издании Λειτουργικόν'а 1907-го года они выделены в особую главу, так называемую Διάταξις τοϋ καιρού [Распорядок времени]; в нее же включены и молитвы, читаемые при облачении. Сербские священники в просторечии тоже называют входные молитвы "временем", "взять время;" это объясняется последними подготовительными словами диакона перед самым началом Литургии: "Время сотворити Господеви, владыко, благослови".
Входные молитвы должны быть прочитаны священнослужителями перед входом в алтарь для священнодействия. Читаются они без облачения. Нигде нет указаний, что священник обязан иметь на себе епитрахиль; некоторые священники, однако, ее на себя возлагают. Если рассуждать по аналогии с чином архиерейской входной, епископ читает эти молитвы в одной мантии, то же и архимандрит, когда он входит для служения "со славою".
Молитвы эти состоят из обычного начала ("Благословен Бог наш..." — Царю Небесный — Трисвятое по Отче наш) и покаянных тропарей: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас..." — "Господи, помилуй нас..." — "Милосердия двери..." Затем священнослужители прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери.
Иерусалимский литургикон после "Милосердия двери" предписывает 12-кратное "Господи, помилуй". Подходя к иконе Спасителя, иерей читает тропарь "Пречистому образу Твоему покланяемся...", y иконы Божией Матери: "Милосердия сущи источник..." Во дни праздника или попразднества существует обычай прикладываться к иконе праздника при чтении соответствующего тропаря. Иерусалимский литургикон, кроме целования двух упомянутых икон, предписывает прикладываться и к иконе святого Иоанна Предтечи при чтении тропаря "Память праведного с похвалами" или же: "Пророче Божий и Предтече благодати..", a кроме того и ко всем вообще иконам иконостаса с произнесением соответствующих отпустительных тропарей или кондаков. После этого следует молитва священника перед царскими вратами и с непокрытой головой: "Господи, низпошли руку Твою...", после чего священнослужители поклоняются друг другу, испрашивая прощение: "Прости мя, брате и сослужебниче". Также поклоняются и клиросам, и народу. Иерусалимский чин предписывает при этом и малый отпуст.
B алтарь они входят при чтении псалма 5, 8—13: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему..." По святогробскому чину: "Вниду в дом Твой, поклонюся единому Божеству, триипостасно поклоняемому во Отце и Святом Дусе вовеки, аминь".
Священник и диакон благоговейно поклоняются и прикладываются к престолу и, сняв свои рясы и камилавки или клобуки, начинают облачаться в те священные одежды, которые предписаны им по чину.

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, "во весь светлейший сан;" 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение y священника со словами: "Благослови, владыко, стихарь со орарем". На слова священника: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков", диакон отвечает: "Аминь",— целует руку священника и крест на облачении. To же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.
Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: "Возрадуется душа моя ο Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61, 10).
Над епитрахилью священник читает: "Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко мvро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Пс. 132, 2).
Священник над поясом читает: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя" (Пс. 17, 33—34).
Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: "Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты" (Исх. 15, 6—7),— и на левую: "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим" (Пс. 118, 73).
Если y священника есть набедренник, т. е. то, что y русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т. е. той награды, которая введена y нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему y нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: "Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь" (Пс. 44, 4—5).
При облачении в фелонь священник читает: "Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь" (Пс. 131, 9).
На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, a именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: "Господу помолимся,— Господи, помилуй".
После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: "Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи" (Пс. 25, 6—12).

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, a именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое. Слева ставит святой дискос, a справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и воздух. Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: "Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме..."

Проскомидия

Приготовив все потребное, священник и диакон поклоняются трижды перед жертвенником с молитвой: "Боже, очисти мя грешного и помилуй мя". Священник читает тропарь Великого Пятка: "Искупил ны еси от клятвы законныя (Гал. 3, 13) честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободься, бессмертие источил еси человеком: Спасе наш, слава Тебе".
Диакон начинает: "Благослови, владыко".
Священник: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Heзаписанная в уставе практика, соблюдаемая некоторыми старыми и опытными священнослужителями, допускает произнесение этого тропаря сопровождать целованием священных сосудов, причем это производится так: "Искупил ны еси от клятвы законныя",— иерей прикладывается к дискосу,— "честною Твоею Кровию",— то же к Чаше,— "на Кресте пригвоздився",— к звездице, которая, будучи раскрыта, представляет собою Крест,— "и копием прободься",— к копию,— "безсмертие источил еси человеком: Спасе наш, слава Тебе",— к лжице.

Держа левой рукой просфору, из которой он намеревается вырезать Агнца, священник правой рукой делает копием на печати просфоры три крестных знамения, произнося трижды: "В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа",— так как евхаристическое Жертвоприношение совершается, согласно заповеди Господней, в Его воспоминание. Иерусалимский чин усложняет это тремя диаконскими возгласами "Господу помолимся,— Господи, помилуй", a после слов священника словами "всегда, ныне и присно и во веки веков".

Перед объяснением проскомидии следует заметить, что стороны на дискосе во время проскомидии считаются в обратном порядке, против обыкновенного, т. е. левая считается правой, a правая — левой; иными словами, считаются по отношению к положению Агнца, a не по отношению к священнику. Β иерусалимском служебнике есть примечание об этом; венецианская же редакция содержит подробное объяснение этому мелким шрифтом на двух страницах; славянская не говорит ничего.

K сказанному ранее ο веществе, необходимом для совершения Евхаристии, следует добавить, что иерей ни в коем случае не смеет совершать проскомидию над теми пятью хлебцами и тем вином, что были освящены на всенощном бдении во время литии. Наш, русский, служебник содержит особое примечание об этом, "увещание: и сие тебе ведомо буди, ο иерее..." в конце последования вечерни. Β греческом служебнике этого нет, но запрещение это также соблюдается и на Востоке.

После произнесения слов "В воспоминание Господа..." иерей вонзает копие вертикально и режет с правой стороны агничной просфоры, т. е., как уже было указано, с левой руки самого литургисающего иерея, со словами: "Яко овча на заколение ведеся". Потом так же вонзает с левой стороны просфоры и режет по краю печати со словами: "И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих". Затем таким же образом вонзает и режет по верхней линии печати, произнося: "Во смирение Его суд Его взятся", — и, наконец, по нижней стороне со словами: "Род же Его кто исповесть". Если совершается Литургия с диаконом, то он на каждое такое действие священника говорит, держа орарь в руке: "Господу помолимся". Если диакона нет, то священник никаких диаконских слов не произносит. Затем диакон говорит: "Возми, владыко",— и священник, вложив копие "от косвенныя десныя страны просфоры" (т. е. слева), подрезывает таким образом Агнец горизонтально и, приподымая слегка его копием, вынимает из просфоры, произнося: "Яко вземлется от земли живот Его". Все эти слова взяты из Исайи 53, 7—8.
Слова эти из "ветхозаветного евангелиста" указывают на добровольные Страдания Агнца Божия, вземлющего грехи мiра. Таким образом, проскомидия начинается словами жертвоприношения, ибо Литургия не есть только Таинство, но еще и Жертва, приносимая ο всех и за вся.
При правильном вырезании и вынимании Агнца из просфоры должен быть вырезан кубической формы кусочек просфоры.
Диакон продолжает: "Пожри, владыко".
Иерей: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мiра, за мiрский живот и спасение",— причем он кладет Агнец "взнак", т. е. печатью вниз, a мякотью вверх и разрезает крестовидно часть Агнца, но не до конца, чтобы Агнец не распался, a лишь до корки. Благодаря этому крестообразному надрезу, при преломлении его священник сможет преломить Агнец на четыре равные части.
Положив Агнец печатью кверху, священник при словах диакона "прободи, владыко" прободает копием верхнюю правую часть Агнца (т. е. ту, на которой стоит надпись IC) со словами: "Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его" (Ин. 19, 34—35).

B венецианском греческом служебнике нет слов "прободи, владыко". Зато в иерусалимском содержится после слов "Жрется Агнец Божий..." диаконский возглас "Распни, владыко" (σταύρωσον, Δέσποτα) и слова иерея "Распеншуся Tи, Христе, погибе мучительство, попрана бысть сила вражия, яко не ангел, не человек, но Сам, Господи, спасл еси нас, слава Тебе" (Седален Креста, глас 1-ый, Триодь).
После прободения Агнца диакон вливает в ковшичек вино, смешанное с небольшим количеством воды, и обращается к иерею: "Благослови, владыко, святое соединение". После благословения священника диакон вливает "соединение" в святую Чашу. У нас не указано, какими словами иерей должен благословить это смешение вина и воды; греческие же служебники содержат особую формулу: "Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Иерусалимский служебник предлагает после этого покрыть Чашу покровцом. Это не есть окончательное покровение, и совершается оно без положенных потом при завершении проскомидии молитвенных слов. Покрыть же Чашу в данный момент следует во избежание засорения ее пылью или летающей мошкарой.
На этом действие диакона пока что заканчивается, и он может отойти в сторону для нахождения евангельского зачала или апостольского.

Священник продолжает проскомидию дальше. Он берет вторую просфору, так называемую "Богородичную", и со словами "в честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Еяже молитвами приими, Господи, жертву сию в Пренебесный Твой Жертвенник" он вынимает треугольную частицу и полагает ее "одесную святого Хлеба, близ среды его", т. е. слева, если считать от руки священника. При этом он произносит слова Пс. 44, 10: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преиспещренна".

После этого иерей берет в левую руку третью просфору, так называемую "девятичинную", вынимает копием девять треугольных частиц и полагает их "ошуюю святого хлеба" (т. е. справа), в три ряда вертикально один под другим.
Что касается порядка вынимания этих девяти чинов частиц в честь отдельных святых, то следует указать на некоторые различия в славянских и греческих служебниках.

B славянских служебниках первая частица вынимается в честь "Честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна", a вторая — в честь "Святых славных пророков: Моисеа и Аарона, Илии и Елиссеа, Давида и Иессеа; святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков".
По греческому чину первая частица вынимается в память "Всевеликих Чиноначальников Михаила и Гавриила и всех Небесных Сил", тогда как вторая соединяет в себе поминовение Предтечи Иоанна и всех пророков поименно, как и в наших служебниках.
Третья частица вынимается в честь "Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов". У греков после Петра и Павла указано "двоюнадесяти и семидесяти", a иерусалимский чин добавляет еще и "святого славного и всехвального апостола Иакова, брата Божия и первого иерарха Иерусалимскаго".
Таким образом, закончено полагание частиц в первом вертикальном ряду.
Четвертая начинает сверху второй ряд и вынимается в честь святителей, т. е. святых епископов, вселенских учителей и местно чтимых святителей. Поэтому в разных изданиях находятся варианты отдельных редакций. Так например:
Русское издание поминает: "Иже во святых отец наших святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского; Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа, и Ермогена Московских; Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского, и всех святых святителей". Венецианское издание греческого чина останавливается на имени святого Николая; иерусалимское добавляет святого Иоанна Милостивого. Сербский служебник (издание 1928 г.), опуская имена русских святителей, добавляет, однако, свои сербские, a именно, "святых сербских просветителей и научителей Симеона Мvроточивого, святителей Саввы, Арсения и Максима".
Пятая частица вынимается в честь святых мучеников и мучениц, и также не во всех изданиях совпадает порядок и число имен. Русское издание содержит поминовение: "Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, — и всех святых мученик, и мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, и Параскевы, Екатерины, — и всех святых мучениц". Сербское издание тождественно с русским. Венецианское не имеет поминовения мучениц, и упоминает только одного Феодора (Тирона); иерусалимское после имен мучеников содержит общее поминовение мучениц, a не поименное.
Шестая частица вынимается в честь преподобных отцев и жен, т. е. подвизавшихся в монашестве. Русское и сербское издание наиболее полны: "Преподобных и богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского,— и всех преподобных отец и преподобных матерей: Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни,— и всех святых преподобных матерей". Венецианский служебник ограничивается поминовением первых пяти имен преподобных отцев. Иерусалимский литургикон добавляет к ним Паисия и Петра Афонского.
При вынимании седьмой частицы, начинающей третий ряд, поминаются святые чудотворцы и бессребреники: Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон и Ермолай. Различий в отдельных служебниках не встречается.
Вынимая восьмую частицу, иерей поминает святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну, святого, празднуемого в настоящий день, святого, которому посвящен храм, и затем равноапостольных Мефодия и Кирилла, равноапостольного Владимира и "всех святых, их же молитвами посети ны, Боже". Β этом согласны и русская, и сербская практика. Венецианская после Иоакима и Анны поминает только дневного святого. Иерусалимская же: Иосифа Обручника, Симеона Богоприимца и дневного святого. Разумеется, что священнику не возбраняется поминовение имен тех святых, которых он особенно чтит и κ молитвенному заступлению которых он прибегает.
На девятой частице поминается святой Иоанн Златоуст или Василий Великий, в зависимости от того, чья литургия совершается.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру