Литургика. Об авторе и его книге. Понятие о годовом богослужении, богослужение праздничное и великопостное, двунадесятые праздники. Непреходящие двунадесятые праздники.

Понятие о годовом богослужении, богослужение праздничное и великопостное, двунадесятые праздники.

Церковные службы на особые дни богослужебного года называются годовыми, потому что совершаются один раз в год. Они посвящены воспоминаниям особых событий Священной Истории, суть которых раскрывается в изменяе¬мых частях суточного богослужения.

Богослужебные дни годового круга — это дни праздников и дни постов, поэтому годовые службы разделяются на службы праздничные и великопостные. В дни праздников Святая Церковь воспоминает о событиях земной жизни Христа Спасителя, о домостроительстве Божием, о нашем спасении и о спасительных плодах его. Поэтому праздники в Церкви имеют особое значение, через них раскрываются важнейшие историко-догматические и нравственно-религиозные истины.

Церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделяются на великие, средние и малые (о подобном их разделении и о различии в службах этих праздников см. Типикон, гл. 47). Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге — "имже бдение и вся служба праздника совершается по уставу".

Двенадцать великих праздников установлены во славу Господа и Бога нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Соответственно они называются Господскими, или Господними двунадесятыми праздниками, и Богородичными двунадесятыми праздниками. Двунадесятые праздники, в свою очередь, разделяются на переходящие и непереходящие (неподвижные). Непереходящие праздники празднуются всегда в один и тот же день месяца, переходящие зависят от дня празднования Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники — неподвижные.

Двунадесятыми неподвижными праздниками являются:

Богородичные праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября);
Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря);
Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля);
Сретение Господне (2/15 февраля) — праздник Господский, но отнесен к Богородичным праздникам по построению (уставу) богослужения;
Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

Господские праздники:

Рождество Христово (25 декабря/7 января);
Богоявление (Крещение Господне) (6/19 января);
Преображение Господне (6/19 августа);
Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября).

Службы этим неподвижным двунадесятым праздникам помещены в Минее месячной.

Подвижными двунадесятыми Господскими праздниками являются:

Вход Господень во Иерусалим;
Вознесение Господне;
Пятидесятница — день Святой Троицы.

В Минее месячной нет служб на эти три двунадесятых праздника — они помещены в Постной Триоди и Цветной Триоди.
Праздник Пасхи как "праздников праздник" имеет особую службу, и его нет в числе двунадесятых праздников.
Кроме перечисленных великих двунадесятых праздников есть великие недвунадесятые праздники:

Обрезание Господне (1/14 января);
Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля);
День святых апостолов Петра и Павла (29 июня/ 12 июля);
Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/ 11 сентября);
Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября).

В нашем курсе мы рассмотрим богослужение двунадесятых праздников, праздника Святой Пасхи, а также Постной и Цветной Триодей. Непереходяшие Господские и Богородичные двунадесятые праздники будут рассмотрены в первой части книги, переходящие Господские праздники — во второй и третьей частях, а также при изучении Постной Триоди (Вход Господень во Иерусалим) и Цветной Триоди (Вознесение Господне и Пятидесятница).

 
ЧАСТЬ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения — чтениях, молитвословиях, песнопениях.

Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь "облекается в одежды светлыя" (во "весь светлейший сан", как говорится в уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники — золотого (символ торжества), в Богородичные — голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты).

В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня — облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня — фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы — цвет зеленый, "в цветах". На Пасху цвет облачения — белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские — желтые, в святительские — золотые (в Киево-Печерской Лавре — голубые), в преподобнические праздники цвет облачения — зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические — красный (символ страданий).
В богослужении великих праздников пение — как выражение радостного состояния души — преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В уставе так и указано: "При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять" (Типикон, гл. 2).
Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ

Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).
Если Господский праздник случится в воскресенье — воскресная служба отменяется, и поется только служба празднику по Минее или Триоди. Если в воскресенье случится великий Богородичный праздник, то его служба совершается в соединении со службой воскресной (см. Типикон, последование под 8 сентября, 14 сентября, 6 августа и др.). При этом схема воскресного всенощного бдения и Литургии остается без изменений, но к воскресным стихирам, тропарям и канонам присоединяются стихиры и другие молитвословия Богородичного праздника.

Если Богородичный праздник случится в воскресенье, то богослужение имеет следующие особенности.
На вечерне, на входе вместо догматика поется стихира праздника; затем читаются паремии праздника, и служится лития. На благословении хлебов поется трижды тропарь праздника.

На "Бог Господь" поется тропарь воскресный дважды, на "Слава, и ныне" — тропарь праздника Богородицы.
После полиелея поется величание праздника с избранными стихами, затем — воскресные тропари "Ангельский собор удивися".
Степенны антифоны поются рядового гласа (а не первый антифон 4 гласа, как в том случае, если бы Богородичный праздник пришелся в будний день); затем поется прокимен праздника.

Евангелие читается праздника, а не воскресное утреннее.
Поется Воскресная песнь по Евангелии "Воскресение Христово видевше", но вместо "Воскрес Иисус от гроба" во все двунадесятые Богородичные праздники в воскресенье поется стихира праздника.

После канона воскресного (на 4 с ирмосом) поется канон Богородице из Октоиха (на 2) и затем — праздника из Минеи (на 8). Крестовоскресный канон Октоиха опускается.

По 8-й песни канона в воскресенье на утрене поется "Честнейшую Херувим", но на Литургии поется задостойник.
После великого славословия — тропарь воскресный гласа.

Перед первым часом на "Слава, и ныне" поется стихира евангельская.
На часах — тропарь воскресный, на "Слава" — праздника; кондаки — попеременно.
На Литургии после малого входа — тропарь воскресный и тропарь Богородичного праздника, затем — кондак воскресный и праздника, прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз), Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен — воскресные и праздника.
В отличие от Богородичных праздников в Господский праздник, если он случится во вторник, в среду, четверг, пятницу и субботу, на великой вечерне не стихословится Псалтирь. Если Господский праздник случится в воскресенье, то стихословится первая кафизма, а если в понедельник, то на великой вечерне поется первый антифон первой кафизмы ("Блажен муж").
На великой вечерне стихиры на "Господи, воззвах" обычно поются на 8.
По полиелее всегда бывает величание праздника (за исключением Кириопасхи, когда не поется полиелей и не бывает величания Благовещению).

Перед Евангелием поется первый антифон 4-го гласа — "От юности моея" (кроме воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны текущего гласа).
В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста Господня и в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется песнь "Воскресение Христово видевше".

Каноны праздника по уставу следует петь с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы поются дважды в начале и в конце каждой песни), а катавасия для каждой песни — это те же ирмосы или ирмосы, особо указанные в службе праздника.
На утрене по 8-й песни во все двунадесятые праздники "Честнейшую Херувим" не поем, а поется припев и ирмос 9-й песни (или только один ирмос), за исключением Богородичных праздников, которые приходятся на воскресенье.
Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на Литургии, вместо изобразительных, поются антифоны праздничные (Типикон, гл. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и на отдание праздника поются антифоны изобразительные ("Благослови, душе моя, Господа", "Хвали, душе моя, Господа" и "Блаженны"). В те праздники, когда поются антифоны праздничные, на малом входе на Литургии всегда возглашается "Входное", или "Входный стих" праздника (исключением являются праздники Сретения и День Святого Духа, когда на Литургии полагается "Входное", но праздничные антифоны не поются).

При архиерейском служении Литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет "Приидите, поклонимся" — причем, припев берется из второго антифона Литургии. Например, на Рождество Христово: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа". После этого поются тропарь и кондак праздника.
В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), где нет поминовения седмичных святых (напр.: Небесных сил, или Предтечи, или Честного Креста). Малый отпуст (например, в конце 1-го часа) произносится обычный, без праздничного начала.

В воскресные дни отпуст (и великий, и малый) всегда воскресный, кроме случаев, когда на воскресенье приходится Господский праздник; тогда великий отпуст произносится с праздничным началом, а малый — как в будние дни.
На Литургии во все двунадесятые праздники (даже при совпадении с воскресными днями) вместо "Достойно" поется задостойник — припев с ирмосом 9-й песни или один ирмос (в праздники Входа Господня во Иерусалим и Пятидесятницы) .
В самый день Господского праздника, вечером положено служить великую вечерню со входом и пением особого великого прокимна.
Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в эту субботу вечером (т.е. в самый праздник) на вечерне поется великий прокимен воскресный "Господь воцарися", а великий прокимен, который обычно поется в вечер праздника, поем под праздник на всенощном бдении — "в пяток вечера".

Общей особенностью всех двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания (за исключением праздника Входа Господня во Иерусалим, который этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Попразднства и отдания были приняты в IV веке преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В дальнейшем Церковь для большей торжественности богослужения присоединила их и к другим великим праздникам.

Предпразднство как бы пророчески предуказывает на день великого праздника и самим богослужением подготавливает верующих к достойной встрече праздника.
В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службой святым находятся стихиры, тропари и иногда каноны в честь наступающего праздника, которые отчасти заменяют собой песнопения Октоиха. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.
Все двунадесятые праздники (кроме праздников Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня), Пятидесятницы) имеют по одному дню предпразднства. Предпразднство Рождества Христова имеет пять дней, Богоявление — четыре дня; праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.

Попразднство — это продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников чтутся и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы следует праздник в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны; после праздника Рождества Христова — Собор (т. е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после праздника Крещения Господня — Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после праздника Сретения Господня совершается память святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы — Собор Архангела Гавриила.

В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями святому помещаются песнопения самого праздника или песни попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.
Число дней попразднства вместе с днем отдания может быть от одного до восьми. Причиной неравномерного установления Церковью дней попразднства служит разное соотношение праздников и других дней богослужения. Например, небольшой временной промежуток, отделяющий один праздник от другого (Рождество Пресвятой Богородицы, празднуемое 8 (21) сентября, и Воздвижение Креста Господня, празднуемое 14/27 сентября), или периода поста (например, Благовещение).

Последний день попразднства называется отданием праздника. Отдание отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но на отдание, в отличие от службы праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паремий,на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. На отдание вместо "Честнейшую Херувим" поется запев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней). Утреня служится на отдание с великим славословием. На Литургии нет праздничных антифонов, не читается праздничный Апостол; только в Богородичные праздники читается праздничное Евангелие (на Господских — не читается).
На Литургии в отдание праздника поются задостойник, прокимен, аллилуарий и причастен праздника. В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым по уставу положено бдение, полиелей или великое славословие.

Остановимся более подробно на особенностях богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием).
Стихиры на "Господи, воззвах" и на стиховне вечерни, на хвалитех и на стиховне утрени поются не Октоиха, а предпразднства или попразднства, обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На "Слава, и ныне" — всегда стихиры праздника, но в субботу поется догматик настоящего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и отдания Пятидесятницы).

После "Ныне отпущаеши" поется тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым поется тропарь святому и на "Слава, и ныне" — тропарь предпразднства или попразднства (в воскресные дни — "Богородице Дево, радуйся" (дважды), а затем — тропарь предпразднства или попразднства). На отдание праздника в седмичные дни — только тропарь праздника (трижды).
На утрене на "Бог Господь" после "И ныне" поется всегда тропарь предпразднства или попразднства, даже в воскресные дни.
Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) — канон предпразднства или попразднства.
Если в воскресенье празднуется и полиелейный святой, то канон Богородице из Октоиха не читается (начиная с шестеричной службы), а читается вместо него канон святому. По третьей песни канона — кондак и икос предпразднства или попразднства.
В попразднство (в седмичные дни) до отдания поется "Честнейшую Херувим" (за исключением 26 декабря и 7 января), но на отдание вместо "Честнейшую Херувим" поется припев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней).

На Литургии поются антифоны изобразительные. Прокимен праздника (трижды) поется вместо дневного прокимна в попразднство и на отдание. На малом входе в попразднство Господских праздников поется "Приидите, поклонимся" с особым праздничным припевом в конце; припев берется из второго антифона Литургии праздника.

В предпразднство и попразднство Богородичных праздников (но не Господских) на Литургии Апостол и Евангелие праздника читаются после рядовых зачал. Причастен поется празднику в попразднство (но не в предпразднство) и на отдание. На Литургии задостойник поется во все дни попразднства до отдания включительно, в том числе и в воскресенье.

В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается отпуст праздника полный, но без дневных молитвенных обращений, таких, как "Бесплотных сил", так как Октоих в попразднство не поется (см. Указание в Служебнике "Отпуст дневной во всю седмицу"). Но в воскресные дни бывает отпуст воскресный, а не праздника.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру