Литургика. Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября)

Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века по¬строила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. — Антонием, ар¬хиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским; в VII в. — святым Андреем Критским; в VIII в. — святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. — Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен "язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты".

Для Своего воплощения "во исполнение Божественного смотрения (домостроительства)"  Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова , а по матери Анне — из первосвященнического рода Ааронова . "Пронареченная от родов древних"  и "от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога" , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной.

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной — "Ангелов и человеков" , ибо из Нее воссияло для всех "Солнце Правды — Христос Бог наш". "Это — день Господень" , "Начало нашего спасения" , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение . "Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости ("дебельством явльшася") плоти . Пресвятая Дева, "пронареченная", предызбранная от всех родов, "премногия ради чистоты Своей и смирения" , послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех — Христа Бога , "присносущнаго Существа Божественное пребывалище — Божие обиталище" , храм Божий и небо одушевленное, "Престол свят на земли предуготованный" , "Питательница жизни нашея".

"Всепетая Дева" явилась "Едина воистину Богородица, храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств" . "Она — Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших".

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: "Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу". По словам преп. Иоанна Дамаскина, "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость".

"Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется" . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший "начаток" человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась "начат¬ком нашего спасения" , Она — "всех жизнь и очищение" , "радости спасения Ходатаица" , "Еюже земная с небесными"  соединяются. Она — "клятвы отъятие, благословения подание" , "Адамово избавление, Евино воззвание и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся и от смерти избавлени быхом".

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию "мановением всех Создателя и Вседержителя" .

"Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветры, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) показуется мати (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог — Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне после входа — чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.
В первой паремии (Быт. 28, 10–17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и прообразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и "будут (они) затворены". Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектении и седальна праздника поется первый антифон 4-го гласа.

Этот антифон ("От юности моея"), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы — праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.
В праздник читаются два канона. Первый канон — святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй — святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия — это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: "Крест начертав Моисей" (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды. На 9-й песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую Херувим" поется первый припев и ирмос второго канона.
Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.

Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Затем указанный припев поется к тропарям первого канона. К тропарям же второго канона другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

На Литургии вместо "Достойно" поется задостойник — ирмос "Чужде матерем девство" с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(21 ноября / 4 декабря)

Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в первом веке епископ Антиохийский Еводий , в IV веке — блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IХ веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока.

Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета — быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы "священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и <…> светозарное обиталище".

Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили мно¬го свечей. Прибыв из Назарета в Иерусалим, благоговейно и торжественно шли они к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с ковчегом Завета в храм Соломонов (1 Пар., гл. 15). Ведомой во храм Пресвятой Деве Марии предшествовал лик юных дев со светильниками . "Кругом храма, — пишет блаженный Иероним, — сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте". Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени.

Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, сын Варахии, родитель Предтечи, пророк Божий , и по таинственному Божию вдохновению , проразумевая будущее , совершил дело необычное и для всех удивительное: благословив Деву, Он ввел Ее, как "Невесту Бога Всецаря" , во Святая Святых , туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью и куда возбранялся вход не только женщинам и девам, но и священникам (Исх. 30, 10). Даже Ангелы, по церковной песни, "вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых".

Святая Церковь прославляет событие этого праздника в кондаке.

Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16, 2).

Здесь, "во святилище"  — в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении оставлена была Пресвятая Дева для воспитания. Когда Она приведена была в храм, будучи трехлетней отроковицей , уже тогда Она была "многолетней по духу" , "младенчествующая плотию, но совершенная по душе" . В храме Она была удостоена явлений Ангела Божия. По словам Священного Предания, Ангел приносил Ей пищу, освящавшую Ее . Святая Дева, "принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию" . "Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни — Слово" , "всю Ее, — говорится в церковной песни, — пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой" . Во время пребывания Святой Девы Марии в храме Дух Божий, уготовляя Ее в "Божественное жилище", все более проникал в Ее душу, пока Ее душа не стала способной дать человеческую душу Тому, Кто родится от Нее по плоти, — Сыну Божию. "Как духовный плод праведных" , "как имеющая красоту душевной чистоты и исполненная благодатию Божией с неба, Чистая Богородица"  Дева путем духовного подвига и совершенствования достигла такой высоты святости, при которой Ее тело стало совершенно невосприимчивым для греха (слав. для "течения греховнаго"). Та, Которая со свечами была в младенчестве приведена и "отдана в Божественный храм, Сама, как действительно Божественный храм, явилась обителью неприступного и Божественного Света".

И во всем богослужении праздника Введения Богородицы во храм главенствующими мотивами являются чистота и святость, радость и свет.

Пресвятая Дева Мария, достигшая по благодати высшей чистоты и святости, послужила великой тайне Боговоплощения, став Материю "Святых Святейшего Слова". "Избранная и Единственно Чистая, — говорится в песнопении, — оказалась выше всего земного и умопостигаемого" . Пророк Божий, первосвященник Захария, некогда созерцая красоту души Пречистой Девы и прозревая грядущее, с верою воскликнул: "Ты — избавление, Ты — радость всех. Ты — воззвание наше: чрез Тебя Невместимый окажется вместимым для меня".

В Пресвятой Деве с детства было заключено все неисчерпаемое богатство благодати:"Яко дом сущи благодати, в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (домостроительства)" . При рождестве Пресвятой Девы Марии только Ее родители Иоаким и Анна по чудесным обстоятельствам, сопровождавшим это рождение, могли предугадать великое предназначение своей Дочери. Введение же Ее во храм было как бы явлением Ее миру, подобным явлению Христа при Его Крещении. Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода. "Сегодня (в день Введения Богородицы во храм) предзнаменование ("предызображение") Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа".

Пресвятая Дева Мария Своим явлением возвещала о том, что близко исполнение "смотрения (домостроительства) Зиждителева" и "совет превечный Превечного Бога нашего во исполнении грядет".

Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: "Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы", уготованной быть Материю Божией  и посредницей радости для мира ; "прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы".

Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44, 15)  как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: "Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знак и обновления".

Пресвятая Дева Мария, "будучи Святейшим храмом Святого Бога нашего", послужила воплощению Царя всех и Бога, Который обожил , обновил, воссоздал весь род человеческий по Своему милосердию . Через Нее мы избавились от древнего проклятия, "бывше нетления общницы" . "Да радуется днесь небо свыше, и облацы веселие да кропят о зело (весьма) преславных величиях Бога нашего" , "яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне читаются три паремии.

В первой паремии (Исх. 70, 1–5, 9–10; 16, 34–35) в образе ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии — ибо Дух Святой осенял Пресвятую Деву, скинию воплощения Господа.
Во второй паремии (3 Цар. 8, 1; 3–7, 9–11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы — кивота Завета Господня, который по освящении Соломонова храма священники внесли во Святая Святых под осенение Херувимов.

В третьей паремии (Иез. 43, 27; 44, 1–4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.
На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене по полиелее величание.

Канонов два. Катавасия: "Христос раждается, славите" (ирмосы ближайшего по времени праздника — Рождества Христова). На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припев и ирмос.

Припев: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы.

На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, — прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье — в соединении с воскресными). Вместо "Достойно" поется задостойник.
Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября/8 декабря.

Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.

Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля — отдание праздника Рождества Христова. — Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: "Христос раждается, славите" (рядовая, после всех песней).


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру