Литургика. Богородичные праздники

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(15/28 августа)

Тропарь, глас 1
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА,ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником.

Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась "кончина (depositio) Девы Марии", а 14 августа — "взятие (assumptio) на небо". Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь, Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII–IХвв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV–V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.
В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке — Космою Майумским и Иоанном Дамаскиным два канона.

Сообразно наиболее древнему и общепринятому преданию Церкви празднуемое событие совершилось следующим образом. После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева, оставаясь по завещанию Своего Сына на попечении святого Апостола Иоанна Богослова, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына Своего, седящего одесную Бога Отца. Высокий жребий Преблагословенной Девы, Ее причастность к делу благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. "Чудно рождение Твое, — восклицает Церковь, — чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста" . "Дивны Твои тайны, Богородице! Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего и сегодня преставилась от земли к Небу. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами" .

Ко времени Успения Своего Пресвятая Дева Мария жила во Иерусалиме. Здесь, за три дня до кончины, явился Ей Архангел Гавриил, и, как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения. "Снова был послан от Бога Гавриил благовествовать изшествие Чистой Девы" . Преставление Ее было ознаменовано чудесами, которые воспевает Церковь в своих песнопениях. В день Ее кончины апостолы по велению Божию были восхищены на облака и из разных стран земли перенесены и поставлены в Иерусалиме . Апостолам надлежало увидеть, что Успение Богоматери было не обычной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было и Ее рождение, и многие обстоятельства жизни. "Надлежало очевидцам Слова и слугам увидеть Успение по плоти Матери Его, поскольку оно было окончательным таинством над Нею, так, чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями преставления Родившей Его. Поэтому, собранные отовсюду Божественной силой, они прибыли
в Сион и провожали идущую на небо Высшую Херувим" .
При Успении Богоматери присутствовал Иаков, брат Господень по плоти, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр — "почетный глава, начальник Богословов"  и другие апостолы, за исключением апостола Фомы.

Сам Господь с Ангелами и святыми явился в необычайном свете в сретение души Своей Матери . Пресвятая Богородица, увидев Господа, прославила Его, ибо Он исполнил обещание явиться при Ее Успении, и с улыбкой радости на лице предала Свою блаженную душу в руки Господа .

"Отходя как бы с воздетыми руками, которыми Она носила Бога во плоти, Всенепорочная с дерзновением Матери так сказала Рожденному: "сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне", тех, "кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй" .
Приняв святую душу Пресвятой Девы, Господь передал Ее Архангелу Михаилу и Cилам бесплотных Ангелов , "облек Ее, — говорится в древнем синаксаре, — как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет" . "Небесные Божественные селения достойно приняли Тебя (Богородица), как одушевленное небо и Ты, светло украшенная как Всенепорочная Невеста, предстала Царю и Богу" .

Переходом к жизни вечной и лучшей была кончина Чистой и Пренепорочной Девы Богородицы: Она преставилась от жизни временной к действительно Божественной и непрекращающейся жизни для созерцания в радости Сына Своего и Господа, сидящего с воспринятой от Нее и прославленной плотию одесную Бога Отца . "Ныне Мариам веселится, всенепорочное Тело Господа обоженное зрящи на Престоле Божии" .

Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании между гробами праведных Ее родителей и Иосифа Обручника. "Похоронил лик апостольский принявшее Бога тело Пресвятой Девы" .

"О, дивное чудо, — восклицает Церковь, — источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси (Быт. 28, 10-17) гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме" .
На третий день, когда апостол Фома, не бывший при кончине и погребении Пресвятой Богородицы, пришел в Гефсиманию и для него был открыт гроб, Пречистого тела Богоматери там уже не было.

"Почто радость со слезами, Богопроповедницы, рас¬творяете? Пришед Близнец (апостол Фома), свыше вразумляемь, приглашаше апостолом: видите вы пояс (Богоматери) и уразумейте — Дева воскресе от гроба", "яко Бога Родительница" .

Весьма были удивлены и опечалены апостолы, не нашедши Святого тела Богоматери — во гробе лежала только Плащаница как неложное свидетельство Ее преставления.
Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо: "Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси" . "Богоприемное тело, аще и во гробе вселяется, но во гробе пребыти не навыче, востает же силою Божественною" . Ибо не подобало селению жизни, — говорится в синаксаре праздника, — удерживаться смертью, и Родившей Создателя твари в нерастленном теле быть оставленной на тление в земле с тварью. "Дает Тебе сверхъестественное Царь Бог всех, ибо как в рождении сохранилась Девою, так и во гробе тело соблюл нетленно и вместе (с Собою) прославил Божественным прославлением, воздавая Тебе честь, как Сын Матери" .

После Успения Богоматери апостолы во время трапезы беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба. Внезапно они увидели Пресвятую Деву на небесах "живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемою", Которая сказала им: "Радуйтесь" . И невольно вместо: "Господи, Иисусе Христе, спаси нас", они воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам" (отсюда возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный "Чином о Панагии").

У гроба почившего нам свойственно задумываться о прожитой им жизни, о том, какова она была, что человек успел исполнить в жизни, Господом данной, как личность, какими особыми чертами отличался его характер. Если бы над гробом Богоматери кто-либо спросил, что составляло суть характера и жизни этой высочайшей Личности, можно было бы вслед за святым Димитрием Ростовским ответить : девство, девственная чистота души и тела, глубокое смирение, всецелая любовь к Богу — высочайшая, совершеннейшая святость, какая только достижима для человека, пребывающего во плоти. Пресвятая Дева была, как говорит святой Андрей Критский, "Царицей естества", "Царицей всего рода человеческого, Которая выше всего, кроме Единого Бога". Она была Честнейшей Херувим, Славнейшей без сравнения Серафим.

"Яже небес вышшая сущи, и Херувим Славнейшая, и всея твари Честнейшая, яже премногия ради чистоты, присносущного Существа приятелище бывает, в Сыновнии руце днесь всесвятую предает душу" .

Этой совершенной святости и непорочности Богоматерь достигла с помощью благодати Божией личным подвигом совершенствования. К такой святости Преблагословенная Дева была предуготована до Своего рождения подвигом Ветхозаветной Церкви в лице предыдущих поколений праведников, праотцев и отцев, поминаемых Церковью перед Рождеством Христовым (см. об этом ниже: Неделя св. Праотец и Отец перед Рождеством Христовым).

"Будучи высшею небес и славнейшею Херувимов, превосходя честью все творение", Она явилась "за превосходную чистоту приютом для вечного Существа" , послужила великой тайне Боговоплощения, стала Материю Жизни , "источником началожизненного и спасительного для всех воплощения .
Одно лишь соприкосновение с Пресвятой Девой, духовное общение с Ней, даже простое лицезрение Ее, приводило в восторг, захватывало дух, умиляло современников Ее земной жизни. Праведная Елисавета, по словам Евангелия, исполняется духовного восторга. Те же чувства, по преданию, переживают святой Игнатий Богоносец и святой Дионисий Ареопагит. Игнатий Богоносец посетил Богоматерь в доме апостола Иоанна Богослова. Святой Дионисий, муж знатный и образованный, в письме к апостолу Павлу пишет, что когда апостол Иоанн ввел его в жилище Пресвятой Девы, его озарил извне и изнутри дивный Божественный свет такой силы, что сердце и дух его изнемогли, и он готов был почтить Ее поклонением, которое прилично Самому Богу. В лице Святой Девы христианство имеет дивную красоту девства, нравственное совершенство и смиренную премудрость.

В церковном сознании слишком крепка мысль о Богоматери, как об идеале обоженного человека. Имя Пресвятой Девы воспевается на всех богослужениях. Богородичные праздники уравнены с праздниками Господскими. В богослужебных песнопениях, акафистах Она изображается чертами вышечеловеческими: приснотекущий Источник, напаяющий жаждущих; огненный Столп, показующий всем путь спасения; неопалимая Купина; всех скорбящих Радость; Одигитрия — Путеводительница ко спасению, отверзающая райския двери роду христианскому.

Служение тайне воплощения и спасения было существом жизни Богоматери . В Ее лице человечество участвует в спасении как Богочеловеческом деле. "Богоматерь, хотя и не самостоятельно, женственно и, так сказать, страдательно, проходит вместе с Сыном путь к Голгофе, начинающийся с Вифлеемских яслей и бегства в Египет, и, стоя у креста, приемлет в душу Свою крестные муки. В Ее лице страждет и распинается Матерь рода человеческого. Поэтому Она именуется в церковных песнопениях Агницей, наряду с Агнцем (Христом)". Она — Матерь рода человеческого, Которой мы усыновлены Самим Ее Божественным Сыном.

В день праздника "изукрашенная Божественною славою священная и славная память Пресвятой Девы Богородицы  собирает всех верных к веселию и прославлению Ее "Божественного Успения", ибо "преставляется к жизни Матерь Жизни, свеча неприступного Света, спасение верных и надежда душ наших" . Та, чрез Которую мы обожены, преставляется славно в руки Своего Сына и Владыки . Она отдала в руки Сына непорочную душу, поэтому, святым Ее Успением мир оживотворился и светло празднует с бесплотными и апостолами . Ввиду органической связи всего мира, то, что произошло с Богоматерью при Успении и по Ее Успении, не могло не отразиться во всех областях мира, — в Ней весь мир препобеждает смерть. Мир как бы сделал в этом отношении еще один шаг после того, как он сподобился Воскресениия Христова, как бы еще больше приблизился к всеобщему воскресению . "Бывши единожды от Бога проклята, земля освятися погребением Бога нашего и ныне паки погребением Твоим, Мати" . Чтобы раскрыть сущность события, песнотворцы в тропаре праздника и в стихирах прибегают к сопоставлениям празднуемого события с величайшим событием в жизни Богоматери — рождением Ею Сына Божия. Соответствие, прежде всего, заключается в том, что оба события не объяснимы законами природы, и первое из них обусловило второе: ставши Материю Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть, в собственном смысле этого слова, — Она перешла к жизни истинной из этой, призрачной и неполной, земной жизни. "В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (жизни), Мати сущи живота (будучи Матерью жизни)" .
Чудесным и необычным в рождестве Богородицы было бессеменное зачатие, а при Ее Успении — нетление ("нетленное омертвение"): "двойное чудо, чудо с чудом соединилось; ибо неиспытавшая брака оказывается кормилицей Младенца, оставаясь все же чистой, и оказавшаяся под игом смерти — благоухает нетлением" .

Песнопения праздника, составление которых относится к VI–VIII вв., отражают древнейшее предание всей Православной Церкви, утверждают и выражают православный взгляд на образ Ее кончины и предупреждают от всякого рода возможных догматических заблуждений. Современные римо-католические богословы склонны совершенно отрицать телесную смерть Богоматери, считая, что Пресвятая Богородица была совершенно изъята от прародительского греха (учение о непорочном зачатии Девы Марии). После провозглашения догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы католическое богословие пошло далее по пути провозглашения нового догмата и учения о телесном вознесении Богоматери на небо (без телесной смерти). Вопреки этому мнению, православное учение говорит о действительной телесной смерти Богоматери. "Аще и непостижный сея Плод (т. е. воплотивший¬ся Сын Божий), Имже небеса быша, погребение прият волею, како погребения отвержеся (то как избежала бы погребения) неискусомужно Рождшая" .

И апостолы, присутствовавшие при Успении Богоматери, видели в Ней "жену смертную, но и сверхъестественно Матерь Божию" . Имея высочайшую святость и личную безгрешность по благодати (но не по природе), Богоматерь не была изъята из общего удела всех людей — смерти как следствия первородного греха, присутствующего в самой природе человека, смерти, ставшей как бы законом природы человека. Только Богочеловек Христос, безгрешный по природе и непричастный первородному греху, не был причастен смерти по телу. И смерть принял Он добровольно, за нас, для нашего спасения. Богоматерь же "подчиняется законам природы" и, умирая, востает для вечной жизни с Сыном" . "Произойдя из омертвевших чресл, Чистая, Ты получила кончину сообразно природе, но, родивши действительную Жизнь, Ты преставилась к Жизни Божественной и Ипостасной" .

По вере Церкви, Богоматерь после Своего Успения и погребения была воскрешена Божественною силою и пребывает на небе со Своим прославленным телом. Но воскрешение Божией Матери подобно другим случаям воскрешения мертвых и отличается от единственного и спасительного для всех Воскресения Богочеловека Христа Спасителя. Это православное учение вопреки воззрениям католиков не преуменьшает, а возвеличивает досто¬инство и славу Пресвятой Девы, подвигом жизни достигшей величайшей святости и непорочности, послужившей Боговоплощению и нашему спасению. В восхвалении и преклонении перед славой Богоматери соединяются и небесные, и земные.

"Благословенна Ты на небесах и прославлена на земле. Всякий язык славит Тебя со благодарением, исповедуя Тебя Материю Жизни. Вся земля исполнилась славы Твоей; все освятилось миром благоухания Твоего. Через Тебя пре¬менились в радость скорби праматери. Через Тебя поют с нами все Ангелы: "Слава в вышних Богу, мир на земле". Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, — не помрачает Владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: поскольку царской души не касаются сорабы" (святой Андрей Критский).

Велика слава Богоматери на небе по преставлении. "Рая Божественнейшего сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекрасней¬шая. Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога, ибо где воссел Христос на небесах, там же ныне и Сия Пречистая Дева, Она есть и хранилище, и обладательница богатства Божества" (святой Григорий Палама). "Дивны Твои тайны, Богородице: Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами" .

Успение Богоматери явилось переходом Ее к этой славе и блаженству на небесах. Потому это — день не печали, а радости всех земных и небесных. Успение Богородицы славят все чины Ангелов, "радуются земнородные, красуясь Божественной Ее славой" .

"Солнце (Божественной) славы не только изливает на Нее свет блаженства, но даже входит в Нее, и таким образом заключается весь этот многотекущий источник света, что блаженный лик Пресвятой Девы бросает от себя лучи, как второе солнце славы, усугубляет свет невечернего дня". "Поймите разницу, — говорит далее знаменитый греческий вития и богослов Илия Минятий, епископ Кефалонитский, — между тем блаженством, которым наслаждаются все души прочих праведников, и тем, которым радуется Богоматерь Мария: те — отчасти воспринимают свет Божественной славы, а Сия — вся солнце славы. Те — получили здесь благодать отчасти и, по мере благодати, наслаж¬даются там славою. Сия там — обиталище всей славы, как здесь была обителью всей благодати. Она была здесь, как назвал Ее Архангел, благодатная, то есть имела всю полноту Божественной благодати. Это же говорит и Иоанн Богослов: "Каждому из избранных дана благодать отчасти. Дева — вся полнота благодати".

Господь, давший столько Самой Богоматери, преподал, через Ее преставление на небо всему миру особую благодать. Для Нее с Успением открылась возможность благодатного ходатайства за мир. Подобно тому, как, находясь в этом мире, Пречистая Дева Мария не была чужда небесных обителей и постоянно пребывала с Богом, так и по отшествии Она не удалилась от общения с людьми, не оставила сущих в мире. "Ты жила с людьми, — говорит, обращаясь к Богоматери, святой Андрей Критский, — Тебя имела малая часть земли, а с тех пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя умилостивлением". "Аще и преставилася еси от земли к небесным, Дево, обаче благодать Твоя излияся и исполняет все лице земли" . Ныне Дева Мария взошла на небо "в радость и помощь нам" , "ко ближайшему предстательству о всех нас , "ныне проходно бысть небо и человекам (и для людей)" . "Радуйся, Обрадованная, — поется в Акафисте, — во Успении Твоем нас не оставляющая".

Значение Богоматери для нас, земнородных, отмечено особым молитвенным обращением к Ней: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Дерзновение такого обращения имеет богатый исторический опыт. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия, как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: "Радуйся, — взывает Церковь, — с Тобою Господь и Тобою с нами" . Она — по Господе господствующих, Владыце нашем, — Госпожа и Владычица, надежда нам и упование жизни вечной и Небесного Царствия .

Сказанным, конечно, не исчерпывается глубокий смысл и значение для нас события Успения. Восхождение Богоматери обступают облака, "так и как бы некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства" (святой Андрей Критский).
"Дивны Твоя тайны, Богородице. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию. Изумевает (не в силах) же всяк ум", постичь великие тайны Богоматери и Ее славу и "никакой удобоподвижный красноречивый язык не может так витийствовать, чтобы Ее воспеть по достоинству" . "Обаче (однако) благая сущи, веру (нашу) прими, ибо любовь веси (знаешь) божественную (пламенную) нашу: Ты бо христиан еси, Предстательница, Тя величаем" .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

К достойному празднованию Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским, или по¬стом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 15/28 августа. Этот пост является вторым по строгости после Великого поста. Во время Успенского поста запрещается вкушение рыбы, вареная пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а без него — по вторникам и четвергам. Пост установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в ав¬густе месяце известен уже с V века. В ХII веке на Константинопольском Соборе (1166 г.) постановлено было поститься две недели перед праздником Успения Богородицы (и только в праздник Преображения Господня разрешается вкушение рыбы).

Если праздник Успения придется на среду или пятницу, разрешение поста бывает только на рыбу. Если в понедельник и другие дни, — мирянам разрешается мясо, сыр и яйца, а монахам — рыба.

В Успенский пост, как и в Петров и Рождественский посты, в дни, не отмеченные никакими праздниками (до службы "на 6" включительно), положено по уставу (Типикон, гл. 33 и гл. 9) петь "Аллилуиа" вместо "Бог Господь", читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо Литургии. "Аллилуиа" и великие поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и в самый праздник Преображения (с 5/18 по 13/26 августа). Поэтому в течение всего поста такое постное богослужение возможно только два раза: 3/16 и 4/17 августа (см. Типикон, последование под 1–14 августа).

На всенощном бдении читаются те же три паремии, что и на Рождество Богородицы: о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом, о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.

На литии, на "Бог Господь" и в конце утрени — тропарь праздника. По полиелее поется величание. Канонов — два. Канон 1-го гласа: "Преукрашенная Божественною славою" Космы Майумского (VIII в.), второй канон 4-го гласа — "Отверзу уста моя" Иоанна Дамаскина (VIII в.).
На 9-й песни вместо "Честнейшую Херувим" поется припев и ирмос первого канона.

Припев: Ангели Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо.
Ирмос: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и жизнь обручается со смертью); по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно Богородице наследие Твое.

Этот же припев к тропарям первого канона. Ко второму канону — другой припев.
На Литургии поется задостойник: "Побеждаются естества уставы" с припевом.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14/27 августа) и 8 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа / 5 сентября.

ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ БОГОМАТЕРИ

В некоторых местах  в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии". В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее ХV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее ("Похвалы", или "Непорочны") представляет собой искусное подражание великосубботним "Похвалам". В ХVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта).

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).
В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед по¬лиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина "Погребения Богоматери".

По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.
"Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии" — под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же "Последование" совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или "Похвалы", получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в "Службе на Успение" (изд. Московской Патриархии, 1950 г.)  в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В "Богослужебных указаниях на 1950 год"  помещен "Чин погребения", но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и "Похвалы" в "Богослужебных указаниях" напечатаны полностью (по Иерусалимскому последованию).

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ ПОГРЕБЕНИЯ

В стихирах на "Господи, воззвах" последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на "Слава" "Тебе одеющуюся светом, яко ризою" составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника).
На утрене на "Бог Господь" — особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: "Благообразный Иосиф"): "Благообразных ученик лик".

"Слава": "Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная". "И ныне: "Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим".

При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа.
После тропарей поются "Непорочны" с припевами, разделенные на три статии. Между статиями — ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа).

В конце третьей статии поются особые тропари "по Непорочных": "Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся" с припевом: "Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего".

После малой ектении — степенны, первый антифон 4-го гласа "От юности моея". Полиелей и величание не поются. Далее — Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем.
Перед великим славословием на "Слава, и ныне" открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице.

После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее — ектении и прочее последование утрени.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру