Литургика. Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября)

Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4:
Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века по¬строила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. — Антонием, ар¬хиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским; в VII в. — святым Андреем Критским; в VIII в. — святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. — Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен "язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты".

Для Своего воплощения "во исполнение Божественного смотрения (домостроительства)"  Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова , а по матери Анне — из первосвященнического рода Ааронова . "Пронареченная от родов древних"  и "от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога" , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной.

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной — "Ангелов и человеков" , ибо из Нее воссияло для всех "Солнце Правды — Христос Бог наш". "Это — день Господень" , "Начало нашего спасения" , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение . "Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости ("дебельством явльшася") плоти . Пресвятая Дева, "пронареченная", предызбранная от всех родов, "премногия ради чистоты Своей и смирения" , послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех — Христа Бога , "присносущнаго Существа Божественное пребывалище — Божие обиталище" , храм Божий и небо одушевленное, "Престол свят на земли предуготованный" , "Питательница жизни нашея".

"Всепетая Дева" явилась "Едина воистину Богородица, храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств" . "Она — Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших".

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: "Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу". По словам преп. Иоанна Дамаскина, "день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость".

"Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется" . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший "начаток" человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась "начат¬ком нашего спасения" , Она — "всех жизнь и очищение" , "радости спасения Ходатаица" , "Еюже земная с небесными"  соединяются. Она — "клятвы отъятие, благословения подание" , "Адамово избавление, Евино воззвание и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся и от смерти избавлени быхом".

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию "мановением всех Создателя и Вседержителя" .

"Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветры, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) показуется мати (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог — Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне после входа — чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках.
В первой паремии (Быт. 28, 10–17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица духовно и прообразовательно знаменует Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

Во второй паремии (Иезек. 44, 2–4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и "будут (они) затворены". Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Девы Марии Богородицы.

В третьей паремии говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от которой воплотился и родился Христос Спаситель.

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене на полиелее поется величание. После величания, малой ектении и седальна праздника поется первый антифон 4-го гласа.

Этот антифон ("От юности моея"), как правило, поется по полиелее на всех двунадесятых Господних и Богородичных праздниках, бываемых в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье первый антифон 4-го гласа поется только при совпадении с двунадесятыми Господскими праздниками: Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Неделей Ваий (Входа Господня во Иерусалим), Пятидесятницы, а также в Неделю Апостола Фомы — праздника, имеющего многие особенности богослужения двунадесятого праздника.
В праздник читаются два канона. Первый канон — святого Иоанна Дамаскина (VIII в.); второй — святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. Катавасия — это ирмосы ближайшего великого праздника Воздвижения Креста Господня: "Крест начертав Моисей" (исходя из такого принципа катавасию положено петь и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение Господне и др.). Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды. На 9-й песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припевы праздника. Обычно вместо "Честнейшую Херувим" поется первый припев и ирмос второго канона.
Припев: Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере.

Ирмос: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Затем указанный припев поется к тропарям первого канона. К тропарям же второго канона другой припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

На Литургии вместо "Достойно" поется задостойник — ирмос "Чужде матерем девство" с припевом. Тот же задостойник поем на каждой Литургии в попразднство до отдания праздника. Обычно задостойник праздника поется на Литургии до отдания включительно и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

На следующий день после праздника (9/22 сентября) совершается память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(21 ноября / 4 декабря)

Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в первом веке епископ Антиохийский Еводий , в IV веке — блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IХ веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока.

Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета — быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы "священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и <…> светозарное обиталище".

Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили мно¬го свечей. Прибыв из Назарета в Иерусалим, благоговейно и торжественно шли они к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с ковчегом Завета в храм Соломонов (1 Пар., гл. 15). Ведомой во храм Пресвятой Деве Марии предшествовал лик юных дев со светильниками . "Кругом храма, — пишет блаженный Иероним, — сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте". Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени.

Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, сын Варахии, родитель Предтечи, пророк Божий , и по таинственному Божию вдохновению , проразумевая будущее , совершил дело необычное и для всех удивительное: благословив Деву, Он ввел Ее, как "Невесту Бога Всецаря" , во Святая Святых , туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью и куда возбранялся вход не только женщинам и девам, но и священникам (Исх. 30, 10). Даже Ангелы, по церковной песни, "вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых".

Святая Церковь прославляет событие этого праздника в кондаке.

Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16, 2).

Здесь, "во святилище"  — в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении оставлена была Пресвятая Дева для воспитания. Когда Она приведена была в храм, будучи трехлетней отроковицей , уже тогда Она была "многолетней по духу" , "младенчествующая плотию, но совершенная по душе" . В храме Она была удостоена явлений Ангела Божия. По словам Священного Предания, Ангел приносил Ей пищу, освящавшую Ее . Святая Дева, "принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию" . "Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни — Слово" , "всю Ее, — говорится в церковной песни, — пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой" . Во время пребывания Святой Девы Марии в храме Дух Божий, уготовляя Ее в "Божественное жилище", все более проникал в Ее душу, пока Ее душа не стала способной дать человеческую душу Тому, Кто родится от Нее по плоти, — Сыну Божию. "Как духовный плод праведных" , "как имеющая красоту душевной чистоты и исполненная благодатию Божией с неба, Чистая Богородица"  Дева путем духовного подвига и совершенствования достигла такой высоты святости, при которой Ее тело стало совершенно невосприимчивым для греха (слав. для "течения греховнаго"). Та, Которая со свечами была в младенчестве приведена и "отдана в Божественный храм, Сама, как действительно Божественный храм, явилась обителью неприступного и Божественного Света".

И во всем богослужении праздника Введения Богородицы во храм главенствующими мотивами являются чистота и святость, радость и свет.

Пресвятая Дева Мария, достигшая по благодати высшей чистоты и святости, послужила великой тайне Боговоплощения, став Материю "Святых Святейшего Слова". "Избранная и Единственно Чистая, — говорится в песнопении, — оказалась выше всего земного и умопостигаемого" . Пророк Божий, первосвященник Захария, некогда созерцая красоту души Пречистой Девы и прозревая грядущее, с верою воскликнул: "Ты — избавление, Ты — радость всех. Ты — воззвание наше: чрез Тебя Невместимый окажется вместимым для меня".

В Пресвятой Деве с детства было заключено все неисчерпаемое богатство благодати:"Яко дом сущи благодати, в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (домостроительства)" . При рождестве Пресвятой Девы Марии только Ее родители Иоаким и Анна по чудесным обстоятельствам, сопровождавшим это рождение, могли предугадать великое предназначение своей Дочери. Введение же Ее во храм было как бы явлением Ее миру, подобным явлению Христа при Его Крещении. Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода. "Сегодня (в день Введения Богородицы во храм) предзнаменование ("предызображение") Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа".

Пресвятая Дева Мария Своим явлением возвещала о том, что близко исполнение "смотрения (домостроительства) Зиждителева" и "совет превечный Превечного Бога нашего во исполнении грядет".

Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: "Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы", уготованной быть Материю Божией  и посредницей радости для мира ; "прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы".

Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44, 15)  как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: "Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знак и обновления".

Пресвятая Дева Мария, "будучи Святейшим храмом Святого Бога нашего", послужила воплощению Царя всех и Бога, Который обожил , обновил, воссоздал весь род человеческий по Своему милосердию . Через Нее мы избавились от древнего проклятия, "бывше нетления общницы" . "Да радуется днесь небо свыше, и облацы веселие да кропят о зело (весьма) преславных величиях Бога нашего" , "яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

На великой вечерне читаются три паремии.

В первой паремии (Исх. 70, 1–5, 9–10; 16, 34–35) в образе ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии — ибо Дух Святой осенял Пресвятую Деву, скинию воплощения Господа.
Во второй паремии (3 Цар. 8, 1; 3–7, 9–11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы — кивота Завета Господня, который по освящении Соломонова храма священники внесли во Святая Святых под осенение Херувимов.

В третьей паремии (Иез. 43, 27; 44, 1–4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.
На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.

На утрене по полиелее величание.

Канонов два. Катавасия: "Христос раждается, славите" (ирмосы ближайшего по времени праздника — Рождества Христова). На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припев и ирмос.

Припев: Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы.

На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, — прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье — в соединении с воскресными). Вместо "Достойно" поется задостойник.
Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника — 25 ноября/8 декабря.

Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.

Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля — отдание праздника Рождества Христова. — Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: "Христос раждается, славите" (рядовая, после всех песней).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(25 марта/7 апреля)

Тропарь, глас 4
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует, Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, посвященный воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38).

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии; и только в VII веке на Востоке и Западе ему было усвоено наименование Благовещения Пресвятой Богородицы.

Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: "Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение"). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью.

Когда "оскуде князь от Иуды, время наста прочее (уже) в немже явится языков (народов) надежда — Христос" . Тогда послан бысть (Архангел) Гавриил к Деве Марии и возвести Ей неизглаголанную радость, яко безсеменно зачнет и не истлеет. Родит бо Сына, Превечнаго Бога, да спасет люди Своя от грех их" . Благовещением открывается "еже от века таинство" , "Совет Превечный"  Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их . Через Благовещение Ангела становится известным "Совет Вышняго", изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы — "во утробу вселися Девичу предочищенную Духом".

Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, "великому воеводе Невещественных", и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии.

Песнопения службы Благовещения указывают на непостижимость для человеческого разума образа воплощения и рождения во плоти Сына Божия.

Но когда угодно Богу, то и необычное и "преславное" удобно совершается  и побеждается порядок природы ("естества чин") . Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом "паче слова и смысла", как Сам знает . Ограниченному человеческому разуму и даже уму Ангельскому непостижимо то, что "Бог в человецех, Невместимый в ложеснах. Безлетный в лето, и еже преславнее, яко и зачатие безсеменное, и истощание несказанно, и таинство елико. Бог бо истощавается, и воплощается и зиждется Ангелу к Чистой зачатие глаголавшу".

"О, таинства! Образ истощания неведом, богатство благости несказанно, Ангел служит чудеси: Девича утроба Сына приемлет; Дух Святый низпосылается: Отец благоволит, и изменение общим творится советом"
.
Воплощенное домостроительство (слав. "смотрение") о спасении мира есть действие во всей полноте Единотройческого Божества: Отец благоволит, Дух Святой низпосылается и Сын воплощается, спасение ("изменение" — воссоздание) "общим творится советом". И в Богородицу вся полнота Божества "вселися телесно благоволением Отца Присносущного и содействием Всесвятаго Духа".

Как непостижимо было само воплощение Бога Слова и сверхъестественно (превыше законов природы) зачатие от Святого Духа, так неизреченно, непостижимо для человеческого ума и то, что по Рождестве Родившая осталась Девой, ибо Она "в рождестве матерскаго избежала тленнаго естества и, превышши сущи" , "неискусомужно" и "без истления" родив Сына, по рождестве пребыла Чистая Приснодева.

В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его "всяческия славы", возвратить утерянное Богообщение.

Сын Божий "Отцу соприсносущный и собезначальный и сопрестольный, щедротство прием и человеколюбную милость, Себе постави во истощание".

Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя (слав. "постави во истощание"), ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам: "Соприсносущное Слово пребезначальнаго Отца, не разлучився горних, ныне предста дольним, ради крайняго благоутробия: милость прием, еже на ны поползновения и Адамову нищету восприим, вообразися в чуждее".

Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь (1 Ин. 4, 8,16). Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в "перстность" человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к бессмертной, вечной жизни в Богообщении (Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9-10; 2 Кор 5,19; Рим. 5, 8).

"Се воззвание ныне явися нам: паче слова Бог человеком соединяется; Архангеловым гласом прелесть отгоняется; Дева принимает радость, земная быша небо, мир разрешися первыя клятвы" . "Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу" . "Да веселятся небеса и радуется земля", — восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина . Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю "нижняя с вышними соединяются, обновляется Адам" и весь человеческий род, "сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством".

"Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий Сын человечь бывает, да худшее восприим (т.е. человеческое естество), подаст ми лучшее (т. е. спасение, обожение). Солгася (обманулся) древле Адам, и Бог возжелев быти не бысть; человек бывает Бог (Бог становится человеком), да бога Адама соделает (да обожит Адама). Да веселится тварь, да ликовствует естество (природа), яко Архангел Деве со страхом предстоит и еже "радуйся" приносит печали сопротивное (в противоположность бывшей печали). За милосердие милости (по сострадательной милости), вочеловечившийся Боже наш, слава Тебе".

Вместе с радостью об избавлении, обновлении, воссоздании  нашего тленного естества через Боговоплощение, в богослужебных песнопениях Благовещения много места уделяется и восхвалению Той, Которая послужила этой великой тайне — Приснодеве Марии. "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою", — приветствует Церковь Богоматерь Архангельским приветствием. "Всяк земнородный, все люди да воспрянут в радости, просвещаемые Духом Божиим, а с ними да торжествуют и бесплотные Ангелы, преклоняясь перед священным торжеством Богоматери и восклицая: Радуйся, Всеблаженная Богородица, Чистая Приснодева" .

"Все (о, Богородице) изумилось Божественной славе Твоей; ибо Ты, не познавшая брака, имела во чреве Всевышнего Бога и родила Превечного Сына, даруя мир всем, прославляющим Тебя" .

Через Боговоплощение совершается спасение, обожение человеческого естества. Послужила же сему таинству Пречистая Дева Мария, которая как совершеннейший и святейший человек обрела благодать перед Богом — "еяже никтоже обрете другая"  — и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, "благоволившего Ею избавити человеческое тленное существо".

Спасение человека Бог содевает не без человека, не без его соучастия в спасении, как богочеловеческом деле. И в лице Богоматери, Которая показала величайшую святость, глубочайшее смирение перед Богом, перед тайной воплощения, как бы сама тварь добровольно принимает участие в богочеловеческом деле спасения.

Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским "Радуйся", Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: "Радуйся, Еюже радость возсияет; Радуйся, Еюже клятва исчезнет; Радуйся, падшаго Адама воззвание; Радуйся, слез Евиных избавление; Радуйся, утробо Божественнаго воплощения; Радуйся, Еюже обновляется тварь; Радуйся, Невесто Неневестная".

В песнопениях службы Благовещению мы находим объяснение многих истин, касающихся тайны спасения людей через Боговоплощение. Но полного понимания христианских истин о Воплощении, Кресте и Воскресении Господа Иисуса Христа мы можем достичь, изучая другие двунадесятые праздники: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение Креста Господня, службы Пасхи и Страстной седмицы.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но поскольку часто попадает на дни Вели¬кого Поста, то имеет только один день предпразднства и один день попразднства, совпадающий с отданием праздника.

Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то оно не имеет попразднства. А если праздник Благовещения случится в Неделю Ваий, Страстную или Светлую седмицу, то он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день.
Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а для попразднства — под 26 марта.

СЛУЖБА ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ

(см. Типикон под 25 марта)

Всенощное Бдение может начинаться великим повечерием (как праздник Рождества Христова), вечерней или утреней.
Великим повечерием всенощное бдение праздника Благовещения начинается тогда, когда накануне днем (т.е. 24 марта) была совершена вечерня (со входом и паремиями), отдельно или в соединении с Литургией Преждеосвященных даров (если праздник приходится на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу Четыредесятницы, вторник, среду или четверг Страстной Седмицы).

Великой вечерней всенощное бдение начинается в том случае, если Благовещение случится в Недели и в понедельники Великого Поста, а также во все дни Светлой седмицы.

Утреней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Великий Пяток (накануне, в четверг днем перед Литургией святого Василия Великого служится вечерня) и в Великую Субботу (накануне, в пятницу, вечерня совершается особо). Если Благовещение случится на Пасху (такое совпадение называется Кириопасха), то Пасхальная утреня имеет особенность: вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещения, и после 6 песни полагается чтение Евангелия праздника Благовещения.

На благословении хлебов (на литии), на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): "Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил бла¬годать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются:
• Кириопасха — когда Благовещение случится в самый день Пасхи. На Светлой заутрене, перед великой ектенией на "Слава" и затем на "и ныне" поется тропарь Благовещения (2 раза). Полиелея и величания не бывает. Евангелие Благовещения читается на утрене после 6 песни канона (перед этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном.
• Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен — Недели Ваий, и Евангелие — Недели Ваий, а не Благовещения.
• Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрене читаются 12 дневных ("страстных") Евангелий. После седьмого дневного Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны: первый антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка .
Канон праздника, по обычаю, читается двумя чтецами (до 9-й песни): один читает тропари "Ангела", другой — "Богородицы". Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор.

По 8-й песни канона "Честнейшую Херувим", как правило, не поем, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого Поста, когда по 8-й песни поется "Честнейшую Херувим".

Великое славословие Великим Постом чаще всего читается, а не поется — вне зависимости от праздника Благовещения (кроме суббот и воскресений). В Пасхальную седмицу и на Благовещение Великого славословия не положено. Если великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения "Помилуй нас, Боже" и совершаются три великих поклона с молитвой Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого Поста).

Часы служатся вседневные (если Благовещение случится в одну из суббот или Недель Четыредесятницы, в Великий Четверг или Великую Субботу) или великопостные (в прочие дни Четыредесятницы и Страстной седмицы). Поклоны на великопостных часах бывают только на Первом часе и Изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице — на всех часах (также по 3 великих поклона).
Если Благовещение случится в Великий Пяток или Пасхальную седмицу, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т. е. соответственно Великие часы и пасхальные).

В самый день Благовещения совершается вечерня, которая соединяется с Литургией в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы, а также в четверг, пятницу и субботу Страстной Седмицы.

Если праздник Благовещения приходится на субботу или воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого Поста или на Пасхальную седмицу, то вечерня совершается после Литургии, в свое время (вечером).

Литургия в праздник Благовещения всегда совершается или святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. Литургия Преждеосвященных даров в день праздника Благовещения не совершается.

Литургия святого Василия Великого совершается в том случае, если праздник случится в дни, когда ее положено совершать, то есть в Недели Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия святого Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На Литургии в праздник Благовещения вместо "Достойно" поется задостойник праздника (припев и ирмос 9 песни, которые заменяют "Честнейшую Херувим"). Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на Литургии святого Василия Великого поется задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг — "Странствия Владычня"; в Великую Субботу — "Не рыдай Мене, Мати"). Задостойник праздника ("Яко одушевленному Божию кивоту") с припевом поется только в случае, если служба совершается в хра¬ме Благовещения.

Задостойник: припев — "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию Славу!" и ирмос 9-й песни: "Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных); устне же верных Богоро¬дице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою".

Более подробные сведения о богослужении этого праздника в соединении с другими празднованиями определяются в специальном разделе Типикона, который называется "Марковы главы".

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(2/15 февраля)

Тропарь, глас 1
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 5
Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное Сокровище Славы Божией днесь вводится в Дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественнем, Юже воспевают Ангели Божии, Сия есть Селение Небесное.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе он начал праздноваться с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.).

В 543 году, при императоре Юстиниане I, по откровению одному угоднику Божию, в память об избавлении жителей Константинополя и его окресностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии, было постановлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами. В память об этих событиях и ныне в некоторых обителях в праздник Сретения совершается перед Литургией крестный ход и лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря).

Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира , произнес пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля". Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти . Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его (Лк. 2, 22–39).

Событие праздника, его глубокий смысл и значение подробно раскрываются в песнопениях службы праздника, особенно в стихирах вечерни.

"Претружденный" старостью и ожиданием Избавителя, праведный Симеон Богоприимец явился тайным священнопроповедником благодати . "Скажи, Симеоне, — вопрошает Новозаветная Церковь устами песнотворца, — кому ты радуешься и кому говоришь и восклицаешь: ныне я освободился, видел Спасителя моего" . И духом прозрев в Младенце Воплощенного Бога, Симеон в радости восклицает: "Это — Бог, Соприсносущный Отцу, это — Предвечный Свет и Спаситель Господь!"  "Владыко, — говорит старец Симеон, — ныне отпусти мя возвестити (умершему) Адаму, яко видех Отроча (воплощена) непреложна Бога превечнаго и Спаса миру" . Во плоти является миру Тот, Кого провидел Моисей, Кого проповедали Давид и другие пророки и Кого прообразовали многие события Ветхого Завета. "Симеоне, приими (на свои руки) Того, Кого провидел (еще) Моисей под мраком на Синае дающего закон, — теперь Он, воплотившись ради нас, повинуется закону, будучи Сам Законоположником" . "Придем и мы (все верующие), встретим песнями Божественными Христа, приимем Того, Кого провозвестил Давид, говорившего о пророках и вещавшего (к ним) законом" .

В стихирах вечерни праздника Церковь раскрывает в краткой, сжатой форме глубокую догматическую истину Божественного истощания. "Безначальное Слово Отчее, начало приим под леты (во времени), не отступль Своего Божества, от Девы, яко Младенец четыредесятодневен Материю вольне (добровольно) приносится в Церковь законную" .

Праведному Симеону одному из первых было дано видеть "еже от века таинство сокровенное, напоследок дней явльшееся", увидеть Свет, разоряющий омрачение языческих народов . Старец Симеон проповедует всем Бога, "соединившегося с человеками и держит здесь, на земле, руками носимого на Херувимах и воспеваемого Серафимами, — Того, Кому вышние небесные служители с трепетом молятся " .

Празднованием Сретения Господня Церковь, исповедуя истиннность того, что "Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною" , обличает, тем самым, тех древних лжеучителей (докетов, монофизитов и иных), которые отвергали в Господе Иисусе Христе человеческое естество, считая его недостойным Бога и неистинным. Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения, "да плоть уверит мне, юже (прият) от Девы" . Исполнение закона Богомладенцем Иисусом означало конец Ветхозаветного закона и начало Новозаветного закона, начало благодатного Царства Христова.

"Ветхий денми" (Дан. 7, 9), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец  — от Бога Бог Слово , безначальное Слово Отчее , ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись , будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания  и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и "законныя клятвы свобождая" . Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, "начало изъявляя новыя благодати" .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Праздник Сретения Господня по своему богослужению принадлежит к числу двунадесятых праздников, но не Господских, а Богородичных, потому что если этот праздник случится в Неделю, то служба воскресенья не отменяется, а поется вместе со службой праздника — как и в Богородичные праздники (Типикон — 2 февраля, "аще в Неделю"). Праздник Сретения называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется "Очищением" Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, на Литургии на малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник; этот отпуст праздника отменяется и заменяется воскресным, если праздник попадает на воскресенье).

На всенощном бдении читаются три паремии. Первая паремия (Исх. 12, 51; 13, 1–3, 10–16; Лев., 12 гл.) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения. Вторая паремия (Ис., 6 гл.) — о видении пророка Исаии, в котором прикосновение горящего угля к его устам прообразовало духовное очищение от грехов. Третья паремия (Ис. 19, 1–21) — о созерцании пророком Исаией Египта, куда "приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно исполнилось, когда Господь с Марией, Материю Своей, и Иосифом бежал от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника.
На полиелее — величание праздника.

Канон праздника "Сушу глубородительную землю" — творение святого Космы Майумского (776 г.). На 9-й песни "Честнейшую Херувим" не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: "В законе сени и писаний"; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9-й песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания).
Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) — (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Богослужение Сретения Господня, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь и некоторые другие особенности — в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого Поста. Это обусловлено тем, что начало Постной Триоди (Неделя о Мытаре и фарисее) зависит от дня празднования Пасхи и попадает между числами 11/24 января и 15/28 февраля, и праздник Сретения (2/15 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди.
Во все седмичные дни целиком поется служба праздника по Минее, и только в субботу сыропустную она соединяется с песнопениями Триоди. В среду и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах совершается по 3 великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина, а на 6 часе и на вечерне читается паремия.

Если праздник Сретения случится в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни, а если малая вечерня не совершается, то стихира самогласная Триоди поется на великой вечерне праздника, на сти¬ховне на "Слава" и на утрене на "Слава" на хвалитех.

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то заупокойная служба переносится или на предыдущую субботу, или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания.
Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную .

Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования — 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколь¬ко остается до начала Великого Поста).

Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные — оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, — попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу.

Если праздник Сретения случится:
• в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, — отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5, 4, 3 дня);
• в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, — отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду;
• в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, — отдание празднуется в сырный четверг;
• во вторник или среду на сырной седмице, — отдание празднуется в сырную субботу;
• в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, — отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет.
Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(15/28 августа)

Тропарь, глас 1
В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА,ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником.

Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась "кончина (depositio) Девы Марии", а 14 августа — "взятие (assumptio) на небо". Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь, Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII–IХвв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV–V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.
В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке — Космою Майумским и Иоанном Дамаскиным два канона.

Сообразно наиболее древнему и общепринятому преданию Церкви празднуемое событие совершилось следующим образом. После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева, оставаясь по завещанию Своего Сына на попечении святого Апостола Иоанна Богослова, постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы и в живейшем желании созерцать Сына Своего, седящего одесную Бога Отца. Высокий жребий Преблагословенной Девы, Ее причастность к делу благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. "Чудно рождение Твое, — восклицает Церковь, — чуден образ воспитания, чудно, дивно и неизъяснимо для смертных все в Тебе, Богоневеста" . "Дивны Твои тайны, Богородице! Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего и сегодня преставилась от земли к Небу. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами" .

Ко времени Успения Своего Пресвятая Дева Мария жила во Иерусалиме. Здесь, за три дня до кончины, явился Ей Архангел Гавриил, и, как предвозвещено Ей было о воплощении от Нее Сына Божия, когда приблизилась Она к Своему отшествию от земной юдоли, Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения. "Снова был послан от Бога Гавриил благовествовать изшествие Чистой Девы" . Преставление Ее было ознаменовано чудесами, которые воспевает Церковь в своих песнопениях. В день Ее кончины апостолы по велению Божию были восхищены на облака и из разных стран земли перенесены и поставлены в Иерусалиме . Апостолам надлежало увидеть, что Успение Богоматери было не обычной смертью, а таинственным преставлением, так же, как чудесно было и Ее рождение, и многие обстоятельства жизни. "Надлежало очевидцам Слова и слугам увидеть Успение по плоти Матери Его, поскольку оно было окончательным таинством над Нею, так, чтобы они не только узрели восхождение Спасителя от земли, но и были свидетелями преставления Родившей Его. Поэтому, собранные отовсюду Божественной силой, они прибыли
в Сион и провожали идущую на небо Высшую Херувим" .
При Успении Богоматери присутствовал Иаков, брат Господень по плоти, апостол Иоанн Богослов, апостол Петр — "почетный глава, начальник Богословов"  и другие апостолы, за исключением апостола Фомы.

Сам Господь с Ангелами и святыми явился в необычайном свете в сретение души Своей Матери . Пресвятая Богородица, увидев Господа, прославила Его, ибо Он исполнил обещание явиться при Ее Успении, и с улыбкой радости на лице предала Свою блаженную душу в руки Господа .

"Отходя как бы с воздетыми руками, которыми Она носила Бога во плоти, Всенепорочная с дерзновением Матери так сказала Рожденному: "сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне", тех, "кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй" .
Приняв святую душу Пресвятой Девы, Господь передал Ее Архангелу Михаилу и Cилам бесплотных Ангелов , "облек Ее, — говорится в древнем синаксаре, — как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет" . "Небесные Божественные селения достойно приняли Тебя (Богородица), как одушевленное небо и Ты, светло украшенная как Всенепорочная Невеста, предстала Царю и Богу" .

Переходом к жизни вечной и лучшей была кончина Чистой и Пренепорочной Девы Богородицы: Она преставилась от жизни временной к действительно Божественной и непрекращающейся жизни для созерцания в радости Сына Своего и Господа, сидящего с воспринятой от Нее и прославленной плотию одесную Бога Отца . "Ныне Мариам веселится, всенепорочное Тело Господа обоженное зрящи на Престоле Божии" .

Согласно воле Пресвятой Девы, тело Ее было погребено в Гефсимании между гробами праведных Ее родителей и Иосифа Обручника. "Похоронил лик апостольский принявшее Бога тело Пресвятой Девы" .

"О, дивное чудо, — восклицает Церковь, — источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси (Быт. 28, 10-17) гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме" .
На третий день, когда апостол Фома, не бывший при кончине и погребении Пресвятой Богородицы, пришел в Гефсиманию и для него был открыт гроб, Пречистого тела Богоматери там уже не было.

"Почто радость со слезами, Богопроповедницы, рас¬творяете? Пришед Близнец (апостол Фома), свыше вразумляемь, приглашаше апостолом: видите вы пояс (Богоматери) и уразумейте — Дева воскресе от гроба", "яко Бога Родительница" .

Весьма были удивлены и опечалены апостолы, не нашедши Святого тела Богоматери — во гробе лежала только Плащаница как неложное свидетельство Ее преставления.
Церковь всегда веровала, что Богоматерь была воскрешена Сыном Своим и Богом и с телом взята на небо: "Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси" . "Богоприемное тело, аще и во гробе вселяется, но во гробе пребыти не навыче, востает же силою Божественною" . Ибо не подобало селению жизни, — говорится в синаксаре праздника, — удерживаться смертью, и Родившей Создателя твари в нерастленном теле быть оставленной на тление в земле с тварью. "Дает Тебе сверхъестественное Царь Бог всех, ибо как в рождении сохранилась Девою, так и во гробе тело соблюл нетленно и вместе (с Собою) прославил Божественным прославлением, воздавая Тебе честь, как Сын Матери" .

После Успения Богоматери апостолы во время трапезы беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба. Внезапно они увидели Пресвятую Деву на небесах "живу, со множеством Ангелов стоящую и неизреченною славою осияваемою", Которая сказала им: "Радуйтесь" . И невольно вместо: "Господи, Иисусе Христе, спаси нас", они воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам" (отсюда возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный "Чином о Панагии").

У гроба почившего нам свойственно задумываться о прожитой им жизни, о том, какова она была, что человек успел исполнить в жизни, Господом данной, как личность, какими особыми чертами отличался его характер. Если бы над гробом Богоматери кто-либо спросил, что составляло суть характера и жизни этой высочайшей Личности, можно было бы вслед за святым Димитрием Ростовским ответить : девство, девственная чистота души и тела, глубокое смирение, всецелая любовь к Богу — высочайшая, совершеннейшая святость, какая только достижима для человека, пребывающего во плоти. Пресвятая Дева была, как говорит святой Андрей Критский, "Царицей естества", "Царицей всего рода человеческого, Которая выше всего, кроме Единого Бога". Она была Честнейшей Херувим, Славнейшей без сравнения Серафим.

"Яже небес вышшая сущи, и Херувим Славнейшая, и всея твари Честнейшая, яже премногия ради чистоты, присносущного Существа приятелище бывает, в Сыновнии руце днесь всесвятую предает душу" .

Этой совершенной святости и непорочности Богоматерь достигла с помощью благодати Божией личным подвигом совершенствования. К такой святости Преблагословенная Дева была предуготована до Своего рождения подвигом Ветхозаветной Церкви в лице предыдущих поколений праведников, праотцев и отцев, поминаемых Церковью перед Рождеством Христовым (см. об этом ниже: Неделя св. Праотец и Отец перед Рождеством Христовым).

"Будучи высшею небес и славнейшею Херувимов, превосходя честью все творение", Она явилась "за превосходную чистоту приютом для вечного Существа" , послужила великой тайне Боговоплощения, стала Материю Жизни , "источником началожизненного и спасительного для всех воплощения .
Одно лишь соприкосновение с Пресвятой Девой, духовное общение с Ней, даже простое лицезрение Ее, приводило в восторг, захватывало дух, умиляло современников Ее земной жизни. Праведная Елисавета, по словам Евангелия, исполняется духовного восторга. Те же чувства, по преданию, переживают святой Игнатий Богоносец и святой Дионисий Ареопагит. Игнатий Богоносец посетил Богоматерь в доме апостола Иоанна Богослова. Святой Дионисий, муж знатный и образованный, в письме к апостолу Павлу пишет, что когда апостол Иоанн ввел его в жилище Пресвятой Девы, его озарил извне и изнутри дивный Божественный свет такой силы, что сердце и дух его изнемогли, и он готов был почтить Ее поклонением, которое прилично Самому Богу. В лице Святой Девы христианство имеет дивную красоту девства, нравственное совершенство и смиренную премудрость.

В церковном сознании слишком крепка мысль о Богоматери, как об идеале обоженного человека. Имя Пресвятой Девы воспевается на всех богослужениях. Богородичные праздники уравнены с праздниками Господскими. В богослужебных песнопениях, акафистах Она изображается чертами вышечеловеческими: приснотекущий Источник, напаяющий жаждущих; огненный Столп, показующий всем путь спасения; неопалимая Купина; всех скорбящих Радость; Одигитрия — Путеводительница ко спасению, отверзающая райския двери роду христианскому.

Служение тайне воплощения и спасения было существом жизни Богоматери . В Ее лице человечество участвует в спасении как Богочеловеческом деле. "Богоматерь, хотя и не самостоятельно, женственно и, так сказать, страдательно, проходит вместе с Сыном путь к Голгофе, начинающийся с Вифлеемских яслей и бегства в Египет, и, стоя у креста, приемлет в душу Свою крестные муки. В Ее лице страждет и распинается Матерь рода человеческого. Поэтому Она именуется в церковных песнопениях Агницей, наряду с Агнцем (Христом)". Она — Матерь рода человеческого, Которой мы усыновлены Самим Ее Божественным Сыном.

В день праздника "изукрашенная Божественною славою священная и славная память Пресвятой Девы Богородицы  собирает всех верных к веселию и прославлению Ее "Божественного Успения", ибо "преставляется к жизни Матерь Жизни, свеча неприступного Света, спасение верных и надежда душ наших" . Та, чрез Которую мы обожены, преставляется славно в руки Своего Сына и Владыки . Она отдала в руки Сына непорочную душу, поэтому, святым Ее Успением мир оживотворился и светло празднует с бесплотными и апостолами . Ввиду органической связи всего мира, то, что произошло с Богоматерью при Успении и по Ее Успении, не могло не отразиться во всех областях мира, — в Ней весь мир препобеждает смерть. Мир как бы сделал в этом отношении еще один шаг после того, как он сподобился Воскресениия Христова, как бы еще больше приблизился к всеобщему воскресению . "Бывши единожды от Бога проклята, земля освятися погребением Бога нашего и ныне паки погребением Твоим, Мати" . Чтобы раскрыть сущность события, песнотворцы в тропаре праздника и в стихирах прибегают к сопоставлениям празднуемого события с величайшим событием в жизни Богоматери — рождением Ею Сына Божия. Соответствие, прежде всего, заключается в том, что оба события не объяснимы законами природы, и первое из них обусловило второе: ставши Материю Жизни, Пресвятая Богородица не могла умереть, в собственном смысле этого слова, — Она перешла к жизни истинной из этой, призрачной и неполной, земной жизни. "В рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (жизни), Мати сущи живота (будучи Матерью жизни)" .
Чудесным и необычным в рождестве Богородицы было бессеменное зачатие, а при Ее Успении — нетление ("нетленное омертвение"): "двойное чудо, чудо с чудом соединилось; ибо неиспытавшая брака оказывается кормилицей Младенца, оставаясь все же чистой, и оказавшаяся под игом смерти — благоухает нетлением" .

Песнопения праздника, составление которых относится к VI–VIII вв., отражают древнейшее предание всей Православной Церкви, утверждают и выражают православный взгляд на образ Ее кончины и предупреждают от всякого рода возможных догматических заблуждений. Современные римо-католические богословы склонны совершенно отрицать телесную смерть Богоматери, считая, что Пресвятая Богородица была совершенно изъята от прародительского греха (учение о непорочном зачатии Девы Марии). После провозглашения догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы католическое богословие пошло далее по пути провозглашения нового догмата и учения о телесном вознесении Богоматери на небо (без телесной смерти). Вопреки этому мнению, православное учение говорит о действительной телесной смерти Богоматери. "Аще и непостижный сея Плод (т. е. воплотивший¬ся Сын Божий), Имже небеса быша, погребение прият волею, како погребения отвержеся (то как избежала бы погребения) неискусомужно Рождшая" .

И апостолы, присутствовавшие при Успении Богоматери, видели в Ней "жену смертную, но и сверхъестественно Матерь Божию" . Имея высочайшую святость и личную безгрешность по благодати (но не по природе), Богоматерь не была изъята из общего удела всех людей — смерти как следствия первородного греха, присутствующего в самой природе человека, смерти, ставшей как бы законом природы человека. Только Богочеловек Христос, безгрешный по природе и непричастный первородному греху, не был причастен смерти по телу. И смерть принял Он добровольно, за нас, для нашего спасения. Богоматерь же "подчиняется законам природы" и, умирая, востает для вечной жизни с Сыном" . "Произойдя из омертвевших чресл, Чистая, Ты получила кончину сообразно природе, но, родивши действительную Жизнь, Ты преставилась к Жизни Божественной и Ипостасной" .

По вере Церкви, Богоматерь после Своего Успения и погребения была воскрешена Божественною силою и пребывает на небе со Своим прославленным телом. Но воскрешение Божией Матери подобно другим случаям воскрешения мертвых и отличается от единственного и спасительного для всех Воскресения Богочеловека Христа Спасителя. Это православное учение вопреки воззрениям католиков не преуменьшает, а возвеличивает досто¬инство и славу Пресвятой Девы, подвигом жизни достигшей величайшей святости и непорочности, послужившей Боговоплощению и нашему спасению. В восхвалении и преклонении перед славой Богоматери соединяются и небесные, и земные.

"Благословенна Ты на небесах и прославлена на земле. Всякий язык славит Тебя со благодарением, исповедуя Тебя Материю Жизни. Вся земля исполнилась славы Твоей; все освятилось миром благоухания Твоего. Через Тебя пре¬менились в радость скорби праматери. Через Тебя поют с нами все Ангелы: "Слава в вышних Богу, мир на земле". Гроб не может держать Тебя: ибо то, что погибает и разрушается, — не помрачает Владычнего тела. Ад не может владеть Тобою: поскольку царской души не касаются сорабы" (святой Андрей Критский).

Велика слава Богоматери на небе по преставлении. "Рая Божественнейшего сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекрасней¬шая. Она по справедливости стала не только вблизи, но и одесную Бога, ибо где воссел Христос на небесах, там же ныне и Сия Пречистая Дева, Она есть и хранилище, и обладательница богатства Божества" (святой Григорий Палама). "Дивны Твои тайны, Богородице: Ты, Владычица, явилась Престолом Всевышнего. Богоподобна слава Твоя, сияющая подобающими Богу чудесами" .

Успение Богоматери явилось переходом Ее к этой славе и блаженству на небесах. Потому это — день не печали, а радости всех земных и небесных. Успение Богородицы славят все чины Ангелов, "радуются земнородные, красуясь Божественной Ее славой" .

"Солнце (Божественной) славы не только изливает на Нее свет блаженства, но даже входит в Нее, и таким образом заключается весь этот многотекущий источник света, что блаженный лик Пресвятой Девы бросает от себя лучи, как второе солнце славы, усугубляет свет невечернего дня". "Поймите разницу, — говорит далее знаменитый греческий вития и богослов Илия Минятий, епископ Кефалонитский, — между тем блаженством, которым наслаждаются все души прочих праведников, и тем, которым радуется Богоматерь Мария: те — отчасти воспринимают свет Божественной славы, а Сия — вся солнце славы. Те — получили здесь благодать отчасти и, по мере благодати, наслаж¬даются там славою. Сия там — обиталище всей славы, как здесь была обителью всей благодати. Она была здесь, как назвал Ее Архангел, благодатная, то есть имела всю полноту Божественной благодати. Это же говорит и Иоанн Богослов: "Каждому из избранных дана благодать отчасти. Дева — вся полнота благодати".

Господь, давший столько Самой Богоматери, преподал, через Ее преставление на небо всему миру особую благодать. Для Нее с Успением открылась возможность благодатного ходатайства за мир. Подобно тому, как, находясь в этом мире, Пречистая Дева Мария не была чужда небесных обителей и постоянно пребывала с Богом, так и по отшествии Она не удалилась от общения с людьми, не оставила сущих в мире. "Ты жила с людьми, — говорит, обращаясь к Богоматери, святой Андрей Критский, — Тебя имела малая часть земли, а с тех пор, как Ты преложилась, весь мир имеет Тебя умилостивлением". "Аще и преставилася еси от земли к небесным, Дево, обаче благодать Твоя излияся и исполняет все лице земли" . Ныне Дева Мария взошла на небо "в радость и помощь нам" , "ко ближайшему предстательству о всех нас , "ныне проходно бысть небо и человекам (и для людей)" . "Радуйся, Обрадованная, — поется в Акафисте, — во Успении Твоем нас не оставляющая".

Значение Богоматери для нас, земнородных, отмечено особым молитвенным обращением к Ней: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Дерзновение такого обращения имеет богатый исторический опыт. Вся христианская история, начиная с брака в Кане Галилейской, запечатлена явлением Ее силы, доказательством Ее могущества и милосердия, как Матери Господа нашего и Матери рода христианского: "Радуйся, — взывает Церковь, — с Тобою Господь и Тобою с нами" . Она — по Господе господствующих, Владыце нашем, — Госпожа и Владычица, надежда нам и упование жизни вечной и Небесного Царствия .

Сказанным, конечно, не исчерпывается глубокий смысл и значение для нас события Успения. Восхождение Богоматери обступают облака, "так и как бы некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства" (святой Андрей Критский).
"Дивны Твоя тайны, Богородице. Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию. Изумевает (не в силах) же всяк ум", постичь великие тайны Богоматери и Ее славу и "никакой удобоподвижный красноречивый язык не может так витийствовать, чтобы Ее воспеть по достоинству" . "Обаче (однако) благая сущи, веру (нашу) прими, ибо любовь веси (знаешь) божественную (пламенную) нашу: Ты бо христиан еси, Предстательница, Тя величаем" .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

К достойному празднованию Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, который называется Успенским, или по¬стом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 15/28 августа. Этот пост является вторым по строгости после Великого поста. Во время Успенского поста запрещается вкушение рыбы, вареная пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а без него — по вторникам и четвергам. Пост установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в ав¬густе месяце известен уже с V века. В ХII веке на Константинопольском Соборе (1166 г.) постановлено было поститься две недели перед праздником Успения Богородицы (и только в праздник Преображения Господня разрешается вкушение рыбы).

Если праздник Успения придется на среду или пятницу, разрешение поста бывает только на рыбу. Если в понедельник и другие дни, — мирянам разрешается мясо, сыр и яйца, а монахам — рыба.

В Успенский пост, как и в Петров и Рождественский посты, в дни, не отмеченные никакими праздниками (до службы "на 6" включительно), положено по уставу (Типикон, гл. 33 и гл. 9) петь "Аллилуиа" вместо "Бог Господь", читать молитву святого Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо Литургии. "Аллилуиа" и великие поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и в самый праздник Преображения (с 5/18 по 13/26 августа). Поэтому в течение всего поста такое постное богослужение возможно только два раза: 3/16 и 4/17 августа (см. Типикон, последование под 1–14 августа).

На всенощном бдении читаются те же три паремии, что и на Рождество Богородицы: о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом, о видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.

На литии, на "Бог Господь" и в конце утрени — тропарь праздника. По полиелее поется величание. Канонов — два. Канон 1-го гласа: "Преукрашенная Божественною славою" Космы Майумского (VIII в.), второй канон 4-го гласа — "Отверзу уста моя" Иоанна Дамаскина (VIII в.).
На 9-й песни вместо "Честнейшую Херувим" поется припев и ирмос первого канона.

Припев: Ангели Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо.
Ирмос: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и жизнь обручается со смертью); по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно Богородице наследие Твое.

Этот же припев к тропарям первого канона. Ко второму канону — другой припев.
На Литургии поется задостойник: "Побеждаются естества уставы" с припевом.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14/27 августа) и 8 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа / 5 сентября.

ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ БОГОМАТЕРИ

В некоторых местах  в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий (Иерусалим, 1885 г.) носит название "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии". В рукописях (греческих и славянских) служба открыта не ранее ХV века. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее ("Похвалы", или "Непорочны") представляет собой искусное подражание великосубботним "Похвалам". В ХVI веке она была широко распространена на Руси (потом эта служба была почти забыта).

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем (Непорочны с припевами, разделяющиеся на 3 статии).
В настоящее время в Киево-Печерской Лавре полный чин погребения Богоматери совершается на утрене под 17/30 августа по чину Гефсиманскому с некоторыми изменениями. На праздничном же всенощном бдении перед по¬лиелеем бывает пение особым напевом перед иконой Успения первых стихир и стихов трех статий чина "Погребения Богоматери".

По благословению Святителя Московского Филарета в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры помимо Успения был установлен праздник воскрешения и взятия на небо Богоматери (17/30августа). Накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника после 6 песни. В Иерусалиме, в Гефсимании эта служба погребения совершается патриархом накануне праздника — утром 14/27 августа.
"Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии" — под таким названием был напечатан впервые в Москве в 1872 году этот чин, совершавшийся в Иерусалиме, в Гефсимании и на Афоне. Он был переложен с греческого языка профессором Холмогоровым в 1846 году; необходимые исправления были внесены Святителем Московским Филаретом. Это же "Последование" совершалось в Гефсиманском скиту. В настоящее время Иерусалимское "Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или "Похвалы", получило снова распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в "Службе на Успение" (изд. Московской Патриархии, 1950 г.)  в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются полиелей и величание. В "Богослужебных указаниях на 1950 год"  помещен "Чин погребения", но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великий Пяток). Последование утрени и "Похвалы" в "Богослужебных указаниях" напечатаны полностью (по Иерусалимскому последованию).

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБЫ ПОГРЕБЕНИЯ

В стихирах на "Господи, воззвах" последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования. Стихира на "Слава" "Тебе одеющуюся светом, яко ризою" составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне. Вход с кадилом. Паремии праздника. Лития (стихиры праздника).
На утрене на "Бог Господь" — особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: "Благообразный Иосиф"): "Благообразных ученик лик".

"Слава": "Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная". "И ныне: "Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим".

При пении тропарей из алтаря через Царские врата износится на середину храма икона Успения или плащаница и полагается на аналое или на гробнице (если это плащаница). Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа.
После тропарей поются "Непорочны" с припевами, разделенные на три статии. Между статиями — ектения и малое каждение (плащаницы, иконостаса и народа).

В конце третьей статии поются особые тропари "по Непорочных": "Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся" с припевом: "Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего".

После малой ектении — степенны, первый антифон 4-го гласа "От юности моея". Полиелей и величание не поются. Далее — Евангелие и обычное последование утрени праздника. После Евангелия все прикладываются к иконе или плащанице, и настоятель помазует верующих освященным елеем.
Перед великим славословием на "Слава, и ныне" открываются Царские врата и священнослужители выходят на середину храма к плащанице.

После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница полагается на середину храма. Далее — ектении и прочее последование утрени.


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру