Двунадесятые господские праздники

БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ
(КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА)
(6/19 января)

Тропарь, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ПРАЗДНИКА

В настоящее время в Православной Церкви под Богоявлением подразумевается праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Господа Иисуса Христа на Иордане.

Праздник Крещения, или Богоявления, издревле называется также днем Просвещения и праздником светов — от древнего обычая совершать накануне, в навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением. Описание событий Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–23; Ин. 1, 33–34). Оно содержится также во многих стихирах и тропарях праздника.

"Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося Безгрешный и крещается от раба Владыка всяческих" . "Ко гласу вопиющаго в пустыни, "уготовайте путь Господень" (ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха" . Первым таинством было воплощение и Рождество Христово, неизреченное сошествие Создателя (Боговоплощение), озарившее светом весь мир. Теперь Сам Христос, другое совершая таинство, приходит на Иордан, чтобы дать средство для чудного возрождения земных даром Крещения, богатством Духа, обогатить Божеством обнищавшее естество человека . "Избавление грядет Христос Крещением подати всем верным: сим бо Адама очищает, падшаго возвышает, низложшаго мучителя посрамляет, небеса отверзает, Духа Божественнаго низводит и нетления причастие дарует" .

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи с делом спасения людей. Господь приходит на Иордан креститься от Иоанна Крестителя. Предтеча Иоанн, подготовляя людей к принятию Христа, проповедовал покаяние и как символ очищения грехов совершал свое Крещение . Христос является на Иордан, прося Крещения, один среди всех естеством Безгрешный , чтобы как Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира, в воды Иорданские погрузить и наше множество безмерных прегрешений , очистить в Себе наши грехи , подобным очищая в Крещении подобное . Через Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество . Человеколюбец Христос приходит на Иордан, чтобы, обновляя обветшавший прегрешениями мир, сотворить людям чудное рождение и сыновство водою и Духом , возвести человечество к первообразному состоянию , "обновляя пакибытием" . "Обновляет и назидает (воссоздает) нас водою и Духом, обновлением чудным, Единый Благодетель" .

"О, преславных даров! О, Божественныя благодати и несказанныя любве! Се бо, водою очищает мя, огнем просвещает мя, и Духом Божественным совершает мя Содетель и Владыка, ныне во Иордане в мое облекся естество Безгрешный" .

Христос Спаситель в крещении дарует (водою) благодать "решительную душ и телес купно" .

Крещение Христово во всем Богочеловеческом деле искупления человеческого рода имело основополагающее, спасительное действие. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, дарует свет, обновление, исцеление, возрождение и как бы новое рождение ("пакибытие") .

"Новотвориши земнородныя, нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме (без) сокрушения и горнил, Крещением богодетельным новотворя" . Таким образом, Крещение Христа в водах Иорданских не только символизировало очищение, но имело значение преобразующего, обновляющего действия на человеческое естество.
Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил "все естество вод"  и всю землю . Присутствие божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Действие Крещения простиралось на все человеческое естество.

"Духом дýши новотвориши, водою же освящаеши тело сложеное, животна назидая (воссоздавая имеющим в себе жизнь вечную) человека: сугубому бо человеческому естеству сродная потребно лечбы (необходимое лечение) мудрым промыслом приносиши, яко Врач телес и душ" . Крещение Господа и Спасителя нашего было фактическим предызображением и основанием таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя перед людьми как Основатель нового благодатного Царства Христова, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Мф. 28, 19–20).

"Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и воскресения, — Христос ныне возвещает" . Троекратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, исхождение из воды — приобщение тридневному Воскресению . "Велие ко спасению напутие Крещением подает Христос" . Господь Спаситель "от воды" (Крещения) таинственно Духом соделал многочадну Церковь, "первое (прежде) безчадну" .

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось "прославление Пресвятой Троицы" .
"Троица, Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви. Ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родства) возгласи. Дух же голубиным образом сниде с небес. Сын пречестный верх Свой Предтечи преклони" .
"Голос же (Бога) Отца, — говорится в другой стихире, — с неба был: "Сей, Кого Предтеча крещает рукою, Сын Мой возлюбленный (и Мне Единосущный), в Котором Мое благоволение" . Дух же Святой, сходящий в виде голубя, проповедовал всем в Лице Иисуса Христа воплотившегося Бога .

В песнопениях описываются переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься и требующего у него Крещения. Иоанн Креститель перед всем народом, слушавшим его, указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию. "Просветителя нашего (Христа Спасителя), просвещающего всякого человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душою и трепещет, рукою пока¬зует Его и глаголет людем: "Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления" .
И когда Господь просил у него Крещения, "Предтеча затрепетал и громко воскликнул: Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и вóды" .
"Хотя Ты и Младенец от Марии, — говорит Предтеча, — но я знаю Тебя, Предвечного Бога" . "Во имя же чие Тя крещу? (Во имя) Отца? Но Того носиши в Себе. Сына? Но Сам еси воплотивыйся. Духа Святаго? И Сего веси даяти (можешь дать) верным усты (верующим устами Своими)" . Господь говорит Иоанну: "Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верхý (голове) и не усумнися. Прочее остави ны¬не, ибо исполнити приидох правду всякую" .

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божиим. Пророк и Предтеча Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов. Как Человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна Крестителя, а христианам преподал пример смирения и послушания воле Божией.

В песнопениях использовано пророчество (пс. 113) о том, что река Иордан остановит свое течение "от Лица Господня": "Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться спешит): "море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля", пришедша раба прияти Крещение" . "Иордан, видя крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение", — говорится в первой стихире на освящение воды.

"Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе: яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитися не имяше?"  Песнотворец как бы обращается с вопросом к самой реке Иордан: "Что возвращаеши твоя воды, Иордане? Что воспящаеши (останавливаешь) струи, и не преходиши еже по естеству хождение?".

И река Иордан как бы отвечает: "Немощно (не в силах) и терпети, рече, огня, поядающаго мя. Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению: яко не обыкох Чистаго (от грехов) измывати. Не навыкох Безгрешнаго отирати: но оск¬верненныя сосуды очищати" .
Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслию и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за "благоутробие неизречен¬ное" в "рабии зраце" пришедшего в мир Христа спасти род человеческий.

"Приидите, увидим, вернии, где крестися Христос. Приидите, подражаим мудрыя девы, приидите, всякую скверну страстную и уныния сон душевный оттрясше сердечною бодростию встретим явльшагося Владыку, грядущаго очистити души во струях Иорданских, достойно Крещения Божественный образ приимем мысленно, "да присвоимся Ему жития чистотою" .

Церковь воспоминает в предпраздничной и праздничной службах и великого служителя и участника события — "Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)" Иоанна . Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать самый праздник, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, Пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам.

"Руку твою, прикоснувшуюся Пречистому верхý Владычню, с неюже и перстом Того нам показал еси, воздежи (простри молитвенно) о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много. Ибо болий пророков всех от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки, Всесвятаго Духа видевшая, яко в виде голубя сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива нам соделай. И прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество" .

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Как было уже сказано в главе об истории праздника Рождества Христова, начало праздника Богоявления относится ко временам Апостольским. О нем упоминается и в "Постановлениях Апостольских", где говорится: "Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного" (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и совершаемое перед этим праздником ночное бдение указывает учитель Церкви, пресвитер Климент Александрийский. В III веке о событии Богоявления упоминают в своих беседах священномученик Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский. Святые Отцы Церкви IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие — оставили нам свои поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. В V веке святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский, в VII веке святители Андрей Иерусалимский и Софроний Иерусалимский, в VIII веке святые Косма Майумский, Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византий — составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор воспеваемые Церковью в день праздника.

В установлении даты празднования Крещения Господня между Восточной и Западной Церквами не было разногласий, подобных тем, какие были относительно Рождества Христова, — на Востоке и Западе праздник с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.

Итак, до IV века Крещение и Рождество Христово праздновались повсеместно 6 января. Расделение праздников и перенесение даты празднования Рождества Христова на 25 декабря произошло в IV веке.

Древняя Церковь 6 января кроме указанных событий воспоминала и другие, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа, как при рождении Его, так и при выходе Его на проповедь по¬сле Крещения. Это, во-первых — поклонение волхвов как откровение языческому миру о пришествии Иисуса Христа, чудесно совершившееся посредством звезды. От этого воспоминания и самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название "праздника трех царей". В Восточной Церкви событие это, хотя и воспоминалось в богослужении праздника, но ничем в характере праздника не выразилось. Во-вторых, это явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской. В-третьих, чудесное насыщение Иисусом Христом пяти тысяч человек.

ПРЕДПРАЗДНСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
(с 2/15 по 5/18 января)

СУББОТА И НЕДЕЛЯ ПЕРЕД ПРОСВЕЩЕНИЕМ (БОГОЯВЛЕНИЕМ)

День Богоявления Господня издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 12) сказано: "Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Этот праздник, как и праздник Рождества Христова, в Православной Церкви совершается с особой торжествнностью. Оба эти праздника, между которыми находится период святок (с 25 декабря по 6 января cт. ст.), составляют единое торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова, начиная с 2/15 января Церковь приготовляет нас к равноторжественному празднику Крещения специально посвященными ему тропарями и стихирами (на вечерне), канонами предпразднства (на утрене) и трипеснцами (на повечерии). А церковное пение в честь Богоявления начинается уже с 1/14 января: на праздник Обрезания Господня поются в виде катавасии ирмосы канонов Богоявления.

Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: "От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает" . "Приидите, увидим, вернии, где крестился Христос, устами чистыми и душами измовенными, приидите, тайно оставя Вифлеем". "Предыдите, Ангельския силы, от Вифлеема к струям Иорданским, и предгряди, Иоанне, оставя пустыню; готовься, Иордан река, готовься, Завулон, и красуйся, Неффалим, — вся земля да радуется" .

Созерцая в Рождестве Господа Иисуса Христа Его спасительное явление миру, а в Крещении — Его вступление на служение спасению мира, Церковь, сравнивая эти два праздника, говорит: "Светел убо мимошедший праздник (т. е. Рождество Христово), светлейший же, Спасе, приходящий: тот кровем изливаемым, — яко безчаден рыдаше Вифлеем; а сей водам благословенным — многочадна познавается купель. Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа. Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: в тот Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести. Тамо пастырие свиряюще видевше и чудяхуся: зде же глас Отчий Единороднаго Сына проповеда" .

"В предварившем празднике Младенца Тя видехом: в настоящем же совершенна (возмужалого, взрослого) Тебе видим", — говорит святитель Софроний, патриарх Иерусалимский .

Как и для праздника Рождества Христова, ближайшие суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и Неделей пред Богоявлением (или пред Просвещением). В названную субботу полагаются по уставу особые Апостол и Евангелие, а в Неделю пред Богоявлением — особый прокимен, Апостол и Евангелие, посвященные наступающему празднику (см. Типикон, последование 26 декабря и 2 января). Суббота и Неделя пред Просвеще¬нием всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.

НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Канун праздника (5/18 января) называется навечерием Богоявления, или сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходны со службой праздника Рождества Христова.
В сочельник Богоявления (5/18 января) предписывается строгий пост, как и в сочельник Рождества Христова: принятие пищи один раз. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза принятие пищи позволяется дважды: после Литургии и после освящения воды (см. Типикон, последование 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пя¬тницу, то поста в эту пятницу не бывает.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НАВЕЧЕРИЕ ПРАЗДНИКА

Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, вечерни с Литургией святого Василия Великого и следующего за ними великого освящения воды.
Если сочельник случится в субботу или в Неделю, то великие часы совершаются в пятницу, и Литургии в ту пятницу не бывает. Литургия же святого Василия Великого переносится на день праздника. В самый день сочельника Литургия Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем совершается — вечерня, после которой — великое водоосвящение.

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ

Схема построения великих часов и изобразительных, а также порядок их совершения, такие же, как и в навечерии Рождества Христова (см. выше праздник Рождества Христова).

В 1-й часе, в особых 31-м и 26-м псалмах Церковь изображает принявшего Крещение Господа Пастырем, который по предречению царя и пророка Давида "пасет мя и ничтоже мя лишит", который есть "просвещение мое и Спаситель мой".
Тропари повествуют о том, как пророк Елисей разделил Иордан милотию пророка Илии. Это прообразовало истинное Крещение на Иордане Христа, которым освятилось водное естество и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре изображается чувство благоговейного страха, которое овладело Иоанном Крестителем, когда к нему пришел креститься Господь Иисус Христос.

В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис., гл. 25). Чтением Апостола и Евангелия Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии (Деян. 13, 25–32; Мф. 3, 1–11).

На 3-м часе, в псалмах 28-м и 41-м, пророк изображает власть и могущество крестившегося Господа над водой и всеми прочими стихиями мира: "Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии".

В паремии содержатся слова пророка Исаии, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: "Измыйтеся и чисти будете" (Ис. 1, 16–20), в Апостоле говорится о различии между Крещением Иоанновым и Крещением во Имя Госпо¬да Иисуса Христа (Деян. 19, 1–8), в Евангелии — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1–3).

На 6-м часе, в псалмах 73-м и 76-м Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убоя¬шася: смятошася бездны".
В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества, когда река останавливает свои воды при схождении в нее Господа для принятия Крещения.

В паремии пророк Исаия возвещает спасение в водах Крещения и призывает верующих: "Почерпите воду с веселием от источник спасения" (Ис., гл. 12); Апостольское чтение заповедует крестившимся во Христа Ии¬суса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3–12); Евангельское чтение благовествует о Богоявлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и о начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9–15).

В 9-м часе, в псалмах 92-м и 113-м, пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. "Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь! Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что ти есть, море (что с тобой, море), яко побегло еси? И тебе (и с тобой), Иордане, яко возвратился еси вспять?".

Тропари изображают явившегося миру Христа как Спасителя мира, избавляющего его от грехов и тления, освящающего человечество водой Божественного Крещения и дающего усыновление Богу вместо прежнего рабства греху. В последнем тропаре, завершая предпразднственное пение, Церковь обращается к Предтече и Крестителю Господню и просит его вознести молитвы ко Крестившемуся от него.

В паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49, 8–15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11–14; 3, 4–7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и о Богоявлении (Мф. 3, 13–17).
Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает таким же, как и в навечерии Рождества Христова.


Страница 3 - 3 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

Материалы в этой же группе:
Рождественская фольклорная традиция, Вертепная традиция, Таинство рождественской звезды

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру