Литургика. Великопостное богослужение (период пения Постной Триоди, до недели Ваий)

Введние. Пост Святой Четыредесятницы. Его древность, установление и значение.

Пост Святой Четыредесятницы называется Великим ввиду особой важности его установления.


Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали о том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея (Исх., гл. 34), пророка Илии (3 Цар., гл. 19), а главным образом — по примеру Господа Иисуса Христа (Мф. 4, 2), постившегося сорок дней.

О том, что установление это является апостольским, свидетельствует 69-е правило Апостолов, повелевающее поститься в Святую Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, об апостольском установлении поста Святой Че¬тыредесятницы и соблюдении его всей Первенствующей Апостольской Церковью указывают Отцы Церкви I–ΙV веков: святой Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, епископ Римский (II в.), святой Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаженный Иероним, святой Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие.

О том, что пост продолжался именно 40 дней с самого начала его установления, также сущестуют свидетельства самой глубокой древности. И само название "Четыредесятница" встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал повсюду. Но особое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг святого Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая прекращать пост Четыредесятницы по воскресным дням.

Итак, пост Святой Четыредесятницы всегда составлял 40 дней. Начиная с IV века в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника после сырной седмицы — до Великой Субботы включительно. Таким образом, Великий пост состоит из собственно из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы "ради спасительных страстей" Христовых (святой Симеон Солунский). В Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: "Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т. е. с понедельника) и оканчивая в пятницу; потом начинается Святая седмица Пасхи (т. е. седмица страданий Христовых). Постясь во время ее все со страхом и трепетом, приносят ежедневно моление согрешающих". В этих постановлениях Великий пост представляется состоящим из сорокадневного поста и поста Страстной седмицы. Святой Епифаний Кипрский пишет: "Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной Недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Па¬схи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение Кафолической веры, ХХII).

С глубокой древности был определен и самый образ хранения поста Святой Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого часа дня (по нынешнему счету до третьего часа пополудни). Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи, воздерживаясь от мяса и вина, а также сыра и яиц, даже в субботние и воскресные дни. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем церковном уставе (см. Типикон, гл. 32 "От правил святых апостол и святых отец о Святей Велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити"). Особенно строгий пост Православная Церковь предписывает в своем уставе хранить в дни первой и Страстной седмиц. В Чистый понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень поста: "Отнюдь вовсе ясти не подобает". В прочие седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи один раз в день — вечером (сухоядение). В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем, и только два раза в день. И только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную седмицу и не на Вербное воскресенье, разрешается вкушение рыбы. Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Святую Четыредесятницу запрещено VI Вселенским Собором (правило 56-е) на основании Апостольского предания.

Нарушающих пост Святой Четыредесятницы Церковь строго осуждает. Лаодикийский Собор (50-е правило) определил: "Аще епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится, да извержется (из сана). Аще мирской человек не постится, да отлучится". В книге церковных правил Номоканоне говорится: "Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу или в среду и в пяток, лета два да не причастится" (Малый Требник, правило 85).

Но действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на немощных и не отчуждает не постящихся по немощи от участия в радости причащения и празднования Пасхи. К таковым относятся дети, больные, немощные и престарелые. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от грехов и творить дела любви и милосердия.

Церковь в многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы разъясняет сущность истинного поста как времени духовного подвига самоотвержения, умерщвления пожеланий плоти, как средства духовного возрастания. "Постимся (братие) постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания (обвинения), лжи и клятвопреступления. Сих оскудение (избежание) — пост истинный есть, благоприятный" . "Пост, — говорится в одной древней книге, — делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огонь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает" ("Нетленная пища").

"Прииде пост — мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков" . "От страстей вредных, от зависти и ненависти, от всякия злобы воздержися, душе" .

В других стихирах говорится: "постясь телесно, будем поститься и духовно" , ибо пост состоит не только в воздержании от пищи и порабощении "мучительствующей плоти", но он есть и "всякия вещественныя страсти отчуждение", "на высоту вземшеся добродетелей" . "Пост чистый — удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, молитвы прилежание, слезы со умилением и о убогих попечение" . "Покаяния время, и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг, аще (если) прострем руки во благотворение: ничесоже бо тако спасает душу, якоже подаяние требующим (нуждающимся). Милостыня растворенная постом, от смерти избавляет человека: сию целуим (приветствуем), ейже ничтоже равно, довольно бо есть спасти души наша" .

Глубоким покаянным чувством исполнены многие песнопения великопостных служб, дабы пробудить в нас чувства покаяния, умиления и сокрушения о своих грехах. "Вскую унывающи, душе моя, греху работаеши? И вскую немощна сущи, ко Врачу не притекаеши? Се время благоприятное, се спасения ныне день истинный: возстани, омый твое лице покаяния слезами, и елеем благотворения свещу просвети (зажги): яко да обрящеши очищение от Христа Бога и велию милость" .

И в то же время Церковь в песнопениях Святой Четыредесятницы время поста называет не печальным, а "веселия временем". Потому что "чистоты световидныя и любви чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно" (через истинный пост), мы приобщаемся к свету Богообщения, к "сладости жизни" во Христе, Господе и Спасителе нашем .

ПОНЯТИЕ О ТРИОДИ ПОСТНОЙ

Службы Великого Поста, а также подготовительных к нему недель, начиная с первой подготовительной недели о Мытаре и фарисее и до Великой Субботы, составляющие период в 70 дней, заключены в книге, называемой "Триодью Постной".

Богослужебная книга "Триодь" (греч. "Триодион", т. е. трипеснец) получила свое название "от большого числа заключенных в ней трипеснцев", как объясняет составитель синаксарей Постной Триоди, церковный писатель ХIV века патриарх Константинопольский Никифор Каллист (см. Синаксарь в неделю о Мытаре и фарисее).

Распространение и употребление Триоди, как указывает Синаксарь в неделю о Мытаре и фарисее, обязано святому Косме Майумскому (VIII в.), современнику святого Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам, например, святому Андрею Критскому, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды и Великого Пятка, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой неделях Великого Поста.

В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много стихир и канонов собственного произведения и, таким образом, образовалась Триодь — богослужебная книга, заключающая в себе около ста шестидесяти служб больших и малых, начинающихся от недели о Мытаре и фарисее и оканчивающихся Великой Субботой. В ХIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными святителем Никифором Каллистом.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная ("сырная").

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. После Сплошной седмицы восстанавливаются посты в среду и пятницу, затем запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочную пищу в среду и пятницу.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Святители IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого.

Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский написал канон на Неделю о Мытаре и фарисее.


СОДЕРЖАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ НЕДЕЛЬ
СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ

Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах поступает, как военачальник, ободряющий мудрым и благовременным словом воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням бытия мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах в дни приготовительных недель поются на утрене перед каноном умилительные покаянные стихиры: "Покаяния отверзи ми двери… На спасения стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…"
С этой же целью, сближая семидесятидневный период великопостной Триоди с семидесятилетним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма "На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом".

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14).

Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели — смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели — гордость. "Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе, Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, — сподобися дарований" .

Гордость разрывает общение человека с Богом, общение любви и тем самым изолирует его и от людей, ибо не может быть без любви к Богу и любви к ближнему. Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Об этом говорится в песнопениях службы: "От возношения испражняется (опустошается) всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое" . "Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество" . "От гноища убо страстей смиренный возвышается, от высоты же добродетелей низпадает люто всяк высокосердый" .

Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы (до "зрака раба"), показал смирение — превосходный путь к прославлению ("возношению"), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется . Поэтому "смиренномудрым быти Своим учеником хотя всех Царь, наказуя учаше (поучая, учил) ревновати мытареву воздыханию и смирению" .

В песнопениях этой Недели Церковь призывает отвергнуть ("отринуть") высокохвальную гордыню, возношение же лютое (пагубное), "великохвальное кичение" и "дмение (надмение) мерзкое", и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство (велеречие)  и (призывает) приобретать, стяжевать "высокотворное смирение", "кроткое, смирению соживущее" покаянное чувство сердца и умиление .

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
НЕДЕЛИ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.на утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения "Воскресение Христово видевше" и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На "Слава": "Покаяния отверзи ми двери" (вместо: "Молитвами апостолов"). "И ныне": "На спасения стези" (вместо "Молитвами Богородицы"). Затем — "Помилуй мя, Боже" и "Множество содеянных мною лютых".

В основу первой песни "Покаяния отверзи ми двери" положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни "На спасения стези" положена притча о блудном сыне, а в основу третьей — "Множество содеянных мною лютых" — предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде.

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на "Слава и ныне"), так как на хвалитех на "Слава" поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии — Евангелие о мытаре и фарисее.

Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения:
1. Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей.
2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди.
3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее.
4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее — седмица "сплошная", или "всеядная", во обличение этим горделивого поста фарисея.
5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) "кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).
В 4-ю и 5-ю Недели Четыредесятницы, когда бывает кондак Триоди святому (преподобному Иоанну Лествичнику и преподобной Марии Египетской), он не поется на "И ныне": на Литургии после входа его надо петь на "Славу", а на "И ныне" петь кондак храму (если храм Спасов или Богородицы) или кондак "Предстательство христиан непостыдное" (если храм святого) .
По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели о Мытаре и фарисее, и до Недели Всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на Литургии в таком порядке: рядовое субботы, затем — святого (Ти¬пикон, последование Недели о Мытаре и фарисее).

От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", и только в Неделю Православия и Неделю Крестопоклонную — припев "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Определенного указания в уставе и Триоди на этот счет нет.

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

В эту Неделю евангельской притчей (Лк. 15, 11–32), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, и указывает на то, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. Сама благодать исходит в сретение души, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога; она лобызает душу, торжествует примирение с ней, как бы душа ни была греховна. "Познаим братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына Преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует: и тáинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе), заклавшему же человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших" .

Церковь внушает, что истинная полнота и радость жизни человека заключается в его благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним ("да достойно сожительствуем"). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. "О, коликих благ, окаянный, себе лиших! О, какова царствия отпадох страстный аз! Богатство изнурив (расточив), еже приях, заповедь преступих. Увы мне, страстная душе! Огню вечному прочее (потом) осудишися. Тем же прежде конца возопий Христу Богу: яко блуднаго сына, приими мя, Боже, и помилуй мя" .

Таким образом, Церковь являет в Неделю о Мытаре и фарисее истинное начало покаяния, а теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния, по милосердию Божию возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в виду приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. "Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми пре¬дал еси богатство. Темже Ти блуднаго (сына) глас приношу: согреших перед Тобою, Отче щедрый, приими мя кающася и сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих" .
"Богатство, еже ми дал еси, благодати, окаянный отшед, непотребно зле иждих. Спасе, блудно пожив, демоном льстивно (обманув Отца) расточих", "и повинухся (им) окаянный", "и обнищав, студа исполнихся <...>: Темже <...> обращься вопию Ти щедрому Отцу: согреших на небо и перед Тобою" .

БОГОСЛУЖЕНИЕ НЕДЕЛИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

На утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134-й и 135-й) "Хвалите Имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви" поется также псалом 136-й "На реках Вавилонских", с "аллилуиею красною". После этого поются воскресные тропари "Ангельский собор".

Этим псалмом грешный человек побуждается к осознанию своего несчастного состояния в плену греха и диавола, подобно иудеям, осознававшим свое горькое положение в плену Вавилонском и раскаявшимся.

На утрене (после 50-го псалма) поются покаянные тропари "Покаяния отверзи ми двери".
На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне.

Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как указывалось уже нами, является сплошной седмицей (разрешение поста в среду и пятницу).

СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ

Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называются мясопустными по той причине, что ими завершается период вкушения мяса. Само воскресенье называют также "мясопуст" (греч.: отпуст мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31–46).
В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного Суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере.

Церковь поминает "от века мертвых, всех верою поживших благочестно, и усопших благочестно или в пустынях, или во градéх, или в мори, или на земли, или на всяком месте от Адама даже и до днесь, послужившия Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно". Церковь просит прилежно "сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснáго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребии светлем, и достойным быти Царствия Его" .

По неисповедимому Своему промыслу, Бог предопределил разную кончину людям. "Подобает же ведати, — говорится в Синаксаре, — яко не вси в пропасти впáдающии и в огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божия судьбы, их же ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же (смерти) вéдения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрéния иных бывают". "Глубиною судéб Твоих, Христе, всепремудре Ты предопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ" .

В эту субботу Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не были отпеты — "узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша" . Церковь молится "в части праведных (их) учинити", "яже покры вода, брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огонь яже попали"; возносятся моления о тех, кто "в неведении и (не в своем) разуме" окончил свою жизнь , о тех, которым Господь, "вся полезная ведый", попустил умереть внезапной кончиной , "от печали и радости прешедшия ненадежно (неожиданно)" , и о тех, которые погибли в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, поражены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом ("удави плинфа или персть посыпа"), отравлены, удавлены, повешены или погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти .

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об уже отошедших в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему. "Приидите прежде конца вси, бра¬тие, персть нашу видяще, и естества нашего немощное, и худость нашу и конец узрим, и оргáны сосуда плотна (плотского), и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где добрóта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови, или где око? — вся прах и сень. Темже пощади, Спасе, всех нас" . "Что прельщается человек хваляся? Что всуе смущается? — брение и сам (станет) вмале (вскоре). Что не помышляет персть, яко прах, смешение, и гноя и тления отложение (вид)? Аще убо брение есмы человецы, что прилепихомся земли? И аще Христу есмы срóдни, что не притецем к Нему? И вси отвергше привременную и текущую жизнь, жизни нетленней последующе, яже есть Христос — Просвещение душ наших" .

По своему последованию служба в мясопустную субботу совершается такая же, как и в субботу перед праздником Пятидесятницы, с тем различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной соединяются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6 гласа.


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру