Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ АРТОСА

В конце Литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы совершается освящение артоса по особому чину. Артосом (греч. "артос" — хлеб) называется просфора с изображенным на ней Крестом или Воскресением Христовым. Артос в день Пасхи и во всю седмицу находится на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) вместе с образом Воскресения Господня. В приходских храмах каждый день Светлой седми¬цы после Литургии совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, при пении канона Пасхи обычно несут и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезу при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, после чего он переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется и раздается верующим для вкушения прежде принятия обычной пищи.

Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господом, и по Вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него, тем представляля Его как бы присутствующим среди них. Артос напоминает нам о том, что Господь Иисус Христос крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным хлебом вечной жизни .
Сам чин освящения артоса состоит в следующем. На солее, на приготовленном столе, полагается артос (их может быть несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: "Господу помолимся". Священник читает молитву из Требника (часть 2) на освящение артоса: "Боже Всесильный и Господи Вседержителю". Хор: "Аминь". Священник окропляет артос святой водой, произнося: "Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь"(3). Хор вместо: "Буди Имя Господне" поет: "Христос воскресе" (3). Священник вместо "Слава Тебе, Христе Боже" поет тропарь: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав". И бывает отпуст Литургии, как ина утрене.
В день Пасхи совершается также освящение куличей (домашних артосов), пасох, а также яиц и "брашна мяс" как начатков пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать мирянам. Освящение "брашна мяс" быва¬ет вне храма, поскольку мясо не положено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: "Во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи".

Во время окропления брашен святой водой поется пасхальный канон и другие пасхальные песнопения.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу до Светлой заутрени, то пасхальных песнопений при этом освящении петь не положено — следует петь тропарь Великой Субботы: "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный".

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПАСХИ

Особенности великой вечерни в день Пасхи следующие:
Вечерня начинается 9-м часом, который поется по пасхальному чину. Во время 9-го часа священник облачается во все священнические одежды.
Начальный возглас вечерни "Благословен Бог наш" священник произносит, начертавая кадилом крест. Затем такое же начало, как на утрене и на Литургии.

Вход с Евангелием.

Великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса".
После прокимна диакон: "И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия". Священник в царских вратах лицом к народу читает Евангелие от Иоанна (зач. 65, Ин. 20, 19–25) о явлении Господа апостолам вечером в день Воскресения. Чтение священником Евангелия в царских вратах лицом к народу служит напоминанием о первом явлении Господа апостолам, когда Он преподал им мир в знак того, что евангельская проповедь о Спасителе "изыде во всю землю", всем народам.

"Сподоби, Господи" поется. После стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе" поются стихиры Пасхи. Затем бывает окончание вечерни, как и пасхальной утрени. Диакон произносит: "Премудрость". Священник: "Сый бла¬гословен Христос Бог наш". Хор: "Утверди, Боже". Священник: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор: "И сущим во гробех живот даровав". Священник с крестом в руках творит отпуст: "Христос, воскресый из мертвых".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
НА ПАСХАЛЬНОЙ (СВЕТЛОЙ) СЕДМИЦЕ

Праздник Пасхи всегда был для христиан самым светлым, всеобщим, продолжительнейшим торжеством. Со времен апостольских праздник христианской Пасхи, подобно Пасхе ветхозаветной (Исх. 12, 14–15), продолжался семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенского Собора, правило 66-е) повелевают верующим во всю Светлую седмицу "во святых церквах упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе". Вся эта седмица, называемая Великой или Светлой, есть как бы один великий и светлейший праздник.

Поэтому и в богослужебном отношении Пасхальная седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужения (утреня, часы, Литургия и вечерня), в целом, бывают такими же, как и в первый день Пасхи:
Все богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах в ознаменование того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим в Него двери рая.

Царские врата остаются открытыми и после богослужения (начиная со дня Пасхи) в продолжение всей седмицы.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершаются так же, как и в первый день. Только крестный ход совершается не перед утреней, как это бывает в самый день праздника, а по окончании Литургии.
На утрене поется пасхальный канон, помимо того, в конце каждой песни поются Богородичны святых Феофана и Иосифа, напечатанные в Цветной Триоди в последовании Недели Святых жен-мироносиц, а также в отдельной книге служб Пасхи. Каждение указано только в начале канона, но обычно оно бывает также на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й песнях. Каждение священник совершает на всех службах со свечой (или трисвечником) и с крестом. Ектении произносятся не после каждой песни, а только после 3-го, 6-го и 9-го.

На утрене не читается "Слово огласительное" святого Иоанна Златоуста и не бывает христосования. Стихирына утрене каждого дня поются на разный глас.
Часы — как на Пасху.

Литургия  совершается точно также, как и в первый день. Прокимен, Апостол, аллилуарий и Евангелие для каждого дня — разные; но Евангелие читается одним только диаконом. Причастен для всех дней один и тот же: "Тело Христово при¬имите". После Литургии бывает крестный ход вокруг храма и звон в воспоминание святых жен-мироносиц, встретивших Господа по Воскресении. Во время крестного хода вокруг храма обносится и артос.

В субботу после Литургии артос разрезается на части и раздается народу .
Вечерня на Пасхальной седмице предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, кроме того, на вечерне бывает вход с кадилом (а не с Евангелием). Евангелие, соответственно, не читается.
Прокимны великие, на каждый день особые. На вечерне каждый день — разные гласы. Вечерня служится только в епитрахили и фелони.

Если в Светлую седмицу, начиная с понедельника, случится праздник великого святого (например, вмч. Георгия — 23 апреля ст.ст.) или храмовый праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются песнопения в честь святого: стихиры, тропарь, канон и прочее. На вечерне читаются паремии, на утрене поется полиелей, степенны, 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя". Великого славословия не бывает. На Литургии — Апостол, Евангелие и причастен дню и святому.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносный ("Живоприемный") Источник. На вечерне и утрене поются особые стихиры в честь Богородицы, на утрене — канон святителя Никифора Каллиста (ХIV в.).
На Литургии — прокимен, Апостол и Евангелие — дня и Богородицы. После Литургии обычно совершается малое освящение воды.

ФОМИНА НЕДЕЛЯ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Светлая седмица заканчивается (восьмым днем) — Неделей (воскресеньем) о апостоле Фоме, именуемой также Неделей Фоминой, которая как завершение Светлой седмицы издревле составляла особое торжество, как бы по¬вторение самого Пасхального дня, отчего и названа Антипасхой (греч. — "вместо Пасхи").

C этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обнов¬ления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил "обновить" радость Воскресения Своим явлением святым апостолам, в том числе и апостолу Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения (в воспоминание этого события и Неделя получила название "Недели Фоминой").

Наименование воскресенья о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как "всех Воскресение", как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: "Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам". "Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати" .

За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас "новою тварью". Наступила весна обновления наших душ. "Днесь весна душам, зане Христос мрачную бурю греха нашего отгна".  "Царица времен (весна) веселит иpбранныя люди церковныя".  "Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует" .

Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды — Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: "Господь мой и Бог мой!"

Вместе с тем, Святая Церковь в своих песнопениях Недели Фоминой, указывая нам на радостную истину Воскресения Господа, обращает благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. Как Богочеловек, Христос явился Победителем смерти и ада. Воскреснув из гроба, "яко от чертога, с Пречистой Своей плотию", Он явился ученикам и апостолу Фоме, которые находились вместе при закрытых дверях. Христос, показывая язвы Свои на ру¬ках и на ногах, убеждая всех апостолов и апостола Фому в том, что Он воскрес не с призрачной, а с действительной прежней плотию, говорил им: "Во Мне видите, о, друзи, плоти приятие, не духа ношу естество. Сомнящемуся же ученику (Фоме) повелевал еси осязати трепетно (Себя), <...> он же (т.е. Фома), ощущая рукою Твое Сугубое Существо, со страхом вопияше верно, верою влекомь: Господь мой и Бог мой" .

И Евангелие, которое читается на Литургии в эту Неделю (зач. 65), внушает нам, что блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Блаженны те, кто при руководстве святых отцов Православной Церкви познают Слово Божие, со смирением приближаются, "осязают Его, испытуя" Его Божественные истины, чтобы умудряться во спасение, опытно утверждаться в вере и вместе с апостолом Фомой восклицать: "Господь мой и Бог мой!"

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ АНТИПАСХИ (ФОМИНО ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Перед началом всенощного бдения (перед 9 часом) царские врата закрываются (обычно их закрывают в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии). Неделя Фомина есть Неделя обновления праздника Воскресения Христова, но по содержанию богослужения она посвящена, главным образом, воспоминанию явления Христа по воскресении апостолам, в том числе и апостолу Фоме. В уставе сказано, что в Неделю Антипасхи, подобно тому, как в двунадесятые праздники, воскресные песнопения из Октоиха не поются, но все богослужение праздника совершается по Триоди. Не поются и пасхальные песнопения: на вечерне и утрене не поются стихиры Пасхи, на утрене нет пасхального канона, который повторяется в следующие Недели; только в качестве катавасии поются ирмосы пасхального канона.

Такое построение службы имеет целью сделать более явным предмет настоящего празднества, который сам по себе есть превосходнейшее свидетельство и доказательство истинности воскресения Христова, которое мы торжествовали в продолжение всей Пасхальной седмицы.

Начиная с Фомина воскресенья на службах возобновляется стихословие Псалтири (пение "Блажен муж", кафизмы на вечерне и утрени, полиелей и прочее). Всенощное бдение и все будничные службы, а также Литургия, после Светлой седмицы совершаются обычным порядком (за исключением некоторых особенностей).

В начале великой вечерни в Неделю Антипасхи, перед шестопсалмием на утрене и после начального возгласа Литургии трижды поется тропарь: "Христос воскресе из мертвых"; то же и перед отпустом Литургии (об этом подробнее см. ниже).

На утрене по полиелее тропари: "Ангельский собор" не поются. Перед иконой "Сошествия во ад" (Воскресения Христова) или перед Евангелием после полиелея поется величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго". Степенны не текущего 1-го гласа, а первый антифон 4-го гласа — "От юности моея".

Канон — "праздника", но не Пасхи: "Поим вси людие". Катавасия — пасхальные ирмосы: "Воскресения день". Припев к тропарям канона "праздника" по Триоди: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поется; диакон совершает обычное каждение и перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: "Тебе, светлую свещу". Хор продолжает: "И Матерь Божию, пречудную славу и вышшую всех тварей, песньми величаем".

На Литургии: изобразительны, задостойник: "Ангел вопияше Благодатней" и "Светися, светися". В конце Литургии вместо "Видехом свет истинный" поется "Христос воскресе" (единожды). По возгласе: "Слава Тебе, Христе Боже" — "Христос воскресе" — трижды. И отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш" (такой же отпуст и на утрене).

Попразднство Недели Антипасхи продолжается до субботы; в субботу — отдание. В течение всей седмицы Фоминой — тропарь, кондак, прокимен и причастен — праздника.

В Неделю Антипасхи вечером совершается великая вечерня. После начального возгласа чтец читает трижды тропарь: "Христос воскресе", затем: "Приидите, поклонимся" и псалом 103-й. Кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса". Затем обычное последование великой вечерни. По Трисвятом и "Отче наш" — тропарь святого Минеи; "Слава, и ныне" — тропарь праздника.
После Фоминой Недели вечерни по воскресеньям до Пятидесятницы бывают без входа и великого прокимна — как вседневные .
В понедельник или вторник после Фомина воскресенья — день пасхального поминовения усопших, известный под названием Радоницы. В Триоди нет службы этому дню. Обычно после вечернего или утреннего богослужения (Литургии) совершается полная панихида, на которой поются пасхальные песнопения. Поминовение усопших (панихида) также совершается в этот день на кладбищах, на могилах, куда верующие вместе с молитвой приносят своим почившим сродникам и всем православным христианам радостную весть о воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь "в невечернем дни Царствия Христова".
С Фоминой Недели начинается обычное поминовение усопших каждый день (панихиды, третины, девятины, сорокоусты и прочее), а также начинает совершаться таинство брака.

ОСОБЕННОСТИ СЛУЖБ ВОСКРЕСНЫХ
И СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ОТ ФОМИНОЙ НЕДЕЛИ (ФОМИНА ВОСКРЕСЕНЬЯ) ДО ОТДАНИЯ ПАСХИ

В состав Недельных богослужений от Пасхи (от Недели Фоминой) до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения собраны и последовательно изложены в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словом "Пасха" (например, "канон Пасхи"). Песнопения воскресные обозначаются словом "воскресны" (например, "стихиры воскресны"). Песнопения Триоди обозначаются словами: "Триоди", "праздника", "праздника Триоди", "настоящия Недели", или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого; или словом — "дне" (например, "седален дне").

В течение семи дней после дня Преполовения, то есть в дни попразднства Преполовения, слово "праздника" указывает на песнопения Преполовения, но не на песнопения Недели о расслабленном или Недели о самаряныни.
Во все Недели Цветной Триоди Минея не поется, за исключением служб святого великомученика Георгия Победоносца, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая Чудотворца и храмового праздника: службы святым Минеи поются на повечериях.

В седмичные дни, от Недели Фоминой до Отдания Пасхи, службы Цветной Триоди соединяются со службами Минеи, при этом песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду следуют впереди Минеи .

ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ ТРОПАРЯ: "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ".

От Фоминой Недели до Отдания Пасхи все службы начинаются после возгласа священника троекратным пением или чтением тропаря: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ"

Тропарь "Христос воскресе" поют священнослужители в начале всенощного бдения и певцы на клиросе перед шестопсалмием после возгласа: "Благословение Господне на вас".

На Литургии после возгласа "Благословено Царство" священнослужители в алтаре поют два раза тропарь "Христос воскресе", а третий раз — только его начало; хор заканчивает: "и сущим во гробех живот даровав" (царские врата на пение "Христос воскресе" открываются). На Литургии вместо "Видехом свет истинный" поется "Христос воскресе" (единожды), прочее последование Литургии — как обычно. Так, после возгласа: "Со страхом Божиим" хор поет: "Благословен Грядый во имя Господне" (но не "Христос воскресе", как на Пасху). После возгласа: "Всегда, ныне и присно" — поется песнопение "Да исполнятся уста наша". В конце Литургии перед отпустом по возгласе: "Слава Тебе, Христе Боже" поется "Христос воскресе" трижды (поскору). В конце всех прочих служб (вечерни, утрени и иных) перед отпустом после возгласа: "Слава Тебе, Христе Боже" — конец обычный: "Слава, и ныне" и прочее.
По другой практике, принятой, например, в Киево-Печерской Лавре, тропарь "Христос воскресе" в начале всенощного бдения, перед шестопсалмием, в начале и в конце Литургии поется один раз в алтаре священнослужителями и дважды на клиросе.

Тропарь: "Христос воскресе" поется также в начале молебна, панихиды, крещения, отпевания и других служб.

Читается тропарь "Христос воскресе" в начале всех прочих служб суточного круга: на вседневной вечерне, утрени, на часах, за исключением 6 часа, который, соединяясь с 3 часом, обычно начинается чтением "Приидите, поклонимся".

Молитва "Царю Небесный" не читается и не поется до праздника Пятидесятницы. Седмичная утреня начинается с шестопсалмия (двупсалмие не читается).

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами "Да воскреснет Бог" поются только после стихиры на стиховне великой вечерни, при этом на "Слава" поется стихира праздника. В конце стихир "Христос воскресе" поется только единожды, в заключение последней стихиры. В стихирах на хвалитех стихиры Пасхи не поются. На седмичных днях стихиры Пасхи также не поются.
На воскресных всенощных бдениях "Воскресение Христово видевше" поется трижды. Это отличительная особенность Недель Цветной Триоди до отдания Пасхи по сравнению с Неделями по Пятидесятнице. В седмичные днина утрене "Воскресение Христово видевше" поется (после кафизм) единожды.
Канон Пасхи с богородичнами поется в соединении с каноном Недели в Неделю святых жен-мироносиц, а также в Недели о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К богородичным тропарям припев: "Пресвятая Богородице, спаси нас". К тропарям Триоди припев: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Заключительное "Христос воскресе" (3) в конце каждой песни не поется.
На 9-й песни пасхальные припевы не поются, 9-ю песнь поем сразу после 8-й следующим образом. Ирмос: "Светися, светися", припев: "Христос воскресе из мертвых" и тропарь: "О, Божественнаго, о, любезнаго", затем припев и тропарь: "О, Пасха велия", богородичны тропари с припевом: "Пресвятая Богородице, спаси нас", после них читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". После канона — ексапостиларий Пасхи.

В седмичные дни канон Пасхи не поется. В некоторые праздники положено петь на катавасии ирмосы Пасхи (но не весь канон). Указание устава о пении в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи "канона праздника" следует понимать в том смысле, что в эти дни из Цветной Триоди поется канон предыдущей Недели (Фоминой, жен-мироносиц и т.д.), или Преполовения (от праздника Преполовения до его отдания).

Относительно пения пасхального канона следует заметить, что он поется на утренях только 12 раз в году, а именно: во все семь дней Пасхальной седмицы, в Недели жен-мироносиц, о расслабленном; о самаряныне и о слепом, а также на отдание Пасхи.

Во все Недели до отдания Пасхи "Честнейшую Херувим" не поем. ("Честнейшую Херувим" не поется в тех случаях, когда поется канон Пасхи). Но на вседневных службах "Честнейшую Херувим" поется.
Ексапостиларий "Плотию уснув" поем в те же Недели, когда поется и канон Пасхи. При пении канона и ексапостилария царские врата открываются.
На первом часе принято петь вместо "Взбранной Воеводе" кондак "Аще и вскресные дни (если не случится двунадесятый праздник) в период пения Цветной Триоди на Литургии всегда поются Изобразительны (но не вседневные антифоны).

На Литургии после малого входа, после воскресного тропаря и кондака Триоди, поется кондак Пасхи.

На Литургии вместо "Достойно" поется: "Ангел вопияше Благодатней" и "Светися, светися".

Причастен Пасхи: "Тело Христово приимите" поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с его попразднством.
В дни воскресные и седмичные от Фоминой Недели до отдания Пасхи отпуст произносится воскресный: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш", но не пасхальный (он произносится после Пасхальной седмицы только однажды — после Литургии в день отдания Пасхи).
Земные поклоны за общественным богослужением до дня Святой Пятидесятницы устав отменяет.
НЕДЕЛИ ПО ПАСХЕ
(до отдания Пасхи)

Недель по Пасхе, начиная с Недели Фоминой и до Пятидесятницы, считается семь, а до отдания Пасхи — шесть.
По своим воспоминаниям эти Недели и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. Все Недели по Пасхе до отдания Пасхи, имеют воспоминание особого события, но одновременно посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражено в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

После второй Недели и седмицы по Пасхе — Фоминой, следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Пятидесятницы Церковь воспоминает жен-мироносиц и тайных учеников Христовых — праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые "истиннейшая суть и содержательнейшая, еже по нам догмата"  и которые явились свидетелями смерти и Воскресения Господа.
Воспоминая свидетельниц и свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением в 3-ю Неделю по Пасхе как бы поставляет нас на Голгофе у Креста, с которого снимают Пречистое Тело праведные Иосиф и Никодим, а затем в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в настоящем богослужении крест, спасительную смерть и славное Воскресение Господа, а также святые подвиги ныне воспоминаемых учеников и учениц Христа, этим нас научая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и Воскресший.

Особенно трогательно описываются в богослужении этой Недели святой подвиг, преданность и любовь к Своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц. "Почто мира с милости¬выми слезами, о, ученицы растворяете?" (тропарь "Ангельского собора"). "Почему вы смешиваете миро со слезами жалости?" — так, по изображению церковной песни, говорил святым женам-мироносицам Ангел Господень, когда они пришли ко Гробу. Миро — драгоценная благовонная мазь, стоившая очень дорого, на которую святые жены потратили, может быть, все свои сбережения, чтобы помазать им Тело Спасителя, не надеясь на то, что Он взглянет на них Своими закрывшимися, как они думали, на веки, благодарными очами. Миро и слезы — последний дар их любви и благоговения к Небесному Учителю.

Ближайшие ученики разбежались от страха перед схватившими Христа врагами, лучший из них отрекся от Него трижды, а они — робкие, слабые женщины, но сильные любовью и состраданием, не оставляют Божественного Страдальца, не отрывают глаз от креста, на котором в мучениях истаевает Его жизнь. После смерти Спасителя они — одни из всего множества Его последователей и слушателей — безбоязненно находятся при Его погребении, будучи не в силах оставить Его гроб. По прошествии субботы они покупают благовония и несут их ко гробу своего Учителя.

Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, милосердия и любви Господь вложил в душу женщины, которая благодаря этому способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа (1 Петр. 3, 4).

Евангелие, читаемое на Литургии этой Недели, повествует о погребении Господа, Его воскресении и явлении женам-мироносицам. Оно научает нас тому, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усер¬дие мироносиц к Спасителю было, прежде всего, вознаграждено радостной вестью о Его воскресении и явлением Воскресшего. А "поступок благоразумного Иосифа, положившего Тело Господа в новом гробе, — говорит свя¬той Григорий Нисский, — да будет для нас правилом, чтобы мы, получив дар Тела и Крови Христовых, не принимали Его в нечистое одеяние совести и не полагали во гробе сердца, исполненного мертвых костей и всякой нечисто¬ты".
На воскресной утрене после "Бог Господь" поются песнопения Великой Субботы — три тропаря: "Егда снизшел еси к смерти", "Благообразный Иосиф", "Мироносицам женам", но с тем отличием, что присоединяется прославление Воскресения Господня.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О РАССЛАБЛЕННОМ

В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного, пребывавшего в недуге тридцать восемь лет (Ин. 5,1–14). Это чудо Иисус Христос совершил во второй год Своей проповеди во время иудейской пятидесятницы.

Поскольку исцеление расслабленного было совершено в годовой иудейский праздник, то и воспоминается оно в настоящие праздничные дни. Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа Распятого и Воскресшего, который озарил Вселенную светом Своего Воскресения, который для всех есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23–24).

В дни Пятидесятницы Церковь представляет нам эти Евангельские события, в которых ясно видны и Божия сила, и Божия премудрость (ср.: Апостол на Литургии — Деян. 9, 32–42). В исцелении расслабленного Церковь видит образ обновления жизни всего человечества чрез Воскресение Христово.
Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона прославляется также святой Архистратиг Михаил как предводитель Небесного воинства, служащего верующим. Поэтому Евангелие Недели о расслабленном благовествует о том, что Ангел Господень "возмущаше воду" в купальне Силоамской.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени, прошедшего от Пасхи до Пятидесятницы. Преполовение соединяет два великих христианских торжества — Пасху и Сошествие Святого Духа. "Празднику преполовляющуся, Твоего, Христе, Воскресения и Божественнаго пришествия Святаго Твоего Духа, сошедшеся, чудес Твоих воспеваем таинства" . В этот день воспоминается событие из жизни Христа Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения. "Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, — яко всем, Спасе, возопил еси: "Жаждай да грядет ко Мне и да пиет". Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе".

Вся служба Преполовению совершается по Триоди. Накануне праздника Преполовения совершается великая вечерня. Но стихословится не "Блажен муж", а рядовая кафизма: на вечерне бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрене полиелея нет, но поется великое славословие. Канон — по Триоди. Канона Пасхи нет. Катавасия "Море огустил еси". Вместо "Честнейшую Херувим" –на утрене и вместо "Достойно" — на Литургии поется не "Светися, светися", а ирмос: "Чужде матерем девство". В этот день после Литургии обычно совершается водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Святого Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание — в среду 5-й седмицы. На отдание за Литургией поется задостойник: "Чужде матерем девство". Между праздником Преполовения и его отданием поется задостойник: "Ангел вопияше" и "Светися, светися".

 


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру