Литургика. О богослужении во время пения Цветной триоди (от Пасхи до Недели Всех Святых)

ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О САМАРЯНЫНЕ

Воскресное богослужение пятой Недели и службы ряда следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой, беседе, происходившей в первый год Его евангельской проповеди во дни Пятидесятницы, когда Господь шел после Пасхи из Иудеи в Галилею (Ин. 4, 5–42). Эта беседа относится ко дням Пятидесятницы и служит вместе с тем ясным свидетельством Божественной славы Воскресшего Господа, пода¬ющего "воду живую, изсушающую источники грехов" и "скверны душевныя омывающую" (канон и Синаксарь 5-й Недели по Пасхе).

В службах праздника говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой, Своим Ликом совершенно перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращая на прямой, истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, "познав благосердие Господа", у Которого Она просила воду жизни, и, "напившись обильно водой Премудрости Божия", унаследовала Царство Небесное и явилась "вечно приснославной" . Служба самаряныни поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник и вторник — служба попразднства Преполовения, в среду — отдание Преполовения.

ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ПО ПАСХЕ — О СЛЕПОМ

В эту Неделю воспоминается, как Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в праздник Кущей и в праздник обновления храма во Иерусалиме (Ин., 7, 2; 10, 22) даровал зрение слепорожденному (Ин. 9, 1–41). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть "Света податель, от Света сый Свет" . Песнопения службы повествуют и о другом чуде — о духовном прозрении слепого, о постепенном возрастании его веры в Господа Иисуса Христа. Песнопения службы Недели о слепом, составленные богодухновенными отцами, проникнуты глубокими мыслями и святыми чувствами. Здесь мы находим и глубокое сострадание к несчастному, для которого с самого рождения был закрыт мир Божий со всей его дивной красотой, и трепетное благоговение перед несказанным всемогуществом Господа, Который отверз очи слепому. Слышится в них скорбь о духовном ослеплении фарисеев, которые даже после такого великого несомненного чуда не прозрели своими духовными очами и продолжали в слепой злобе говорить о Христе: "Не от Бога этот Человек".

Служба приводит христианина к осознанию того, что каждый человек подвержен духовной слепоте и омрачил грехом свои душевные очи. "Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме — Свет Пресветлый" .
Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в шестую Неделю по Пасхе, в понедельник, вторник и среду шестой седмицы по Пасхе.
Отдание праздника Пасхи совершается в среду 6 седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство Вознесения Господня, которое длится только один день.

Служба отдания праздника Пасхи совершается подобно службам отдания двунадесятых праздников. В последний раз поются пасхальные песнопения. Начало вечерни, утрени и Литургии бывает таким же, как и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит начальный возглас и затем поет стихи: "Да воскреснет Бог" и прочее. Но отпуст с Крестом бывает только после Литургии (отпуст после Литургии произносится полный, пасхальный: "Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый" с воспоминанием святого дня). На отдание Пасхи поются также и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Перед службами — звон торжественный, напоминающий пасхальные дни.

На утрене после кафизм поется постоянная для всех дней Святой Пасхи воскресная песнь: "Воскресение Христово видевше". Канонов три: пасхальный, Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. На 9 песни "Честнейшую Херувим" не поем, но поется ирмос 9 песни пасхального канона с припевами, как на Пасху, и после канона — ексапостиларий пасхальный: "Плотию уснув" (дважды), а второй ексапостиларий — из службы Недели о слепом.

Часы читаются обычные (трипсалмные), а не пасхальные.
После Литургии священнослужители поднимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую "гробницу"). Особого чина для перенесения Плащаницы уставом не положено.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Тропарь, глас 4.
Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.
Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написа¬ны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.
Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа — в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1–12; Мк. 16, 9–20; Лк. 24, 36–53). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное  человеческое естество величайшей чести и славы — "милостивно вознес" его. Таким образом, "седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество" .

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни — на небо. "Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, об¬новив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси" .

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и "сел одесную Бога Отца". Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: "сел одес¬ную Отца".

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает "никакоже отлучаяся" от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: "Чини ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя" . Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов . Здесь "совершается" — завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. "Смотрения таинство совершив" , Господь возносится на небо, "исполнивый <...> Отеческое благоволение".  И все сие "великое и предивное" соделал Господь "во спасение душ наших" . "Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть; вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество" .

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он "взошел со славою" к Светоначальнику Отцу Своему, "умиротворив всяческая" , избавив от осуждения человечество , разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею . "Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго" .

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и "мира" , и все приводится к единству — и небесные и земные — Начальником спасения Господом и Спасителем . И теперь мы являемся званными "к небесной жизни" силою ходатайства "истощившагося даже до рабия зрака" Христа Господа, нас возвысившего и прославившего . Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1 Кор. 12, 27). Глава — на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно "совершится" мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых "приидет паки имже образом видите Его идуща на небо" , "судити всему миру" . Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают "совершения конец" (окончание всего) , по обещанию Господню: "Иду уготовати вам место".

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.
Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. "Блажен муж" не поется). На литии, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): "Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира".

На утрене: полиелей праздника; величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение"; степенны — первый антифон 4 гласа.
Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:
После Евангелия на утрене поется: "Воскресение Христово видевше" (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа ("Божественным покровен").
Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый — святого Иоанна Дамаскина — "Спасителю Богу"; второй канон — святого Иосифа Песнописца. "Честнейшую Херувим" не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): "Величай, ду¬ше моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца". Хор поет ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем". Затем — остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: "Радуйся, Царице, матеродевственная славо".
Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: "Спасителю Богу".
На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: "Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне". После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) — ирмос: "Тя паче ума и словесе Матерь Божию" с припевом. Вместо "Видехом свет истинный" поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: "Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш".
Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) — святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).
В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори".

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется "Приидите, поклонимся" с праздничным припевом в конце: "Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа".

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб "Царю Небесный" не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо "Видехом свет истинный" поется тропарь праздника или дня ("Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш" — до Троицкой субботы, "Глубиною мудрости" — в Троицкую субботу).

НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕДЬМОЕ) ПО ПАСХЕ —
СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

В эту Неделю празднуется память трехсот восемнадцати Отцов первого Вселенского Собора. Этот Собор проходил в Никее в дни Пятидесятницы 325 года, и послужил славе Воскресшего Господа, преимущественно возвещаемой Церковью в дни Пятидесятницы. Собор, как сказано в Синаксаре, проповедал Сына Божия "Единосущна и Единочестна Отцу" и исповедал, что Он — воистину Сын Божий и совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос совершил все домостроительство нашего спасения, вознесся и сел одесную Бога Отца. Церковь, желая показать, что Сын Божий воплотился и соделался истинным и совершенным Человеком, "вознесся и седе одесную величествия на небесах", установила настоящий праздник.

Никейский Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не в иной день Недели, как в первый, или воскресный. 20 правило Собора постанляет не преклонять колен в храмах во всю Пятидесятницу, а также и в дни воскресные, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.

Праздник Богоносным Отцам совершается один день и не имеет попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение, — "Божественным покровен".

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Перед праздником Пятидесятницы, в субботу, всегда совершается поминовение усопших. На этой службе поминаются все "от века усопшие" православные христиане, отцы и братия наши.

Последование субботы перед Пятидесятницей такое же, как и субботы мясопустной (см. выше). Заупокойные песнопения (стихиры, тропари и канон) те же, что и в мясопустную субботу. Различие в службахследующие:
Там, где положены песнопения Октоиха, в службе Троицкой субботы они берутся всегда 6 гласа, потому что в предыдущее воскресенье всегда поется 6 глас, и поэтому они помещены подряд в Цветной Триоди, в мясопустную же субботу песнопения Октоиха берутся того гласа, который поется в ту седмицу.
Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Типикон, последование под 25 мая), то служба святому переносится на четверг 7 седмицы. Если же случится храмовый святой, то служба субботы переносится на четверг (Храмовая глава 54)


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру