Патрология

"Учение двенадцати Апостолов", "Первое послание Климента Римского к коринфянам", "Второе послание Климента к коринфянам", "Пастырь" Ерма, Послание, известное с именем апостола Варнавы, Св. Игнатий Богоносец.

IV. "Пастырь" Ерма

1. Об авторе сочинения, известного под этим именем, мы знаем только из самой его книги. Он называет себя Ермом. В юности он был продан некоей Роде в качестве раба, но потом получил от своей госпожи свободу. После этого он занялся торговлей и нажил большое состояние. Но он вел свои дела не совсем честно и за это был наказан семейными несчастьями. Его жена отличалась злым языком и неприятным характером, а дети не только отреклись от Христа во время гонения, но и предали своих родителей языческим властям.

Следствием этого была потеря большой части состояния: от всего имущества у Ерма остался только небольшой клочок земли за городом, который и давал ему средства к жизни. С этого времени он начинает получать небесные откровения, призывающие его, его близких и всю Церковь к покаянию. Повинуясь этим призывам, Ерм и его семейство покаялись от всего сердца в содеянных грехах. Полученные откровения Ерм записал в сочинении под названием "Пастырь".

2. Заглавие книги объясняется тем, что ангел, через посредство которого Ерму сообщались откровения, имел вид пастыря и сам называл себя этим именем.Для внешнего взгляда "Пастырь" естественно распадается на три части: пять "Видений", двенадцать "Заповедей" и десять "Подобий", но сам автор разделял свое сочинение на две части: "Видения" (1–4), с одной стороны, с другой — "Заповеди и Подобия".

Основанием для такого разделения служит то, что четыре первых видения были показаны ему старицей (олицетворяющей собой Церковь), а всё прочее сообщено ангелом покаяния, или пастырем.

3. По своей литературной форме "Пастырь" отличается апокалиптическим характером, а в лице его автора перед нами выступает первохристианский пророк, носитель пророческой харизмы. Иллюстрацией для литературной формы сочинения может служить третье видение.

В первой части сообщается, что после продолжительной молитвы и поста ночью Ерму явилась старица и обещала на другой день показать ему видения в поле. Утром следующего дня Ерм пришел на указанное место и нашел там скамью с льняной подушкой и парусиной, натянутой над ней. Он стал молиться и исповедовать грехи свои. Немного спустя явилась старица в сопровождении шести юношей. Посадив Ерма на скамью, она приказала юношам строить башню на водах из блестящих квадратных камней. Им помогали тысячи мужей, которые доставали камни для постройки из воды или из земли. Камни, доставаемые из воды, были гладки и так хорошо приходились друг к другу, что башня казалась построенной как бы из одного камня. Из прочих камней, доставаемых из земли, некоторые употреблялись в дело, другие откладывались в сторону, третьи далеко отбрасывались от башни. Около постройки лежало много камней шероховатых, с трещинами и круглых, негодных для постройки. Показав Ерму это видение, старица объяснила ему и его смысл. Башня, — говорила она, — это я, Церковь. Она строится на водах крещения высшими ангелами, которым помогают низшие. Камни квадратные и белые — это апостолы, епископы, учители и диаконы, свято проходящие свое служение. Камни, извлекаемые из глубины, — христианские мученики. Камни, доставаемые из земли и идущие в здание, суть новообращенные верные. Камни, оставленные около башни, означают грешников, готовых покаяться. Шероховатые камни — это люди, которые не находятся в общении со святыми. Потрескавшиеся — те, которые питают в сердце своем вражду. Круглые камни нужно обсечь, чтобы они годились для постройки; так и богатые, которых они символизируют, не годны для Господа, если не будут обсечены их богатства. Во второй части сочинения откровения сообщаются Ерму в форме притчей и подобий, которые от простых образов восходят к пространным аллегориям и заканчиваются почти видениями. Вот два примера. Прогуливаясь однажды, Ерм увидел вяз и обвившуюся вокруг него виноградную лозу. Ангел явился и объяснил высшую истину, заключающуюся в чувственном образе этих растений. Виноградная лоза обильна плодами, а вяз совсем бесплоден, но лоза может приносить ягоды, только опираясь на вяз. Так богач и бедняк полезны друг другу. Молитва богатого слаба и не доходит до Бога. Но если он помогает бедному, то последний молится за него, и богатый через его молитву благословляется, ибо молитва бедного имеет великую силу у Бога.

Однажды во время поста Ерм сидел на горе. Пастырь явился ему и сказал притчу по поводу поста. Некто имел поместье и множество рабов. Уезжая, он поручил самому верному и честному рабу поставить тычинки к каждой лозе, обещав свободу за исполнение приказания. Раб сделал больше: он не только исполнил волю господина, но и очистил виноградник от сорных трав. озвратившись домой, господин остался очень доволен заботливостью раба. Он призвал своего любимого сына, своих друзей и советников, рассказал им о догадливости и трудолюбии раба и выразил желание сделать его сонаследником сына. Те одобрили эту мысль. Так, — сказал пастырь Ерму, — и ты получишь у Бога большую честь, если будешь не только исполнять Его заповеди, но и делать сверх того какое-нибудь добро. Пост имеет значение только при полном соблюдении остальных заповедей. Исполнив их, в день поста ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчислив издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отдай вдове, сироте или бедному.

4. Время составления книги определяется на основании внешних свидетельств и самого содержания книги. Внешние свидетельства и данные, извлекаемые из содержания памятника, расходятся между собой существенным образом. Ориген высказал в качестве своего личного предположения догадку, что автором "Пастыря" был тот Ерм, которому ап. Павел посылает приветствие в конце Послания к Римлянам. Евсевий под влиянием Оригена и Иероним под влиянием Евсевия высказывают ту же догадку, ссылаясь на молву ("как говорят"). Этому внешнему свидетельству в содержании книги соответствует одна подробность. Старица говорит Ерму: "Напиши две книги и одну отдай Клименту, а другую — Грапте. Климент отошлет ее во внешние города, ибо ему это предоставлено, Грапта же будет назидать вдов и сирот". В этих словах автор, очевидно, выдает себя за современника Климента Римского и намекает на послание, отправленное им ранее к Коринфской Церкви. На основании указанных данных многие очень авторитетные ученые относят "Пастырь" к самому концу I в. Но другой ряд фактов указывает на более позднее происхождение памятника.

Мураториев фрагмент (около 200 г.) с совершенной ясностью и определенностью говорит: "Книгу "Пастырь" очень недавно, в наши дни, составил в Риме Ерм, в то время, когда кафедру Римской Церкви занимал его брат Пий". Епископское служение Пия I продолжалось с 140 по 155 гг. Этому ясному и уверенному свидетельству памятника, близкого к "Пастырю" как по месту, так и по времени происхождения, соответствует много данных в самом содержании книги.

a. Гонения, перенесенные христианами, описываются в чертах, напоминающих о преследованиях Траяна (98–117 гг.). Последовавший за  этим гонением период мира указывает на царствование Антонина Пия, а ожидание нового гонения могло быть вызвано тем обстоятельством, что в 147 г. Марк Аврелий сделался соправителем Антонина.

b. Состояние Церкви, отражающееся в "Пастыре", свидетельствует, что время ее юности и свежести уже прошло. Построение башни уже близится к концу. Все апостолы, большинство пресвитеров, диаконов, исповедников уже умерли. Церковь является в образе старицы. Христианская жизнь и нравы находятся в таком упадке, который является невероятным для I в. Эти внутренние признаки заставляют отнести наш памятник ко II в.; однако отсутствие упоминания о Маркионе, бывшем в Риме в 139 г., и довольно архаическое представление автора о Церкви не позволяют отодвигать время происхождения памятника далее 140 г. Таким образом, по принятому большинством ученых взгляду, "Пастырь" составлен около 140 г. братом епископа Римского Пия. Противоречие же данных, извлекаемых из содержания "Пастыря", может быть примирено тем предположением, что сочинение, начатое при Клименте, постепенно дополнялось и в законченном виде было им дано лишь при Пие.

5. "Пастырь" Ерма как исторический памятник важен в том отношении, что в нем намечаются уже две точки зрения на Церковь и церковную дисциплину, разделившие впоследствии церковное общество на два враждебных лагеря — монтанистов и кафоликов. По принципиальным воззрениям на Церковь и по общим тенденциям проповеди Ерм очень близко подходит к монтанистам, но по своему учению о покаянии и по смягченности нравственных требований он согласен с позднейшими воззрениями кафолического клира.

Сущность догматических представлений Ерма о Церкви и тенденции его проповеди сводятся к следующему. 

a. Главными предикатами Церкви для Ерма служат единство и святость ее, или, точнее, единство святости, одинаковая нравственная чистота ее членов. Символически он выражает эту мысль в образе башни, отдельные части которой прилегали друг к другу так плотно, что вся постройка казалась высеченной из одной скалы и не имела на стенах ни швов, ни спаек. Такое единство Церкви состоит именно в одинаковой святости ее членов, а символическим выражением этого служит рассказ Ерма, как камни, входившие в состав башни, одинаково сияли, подобно солнцу. Другим символическим выражением той же мысли нужно признать замечание Ерма, что все верующие, вводимые внутрь башни, были одеты в одинаковые белые одежды. Вследствие этого все христиане, впадшие в грехи, не входят в состав башни, а как камни, оказавшиеся негодными для постройки, вынимаются из стен башни и отбрасываются в сторону. Монтанисты тоже ратовали за единство Церкви в святости ее членов и вследствие этого требовали отлучения всех грешников.

b. По своим общим тенденциям "Пастырь" есть попытка возвращения Церкви к первоначальной чистоте нравов на основании нового откровения о скорой кончине мира. Нравственный идеал Ерма подобен идеалу, развитому автором проповеди, известной с именем Климента Римского, и характеризуется теми же чертами аскетизма и отречения от мира (ср. III, 4а). Он требует сохранения чистоты плоти и утверждает, что всякий, осквернивший свою плоть, оскорбляет живущего в ней Духа Святого, действием Которого плоть эта должна воскреснуть в последний день; следовательно, осквернение плоти лишает человека надежды на воскресение. Далее Ерм требует отречения от мира. Христианин — это странник здесь, на земле. Господин (диавол) города, в котором он временно остановился, говорит ему: "Или следуй моим законам, или уходи вон из моей области". Христианин не должен приобретать здесь полей и другой собственности. Ему нужно ограничиться лишь самым необходимым для жизни, чтобы быть ничем не связанным на тот случай, если господин города потребует от него отречения от отеческого закона или станет изгонять его за неповиновение себе. Таков был идеал Ерма, но совершенно противоположными чертами рисует он современную ему действительность. Христианское общество начиная с пресвитеров и пророков было увлечено миром, его соблазнами. Пресвитеры спорили между собой о первенстве и носили в сердце своем яд зависти и вражды. Диаконы расхищали достояние вдов и сирот. Пророки были горды, искали председательства в Церкви, жили среди роскоши и удовольствий и торговали своим пророческим дарованием; люди суетные просили у них предсказаний о делах житейских, и пророки за деньги отвечали им по их желаниям. Между христианами появилось большое неравенство состояний со всеми его последствиями. Одни умирали от пресыщения, другие от недостатка пищи. Богатые сторонились бедных, чтобы последние не попросили у них помощи, и искали общества людей, равных по положению, из язычников. Оттого во время гонений многие отрекались от Христа и хулили Его. Причиной такого уклонения Церкви к мирским заботам Ерм считает охватившее всех сомнение в скорости второго пришествия Христа.

Проповедь Ерма служит проявлением реакции против упадка нравов и своей целью имеет устранить саму причину такого упадка и возвратить Церковь к ее угасающим эсхатологическим верованиям. Проповедь Ерма о скорой кончине мира не основывается на естественном размышлении о предметах веры или на простом истолковании Божественных обетований, данных в Св. Писании. Нет, Ерм — пророк, получающий непосредственные откровения от Бога, и в этих-то откровениях ему сообщено о близости пришествия Христа. Момент этого нового откровения должен разделить жизнь Церкви на три периода, которые изображены символически в последовательной смене тех образов, под видом которых Ерму являлась Церковь. В первый раз Церковь явилась ему в виде дряхлой старицы. Это означало, что дух Церкви одряхлел в житейских печалях. Во втором явлении Церковь имела более молодое лицо, но тело и волосы ее были старческие. Она напоминает собой старика, ободренного вестью о предстоящем получении наследства и готового опять мужественно действовать. Так проповедь Ерма о скором пришествии Христа должна была влить новые силы в одряхлевший дух Церкви для ее нравственного возрождения. В третьем явлении, означавшем период нравственного обновления, Церковь предстала перед Ермом молодой и прекрасной. Здесь различаются, таким образом, три периода в жизни Церкви: первый предшествует проповеди Ерма и характеризуется постепенным упадком нравов, второй совпадает с его проповедью, основанной на новом откровении, и есть время покаяния. Третий период наступит тогда, когда совершится полное обновление Церкви и цель нового пророчества будет достигнута. Всё изложенное роднит воззрения Ерма с монтанистическими. Монтанисты также стремились обновить  древнехристианский аскетизм и отречение от мира, опираясь на проповедь своих пророков о скорой кончине мира. Жизнь Церкви они также разделяли на три периода.

6. По учению о покаянии и смягченным нравственным требованиям Ерм является проповедником тех же начал, которых держалась кафолическая Церковь во время монтанистического и новацианского движений (во время Ерма такие взгляды не были всеобщими в кафолической Церкви).

a. В принципе Ерм согласен со строгим направлением, относившимся отрицательно к покаянию тяжких грешников. Получивший отпущение грехов в крещении, говорит он, не должен снова грешить. Но Бог сжалился над всеми созданиями и возвещает через него, что все согрешившие после крещения могут быть прощены, если они покаются в дни его проповеди. Покаяние связано, таким образом, с днями проповеди Ерма. Ни раньше этой проповеди оно не было возможно, ни после не будет действительно. Отсюда вытекают два следствия.

Во-первых, через покаяние, к которому призывает Ерм, могут быть прощены лишь те грехи, которые были совершены до начала проповеди, но покаяние недействительно по отношению к грехам, совершенным во время или после его проповеди. Во-вторых, те члены Церкви, которые будут крещены во дни проповеди Ерма и согрешат после крещения, не могут быть очищены покаянием. Но эту принципиальную точку зрения автор покидает ввиду практических нужд и потребностей Церкви. В своем учении о покаянии Ерм приближается к воззрениям кафолической Церкви. Разница только в том, что Ерм ограничивает покаяние определенным периодом, а Церковь не ставила таких ограничений. Дальнейшее сходство состоит в том, что и Ерм, и Церковь допускали покаяние по отношению ко всем грехам, тогда как монтанисты считали отступничество, прелюбодеяние и убийство такими грехами, которые не могут быть очищены покаянием.

b. Ерм расходится с монтанистами и в своих нравственных требованиях. Ему чужд ригоризм монтанистов. Он не считает грехом второй брак, не относится с полным отрицанием к богатству, если оно употребляется на помощь бедным, на пост смотрит как на свободный подвиг, а не как на общеобязательное узаконение, не осуждает уклонения от гонений.

V. Послание, известное с именем апостола Варнавы

1. "Послание" не принадлежит известному ап. Варнаве, сотруднику ап. Павла в его миссионерских трудах. Во-первых, само оно не выдает себя за сочинение ап. Варнавы. Автор нигде не называет себя по имени. Памятник приписывается Варнаве лишь в надписании рукописей и цитатах древних христианских писателей. Во-вторых, в содержании "Послания" есть данные для отрицания его подлинности. Автор называет апостолов людьми крайне грешными. Трудно допустить, чтобы так мог говорить сотрудник ап. Павла. В описании иудейских обрядов он вносит такие добавления, неточности и ошибки, каких не мог допустить ап. Варнава, левит по происхождению, долго проживавший в Иерусалиме. Наконец, из "Послания" видно, что оно написано христианином из язычников. "Бог вразумляет всех нас, — говорит он, — не обращаться прозелитами к закону иудейскому".

2. По месту происхождения "Послание" принадлежит, по всей вероятности, Александрии. Здесь берет свое начало предание о нем. Памятник цитируется прежде всего Климентом и Оригеном. В Александрии он высоко ценился и ставился наряду с соборными посланиями апостолов. На александрийское происхождение "Послания" указывает его дух и внутреннее содержание: в нем резко сказывается отрицательное отношение к историческому факту и букве Писания, увлечение аллегорическим методом толкования, составляющее характерную черту александрийского богословия.

3. Что касается времени составления памятника, то легко определить его terminus a quo. В гл. 16 "Послания" читаем: "За то, что иудеи постоянно воюют, храм их разрушен врагами". Ясно, что памятник написан после разрушения Иерусалимского храма в 70 г.

Труднее определить terminus ad quem — время, позднее которого памятник не мог быть составлен. Заметка автора в гл 16: "Храм их разрушен, и теперь подданные их врагов восстановят его", — понимается некоторыми учеными в смысле указания на распоряжения Адриана построить на месте Соломонова храма храм Юпитеру Капитолийскому. Это распоряжение, сделанное в 130 г., вызвало восстание в 132 г. "Послание" ничего не говорит об этом последнем, следовательно, — заключают исследователи, — оно написано вскоре после издания эдикта о построении колонии Элии Капитолины на месте разрушенного Иерусалима, т. е. в 130–131 гг. Однако эта, по-видимому, точная дата является сомнительной потому, что в приведенных словах под храмом, который построят язычники, можно разуметь храм духовный, чистое сердце, в котором живет Бог.

Во всяком случае "Послание" не могло быть написано позднее 130 г. Его автор относится с полным отрицанием к букве Ветхого Завета и признает его буквальное понимание делом сатаны. Эта точка зрения близко соприкасается с гностической. Говорить таким образом не мог автор церковного произведения, в то время когда гностические учения уже начали волновать умы. В Александрии такие суждения не могли быть высказываемы после 130 г. Итак, несомненно, что "Послание" написано между 70 и 130 гг., но все более точные указания времени его составления сомнительны.

4. Содержание "Послания". Христиане были проникнуты сознанием абсолютного, универсального значения откровения, принесенного Христом. Поэтому их волновал вопрос, как нужно относится к Ветхому Завету Бога с иудеями? Ответом на этот вопрос и послужит всё содержание "Послания" (ср. ответ, данный на этот вопрос в так называемом "Втором послании Климента к Коринфянам" III, 4, с.).

Его автор различает в Ветхом Завете две стороны: внутреннюю, или духовную, выраженную в символах и притчах, и внешнюю — совокупность самих этих символов.

a. По внутреннему содержанию ветхозаветное писание принадлежит христианам. В нем даны все христианские истины. Правильное понимание этих истин было возможно и до Христа, и оно-то спасало ветхозаветных праведников. "Не говорите, — пишет автор, — что закон иудеев есть и наш. Он только наш". В Ветхом Завете "всё об Иисусе и всё для Него". Это основное положение могло быть доказано лишь при том взгляде на Ветхий Завет, согласно которому древние писания представляют собой совокупность символов, смысл которых может быть открыт при помощи аллегорического метода толкования. Последний возник задолго до появления христианства в среде софистов и философов древности, стремившихся с его помощью одухотворить народную религию и связать вновь возникшее философское миросозерцание со старыми авторитетами, к числу которых относились песни Гомера. От них аллегорический метод толкования перешел к иудеям рассеяния, которые с его помощью старались освободить Библию от антропоморфизмов и найти в ней санкцию для философских идей, заимствованных ими из окружающей среды. Им пользовались Аристовул и Филон. От них унаследовали его и христиане. Об отношении автора "Послания", известного с именем Варнавы, к тексту Писания можно судить по следующим примерам. "Моисей говорит: вступайте в землю добрую и наследуйте ее, землю текущую медом и млеком". "Узнайте, — продолжает автор, — что слова Моисея значат: уповайте на Иисуса, Который имеет явиться во плоти, как человек, ибо земля страждущая означает человека, потому что из существа земли образован Адам. Что значат далее слова: землю добрую, текущую медом и млеком? Благословен Господь наш, давший нам премудрость и ведение Своих тайн. Мед и млеко — пища младенцев, поэтому они указывают на духовное возрождение христиан". Другой пример. "Обрезал Авраам из дома своего десять и восемь и триста человек". "Узнайте сперва, — говорит автор, —  что такое десять и восемь, и потом что такое триста. Десять обозначается буквой иота (I), а восемь — буквой ита (H), и вот начало имени Иисус. Так как крест в образе буквы тав (Т) должен был указывать на благодать Искупления, то и сказано: триста".

"Никто не слышал от меня слова более совершенного, — заканчивает автор свою речь о числе 318, — но я знаю, что вы достойны его".

Истолкование Ветхого Завета аллегорическим методом с целью доказать, что он содержит в себе христианские истины, называется им в "Послании" гнозисом.

b. Признавая Ветхий Завет по его внутренней, духовной стороне обширным пророчеством о Христе, автор относится с безусловным отрицанием к его внешней стороне. Он не допускает, чтобы обрядовый закон по своему непосредственному смыслу мог иметь хотя бы относительное значение, как подготовление ко Христу. То, что иудеи считали Божиим повелением, в действительности не было таковым. Бог дал Своему народу духовный закон, выраженный в символах, а народ иудейский принял за закон сами эти символы, "потому что злой ангел обольстил их". Вследствие этого Израиль отпал от Бога в сам момент заключения завета, и таким образом завет этот не состоялся. Моисей 40 дней постился на Синае и получил от Бога скрижали Завета. Но в это время иудеи уже отпали в идолопоклонство. Тогда Господь говорит Моисею: "Сойди скорее, потому что преступил закон народ твой. И бросил Моисей скрижали каменные из рук своих; так завет их сокрушен, чтобы любовь к Иисусу запечатлелась в сердцах наших".

Исходя из этих основных положений, автор "Послания" указывает ействительный смысл Ветхого Завета отчасти в нравственных, а отчасти в догматических идеях.

  • Бог заповедал обрезание, но, конечно, не в плотском смысле. В противном случае членами завета были бы и языческие народы, "ибо обрезывается и всякий сириянин, и аравитянин, и всякий жрец идольский, обрезываются и египтяне. Бог заповедал обрезание в духовном смысле: обрежьте, говорит Он, грубость сердца вашего, и выи вашей не ожесточайте".
  • Моисей дал закон о пище. Он запретил употреблять мясо свиньи и хищных птиц. Но эта заповедь имела духовный смысл: ею запрещается иметь дело с людьми, которые, подобно свинье, вспоминают о Боге в несчастье и забывают Его в счастье, и уподобляются хищникам, которые, не умея добывать себе пищу трудом и потом, беззаконно похищают чужую собственность. Пророк Давид понимает эти заповеди правильно в духовном смысле: он говорит — блажен муж, который не стал на пути грешных, как те, которые, по-видимому, боятся Господа, но грешат, подобно свинье, — и не сел на седалище губителей, как сидят хищные птицы, подстерегая добычу. "Иудеи же, движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных".
  • Празднование субботы имело также духовный смысл. Суббота обозначала спасительный век, который имеет наступить после второго пришествия Христа на землю. Книга Бытия говорит, что Бог в шесть дней окончил творение мира, а в седьмой успокоился. Но день Божий равняется тысяче лет. Таким образом, в шесть дней, т. е. в 6000 лет закончится исторический процесс. После этого Сын Божий снова придет на землю, уничтожит время беззаконного и прекрасно успокоится в седьмой день.
  •  "Наконец, — читаем в "Послании", — я скажу вам и о храме, как они, бедные, в обольщении своем надеялись не на Бога, Создателя своего, но на здание так, как бы оно действительно было Домом Божьим. Ибо они почти как язычники поклонялись Ему в храме" (гл. 16). "Знайте, что надежда их на храм суетна". Ибо за то, что они постянно воюют, храм их разрушен, и теперь подданные их врагов восстановят его. Итак, храм неистинный разрушен, но истинный существует. "Прежде, чем мы уверовали в Бога, обиталище сердца нашего было слабо и подвержено разрушению, подобно храму, созданному рукой человека. Ибо мы были домом, исполненным идолослужения, жилищем демонов, потому что мы делали противное Богу". Теперь же, когда мы получили отпущение грехов, в сердцах наших истинно обитает Бог. 

Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру