Патрология. Отдел третий. Противогностическая литература.

5. Учение об апостольских Церквах. Из предшествующего видно, что епископ есть преемник апостолов и хранитель апостольского Предания. В связи с идеей апостольского преемства епископства стоит учение о преимуществах апостольских Церквей. Распространение христианства шло таким путем. Апостолы лично основали несколько Церквей в главнейших городах римской империи — в Риме, Коринфе, Ефесе и др. Здесь они поставили епископов и передали им свое право учить. От этих Церквей христианство распространилось в окрестностях их. В этих колониях апостольских Церквей учение веры ведет свое начало уже не непосредственно от апостолов, а от епископов Церквей, основанных апостолами. Там Предание восходит по прямой линии к апостолам, здесь оно восходит сначала к епископам апостольских Церквей и уже через них — к апостолам. Отсюда в Предании апостольских Церквей видели более надежный и чистый источник истины, чем в Предании Церквей, насажденных не непосредственно апостолами. Практически это воззрение выражалось в правиле: в случае возникновения спора о вере в провинциальной Церкви ее члены должны обратиться за справками "к древнейшим" Церквам, в которых обращались апостолы, и от этих Церквей узнать, что есть ясного и достоверного по настоящему вопросу. Поэтому для Церквей Галлии преимущественное значение имеет их митрополия — Рим, Церковь которого основана двумя апостолами.

Учение Иринея о епископе отличается от учения о том же предмете, с одной стороны, Игнатия Богоносца, с другой — Киприана. У Игнатия нет идеи апостольского преемства епископов (ср. Игнатий Богоносец, V1, 4c)5 . Епископ, по его учению, есть представитель Бога на земле, а пресвитеры — заместители апостолов. В связь с апостолами он поставляет не епископов, а пресвитеров. В отличие от св. Киприана Ириней обосновывает идеей апостольского преемства только право епископов учить, но не раскрывает учения о преемственной власти епископов вязать и решить, у него нет также учения о епископе как священнике.
6. Учение о Логосе. Учение св. Иринея о Логосе определяется тремя факторами: а) учением его предшественников — апологетов; b) его малоазийскими воспоминаниями; с) борьбой с гнозисом. Второй и третий пункты заставляли его вносить поправки в учение апологетов; по учению апологетов: бытие Сына обусловлено целями откровения, Логос ниже Отца, Он рождается во времени и численно отличен от Отца. Идея различия Отца и Сына выражена здесь со всей ясностью (ср. учение св. Иустина, VIII, 5 и Татиана IX, 6). Отличительной чертой малоазийского богословия служит идея строгого единства Отца и Сына. Гностики разделяли простое существо Бога, так что каждое свойство Божества олицетворялось в отдельном существе — Эоне. Полемика против гностического разделения Божественного Существа, внушенное малоазийским преданием, побуждало св. Иринея сближать Отца и Сына. Поэтому он старается оттенить не момент различия Отца и Сына, как делали апологеты, а момент их единства.

Прежде всего, он отвергает учение апологетов о Логосе внутреннем и Логосе изреченном. Эта аналогия вносит, по его мнению, человекообразные представления в понятия о Боге. Она ведет к мысли, что Бог "иногда покоится и молчит, иногда говорит и делает", т. е. ведет к признанию изменяемости Божией. Далее он отождествляет Логос, как Божественную мысль, с Богом, мыслимым как Ум, т. е. как сила мышления. "Бог есть Весь Ум и Весь Слово, и в каком отношении есть Ум в том есть и Слово, и Его Слово есть Ум". Наконец, мысль о единстве Отца и Сына особенно ясно выражена там, где Ириней говорит о творении мира при посредстве Логоса. Апологеты старались отметить ту мысль, что Бог слишком высок для того, чтобы непосредственно создать мир: Он пользуется для Своей творческой деятельности Логосом, как орудием. Он создал мир не Сам, а через Посредника. Св. Ириней, наоборот, в творении мира Логосом видит доказательство происхождения мира именно от Самого Бога.

Если Логос составляет нераздельное Единство с Отцом, то Логос совечен Богу — новое различие учения Иринея от учения апологетов, по мысли которых Логос для отдельного существования рождается непосредственно перед созданием мира. Итак, св. Ириней со всей ясностью выражает идею единства Отца и Сына. Благодаря этому его учение получило большое сходство с учением св. Афанасия. Однако, это лишь видимость. В отличие от св. Афанасия св. Ириней сохраняет в своем учении о Логосе две черты, свойственные апологетам. Это, во-первых, представление о Сыне и Духе Святом как орудиях откровения, и, во-вторых, субординационизм.
a. Взгляд св. Иринея на Логос, как орудие откровения, выражается в том, что он называет "Сына видимым Отца, а Отца невидимым Сына". Логос и Святой Дух Ириней очень часто называет творящими руками Бога. "Человек создан руками Бога, т. е. через Сына и Духа Святого". Таким образом, бытие Логоса нужно не для полноты внутренней жизни Бога, а для Его откровения.

b. Субординационизм выражается в следующих пунктах:  Ириней утверждает, что час кончины мира, известный Отцу, сокрыт от Сына; ???Сын получает господство и власть от Отца; Отец никогда не являлся и не был видим. Его открывал Сын. Следовательно, Божество Отца полнее, чем Божество Сына.

7. Антропология. Физический человек состоит из тела и души. Тело по отношению к бытию безразлично: оно способно как к тлению, так и к нетлению. Душа — это дыхание жизни, получившее бытие во времени, и потому не бессмертное по своей природе. Душа не есть жизнь. Она только участвует в жизни, подаваемой Богом.


В человеке совершенном, облагодатствованном и бессмертном по душе и телу, живет еще сверхфизический принцип — Дух Божий. Через Него человек принимает участие в Божественной жизни — в бессмертии, познании и блаженстве Бога. В таком именно состоянии находились первые люди до грехопадения (ср. учение св. Иустина, VIII, 8 и Татиана, IX, 6с).

8. Следствия грехопадения. Обольщенный сатаной и ложным обещанием ему бессмертия, человек нарушил заповедь Божию и оскорбил Бога. Тогда Дух Святой покинул прародителей. Вследствие этого после грехопадения человек находится, во-первых, в состоянии нравственного отчуждения от Бога. Во-вторых, он стал рабом диавола и по праву принадлежит ему, так как побежден диаволом в борьбе и добровольно подчинился ему. Третьим последствием была смерть физическая, потому что принцип бессмертия — Дух Святой — покинул человека.

9. История спасения. Пораженные новизной и высотой христианского учения и сравнивая евангельский идеал с естественной жизнью природы и содержанием Ветхого Завета, гностики пришли к мысли о полной противоположности между Новым Заветом — с одной стороны, природой и Ветхим Заветом — с другой. Для объяснения этой противоположности они выдвигали дуалистическую гипотезу, приписывая творение мира и Моисеево законодательство низшему богу Демиургу, а Евангелие — Высшему Богу.

Св. Ириней, признавая единство и непрерывность истории спасения, выдвигает идею приспособляемости откровения к нуждам развивающегося человечества. Природа, Ветхий Завет и Евангелие не суть противоположности, а представляют собой лишь ступени одного и того же откровения. Первой ступенью откровения служит врожденный человеку естественный нравственный закон. На почве этого закона возникает государство, которое путем устрашения сдерживает грубые страсти человека.

Второй ступенью служит ветхозаветное откровение, ограничивающееся избранным народом, но в свою очередь имеющее историю. Патриархи под особым воздействием Логоса свято хранили естественный закон, написанный в их сердце; они любили Бога и воздерживались от несправедливости по отношению к ближнему. Но в Египте естественный закон пришел в забвение. Вследствие этого явилась необходимость в десятословии и обрядовом законе. В Десяти записанных заповедях Бог ясно формулирует человеку то, что начертано природой на скрижалях его сердца. Так как Израиль в сам момент дарования десятословия слил себе тельца и обнаружил этим свою неспособность к духовному служению, то Бог дает ему обрядовый закон, по форме подобный языческому культу, но относящийся к Единому Истинному Богу и являющийся символическим выражением духовной истины.

Наконец, Бог ниспосылает на пророков Духа Святого, чтобы они разъясняли народу духовный смысл закона и обрядов и чтобы в их лице человечество привыкло снова носить в себе Духа Святого, который удалился от него после грехопадения.
Новый Завет — это третья ступень откровения, время сообщения человеку духовной истины и излияния Духа Святого на всякую плоть.
10. Искупитель. Направляя свое сочинение против эвионитов и гностиков, св. Ириней излагает очень ясно учение о действительности Божественной и человеческой природы Иисуса Христа.

11. Искупление. В учении св. Иринея об Искуплении выдвигается три частных момента: a) возможность заместительного подвига Спасителя6 , b) освобождение человека от следствий грехопадения,
 6 Представляется неверным истолкование сотириологии сщмч. Иринея в терминах западного схоластического богословия, а именно: в уподоблении его учению о заместительном подвиге или жертве Спасителя по Ансельму Кентерберийскому. Спасение, по учению сщмч. Иринея, заключается в воссоздании или возглавлении (recapitulatio) Христом нарушенного человеческим грехом миропорядка. В человеке же восстанавливается подобие Божие. Воссоздание человеческого бытия происходит во Христе соединением с Духом Святым, Который есть источник жизни. Типологическое сопоставление Нового Адама — Христа с Адамом ветхим нельзя истолковывать как "замещение". Сщмч. Ириней пишет, что Господь "непослушание, бывшее по поводу древа, исправил Своим послушанием на древе; и обольщение, которому несчастно подверглась уже обрученная мужу дева Ева, разрушено посредством Истины, о которой счастливо получила благовестие от ангела также обрученная мужу Дева Мария. Ибо, как та была обольщена c) возведение человеческой природы к предназначенному ей совершенству.

a. Плоды искупительной деятельности Спасителя распространяются на всё человечество, потому что Он стал его духовным Главой, вторым Адамом. Для этого Он в Своем Лице возглавил всё человечество. Возглавление (recapitulatio), возглавлять (recapitulari), значит сводить к единству путем краткого повторения. Христос возглавил всё человечество, повторив в истории Своей земной жизни все подробности жизни Адама, обычное течение жизни каждого из его потомков и историю человечества во всей его совокупности.
Слово Божие стало тем же, чем был Адам, — видимым, страждущим человеком. Как Адам не родился от мужа, но был создан из действительной земли, так Христос родился от Девы Марии без участия мужа. Христос, как и Адам, был искушаем диаволом. Непослушание Адама при древе было искуплено послушанием даже до смерти на Крестном Древе. Христос умер в тот же день недели, в который, преступив заповедь, духовно умер Адам.

Далее Христос прошел все стадии развития, через которые должен пройти каждый из потомков Адама. Он был младенцем, чтобы освятить в Себе младенческий возраст, был отроком для спасесловами ангела к тому, чтобы убежать от Бога, преступив Его слово, так другая через слово ангела получила благовестие, чтобы носить Бога, повинуясь Его слову. И как та была непослушна Богу, так эта склонилась к послушанию, дабы Дева Мария была заступницей девы Евы. И как через деву род человеческий подвергся смерти, так через Деву и спасается, потому что непослушание девы уравновешено послушанием Девы. Грех первозданного человека получил исправление через наказание перворожденного, и хитрость змия побеждена кротостью голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти" (Против ересей V, 19, 1). Вот что пишет по этому поводу прот. И. Мейендорф: "В этом отрывке мы видим примеры традиционных типологических противопоставлений: древо познания добра и зла противопоставляется древу Креста, змей — голубю, непослушание Адама и Евы — послушанию Христа и Богоматери, смерть — жизни. Замечательно, что противопоставление между падшей и обновленной жизнью человека рассматривается не в терминах вины и прощения (что впоследствии станет характерной чертой западного богословия), а в терминах жизни и смерти — в зависимости от присутствия или отсутствия в человеке Духа Божия, Который есть "Жизнодавец", то есть единственный Источник жизни в человеке" (Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. С. 40). Подобный подход к учению о спасении у такого выдающегося патролога, как И. В. Попов, можно объяснить сильным влиянием западного богословия на русскую академическую науку. — Ред.
ния отроков, сделался юношей, являясь для юных образцом и освящая их для Господа, наконец вступил в старческий возраст, чтобы освятить и его, претерпел смерть, чтобы победить ее и стать Начальником жизни; наконец, душой Своей, подобно обыкновенному человеку, сошел в ад.

Наконец, Христос является как бы суммой всего, пережитого человечеством. Евангелист Лука возводит родословие Христа до Адама и перечисляет 72 рода. Так как на земле существует только 72 народа, то родословие по Ев. Луки показывает, что Спаситель восстановил в Себе Самом все народы. Умерщвление Иисуса Христа было беззаконием, в котором суммировалось пролитие крови всех праведников и пророков от начала мира.

b. Отрицательной стороной Искупления служит уничтожение следствий грехопадения — освобождение человека от власти диавола и примирение его с Богом.
Чтобы освободить человека от власти диавола Христос, как духовный Глава человечества, должен был возобновить борьбу с диаволом, в которой пал первый человек, повторить ее и в ней победить диавола. Повторением этой борьбы и было искушение Господа в пустыне. Диавол прельстил Адама пищей. Первым искушением Христа было также предложение сотворить для себя хлебы. Адама диавол искушал хитростью. Этим же путем хотел он прельстить и Христа, предлагая Ему броситься с кровли храма и скрывая свою ложь посредством Писания, на которое он неправильно ссылался. Христос восторжествовал над диаволом. Человечество в лице второго Адама оказало неповиновение диаволу и таким образом освободилось от его власти.

Но непослушание Христа диаволу было обратной стороной совершенного послушания Богу. Поэтому, освобождая человека от власти диавола, оно в то же время восстанавливало нравственное единение человека с Богом, нарушенное некогда грехом Адама. Как непослушание диаволу проявилось особенно ясно в истории искушения в пустыне, так совершенное послушание Богу, восстанавливающее союз с Ним человека, особенно наглядно проявилось в страдании и смерти Христа, в Его верности закону Божию даже до смерти.
с. Христос не только освободил человека от последствий греха, но и возвел человеческую природу к ее совершенству, к ее конечной цели. Под влиянием сверхфизического принципа, Духа Святого, обитавшего в первозданном человеке, последний постепенно должен был возвыситься до бессмертия и других божественных свойств, стать богоподобным. Грех прервал это развитие человека, потому что Дух Святой покинул его. Но воплощение Сына Божия снова соединило человеческую природу с нетленным Божественным естеством. В Лице Иисуса Христа Слово Божие соединилось с человеком Иисусом и возвело Его к совершенству, обожествило его. Смертная человеческая природа Иисуса соединилась с "самим нетлением и бессмертием, когда нетление и бессмертие сделалось тем, что и мы, чтобы тленное было поглощено нетлением и смертное бессмертием". "Слово Божие сделалось тем, что и мы, чтобы нас сделать тем, что есть Оно". "Перворожденное Слово нисходит в тварь и объемлется ею; с другой стороны, тварь принимает Слово и возвышается до Него, восходя выше Ангелов, и делается по образу и подобию Божию". В силу соединения со Словом Божиим человеческая природа в Лице Иисуса Христа достигла наивысшего развития, возведена к ее совершенству, стала бессмертной и богоподобной. Последствия соединения Божества и человечества в Лице Иисуса Христа простираются на весь род человеческий. Природа искупленных достигнет такого же прославления и обожения, какого удостоился Человек Иисус. Однако непосредственной действующей причиной обновления искупленных является не Слово Божие, а Дух Святой. Во время крещения Господа Он сошел на Человека Иисуса и в Нем принципиально на всех людей. Почивая на человечестве Иисуса Христа, Дух Святой навык обитать вообще в людях. Прежде всего это существенное общение человека с Богом имеет своим последствием усыновление человека Богу. Через Христа мы получаем усыновление, потому что в Нем человек "принимает, носит и содержит Сына Божия". Вторым последствием соединения Духа Святого с душой и телом человека служит его полное нравственное обновление. Оно стоит в зависимости от изменения физических свойств человека. "Плоть, взятая во владение Духом, уже забывает о себе, но воспринимает качества Духа и делается сообразной Слову Божию". Когда Дух обитает в человеке, то Его сила и крепость поглощает немощь плоти. Плоти свойственно бояться смерти, но у мучеников эта естественная боязнь уничтожается силой Святого Духа. Дальнейшим следствием наития Святого Духа являются харизмы, или духовные дарования: изгнание демонов, предсказание будущего, видения, пророческие речи, исцеление больных через возложение рук, дар языков. Наконец, самым высшим плодом соединения человека с Духом Святым служит уничтожение в человеческом теле принципа смертности и тленности. "Дух, окружая человека изнутри и извне, всегда пребывает с ним и делает плоть зрелой и способной к нетлению". Но в настоящей жизни искупленные получают как бы часть Духа для приготовления к нетлению, мало-помалу приучаясь принимать и носить в себе Бога. Этот залог, живя в них, делает их духовными (пневматиками), и смертное поглощается бессмертием. По воскресении же искупленный получит полную благодать, и она сделает его богоподобным. Так осуществится идеал совершенства, к которому предназначен человек при самом своем создании.

12. Эсхатология. В противоположность гностикам, понимавшим спасение в смысле расторжения насильственно связанных враждебных элементов — духа и плоти, св. Ириней настаивает на спасении целого человека, по душе и по телу, и подробно доказывает догмат воскресения мертвых.

Тело, само по себе безразличное по отношению к бытию, способно как к смерти, так и к бессмертию. Оно становится бессмертным, когда соединяется с принципом жизни, с Духом Святым, подаваемым человечеству в силу воплощения Слова Божия. Так как далее чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристией Тела и Крови Христовой, то и плоть человека, питающаяся бессмертным и обоженным Телом и Кровью Господа, становится причастна дара Божия — жизни вечной (ср. Игнатий Богоносец, VI, 14в).

Воскресению должно предшествовать явление антихриста, который будет полной противоположностью Христу. Как Христос в Своем явлении служит видимым и совершенным откровением Отца, так антихрист служит видимым и полным отражением диавола. Как Христос возглавил Адама и человечество, чтобы спасти их, так антихрист служит возглавлением, рекапитуляцией (в смысле повторения, итога, суммы) всего зла и всей несправедливости, совершенных людьми на протяжении всей их истории. Он уничтожит идолопоклонство, чтобы учредить поклонение только самому себе. В этом поклонении соединится вся мерзость идолослужения, которую язычники творят по частям, поклоняясь различным идолам. Он будет пребывать во вновь построенном Иерусалимском храме, выдавая себя за Христа и творя чудеса посредством магии. Так как он будет суммой всякого зла, то число имени его будет равняться 666. Именно он соединит в себе всё зло, которое было совершено до потопа. Отсюда число 600 в его имени, потому что Ною было 600 лет, когда начался потоп. Но он повторит всё зло идолослужения, избиения пророков и преследования праведных, которое было после потопа и олицетворением которого был Навуходоносор, отсюда 66 в его имени. Образом антихриста была статуя Навуходоносора, который требовал себе одному божеского поклонения, как и антихрист, и ради которого праведные были ввержены в пещь. Но статуя его имела 60 локтей высоты и 6 ширины. Троекратное повторение 6 в шифре имени зверя 666 указывает на то, что в нем повторится и объединится всё зло — несправедливость, лжепророчество, злоба и лесть, — бывшее в начале мира, существующее в настоящее время и имеющее быть в конце мира. На основании числа 666 Ириней старается определить возможное имя Антихрист и останавливается на трех.

По истечении этого времени наступит второе славное пришествие Христа. Это будет по истечении 6000 лет от сотворения мира, ибо рассказ о шестидневном творении не есть только повествование о прошедшем, но и пророчество о будущем. День Господа равняется 1000 лет. Как в течение 6 дней закончилось творение, так и по истечении 6000 лет закончится история человечества. Христос победит антихриста и устроит земное царство. Участниками в нем будут оставшиеся в живых праведники и святые всех времен, которые для этого воскреснут из мертвых. Об этом царстве Христа Ириней имеет чувственные представления. Слова Христа: "Не имам пити от сего плода лознаго до дне того, егда е пию с вами ново во Царствии Отца Моего" (Мф. 26:29), — Ириней относит к будущему земному царству Христа. Пресвитеры, видевшие Иоанна Богослова, пишет св. Ириней, рассказывают, что апостол в таких словах передал им учение Господа о последних временах: Придут дни, когда будут расти виноградные деревья и на каждом будет по 10 000 лоз, на каждой лозе по 10 000 веток, на каждой ветке 10 000 прутьев, на каждом пруте по 10 000 кистей, и на каждой кисти по 10 000 ягод, и каждая ягода даст по 25 метрет вина. И когда кто-нибудь из святых возьмется за кисть, другая будет кричать: лучше возьми меня и благослови Господа. Подобным образом и зерно пшеничное родит 10 000 колосьев, и каждый колос будет иметь по 10 000 зерен, и каждое зерно даст по 10 фунтов чистой муки; звери снова станут питаться травой и повиноваться человеку, как предсказал Исайя. Потом будет снова построен Иерусалим.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру