Патрология. Отдел четвертый. Возникновение научного богословия

Св. Киприан Карфагенский

1. Биографические сведения.

Тасций Цецилий Киприан родился в начале третьего столетия. Родители его были люди довольно состоятельные, и это дало Киприану возможность получить хорошее образование. В христианство он был обращен пресвитером Цецилием в 245 или 246 г., а в конце 248 или в начале 249 г. был уже избран епископом Карфагена. В 249 г. разразилось гонение Декия. Св. Киприан скрылся, но не перестал руководить жизнью паствы из своего убежища. В гонение Декия было очень много падших. Вопрос об условиях принятия их в общение вызвал схизму Новата и Фелициссима, находивших требования св. Киприана слишком строгими и принимавших падших в общение без предварительного покаяния. В это время в Риме возник раскол Новациана, который, наоборот, находил практику еп. Корнелия слишком снисходительной и был против дарования мира падшим даже после их покаянного искуса. Весной 251 г. Киприан возвратился в Карфаген и восстановил единство в своей пастве. Вторым важным событием в жизни св. Киприана был спор о крещении еретиков. Опираясь на авторитет Карфагенского собора при Агриппине и поддерживаемый Восточной Церковью (Посл. Фирмилиана, еп. Кесарии Каппадокийской), Киприан требовал, чтобы все обращающиеся еретики и раскольники были принимаемы в общение через перекрещивание. Папа Стефан, напротив, ссылался на римскую практику и признавал действительность крещения, совершаемого не только у схизматиков, но и у гностиков. Спор св. Киприана со Стефаном не привел, однако, к формальному разрыву между Карфагенской и Римской Церквами. В 258 г. св. Киприан был обезглавлен. Память его Восточная Церковь празднует 31 августа, а Западная — 14 сентября.

2. Сочинения св. Киприана. можно разделить на две группы: трактаты и письма.

А. Трактаты.

а. Сочинение "К Донату" о благодатных дарах христианства написано вскоре после обращения Киприана ко Христу.

b. "О суете идолов" (Quod idola dii non sint). Это апологетическое сочинение, написаное в 278 г., представляет собой компиляцию из диалога "Октавий" Минуция Феликса и "Апологетика" Тертуллиана.

c. "Три книги против иудеев к Квирину" составлены тоже около 248 г. Весь трактат состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из Св. Писания. Первая книга посвящена доказательству той мысли, что Ветхий Завет имел временное значение, во второй доказывается, что Иисус из Назарета есть Истинный Мессия, а в третьей обосновываются ссылками на Св. Писание различные нравственные правила.

d. К первым годам епископства св. Киприана, к 248 или 249 г., относится его сочинение "Об одежде девственниц", направленное против нарядов.

e. По поводу упомянутых расколов в Карфагене и Риме Киприан составил в 251 г. свое известное сочинение "О единстве Церкви", в котором нашло свое лучшее выражение его учение о Церкви.

f. В том же 251 г. Киприан написал "Книгу о падших". В ней излагаются условия принятия в общение падших.

g. В начале 252 г. была составлена Киприаном "Книга о молитве Господней". Это простая переделка сочинения Тертуллиана "О молитве".

h. Летом 252 г. по поводу появления чумы св. Киприан составил книгу "О смертности", в которой призывал свою паству к мужественной кончине, которая не должна страшить христианина, имеющего царствовать со Христом.
i. Непосредственно перед началом гонения Галла и Вамозиана в 252 г. было написано сочинение "К Фортунату". В этом сочинении Киприан дает Фортунату конспект, пользуясь которым он мог бы сам в условиях своей обстановки проповедовать необходимость стойкого перенесения страданий за Христа.

j. Сочинение "К Димитриану". Направлено против суеверия язычников, объяснявших все общественные бедствия гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам. Не христиане, а сами язычники виновны в этих бедствиях, отвечает Киприан.

k. В сочинении "О благотворении и милостыне" св. Киприан призывает верующих к благотворительности и излагает учение об искупительном значении милостыни.

l, m. Сочинения "О благе терпения" и "О ревности и зависти" составлены во время спора о крещении еретиков и имели своей целью успокоить разбушевавшиеся страсти.

B. Письма.

С именем Киприана в новейших изданиях известно собрание из 81 письма. Из них 65 принадлежат св. Киприану, а большая часть остальных адресована ему от других лиц. Составление писем падает на время епископского служения Киприана (248/9–258). Большинство писем имеет отношение к тогдашним злобам дня — вопросу о падших, расколам Новата и Новациана, спору о крещении еретиков. Письма св. Киприана имеют большое значение для истории Церкви, потому что дают точное понятие о церковном управлении середины III в.

Догматическое учение св. Киприана

В истории догматов св. Киприан известен главным образом учением о единстве Церкви, о принятии падших и о крещении еретиков. Эти пункты и нуждаются в более подробном изложении.

3. Учение о единстве Церкви. Отличительная черта учения св. Киприана о единстве Церкви в сравнении с учением Иринея и Тертуллиана состоит в его иерархическом характере. Св. Ириней направлял свое учение против гностиков, совершенно искажавших христианскую догматику, и поставлял принципом церковного единства согласное признание всеми правила веры, переданного от апостолов. Расколы Новата, Фелициссима, Новациана показали, что возможны разделения между правильно верующими и преклоняющимися перед одним и тем же правилам веры. Тенденции к подобного рода расколам нужно было противопоставить такое понятие о Церкви, которое осуждало бы и разделения, возникшие не на почве искажения апостольской веры. Под влиянием борьбы с расколами Новата и Новациана св. Киприан выработал такое понятие о Церкви, по которому основой церковного единства служит союз единообразно устроенных и управляемых единоличной властью епископа местных Церквей.
Беспорядки, вызванные расколами Новата и Новациана, сделали св. Киприана горячим поборником единства Церкви. "Церковь, — говорит он, — одна и единственна, как один Бог и один Христос". Она не может дробиться на части, как и всякое живое тело. Если рядом существуют два общества, исповедующих одну и ту же веру, но не состоящих в союзе любви между собой, то Церковью может быть какое-нибудь одно из них, а другое будет просто языческим скопищем.

Единство Церкви возвещено в Св. Писании в многочисленных символах: на него указывает нешвенный хитон Спасителя, не разорванный воинами, вкушение пасхи в одном доме, спасение родных Раави, собравшихся в одном доме.
Переходя к изложению учения св. Киприана о том, в чем именно состоит единство Церкви, мы должны разделить весь материал на две рубрики: a) учение о единстве местной Церкви, b) учение о единстве совокупности Церквей.

a. Единство местной Церкви выражается в том, что она имеет одно священство и один алтарь, т. е. в том, что во главе каждой местной Церкви стоит один епископ, от которого зависит весь клир и народ. Отсюда св. Киприан дает такое определение понятию Церкви: "Церковь составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Епископ в Церкви и Церковь в епископе, и кто не с епископом, тот и не в Церкви". Из этого понятия о Церкви вытекает то следствие, что всякий сделавшийся епископом после того, как пастырь в этой Церкви уже был раньше и вполне законно избран, стоит "вне Церкви и не есть епископ второй, а никакой".

Догматическим основанием учения о единстве Церкви, как единстве епископской власти, для св. Киприана служит тот Евангельский факт, что Господь даровал власть вязать и решить при своей жизни одному только апостолу Петру. Прочие апостолы получили эту власть уже по Воскресении Христовом. "Чтобы показать единство Церкви, Господу угодно было с одного и предначать это единство". Когда в даровании власти вязать и решить одному апостолу Петру было образно выражено повеление, чтобы во главе Церкви стоял один только епископ, тогда по Воскресении Господь дает равную власть и прочим апостолам. Отсюда св. Киприан часто повторяет, что Церковь основана на ап. Петре. Впоследствии примат ап. Петра сделался главным аргументом в притязаниях пап на главенство. У св. Киприана примат ап. Петра не имеет никакого отношения к учению о главенстве папы.

Из евангельского повествования о первенстве ап. Петра в получении власти вязать и решить Римские епископы выводили ту мысль, что епископы должны подчиняться Римскому папе, т. е. пользовались этим фактом для обоснования своего учения о единстве власти во вселенской Церкви. Наоборот, для св. Киприана примат ап. Петра служит основанием для единства епископской власти в пределах одной местной Церкви.

Католическое учение о главенстве папы тесно связано с представлением о преимуществах ап. Петра перед всеми другими апостолами. Римский епископ имеет власть над другими преемниками апостолов потому, что он есть преемник "князя" апостолов — Петра. Св. Киприан говорит, что прочие апостолы были то же, что и Петр, имели равное с ним достоинство и власть.

Наконец, в своей переписке по вопросу о крещении еретиков св. Киприан явно восстает против мнения о первенстве ап. Петра. "Ап. Петр не говорил, — читаем мы у св. Киприана, — что ему, как первоизбранному, должны повиноваться новички и последующие", но согласился с ап. Павлом в вопросе об обрезании.

Учение о единстве местной Церкви, как единстве в ее пределах управления и богослужения, исходящих от одного епископа, служит развитием идей, которые высказывались и раньше, например, Игнатием Богоносцем (ср. VI, 4с).
b. Новым является учение св. Киприана о единстве вселенской Церкви. Возможность отпадения в ересь целых поместных церквей во главе с их епископами стояла вне исторического кругозора св. Игнатия. Впоследствии история ересей и расколов доказала возможность такого явления. Стало необходимым указать авторитет, стоящий выше местной Церкви и ее епископа. Такой авторитет св. Киприан указывает в союзе местных Церквей.

Церковь, разделенная Христом на многие члены, по всему миру одна. Союз этих членов, или местных Церквей, представляет неразрывное единство и основывается на любви. Отторгнутая от всего союза, отдельная Церковь не может существовать в качестве Церкви, как луч, отделенный от солнца, перестает светить или как умирает оторванная от дерева ветвь.
Как носителем единства местной Церкви является епископ, так единство и нераздельность вселенской Церкви основывается на единстве епископата. "Епископство одно, и каждый епископ целостно в нем участвует", т. е. получая в свое ведение часть стада, каждый епископ пользуется не частью прав епископского служения, а всеми правами. Отсюда св. Киприан употребляет термин "вселенская Церковь" не только для обозначения союза отдельных Церквей, но и для обозначения каждой из них. Каждая отдельная Церковь, в которой нет раскола, есть вселенская, потому что в частном она отображает целое.

Внешним выражением единства вселенской Церкви служит союз любви ее епископов и вытекающее отсюда соборное решение волнующих Церковь вопросов. Таким образом, каждый епископ не есть уже, как в посланиях св. Игнатия, только глава своей Церкви, его голос получает значение и для других Церквей. "Епископов для того и много, чтобы в случае уклонения от истины одного принимали другие на себя заботы о стаде Христовом". Поэтому, "хотя пастырей и много, но все они пасут одно стадо". Таким образом, сущность системы церковного управления, защищаемой Киприаном, состоит в том, что дела отдельной Церкви стоят под контролем собора епископов.

Выясним теперь степень самостоятельности каждого епископа в управлении своей Церковью. Каждый епископ действует самостоятельно в пределах своей епархии, лишь бы он сохранял общение с другими. В своих действиях епископ дает ответ только Богу. Киприан признает за епископами право действовать самостоятельно в очень важных вопросах, например, в вопросе о крещении еретиков, но под тем условием, чтобы не осуждать действующих иначе и не разрывать с ними общения.

Вмешательство соседних епископов в дела чужих епархий выражалось в следующем: 1) они участвовали в избрании и посвящении нового епископа; 2) не присутствовавшие при избрании лично удостоверялись в законности избрания косвенно и не вступали в общение с избранным, пока не убеждались в этом; 3) отлучали от Церкви епископов, находящихся в общении с раскольниками; 4) низлагали епископов, запятнавших себя идолослужением и пороками; 5) следили за верностью своих товарищей по правилу веры.

4. Учение о епископе. Основой прав епископов служит апостольское преемство. Почти при каждом упоминании о епископах св. Киприан называет их преемниками апостолов, и, наоборот, апостолов он называет часто епископами. Учение об апостольском преемстве епископов было развито уже св. Иринеем и Тертуллианом (ср. св. Ириней, X, 4b и Тертуллиан, XI, 11), но у св. Киприана в учении о нем выступают две новые стороны.

а. Св. Ириней подробно говорит о епископах как хранителях апостольской веры. Он понимает апостольское преемство епископов в смысле преемственного хранения ими апостольского Предания. Такое учение о епископах, выработанное в противовес гностицизму, оказалось недостаточным после появления расколов, не искажавших апостольского Предания. В борьбе против расколов Новата и Новациана св. Киприан развил учение о епископах как наследниках не только апостольской веры, но и апостольской власти. Господь даровал ап. Петру власть вязать и решить. Отсюда преемственно истекает власть епископов управлять Церковью и заведовать всеми проявлениями ее жизни. От епископа зависит поставление клириков, богослужение, принятие в общение падших (XI, 18с–d).
 
Назначение епископов — пресекать расколы. Если бы никто не противился епископу по гордости, то единство Церкви не раздиралось бы ересями и расколами. Хотя бы распоряжения епископа были непонятны, хотя бы они казались неправильными, народ должен беспрекословно подчиняться им в той уверенности, что через народное избрание епископ поставляется в Церкви Самим Богом. Если епископ законно выбран и посвящен, если он находится в общении с прочими кафолическими епископами, все его требования должны рассматриваться как воля Божия. Если без воли Божией даже волос не падает с головы, то неужели вопреки воле Божией могут действовать епископы в столь важном деле, как управление Церковью? Этот ряд мыслей обнаруживает в св. Киприане стремление связать авторитет епископской власти с самим положением и по возможности отрешить его от личности епископа. Но в этом направлении св. Киприан никогда не заходит так далеко, как римский епископ Каллист, по заявлению которого, епископ не может быть низложен даже в том случае, если впадает в смертные грехи. Св. Киприан требовал низложения епископов, совершивших тяжкие грехи. Бог не принимает молитвы от епископа-грешника, — рассуждал Киприан, — Он лишает его благодати Св. Духа. Сам лишившись Св. Духа, такой епископ не только не может сообщить Его верующим, но своим общением оскверняет их.

Самих его сочинений, власть эта далеко не была так полна. α) Народ имел право "избирать епископов достойных и низлагать недостойных". β) Народ участвовал в суде над недостойными клириками и падшими. γ) Клир и народ принимали такое живое участие в избрании клириков, что св. Киприан после каждого единоличного посвящения во время бегства писал пастве объяснение. δ) При вступлении на кафедру св. Киприан "положил себе за правило ничего не делать по одному своему усмотрению без совета с клиром и согласия народа". Этому правилу он всегда оставался верен.

b. Вторую отличительную черту учения св. Киприана о епископате составляет раскрытие его священнического характера. Св. Киприан, продолжая линию, намеченную Тертуллианом (XI, 11b), и влагая в его терминологию соответствующую теорию, дает α) развитие учения о епископе как священнике, β) учение о Евхаристии как жертве, приносимой епископом.

 Постоянным названием для епископа у св. Киприана служит священник. Как священник, епископ есть посредник между Богом и верующими. С одной стороны, он приносит Богу молитвы и жертвы Церкви, с другой — он сообщает верующим дары Св. Духа через таинства. Как посредник между Богом и верующими, епископ должен отличаться большей нравственной чистотой, чем все его пасомые. В противном случае молитвы его не будут услышаны Богом, а сам он, лишенный Духа Святого, утратит способность сообщать дары Духа верующим.

Для епископа, как христианского священника, св. Киприан указывает и соответственную жертву. Сохраняя понятия Тертуллиана о жертве как аскетическом подвиге и как пожертвовании на нужды богослужения, св. Киприан развивает учение о Евхаристии как Жертве в собственном смысле. Особенность этого учения выражается, во-первых, в том, что св. Киприан ставит евхаристическую Жертву в ближайшее отношение к страданиям Христа. "Жертва, приносимая нами, — говорит он, — есть страдание Христа". "Наша жертва должна соответствовать страданию Христа". Во-вторых, учение св. Киприана о Евхаристии как Жертве отмечает момент возникновения идеи о повторении в Евхаристии Жертвы Христа, хотя эта идея и не получает у него развития в деталях. Христос есть по преимуществу Священник Бога Вышнего. "Он принес Жертву Богу Отцу — хлеб и вино, т. е. Свое Тело и Кровь". "Поэтому только тот священник есть истинный преемник Христов и только тогда он приносит полную и совершенную Жертву Богу Отцу в Церкви, когда приносит ее так, как приносил Сам Христос".

Отношение к вопросу о принятии падших. Гонение Декия произвело большое опустошение в рядах христиан, потому что падших было очень много. Это обстоятельство возбудило вопрос о принятии в общение запятнавших себя идолослужением. В отношении к этому вопросу обозначилось два крайних течения. В Карфагене исповедники стали без всякого разбора выдавать Libelli pacis7  всем просящим. Опираясь на авторитет исповедников, падшие сначала стали просить, а потом и требовать мира с Церковью. На их сторону склонились некоторые пресвитеры, и таким образом возник раскол Новата и Фелициссима. Наоборот, в Риме Новациан собрал вокруг себя ригористические элементы, восстал против принятия падших в общение, отделился от епископа Корнелия и образовал Новацианский раскол. Отрицая обе эти крайности, Церковь пошла в вопросе о падших по среднему направлению. Выразителем этого среднего направления и был Киприан. Его отношение к той и другой партии было таково.

a. Полемика св. Киприана с представителями партии крайней снисходительности может быть воспроизведена в следующих общих чертах.
Церковь могла бы принимать в общение без исследования дела всех получивших записки исповедников, если бы было несомненным, что по молитвам мучеников все падшие получают прощение от Бога и очищаются им от греха. Но такая уверенность невозможна. Молитва исповедников имеет перед Богом великую силу, но это относится ко времени Страшного Суда Христова. Здесь же на земле молитва их за грешных может и не быть исполненной. Из Св. Писания известно, что Бог не принимал молитв великих праведников о грешном народе израильском. Он не услышал молитв Моисея, Иеремии, Иезекииля. Бог говорит, что Он не принял бы молитв о спасении Израиля даже от Ноя, Даниила, Иова. По отношению к молитвам исповедников за падших это тем более справедливо, что первые, будучи рабами, хотят отпускать по своему снисхождению грехи, содеянные против Господа.

Если молитвы исповедников не могут фактически омывать прегрешений падших, то принятие последних в общение по ходатайству исповедников прежде их действительного прощения Богом представляет большую опасность для них самих.

Во-первых, общение, данное ранее очищения грехов покаянием, есть "преждевременный и ложный мир". Он довершает погибель падших, потому что поспешное принятие в общение прекращает покаянный подвиг, умилостивляющий Бога и дающий действительное прощение. Будучи приняты в общение и переставая пользоваться этим очистительным средством, падшие остаются в состоянии своей греховности и, получив мир здесь, подвергаются вечному осуждению в будущем веке.

Во-вторых, опасность для принятых в общение ранее их очищения от грехов грозит со стороны недостойного причащения Евхаристии. Так, одна женщина, скрывшая свой грех и дерзнувшая приступить к Евхаристии недостойно, вкусила как бы смертельный яд и тотчас же в конвульсиях умерла.

Св. Киприан не находил возможным принимать падших, пока не прекратится гонение, и по соображениям практического характера. Массовое принятие падших без всякого усилия и подвига с их стороны неизбежно ослабило бы силу сопротивления прочих христиан и содействовало бы успеху гонения.

Тем из падших, которых особенно тяготит отлучение, св. Киприан предлагает лучшее средство примирения с Церковью. Гонение, — говорил он, — продолжается. Всякий может омыть свой грех в собственной крови. Пусть он ищет мученического венца.

b. В борьбе с новацианством св. Киприан смягчил строгость своих суждений, высказанных по поводу раскола Новата. Было две причины снисходительного отношения Киприана к падшим.

Первой причиной служило желание "собрать стадо". В гонение Декия ряды христиан значительно поредели. Благоразумие удерживало св. Киприана от чрезмерной строгости, потому что падшие, утратив надежду на примирение с Церковью, или присоединялись к гностическим сектам и расколу Новата, или возвращались к языческому образу жизни, часто увлекая за собой и домочадцев. Желание сохранить этих лиц для Церкви и внушало снисхождение к ним.

Вторая причина заключалась в том, что к снисхождению вело само понятие о Церкви, которое было свойственно Киприану. По воззрениям всех ригористов древности, Церковь есть общество святых. Принадлежность к земной Церкви служила для них ручательством спасения. Наоборот, отлучение не грозило непременной вечной погибелью: отлученный и кающийся до смерти мог надеяться на прощение на небе, хотя бы он и умер, не примирившись с земной Церковью (XI, 18b).

По учению св. Киприана, Церковь не есть общество святых, а есть общество смешанное, в котором наряду со святыми членами есть и грешные. В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Здесь, на земле, на ниве Христовой растет пшеница вместе с плевелами. Все должны стремиться стать пшеницей, ни никто не вправе предвосхищать суда Божия, исторгая плевелы. Вне этого общества, "вне Церкви нет спасения", т. е. на небе может быть разрешено только то, что уже раньше было разрешено на земле Церковью. По воззрениям Новациана, принадлежность к Церкви земной дает несомненную уверенность в спасении, а отлучение делает спасение только сомнительным. По учению Киприана, принадлежность к Церкви освобождает только от уверенности в несомненной погибели, которая есть непременный удел всех стоящих вне ее, но не дает уверенности в несомненном спасении. Церковное разрешение не ведет непременно к прощению грешника на небе. Если его покаяние было неискренно, Господь не утвердит постановления земной Церкви.

Из этого принципиального различия в воззрениях на Церковь и вытекает вся полемика св. Киприана против новацианства.

Исходя из той мысли, что принадлежность к видимой Церкви служит порукой спасения, новациане называли предвосхищением суда Божия принятие падших в общение, ибо оно освобождает человека от греха, совершенного против Бога, и как бы обязывает Бога простить грешника. Св. Киприан называл предвосхищением суда Божия отлучение, потому что оно осуждает человека на окончательную погибель, а окончательный суд предоставлен только Христу.

Держась того взгляда, что отлучение падшего не ведет непременно к его вечному осуждению, новациане, отказывая падшим в мире, со своей точки зрения, не могли считать себя виновными в грехе жестокосердия. Отлученный мог получить спасение, оставаясь всю жизнь кающимся. Его загробная судьба не была предрешена. Иную оценку получала строгость в отношении к падшим, с точки зрения св. Киприана. Если отлучение ведет к несомненной погибели, то долг христианского милосердия требует употребить все усилия, чтобы устранить это препятствие к прощению грешника на окончательном суде Божием. И действительно, св. Киприан в своей полемике против новациан часто упрекает их в жестокосердии и нарушении долга христианского милосердия.

 Если отлученные от Церкви и умершие, не получив мира, но искренно каявшиеся в своих грехах, могут получить прощение после смерти от Самого Бога, то с новацианской точки зрения не могло быть и речи о том, что покаянные подвиги являются для таких лиц бесцельными и бесплодными. Иначе должен был смотреть на это св. Киприан. Если не получивший мира на земле не может получить прощения грехов на небе, то ясно, что все покаянные подвиги и лишения, подъятые кающимся на земле, пропадают даром, если он умирает, не примирившись с Церковью. Св. Киприан действительно упрекал новациан в том, что, навсегда заграждая доступ в Церковь падшим, они делают в их глазах бесцельными покаянные подвиги, охлаждают в них покаянное настроение и таким образом лишают единственного средства очищения.

Понятием св. Киприана о Церкви объясняются и все постановления Карфагенской Церкви о принятии падших. В основу их был положен тот принцип, что падшие должны проходить продолжительную и тяжкую покаянную дисциплину, но при этом со стороны клира должны прилагаться все заботы к тому, чтобы не допустить их умереть, не примирившись с Церковью. Еще весной 250 г., ввиду приближения летней жары, которая обыкновенно приносила с собой и тяжкие болезни, св. Киприан делает распоряжение принимать падших в случае смертной опасности. Весной 251 г. на соборе в Карфагене было уже принципиально решено принимать всех падших, если им угрожает смерть. Исходя из того же принципа, Карфагенский собор 252 г. ввиду приближающегося гонения Галла постановил принять в общение всех падших, потому что гонение угрожало жизни не только тем из падших, которые решились бы загладить свою вину исповедничеством, но и тем, которые пожелали бы спастись от нового отречения бегством в пустыню, сопряженным с большой опасностью для жизни. С точки зрения новациан, принятие в общение падших, намеревающихся пожертвовать за Христа своей жизнью, было совершенно излишним: мученичество есть второе крещение, которое бы и без того смыло грех их первого падения. Но по воззрению св. Киприана, которое он высказывал в это время, даже мученичество вне Церкви не имеет никакой цены. Для того чтобы оно получило искупительное значение, нужно предварительно принять исповедника в общение.

Что касается самой продолжительности покаянного искуса, то она определялась степенью преступности. Так, Карфагенский собор 251 г. постановил принять либеллятиков8  вскоре после окончания заседаний собора. Приносившие жертву были осуждены на пожизненное покаяние и могли получить мир только перед смертью.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру