Патрология. Александрийская школа

11. Учение о спасении. Падение человека совершилось не в начале существования этого материального мира, а относится к периоду до-мирного падения духов. Повествование Книги Бытия о падении Адама есть аллегорическое изображение грехопадения целого класса существ, впоследствии ставших людьми, потому что Адам по-еврейски значит человек вообще. Грех поверг этих существ в состояние неведения, подчинил их диаволу и расторг их союз с Богом. Воплотившись, Логос уничтожил все эти последствия греха.

a. Логос воплотился, чтобы выразить Божественную истину в чувственной форме, доступной для понимания человека. Поэтому в Своем учении и примере Христос приспособлялся не только к человеку вообще, но и к каждому человеку в отдельности. В Его учении есть философская сторона, которая отвлекает образованных от земных забот, но есть сторона, доступная пониманию женщин, необразованных и рабов. В Своем примере и жизни Господь также приспособлялся к способностям людей и одним открывал в Себе более Бога, другим казался более человеком.

b. Христос искупил человека от власти диавола. Характерна для Оригена в этом пункте теория выкупа и обольщения сатаны.
Диавол владел человеком с некоторым правом, потому что человек сам добровольно ему подчинился. Следовательно, и его освобождение должно было совершиться согласно с правом. Поэтому Христос заключил договор с сатаной и выкупил у него род человеческий, предложив в качестве выкупной платы Свою душу. Сатана согласился, потому что понимал, что душа Христа ценнее душ всего человечества во всей его совокупности.

Предлагая сатане такое условие, Христос обольстил его (ср. Игнатий Богоносец, VI, 4). План спасения был скрыт от сатаны. Поэтому сатана, противодействуя Христу, на самом деле сам помогал осуществлению его плана. Чтобы упразднить смерть, главное орудие диавола, Христу подлежало умереть. Не зная этого, но видя, что Христос колеблет его власть над людьми, диавол через Иуду и ожесточенных иудеев подготовлял смерть Искупителя, надеясь удержать в аду и в своей власти Его душу. Но, убив безгрешного человека, он превысил свою власть и утратил ее навсегда. Христос победителем сошел в ад, разрушил смерть и воскрес.

c. Своей смертью Христос не только искупил нас от диавола, но и примирил с Богом. Примирение возможно только через жертву. Сам человек не мог принести себя в искупительную жертву, потому что он грешен, а нужна безгрешная жертва. Поэтому только смерть безгрешного Христа могла примирить человека с Богом.

Искупительная деятельность Христа имеет универсальное значение. Плоды ее не ограничиваются человеческим миром, а простираются и за его пределы, изливаясь на всех прочих духов, как добрых, так и злых, ибо все согрешили и все нуждаются в спасении. Такое универсальное значение Ориген приписывает иногда земному подвигу Христа, иногда же он говорит, что Христос как для спасения людей сделался человеком, так и для ангелов стал Ангелом. Он допускает даже, что для спасения ангелов Он и в высшем мире претерпел нечто подобное Своим земным страданиям и уничижению.

12. Эсхатология. Исходя из представления о благости Божией, для которой нет неисцелимых болезней тварей, и из представления о безусловной свободе воли разумных существ, Ориген отрицал вечность греха и мучений. Он признавал апокатастасис, т. е. возвращение мира к своему исходному пункту, его восстановление в первобытной чистоте и совершенстве. Все духи, не исключая и диавола, в течение многих эонов раскаются, очистятся от неведения и греха и соединятся с Логосом, Который предаст Себя Самого и всех, преклонившихся перед Ним, Богу Отцу, и тогда "будет Бог всяческая во всех". Мир материальный, как место наказания, разрушится, ибо станет не нужен, и все духи снова соберутся к Богу. Тогда сольются концентрические сферы деятельности Лиц Св. Троицы: после уничтожения материи бытие не будет шире разумности, по уничтожении греха разумность не будет шире святости, но всё бытие станет разумным и святым.

Очищение от неведения и греха есть постепенный процесс. Для человека он начинается во время земной жизни и продолжается по смерти, как бы ни было греховно существо, оно никогда не теряет своей свободы. Отсюда возможность покаяния и нравственного развития не прекращается смертью.

a. После смерти душа прекращает начатое на земле умственное развитие. Переход к высшей ступени познания возможен лишь при усвоении предыдущей. По смерти душа пребывает некоторое время здесь, на земле, в некотором месте, называемом раем, и здесь доканчивает познание природы, человека, животных, истории Израиля и таинственного значения его обрядов. Затем душа переходит в воздушные пространства, населенные духами, и постигает жизнь этих пространств в их явлении и сущности. После воздушных пространств душа проходит и изучает планетные пространства, которые Писание называет небесами. Так постепенно душа достигает обетованной страны чистых духов, отечества истинных и живых первообразов, по которым создан мир и выражением которых служила сень закона Моисея. Вступив сюда, она возвращается как бы к началу и воспитывается здесь для абсолютного неба и вечного Евангелия.

b. Параллельно интеллектуальному развитию идет постепенное очищение души от чувственности и греха. Душа чистая по смерти возносится и приобщается сонму существ, облеченных в эфирные тела; наоборот, душа грешная и плотяная долго скитается привидением вокруг своей могилы. Постепенное очищение души достигается страданиями. Упоминание в Св. Писании о вечном огне сделано ради неразумных. Их-то спасает Христос буйством проповеди о вечном огне. На самом же деле эти места Писания нужно понимать в духовном смысле. Огонь суда есть нематериальный огонь совести, пожирающий грехи. Страдания эти временны и суть врачебные пособия, которые употребляет Бог для очищения души.

13. Учение о воскресении тела. Хотя логическая последовательность не оставляла места в системе Оригена для учения о воскресении тела, однако желание остаться в согласии с верой Церкви побуждала его принять это учение.
Воскресшее тело будет гораздо славнее земного. Кроме тонкости и эфирности, преимуществами этого тела будет служить отсутствие органов питания, пищеварения, выделения и воспроизведения и их функций. Совершенство воскресшего тела будет соответствовать нравственному состоянию души. Так тела грешников, возлюбивших при жизни мрак неведения, будут мрачны.
Но отличаясь настолько от земного тела, тело воскресшее будет в сущности тождественно с ним. Связью будет служить тот материальный субстрат, который входит в состав умершего тела. Состав тела вследствие обмена веществ постоянно изменятся. После смерти тела материя, входившая в его состав, разлагается, но не уничтожается. Воскресшее тело будет состоять из той же материи, из которой слагалось и умершее тело, хотя и не из тех же самых частиц, которые некогда входили в состав его.
Во-вторых, воскресшее тело будет иметь тот же самый индивидуальный вид, которым отличалось умершее тело. В каждом теле есть семя Логоса. Это присущая телу сила развития, его деятельная схема, под влиянием которой материя формируется в определенную форму, отличающую одного человека от другого. Когда умершее тело разрушается, семя Логоса сохраняется в потенциальном состоянии. По звуку трубы Архангела, повинуясь призыву своей души, семя Логоса из потенциального состояния перейдет в деятельное и из окружающей материи воссоздаст умершее тело со свойственными ему индивидуальными чертами.

 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру