Житие и сказания о чудесах преподобных Иулиании и Евпраксии Зачатиевских

Житие и сказания о чудесах преподобных Иулиании и Евпраксии Зачатиевских

От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

По плоти были они родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода бояр черниговских.

Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей — Ульяну и Иулию.

Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним.

Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.

Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг — Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (†304, память 21 декабря по ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской (†413, память 25 июля по ст. ст.).

Самостоятельных женских монастырей в Москве тогда еще не было — обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату, митрополиту Алексию, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, его небесного покровителя. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные еще святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой — Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом-то месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 году был основан первый в Москве женский монастырь.

Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия — Алексеев¬ским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями — стародевичьим.

Святитель Алексий, будучи строгим подвижником "от юности своея", любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительство. Тем более что к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре Преподобного Сергия.

Повелением митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста — числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Преподобные матушки имели любящие и милующие серд¬ца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множества мужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбь об игумении Иулиании — начальнице женского общего жития.

Шел 1393 год. Весна вступила в свои права, церкви Божии огласились песнопениями Христовой Пасхи — весны духовной, освящены были весенние воды в день Преполовения Пятидесятницы, наступила суббота четвертой недели по Пасхе. В ночь на 3мая (по ст. ст.) спокойствие обители нарушено было троекратным ударом колокола, возвещающим о кончине досточтимой матушки игумении. Плач и стенания наполнили монастырь. Все спешили поклониться умершей, воздать последнее целование благочестивой подвижнице. Соединив слезы дочерней любви с радостным пением "Христос воскресе", сестры простились со своей духовной матерью и погребли ее с подобающей честью около монастырского храма. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: "По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви". Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 году, на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", который в 1887 году соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления, совершавшиеся по молитвам основательниц.

Лишь с закрытием обители в 1925 году была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни, возобновилась и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих.

 

Сказания о чудесах и явлениях преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии

За год до соединения церкви в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" с соборным храмом было видение одной рясофорной монахине Зачатьевского монастыря. Видит она, что пришла помолиться в придел великомученика Феодора Стратилата, а у правой стены на ложе сидит преподобная Евпраксия. Подозвала она сестру и сказала: "Скоро наш храм соединится с собором, и будет большое стечение народа. Многие будут обращаться со своими нуждами к нам и по молитве нашей ко Господу получат облегчение в скорбях и помощь в их нуждах".

Во время поновления храма в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", где почивают преподобные, одна сестра, идя вечером, увидела двух монахинь у решетки против алтаря, где во времена нашествия французов складывали тела убиенных. Они спросили проходящую: "Когда будет готова церковь? Нам уже надоело шататься". Та ответила, что не знает, но предполагает, что скоро. После этого монахини стали невидимы.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была сооружена в 1887 году усердием московской купчихи А.А. Смир¬новой, которая, находясь в преклонных летах и памятуя о приближающейся смерти, не могла решить, как распорядиться своими средствами. Было у нее желание еще при жизни поместить свой капитал на какое-нибудь доброе дело, так, чтобы он принес пользу и по ее смерти. И вот однажды видит она во сне, что пришел к ней в полном облачении святитель Алексий, благословил ее и спросил, где у нее деньги. Она вынесла шкатулку с деньгами и подала святителю; он взял шкатулку, вторично ее благословил и сказал, что деньги он возьмет на обновление ветхого храма, и с этими словами пошел от нее по дороге к Зачатьевскому монастырю. По пробуждении своем госпожа Смирнова приняла этот сон за ответ на свой вопрос о вложении капитала. Помолясь Богу, она отправилась к игумении Зачатьевского монастыря Валентине, рассказала свое видение и попросила принять деньги на нужды обители. Действительно, в это время старинный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина", где почивали игумения Иулиания и монахиня Евпраксия, пришел в ветхость. Игумения Валентина, с благодарностью приняв дар, с усердием начала возводить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, соединив ее с собором двумя открытыми арками.

В Зачатьевском монастыре необходимо было приступить к ремонту теплой церкви. В то время обителью управляла смиренная и богобоязненная игумения Калерия, которая очень скорбела о том, что у нее нет для этой цели средств. В своем горе она отслужила панихиду по преподобным, усерд¬но моля: "Вам, преподобные, вверяю сие дело, помогите мне в моей скорби". А вечером, молясь в своей келье перед иконой Божией Матери, взывала: "Владычица, утешь же меня хоть чем-нибудь завтра". Молитвы настоятельницы были услышаны, так как на следующий день явилась незнакомая особа и вручила полтораста рублей серебром. Таким образом сказалась милость Владычицы и скорая помощь преподобных. Кроме того, некоторые, приходя ночью осматривать церковные постройки, видели въявь игумению Иулианию и монахиню Евпраксию.

Одна старица служила 28 лет при преподобных, зажигая лампады. По кончине своей она снилась некоторым сестрам обители и просила их усердно молиться преподобным, так как они велики у Господа, и рассказала, что по своей кончине, когда она была в большой беде на воздушных мытарствах, преподобные заступились за нее. А другая старица рассказала, что она жила с такими монахинями, которые за свою праведную жизнь удостоились видеть преподобных въявь. Это было так: как-то они сидели в своей келье, и вдруг преподобные, постучав в окошко, говорят им: "Идите сейчас же в церковь, так как лампады угасают". Монахини спешно отправились туда и действительно нашли, что лампады чуть было не погасли.

Некоторые сестры также видели преподобных, как они в трапезной оправляли лампады у иконы Воскресения Христова.

Одна послушница рассказывала следующий чудесный случай явного заступничества игумении Иулиании и монахини Евпраксии: "Я жила на том месте, где, по преданию, когда-то были кельи преподобных, то есть против упраздненной ныне церкви в честь иконы Божией Матери "Не¬опалимая Купина". Вижу однажды сон, как две монахини, совершенно мне незнакомые, поспешно бегают с ведрами к колодцу, находящемуся и по сие время против трапезного корпуса, и, накачавши воды, спешно носят ее к собору. С большим удивлением я смотрела на эту деятельную работу незнакомых сестер и с этим проснулась. Этот сон привел в немалое смущение некоторых стариц, признавших в этих монахинях преподобных. И сон этот не далее как через двое суток явил себя на самом деле. В полдень того дня неожиданно для всех страшная грозовая туча нависла над мирной обителью, неумолкаемые раскаты грома и беспрестанный блеск молний приводили в ужас всех ее обитательниц. Один из таких ударов молнии попал в купол храма, где и произвел пожар в деревянных стропилах. Испуганные и растерянные сестры в страхе метались по монастырю, не имея никакой возможности прекратить пожар, начавшийся в столь недоступном месте храма. Однако же, к великому удивлению и радости всех, пожар сам по себе, без всякой человеческой помощи, скоро прекратился. Только теперь всем, слышавшим мой сон, стало понятно, что такая неожиданная защита, такое чудесное спасение было явлено помощью преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии".

Игумения Доримедонта, управлявшая Зачатьевским монастырем с 1794 по 1818 год, отличалась своей богоугодной жизнью и всегда имела твердую веру в святое покровительство преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии, а посему все ее добрые желания и усердные прошения их святой помощи никогда не оставались невыполненными. Питая к преподобным святое благоговение, она часто по ночам любила ходить к месту их погребения, где долго и усердно молилась, прося святого руководительства в трудном служении настоятельницы. И преподобные всегда внимали и даже удостаивали во время таких молитв являть ей себя в образе монахинь. Вот какой был случай явной помощи, оказанной преподобными игумении Доримедонте. Радея постоянно о благоустройстве Зачатьевской обители, она возымела сильное желание построить соборный храм, но, не имея к тому никаких средств, долго и слезно молила преподобных оказать ей помощь в таком добром намерении. С твердой верой и надеждой на помощь преподобных игумения Доримедонта наконец решилась отправиться за советом к преосвященному Платону, бывшему в то время митрополитом. Узнав о ее желании, владыка вместо ожидаемого отказа в средствах совершенно неожиданно для нее посоветовал ей по этому поводу съездить помолиться Преподобному Сергию. Игумения Доримедонта, конечно, с радостию исполнила совет владыки, а по возвращении своем из Лавры, к великому удивлению, начала получать от неизвест¬ного жертвователя нужный материал и средства на сооружение собора. С какой неописуемой радостью, с какой ревностью принялась матушка за осуществление своей заветной мечты — постройку соборного храма, который был успешно воздвигнут с помощью Божией по молитвам Его святых угодниц. Впоследствии оказалось, что неизвестным жертвователем был сам митрополит Платон. Таким образом крепкая вера и надежда игумении Доримедонты на всегдашних своих покровительниц — преподобных игумению Иулианию и монахиню Евпраксию — оправдались и в трудном ее предприятии даровали ей полнейшую возможность закончить задуманное дело.

Игумения Доримедонта почти до самой кончины своей продолжала посещать по ночам место вечного покоя преподобных покровительниц своих, где всегда горячо благодарила их за святую помощь. Об одном из таких посещений она рассказывала: "Зашла однажды я помолиться к северным решетчатым дверям нового собора, но, услышав сзади себя подозрительный шорох, оглянулась и увидела в ночном полумраке двух монахинь, но видение это быстро исчезло. Однако же по всему было понятно, что эти таинственные две монахини, не раз являвшиеся мне раньше, были не кто иные, как преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия".

Та же игумения Доримедонта имела сильное желание, чтобы при ее жизни преподобные благоволили открыть свои нетленные мощи. И вот с этой целью матушка, воспользовавшись ремонтом церкви в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", где почивают под спудом мощи преподобных, просила подрядчика— землекопа, человека очень благочестивого, дорыться до гробов преподобных. Но лишь только его лопата коснулась гробов, как руки и ноги его пришли в сильное сотрясение, вследствие чего он в страхе должен был отступить. После этого случая стало ясно, что преподобные пока не благоволят приступать к обретению мощей.

Монахиня, находившаяся долгое время на послушании у раки преподобных, рассказала следующий случай: "Вскоре по вступлении моем в Зачатьевскую обитель я по человеческой немощи как-то проспала начало утрени. Среди сна слышу стук в окно моей кельи; подбежав поспешно к окну, я хорошо заметила монахиню, находящуюся в то время на послушании при раке преподобных. Думая, что она явилась за мной, наскоро одевшись, я пришла в церковь. Но каково же было мое удивление, когда на мой вопрос монахиня, будившая меня, уверяла, что она даже и не думала подходить к моей келье, а пришла прямо в церковь. Однако немного спустя загадочный случай этот выяснился: в нем проявилось чудесное призвание меня преподобными на служение к их святым останкам, так как вскоре же после сего случая я получила послушание находиться при раке, которое я всегда и старалась ревностно исполнять с верою в призвавших меня на то игумению Иулианию и монахиню Евпраксию".

Одна из игумений Зачатьевского монастыря рассказывала про себя следующий случай: "В 1869 году однажды я проснулась ночью. Перед иконами ярко горела лампада, и вижу я, что у меня в келье стоит монахиня в маленькой кругленькой шапочке, похожая на изображение одной из преподобных, как их пишут на гробницах и на воротах обители, и усердно молится перед моими иконами. Всегда слабая и трусливая, я в эту минуту нисколько не испугалась и не растерялась. Только впоследствии поняла я, что преподобные приходили молиться за меня, так как в этом же году неожиданно мне пришлось претерпеть большие скорби и неприятности. И претерпела я все до конца безропотно с великой верой в заступничество преподобных, а по успокоении, после благополучного исхода, искренно благодарила их".

Одна из сестер Зачатьевского монастыря проходила вечером в трапезную мимо церкви в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", где почивают преподобные. По обыкновению она остановилась помолиться им у окошка. Взглянув туда, она увидела стоящую и молящуюся монахиню, а сзади нее другую. Думая, что это монахиня Евпраксия, служащая при гробницах преподобных, пришла оправлять лампады, сестра и сама пожелала войти в церковь помолиться. Каково же было ее удивление, когда она нашла дверь церкви запертой. И поняла она тогда, что в храме видела самих преподобных. Напал на нее страх, так как она сознавала себя великой грешницей, и поэтому из трапезной обратно пошла другой дорогой.

Рясофорная монахиня Зачатьевского монастыря приготовилась к принятию Святых Таин. Ревностно и аккуратно посещая все службы в храме Божием, она так утомилась, что не в состоянии была протопить свою келью, а так как жила одна, то должна была терпеть холод. Преподобные, видя ее усердие, послали ей утешение. В полночь она проснулась. Лампада ее угасла, и в келье была совершенная тьма. Вдруг один угол кельи осветился. Монахиня удивилась и подошла к окну узнать причину такого необыкновенного явления. И увидела она, что в соборной церкви в правом приделе во имя великомученика Феодора Стратилата стоит одна из преподобных и оправляет лампаду, висящую у иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Монахиня Евпраксия, находившаяся при гробницах преподобных, сильно скорбела о том, что большое паникадило в храме пришло в ветхость, а между тем денег на него не было, так что к празднику в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" новое нельзя было сделать. Но преподобные вняли ее скорби и послали ей большую радость: у игумении этой обители, матушки Калерии, были хорошие знакомые, которые всегда прибегали к помощи преподобных, молясь им и служа панихиды. Преподобные всегда помогали им, и вот они захотели отблагодарить их и пожертвовали деньги, как раз на паникадило, которое и было повешено. Так исполнилось желание матушки Евпраксии.

Мантийная монахиня Ев., находящаяся при мощах преподобных, рассказывала, что с ней произошел следующий случай. Две сестры-послушницы тяжко заболели, и она собралась их навестить. Едва только она вышла из своей кельи, выходят две совершенно ей незнакомые монахини в мантиях. При виде их монахиня Ев. затрепетала, колени у нее подогнулись, и она упала. Когда же она пришла в себя и встала, то монахинь уже не было. И тут только поняла она, что больные послушницы удостоились посещения преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Больные к вечеру почувствовали себя здоровыми.

Каширская рясофорная монахиня Ольга страдала падучей болезнью, во время припадка у нее шла кровь ртом и носом. Одна из послушниц Зачатьевского монастыря по имени Екатерина посоветовала ей положить что-нибудь на гробницу преподобных. Та так и сделала. Отслужила панихиду, во время которой ее клобук лежал на мощах; кроме того, монахиня Евпраксия, служащая при мощах, накрыла голову больной воздухом, лежавшим на мощах. После того припадки падучей у монахини Ольги больше не возобновлялись, и все сестры обители возблагодарили Господа и преподобных за милости, которые матушки оказывают прибегающим к ним.

В Никитском монастыре жила девочка, которая с тринадцати лет начала страдать сильными припадками и с каждым днем ей становилось все хуже. Знакомая монахиня из Зачатьевского монастыря предложила отслужить панихиду по преподобным. Монахиня, жившая с девочкой, вскоре приехала в Зачатьевский монастырь, отслужила панихиду по преподобным, усердно прося их исцелить больную. Возвратясь из монастыря, сестра с верою положила на больную воздух, который лежал на гробнице, и вскоре девочка сделалась спокойнее, припадки стали реже и слабее, а впоследствии совершенно прекратились.

 


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

Источник:
Патриархия.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру