Патрология. Период второй. Литература на Западе. Блаженный Иероним

6. Борьба Иеронима с противоаскетическим движением на Западе.

Монашество, проникшее на Запад с Востока и быстро завоевавшее себе симпатии высших классов и покровительство духовенства, вызвало сильную реакцию в народе, воплотившуюся в учении Елвидия, Иовиниана и Вигилянция. Бл. Иероним, горячий сторонник монашеского идеала, выступил против этих лиц с литературной полемикой, и единственно эти сочинения вифлеемского подвижника имеют значение в истории христианского вероучения и мысли.

А. Первым проявлением противомонашеского движения было литературное выступление Елвидия.

а. Елвидий возражал против догмата Приснодевства Марии, как основы учения о преимущественной заслуге девства. Христос родился бессеменно, но после Его рождения Дева Мария вступила в брак с Иосифом и имела от него других детей. В доказательство этого тезиса он ссылался на слова Ев. Мф. 1:18: "прежде, нежели сочетались", Мф. 1:25: "и не знал Ее, пока не родила Сына", на название Христа первенцем, на упоминание о братьях Господа, на аналогичное учение Тертуллиана и Викторина Петавианского.
b. Критика Иеронима направлена против доказательств Елвидия.

"Прежде, нежели" не всегда указывает на то, что предполагаемое действие потом совершилось. Павел, прежде чем отправиться в Испанию, был закован в узы. Из этого не следует, что потом он отправился в Испанию.

"Пока" не всегда указывает на последующее прекращение действия. Например: "Подобает Ему царствовати, пока покорит всех врагов Своих".

Первенец означает просто "разверзающий ложесна", хотя бы за ним и не следовали другие дети.

"Братьями Господа" называются двоюродные братья Его или вообще родственники, но не дети Иосифа и Марии, даже не дети Иосифа от первого брака, потому что Писание не упоминает о последнем. Иосиф, как и Мария, был девственником и за это удостоился именоваться отцом Господа.

Мнение Тертуллиана не имеет никакого авторитета, потому что он отделился от Церкви, а Викторин под братьями Христа также разумеет Его родственников.

В заключение Иероним доказывает преимущественную ценность девства. Брак с его заботами о благосостоянии семьи не оставляет времени для молитвы и служения Господу. Поэтому, если в Ветхом Завете был заповедан брак, то в Новом — девство.
В. Более серьезным проявлением противомонашеских тенденций было выступление Иовиниана.

а. Иовиниан и его учение. Иовиниан был девственником и суровым подвижником. Издав свое сочинение против переоценки аскетических лишений, он значительно смягчил суровость своих подвигов, но остался аскетом, воскрешая в своем лице тип древнего христианского девственника, живущего среди мирян. Учение его имело большой успех. Вследствие этого в 390 г. папа Сириций отлучил его от Церкви. Учение Иовиниана известно из сочинений, направленных против него. Оно формулируется в следующих тезисах.

Все, возрожденные в крещении и сохранившие благодать его, получат равное блаженство в Царстве Небесном. Писание разделяет людей лишь на два класса: овец и козлищ, благословенных Отца и проклятых. Различие это обусловлено коренной противоположностью основного нравственного настроения. Как добро, так и зло, вытекающие из этого настроения, не имеют степеней. Сказавший брату с ненавистью "безумец" повинен геенне, как и убийца. Наемники, пришедшие на работу в 3-й час и в 11-й, одинаково получают динарий.

Возрожденные в крещении, если они восприяли таинство с полной верой, не могут быть побеждены дьяволом. Первородный грех снимается лишь тогда, когда человек крещается не водой только, но и Духом, а это обусловлено полнотой веры. После этого становится невозможно внутреннее отпадение от Бога. Подтверждение этого тезиса Иовиниан видел в 1 Ин. 3:9 и 5:18.

Если всё решает внутреннее настроение, то между воздержанием от пищи и принятием ее с благодарением нет никакого различия. Бог создал животных для человека и позволил употреблять в пищу всё движущееся. Христа называли "ядцей" и "винопийцей". Он был на обеде у Закхея, на браке в Кане и для Евхаристии взял вино. Посты заимствованы у язычников.

Христианские девственницы, вдовы и замужние при равенстве прочих условий имеют одинаковую заслугу перед Богом. Дозволителен не только первый, но также второй и третий брак. Раскаявшиеся блудники имеют равную заслугу с девственниками. Девство — нечто неслыханное вне христианства, потому что неестественно. Бог создал и благословил брак. Патриархи, священники, пророки и ап. Петр угодили Богу в браке.

Дева Мария родила безмужно и не состояла в браке с Иосифом после рождения Спасителя, но не была и Приснодевой, утратив печать девства в силу самого рождения. Утверждать противное значит мыслить о плоти Христа докетически (ср. XI, 9).
b. Критика Иеронима. Смущенные успехом новой проповеди, монашески настроенные друзья Иеронима послали ему в Византию "Commentarioli" Иовиниана с просьбой написать на них опровержение. Идя навстречу этому желанию, Иероним составил в 392–393 гг. "Две книги против Иовиниана".

Первая книга посвящена опровержению тезиса о равноценности девства и брака. В доказательство преимущественной ценности девства Иероним ссылается на 1 Кор. 7:1 — "Добро человеку не прикасаться жене". Но добру противоположно зло, следовательно, "прикасаться" — зло. Оно допускается только из опасения худшего. А это уже не полноценное добро. Лучше жениться, чем разжигаться, как лучше иметь один глаз, чем ни одного. Девство высоко ценилось и в Ветхом Завете. В еврейском тексте не прибавлено "добро зело" после повествования о созданиях второго дня. В этом заключается косвенное порицание двоицы, как отпадения от единства и символа брака. Ной и сыновья вошли в ковчег с женами, потому что должны были послужить родоначальниками нового человечества, но, пребывая в ковчеге, были отделены от жен. Моисей был женат и потому не вошел в землю обетованную. Народ был введен в нее Иисусом Навином, о жене и детях которого Писание ничего не говорит. Из новозаветных праведников ап. Петр был женат до призвания, а став апостолом, оставил супругу, и хотя имел тещу, но не имел жены. Сестры-жены братьев Господних и Кифы (1 Кор. 9:5) не жены их, а благочестивые женщины, служившие апостолам своими средствами. Ап. Павел допускает в клир женатых, но по нужде, принимая во внимание слабость новообращенных язычников. Девство не только было известно языческому миру, но и высоко ценилось в нем, наоборот — брак порицался. Девами были сивиллы, жрицы Дианы Таврической, Весты. Язычество повествует о рождении бесов от дев, например, Будды, родившегося из бока девушки. Напротив, брак осмеивается Аристотелем, Плутархом, Цицероном, Феофрастом. Материал для последнего тезиса взят из сочинения Сенеки "De matrimonio" ["О браке"].

Во второй книге Иероним отстаивает ценность поста, заимствуя литературные доказательства из сочинения Порфирия "De abstinentia" ["О воздержании"], а богословские из трактата Тертуллиана "De jejuniis" ["О посте"]. Уже язычники ценили пост. Их враги — Гиппократ и Галл — говорят о вреде пресыщения. Сам Эпикур питался хлебом и овощами. Египетские жрецы, брамины, пифагорейцы, орфики, киники служат для христиан примером воздержания. Однако не христиане подражают в этом язычникам, а дьявол, научивший язычников, подражает христианам. Богословские основания в защиту поста сводятся к следующему. Пост был заповедан еще в раю. Животные созданы не для питания только человека, но также для помощи ему, одеяния, лекарств. Илия, Ниневия, Даниил, назореи, рехавиты, Креститель дают нам пример поста.

Против учения о невозможности падения для восприявших с верой крещение Иероним ссылается на грехи ветхозаветных праведников и христиан, омытых крещением.

Учение об одинаковости наград всех противоречит, — настаивает Иероним, — понятию о справедливости Божией, назначающей различное возмездие за различные деяния, и прямым свидетельствам Писания о различии загробных наград (1 Кор. 15:22–З9; 2 Кор. 5:10).

с. Пoследствия издания книг против Иовиана были для Иеронима неожиданные. Трудно было извлечь из них определенные выражения, явно расходившиеся с церковным взглядом на супружество, но общий тон сочинения был до такой степени враждебен браку, что все друзья Иеронима почувствовали себя скандализованными. Паммахий, живший тогда в счастливом супружестве с дочерью Паулы, Паулинианой, начал скупать и истреблять распространившиеся в обществе экземпляры, а другой друг Иеронима, Домнио, извлек из соблазнительного трактата ряд неудачных выражений, послал их список автору с просьбой сделать соответствующие исправления для дальнейших изданий труда. На упреки друзей Иероним ответил письмом, в котором взял назад наделавшие столько шума выражения и объяснил, что употребил их по примеру восточных писателей "полемически", а в полемике часто, "показывая хлеб, говорят камень" противнику. По существу же он не отрицал брака, называл его даром Божьим, признавал дозволительность второго и третьего брака, и если называл брачный союз злом, то лишь по сравнению с девством.

С. Третьим проявлением реакции, вызванной распространением монашества, было учение Вигилянция.

а. Вигилянций и его учение. Сын трактирщика, Вигилянций родился в Аквитании в 375 г. и некоторое время помогал отцу в торговле. В 395 г. он получил сан пресвитера, а некоторое время спустя с рекомендательными письмами Павлина Ноланского он предпринял паломничество в Египет и Палестину. Любезно принятый Иеронимом в Вифлееме, он уже тогда навлек на себя чем-то его недовольство. По возвращении на Запад Вигилянций выступил с учением, отчасти навеянным впечатлениями путешествия в центры монашества и культа мучеников и реликвий. Направляя острие своей критики против монашества, он восставал главным образом против тесно связанных с ним пышности культа, почитания мощей, паломничества и сборов на монастыри. Отшельничество — бегство из мира, лишающее Церковь лучших деятелей. Не нужно раздавать сразу всё свое имущество, а следует употреблять его постепенно и не на милостыню в пользу отдаленных монастырей, а на нужды местной Церкви. Души мучеников не обитают около своих мощей и не могут слышать молитв повсюду. Возжжение светильников при дневном богослужении есть языческий обычай, который неуместен в христианской Церкви. Ночные богослужения в честь мучеников порождают всевозможные эксцессы молодых людей.

b. Возражения Иеронима против Вигилянция. В 404 г. сосед по приходу Вигилянция, пресвитер Рипарий, сообщил Иерониму о вновь возникшей опасной ереси, и Иероним в том же году ответил Вигилянцию открытым письмом. Нет оснований, — писал он, — опасаться вредных последствий отшельничества для Церкви, так как монашество всегда будет уделом лишь немногих избранников. Господь заповедал именно раздавать сразу свое имение. Милостыня в пользу палестинских монастырей угодна Богу. Уже ап. Павел производил сборы в пользу Иерусалимской Церкви. Культ мучеников освящен Преданием. Император Константин перенес в столицу мощи ап. Андрея, Луки, Тимофея, а Аркадий — мощи Самуила. Нужно различать между Божеским поклонением, приличным одному Богу, и почитанием, воздаваемым мученикам. Если Бог дополняет молитву святых при их жизни, то тем более Он слышит их молитвы, когда они находятся со Христом. Души мучеников могут слышать молитвы, где бы они ни возносились к ним, потому что, всюду следуя за Агнцем, они участвуют в Его вездеприсутствии. Свечи возжигаются днем только при чтении Евангелия. Пусть обычай этот заимствован у язычников, но у них он дурен, потому что посвящен демонам, у христиан он хорош, потому что направлен к почитанию истинного Бога. Ночными богослужениями действительно пользуются юноши и женщины для любовных свиданий, но на этом основании нужно было бы запретить и пасхальное бдение.

7. Участие Иеронима в пелагианском споре.

 Бл. Иероним был лично знаком с Пелагием, гостеприимно принятым Иоанном Иерусалимским. Пелагий затронул Иеронима критикой его "Комментария на Послание к Ефесянам". Иероним ответил резкостями в "Комментарии на прор. Исаию", и принципиальное отношение к пелагианству он высказал в "Письме к Тезифону" и в "Диалоге против Пелагия", изданном в 415 г.

Источником пелагианства он признавал, во-первых, стоицизм с его учением о возможности полной победы над страстями, во-вторых, предшествующие христианские ереси — манихейство, учение Прискинниана, Иовиниана и оригенизм, поскольку он выразился в учении Евагрия и Палладия о бесстрастии.

Из пелагианских тезисов он подвергает критике учение о возможности для человека сохранить себя от греха, ссылаясь на свидетельство Писания и ветхозаветных и новозаветных праведников, которые не были во всем чисты перед Богом. Он говорит далее о необходимости крещения детей для омовения вменяемой им вины прародителей. Вследствие греховности человеческой природы она нуждается для достижения святости в благодатной помощи. Но благодать не уничтожает свободы воли, и предопределение Божие сводится к предведению собственных усилий человека в стремлении к христианскому совершенству. Из этого краткого очерка содержания противопелагианских сочинений Иеронима видно, что для него не были доступны во всей их глубине проблемы свободы и благодати, выдвинутые пелагианским спором. Но резкие нападки на личность вожаков движения, содержащиеся в этих сочинениях, вызвали сильное возбуждение в пелагиански настроенных кругах. Под влиянием этого раздражения фанатическая толпа монахов напала на монастыри Иеронима, разгромила здания, подожгла постройки, убила диакона и нескольких монахов и монахинь. Сам Иероним едва спасся в крепкой башне. Так как Иоанн Иерусалимский стоял на стороне Пелагия, то отношения между ним и Иеронимом снова испортились. Под влиянием этого чувства Иероним опубликовал в 416 г. сочинение "Против Иоанна", заготовленное еще в начале оригенистского спора, но не выпущенное вследствие состоявшегося тогда примирения противников.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру