Учебный курс по энергосбережению

Министерство образования рекомендует школам новый обучающий курс: «Учимся беречь энергию». Как встроить новый курс в школьную программу, в которой не хватает времени для изучения базовых предметов, порталу «Слово» рассказала Мария Александровна Иншакова, директор Православной гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского.

- Насколько необходим детям отдельный курс по энергосбережению?

- В принципе, энергосбережение – это часть любой воспитательной программы в любой школе. Детям всегда говорили: выключайте свет, выключайте воду, не надо ломать ветки деревьев, рвать цветы с клумб и многое другое. Это воспитание бережного отношения к окружающей среде. И энергосбережение – его часть. Говорить отдельно об энергосбережении и не говорить обо всем остальном, по меньшей мере, странно. По сути, это тема для любого классного часа, неформальной беседы, неофициальных мероприятий с детьми в рамках воспитательной программы. Я почти уверена, что в любой школе об этом говорится, не навязчиво, не нарочито, а в том объеме, в котором ребенок готов это воспринять.

- Для чего, по вашему мнению, вводятся эти блоки?

- Для того чтобы дети осознавали себя частью окружающей среды, понимали, что все, что им дается, достается с трудом. Для того чтобы они росли не просто потребителями, каковых сейчас массы. Чтобы они осознанно использовали ресурсы земли и то, что им дано Богом, для того чтобы они понимали, что умеренность должна быть во всем.

Эта тема сама по себе необходима и идея сама по себе хороша, но то, как это выполнено конкретно в данном материале, для нас не подходит, потому что в таком формате эту информацию подавать нельзя. Это не игрушки, не смешилки, не комиксы. Этот вопрос должен рассматриваться в несколько другом стиле. Мне не хотелось бы, чтобы эта информация доносилась детям в шуточном, ироничном виде. Это не тема для развлечения. Это тема, о которой надо говорить по-взрослому, а значит, спокойно и рассудительно. А предлагаемый учебный комплект больше похож на развлечение, за которым ребенок теряет суть. Более того, учебное пособие рассчитано на 3-4 класс, а иллюстрации со «взрослыми» шутками, изображёнными почти на каждой странице, больше подходят подросткам 7-8 класса.

- Как решить проблему нехватки часов на основные школьные предметы, когда необходимо вводить новые информационные блоки?

- Это боль всех учителей и директоров. Мы сейчас и так испытываем информационную перегрузку. У детей, даже если ничего не добавлять, уже очень большой объем информации. Они просто не способны её в этом объеме полноценно проанализировать. Это выливается либо в поверхностное отношение к получаемой информации, либо в чрезмерную ответственность за её усвоение, что приводит к нервным срывам. Ни то, ни другое для детей не полезно. Если говорить о вводе дополнительных информационных блоков, то сейчас часть учебного дня в начальной школе занимает внеурочная деятельность, которая в обязательном порядке введена во всех школах. Это два часа занятий после основного учебного времени, которые отводятся на кружки. Но встает вопрос, имеет ли смысл занимать время рукоделием, рисованием, лепкой, когда не хватает времени на основные предметы. Дети не успевают их усвоить в том объеме, который необходим для успешного освоения в дальнейшем программы средней школы.

Это проблема не конкретного информационного блока, а общего подхода к образованию – на чем сделать акцент. Если внеурочная деятельность введена, чтобы у детей была возможность посещать дополнительные занятия, а на основные предметы не хватает сил и времени, то возникает вопрос целесообразности этих занятий. Но, к сожалению, приоритет все больше отдается дополнительным дисциплинам. У родителей, а значит, и у детей, это формирует неправильное отношение к учебе. Они очень часто не понимают, что главное, что второстепенно.

Решить эту проблему можно правильным соотношением основных и дополнительных учебных предметов, блоков, программ. Со стороны Министерства образования – дать школам свободу выбора, использовать или нет предлагаемые информационные модули, дать возможность найти свои пути, как научить ребенка беречь электроэнергию, воду и все остальное. Внутри школы эту проблему можно решить избирательным подходом к дополнительным дисциплинам, разумным ограничением их объема.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру