Школьники в театре


На Петербургском культурном форуме было предложено в обязательном порядке регулярно водить в театр всех без исключения питерских школьников. Не исключено, что эту инициативу подхватят и в других городах. Будет ли от этого польза школьникам и как грамотно организовать культурное просвещение в массовом порядке? На эти вопросы порталу «Слово» ответили Дмитрий Сердюк, артист Театра на Малой Бронной, и Александр Александрович Демахин, учитель МХК и искусства, заместитель директора по внеклассной работе Сергиево-Посадской Гимназии имени И.Б. Ольбинского, руководитель театра-студии «Пространство», кинокурса «25 кадр», драматург, лауреат премий «Действующие лица», «Триумф». Студент режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская С. Женовача). Победитель конкурса «Учитель года России - 2012».

Дмитрий Сердюк:

- На ваш взгляд, полезно ли школьникам посещать театр в обязательном порядке?

- Тут важен выбор материала. Кроме того, большое значение имеет мудрость педагога, который ведёт ребёнка на тот или иной спектакль. Нужно проводить с детьми какие-то очень интересные предварительные беседы. Но, мне кажется, в любом случае нельзя насаждать. Хотя в истории есть много положительных примеров. Тот же Вольфганг Амадей Моцарт.

- Вы играете в спектаклях по произведениям, которые входят в школьную программу. Школьники – внимательные зрители?

- Это не очень простая публика, конечно. Опять же, это массовые приходы – все друг друга знают. А если это класс шестой-восьмой, то там и возраст сложный... Многое зависит от трактовки спектакля. Вот, например, спектакль «Ревизор» Театра на Малой Бронной – всё-таки не классическая постановка. И что для себя вынесет ученик 6 класса после просмотра этого спектакля, я не знаю. Во всяком случае, не всякое прочтение того или иного материала в театре будет подходящим для юного сознания и миропонимания школьника. Это педагогика – нужно быть очень мудрым педагогом, чтобы не привить отвращения к театру.

- В любом случае, если в театре присутствует большая группа школьников, то это, как правило, очень мешает не только тем, кто на сцене, но и тем, кто в зале…

- Это уже задача артистов – удержать внимание. Вот, допустим, «Палату № 6» (тоже в Театре на Малой Бронной), на которую школьники очень часто приходят, бывает трудновато играть. Есть сценические законы, паузы, которые приходится сокращать, играть более интенсивно, потому что мы можем очень быстро потерять внимание, которым с таким трудом пытались завладеть в течение половины, например, спектакля. А если школьники теряют интерес, потом  вернуть их в процесс очень трудно.

- Может быть, делать какие-то отдельные показы для школьников? Чтобы и артисты были готовы к непростой публике, и в зрительном зале не всегда корректное поведение школьников никому не мешало бы.

- Ну, тогда нужна режиссёрская трактовка, которая была бы адаптирована для группы школьников. Но я не уверен, что репертуарный театр пойдёт на такое. Это очень трудно. Мне кажется, что нагрузка должна в большей мере лежать на театре юного зрителя. В общем, трудно с этим. По-моему, даже в Советском Союзе, который все ругают, какая-то образовательная форма была. Школьников водили в тот же ефремовский Современник, и они смотрели и «Голого короля», и другие спектакли, и, наверное, им было интересно. Всё зависит от формы подачи, от режиссёрской трактовки, даже если это материал очень взрослый.

Должны быть какие-то программы, созданные болеющими за это дело людьми, понимающими. Не просто так, ради отметки «мы сейчас придумаем, напишем и запустим это в приказном порядке» - это бесполезно.

Александр Демахин:

- На Петербургском культурном форуме было озвучено, что все школьники в грядущем году в обязательном порядке побывают в театре. Что вы об этом думаете?

- Отношусь к этому с опаской: что значит «все должны»? Если человек побывает в театре, это ещё не значит, что он его поймёт, полюбит, оценит и как-то примет в себя, то есть возникает вопрос: что это, разнарядка? Вот во МХАТе им. Горького идёт много спектаклей не очень высокого художественного уровня, и на них сидят школьники. Я думаю, что это безрезультатно. Мне кажется, должная быть целая программа какая-то. В Москве, например, есть центр Сергея Казарновского, где есть программа, согласно которой школьники раз в месяц ходят в театр: это есть у них в учебном плане. Дети обсуждают увиденные спектакли, пишут отзывы, рецензии. Если это такая образовательная возможность, то это интересно, а если это обязаловка, то я боюсь, оттого что каждый ребёнок туда придёт, ничего не изменится без специальной образовательной программы.

- Есть ещё другая проблема. Когда школьники приходят в театр целым классом, они, как правило, мешают и остальным зрителям, и артистам.

- Совершенно верно. В Малом театре, например, даже запрещены такие походы классами. Мне кажется, важнее семейные походы в театр, когда школа работает вместе с семьёй, чтобы дети приходили вместе с родителями. Хотя опять же, я со школьниками в театр ходил, но у нас не возникало таких проблем, потому что мы занимаемся со школьниками театрами в рамках программы мировой художественной культуры. Мне кажется, если это встроено в учебную программу школы, если они понимают, зачем они именно сегодня идут именно на этот спектакль хорошего художественного уровня, это неплохо. К сожалению, далеко не все спектакли имеют достойный художественный уровень. И когда ребёнку скучно на спектакле, мне кажется, это тоже проблема. Одним словом, я считаю, что массовые культпоходы – это по умолчанию скорее зло, чем добро. Добро это только в случае, если это будут продуманные вещи. Я пока не очень понимаю, как это можно сделать в условиях школы. Но если бы получилось, было бы здорово.

Говорят, сейчас в театральном мире кризис – зритель не ходит в театр. А школьникам нужны примеры, они на них учатся. Я лет 10 назад видел, как президент ходит в театр, а сейчас я этого не вижу. Мы говорим, что надо ходить в театр, а я очень редко вижу в репортажах, что кто-то из наших чиновников посетил премьеру. Мы говорим «надо любить искусство», а сами насколько его любим, насколько часто мы бываем в галереях, на выставках, в театре? Мне кажется, стоит начать с себя.

- А как Вы относитесь к идее специальных показов спектаклей для школьников?

- Сейчас вообще с этим очень сложно: возрастной ценз «12+» для Гоголя, например. Оказывается, что спектакль по Гоголю нельзя смотреть детям младше 12-ти лет. Мне кажется, что спецпоказы только для школьников - это как-то странно. В этом случае, например, мало возможен контакт с актуальным театром. В Москве есть гастрольные спектакли европейского театра – они невозможны в таком формате. То есть это должны быть целевые спектакли, а мне кажется важным, чтобы школьник почувствовал, что он на премьере на каком-то очень классном спектакле. Это, например, «Чайка» Бутусова в Сатириконе, которая идёт 5 часов, и которую никогда не будут играть в формате для школьников. А специально для школьников будут играть во МХАТе им. Горького, из которого школьник ничего нового о театре для себя не узнает. Мне кажется, лучше бы он попал на Бутусова и испытал потрясение, удивление, почувствовал себя во взрослом театре. Поэтому меня, честно говоря, в данный момент эта идея не вдохновляет, потому что я представляю себе, какие театры этим будут заниматься и на каком уровне.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру