Профессиональный стандарт педагога

Министерство образования планирует переучить российских учителей под определенный стандарт, который должен вступить в силу в 2015 году. Разработчики стандарта предполагают, что каждый российский учитель должен стать специалистом широкого профиля, который должен не только хорошо знать свой предмет, но и уметь работать с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями; а также исполнять еще множество всяких функций. О возможности реализации этого стандарта порталу «Слово» рассказала Ирина Всеволодовна Абанкина, кандидат экономических наук, профессор, директор Института развития образования при Высшей школе экономики.

- Расскажите, пожалуйста, кто разрабатывал профессиональный стандарт педагога?

- Основные разработчики – это Ямбург и Рубцов. Это профессионалы в своём деле, они опирались на те педагогические коллективы, которые с ними активно сотрудничали. Каждый из них возглавляет довольно серьёзный коллектив. Ямбург – очень известную школу, Рубцов – Московский психолого-педагогический университет, один из очень современных с точки зрения педагогического образования. Это люди очень авторитетные, очень известные. До этого тоже были разработки, выполненные в своё время и Владимиром Дмитриевичем Шадриковым, сотрудником Высшей школы экономики: он предлагал профессиональный стандарт, основанный на идеях Выготского. Так что это авторитетное мнение, авторитетная разработка наших экспертов и учёных.

- Существует мнение, что быть хорошим специалистом можно, как правило, лишь в узкой области: например, специалистом по работе с одарёнными детьми или специалистом по инклюзивному образованию. Как Вы считаете, можно ли совмещать все эти практики и делать при этом свою работу качественно?

- Вы понимаете, это же всё-таки коллективные разработки, это разработки на базе уже наработанного опыта, исследований. Работали целые коллективы. Нельзя сказать, что это единоличные авторские разработки: они руководили коллективами, но здесь использован опыт очень серьёзных специалистов. Ямбург и Рубцов – очень известные люди в своих областях, поэтому у меня как раз недоверия к ним нет.

- А как планируется внедрять этот стандарт, будут ли менять программу в педагогических вузах?

- Да, конечно, это очень серьёзная работа. Профессиональный стандарт работает как бы в двух ипостасях: с одной стороны, это основа для продумывания и реформирования педагогического образования, а с другой – это основа для регулирования трудовых отношений: это требования к работникам, это основа для аттестации педагогических работников, присвоения квалификации и званий. Поэтому профессиональный стандарт – это фактически те регламенты, которые регулируют трудовые отношения и подготовку кадров, соответствующих этим современным требованиям. До этого у нас также были профессиональные квалификационные требования, нельзя сказать, чтобы мы в них не работали, просто в современных условиях перешли к представлению о том, что квалификационная рамка должна задаваться уже не просто группой требований, но и комплексным профессиональным стандартом. Это требование к профессии, к умениям, знаниям, навыкам, квалификации педагогов. И для того, чтобы обеспечить достижение такой квалификационной рамки, педагогическое образование действительно должно быть перестроено, модернизировано. Это может происходить при помощи совершенно разных, вариативных технологий. Сейчас идёт очень серьёзная работа по модернизации педагогического образования с привлечением и зарубежных коллег – ведущих экспертов в этой области, и наших лучших специалистов, которые занимаются этими вопросами, сопрягая это, конечно, с механизмами оценки качества. Но хотелось бы подчеркнуть, что мы тоже перешли на Болонскую систему (я имею в виду систему бакалавриат-магистратура), однако подготовка педагогических кадров в большинстве стран – это именно национальная система с учётом национальных требований для каждой страны, для каждого государства. В этом смысле здесь даже взаимное признание дипломов строится с требованиями ознакомиться с теми особенностями, которые присущи каждой стране. Просто так вы не можете без некоторой переподготовки приехать и работать в другой стране, это тоже достаточно серьёзное требование.

Поэтому, конечно, здесь и опыт того, как строилась у нас система педагогического образования, и те лучшие практики, которые сформировались. Могут быть разные вариативные модели. В частности, Рубцов, насколько я знаю, – сторонник клинического метода подготовки в педагогике, наверное, он эти идеи и будет отстаивать, потому что он их отрабатывал в своём университете уже неоднократно. Это идея, включающая практику. Ребята, которые учатся, погружены в реальный образовательный процесс, они всё время проходят практику, они со второго присутствуют в образовательных организациях, соответствующих выбранному профилю. Теория, методы, дидактика и так далее сочетаются с практической деятельностью. Отсюда название «клинический метод». Кстати, успехи Психолого-педагогического университета и непосредственно Рубцова очень серьёзны, их усилиями в детских садах начинают появляться молодые ребята.

Но это не единственный метод, есть и другие технологии, которые позволяют готовить специалистов в соответствии с этими требованиями. Несомненно, педагогический профессиональный стандарт сейчас уже есть – это очень важно. Это может быть как раз основой для модернизации педагогического образования, которая сейчас развёрнута как один из серьёзных и мощных проектов.

- А в течение какого времени планируется завершить модернизацию образования?

- Сам проект модернизации педагогического образования, думаю, будет разработан в течение двух-трёх лет. На сегодняшний момент у нас примерно 73 педагогических университета и ещё 15 классических университетов, которые выдают диплом учителя. Конечно, здесь предполагается довольно серьёзная реструктуризация педагогических университетов и выстраивание разных технологий. Поэтому внедрение этих предложений, подготовка тех, кто может переучивать педагогов, займёт какое-то время.

Мы пока, к сожалению, страна, в которой ротация кадров чрезвычайно низкая. У нас где-то 3% педагогов, которые работают в школе до 5 лет, и примерно ещё 5% тех, которые работают не более 10 лет. То есть у нас здесь не набирается и 10% педагогов, которых мы можем отнести хоть как-то, с огромной натяжкой, к молодым педагогам. У нас, в общем-то, 2/3 педагогов как минимум – те, которые работают в школе 20 и более лет. Поэтому если мы говорим о внедрении профессионального стандарта и о реформировании системы аттестации педагогических кадров, в основе которой уже будут лежать требования нового стандарта, то здесь речь идёт не только о модернизации педагогического образования для новых студентов, но и о серьёзной системе переподготовки тех, кто уже сейчас работает. И это совсем другая задача. Это, в общем, педагоги, имеющие очень серьёзный опыт работы, владеющие набором определённых педагогических технологий. Здесь тоже предстоит серьёзная работа: каким образом нам решить эту вот задачу в соответствии с теми требованиям, которые сегодня выдвигаются.

- Вы предвосхитили мой вопрос, я как раз хотела спросить о педагогах, которые уже работают.

- Да, здесь большая работа должна быть сделана, причём вот ведь какая задача: это не только и не столько предметные знания и их обновление, но это и компетенция в области методик преподавания, технологий, в области педагого-психологической подготовки. У нас ведь меняются и обязанности учителя, и оснащение учебного процесса, и даже позиция учителя. Мы даже ввели новую профессию – тьюторы, которые помогают ребятам организовать учебный процесс. Мы серьёзно говорим о вариативных и индивидуальных учебных планах для ребят. Это становится реальной практикой во многих образовательных учреждениях. И многие региональные системы образования взяли это на вооружение. Вот, например, произошла мощнейшая перестройка всей системы образования в Татарстане с учётом опыта Сингапура. Сингапур – просто лидер в достижениях учащихся по очень многим показателям, как и Северная Корея, как и Финляндия – сформировавшиеся лидеры на протяжении длительного времени. И Татарстан сегодня довольно активно перестроил свою систему с учётом этих мировых практик. Там другие задачи ставятся перед учителем. Так что я привожу пример Татарстана, как пример целой региональной системы, перешедшей на новые технологии.

Сам стандарт я не готова ни критиковать, ни оспаривать. Я не специалист. Я не психолог, не педагог, поэтому я не могу здесь вмешиваться. Сама рамка долженствований мне кажется немного более жёсткой и требовательной, чем обычно бывает в профессиональных стандартах, но это абсолютно непрофессиональное мнение, я просто знакома с квалификационными рамками вообще, с тем, как они делаются, поэтому могу судить. Мы как общество доверили именно этим экспертам, этим коллективам разработать профессиональный стандарт. Профессиональный стандарт утверждает профессиональное сообщество, и это очень важно. Это не федеральный государственный образовательный стандарт, где всё-таки государство берёт на себя ответственность утверждения стандарта. Это работает как регламент в первую очередь для профессионалов в этой сфере, в этой области. Это очень важное отличие. Поэтому для того, чтобы стандарт стал работающим инструментом, нужно и в подготовке педагогических кадров сделать решительный шаг, и в прочерчивании всех механизмов аттестации, в том числе работающих педагогических кадров – это всё взаимосвязано. Отсюда и выходы на трудовые контракты, на должностные инструкции, обязанности, которые потом будут. И, в том числе, системы повышения квалификации, профессиональное развитие, а где-то даже и переподготовка. То есть все эти технологии должны быть задействованы для того, чтобы нам действительно не положить стандарт как бумагу в стол, а сделать инструментом дальнейшей системы модернизации.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру