Куда идут работать педагоги

Министерство образования готовит педагогическую реформу. Одна из причин проведения реформы – многие выпускники педагогических вузов не хотят оставаться в профессии, оканчивают вуз только ради получения хорошего гуманитарного образования. О том, куда идут работать выпускники Московского Государственного Областного Университета, порталу «Слово» рассказал Башмаков Данил Валерьевич, заместитель директора Регионального центра профориентации и трудоустройства МГОУ, преподаватель маркетинга на кафедре управления организацией.

- Какова статистика трудоустройства выпускников?

- Мы ведем учет результатов трудоустройства ежегодно, и даже ежемесячно. На факультетах есть телефоны всех наших студентов, их регулярно обзванивают и составляют сводки по трудоустройству. По результатам прошедшего года 96,4% выпускников распределены по различным каналам занятости, то есть нашли место трудоустройства, а также люди, которые продолжают обучение или те, кто ушёл в декрет, в отпуск по уходу за ребёнком. В этот процент входят и те, кто призван в армию. А вообще наш вуз готовит не только педагогов. У нас областной вуз, большинство выпускников трудоустроены в Московской области, примерно 25% остаются в Москве. Хотя педагогические специальности представлены в нем достаточно обширно, помимо педагогов есть экономисты, юристы, лингвисты.

- Из всех перечисленных категорий многие ли работают по специальности педагога?

- Получается, что по выбранной специальности работают примерно 42%.

- А те, кто уходят в другую профессию, на что чаще всего меняют полученную специальность?

- Все уходят в разные сферы, если не могут или не хотят найти работу по специальности. Мы можем смотреть лишь в целом, какие тенденции, направления трудоустройства присутствуют. А направления будут достаточно типичные: либо госслужба, либо какие-то государственные и муниципальные учреждения, банки, розничная торговля, страхование, то есть сектор услуг. Но и обширно представлены образовательные учреждения, потому что, во-первых, МГОУ традиционно выпускал молодых педагогов, а во-вторых, мы работаем непосредственно с Министерством по трудоустройству, стараясь, чтобы выпускники шли работать в школы. Хотя бывает так, что абитуриент идет в вуз с целью стать учителем, а потом, через несколько лет, пройдя в школе практику, меняет свое намерение. Причина, к сожалению, прозаична: низкий уровень зарплат и падение социального статуса. Кроме того, помимо основной нагрузки учителям приходится выполнять массу дополнительных функций: заполнять кипы документации, вести электронные дневники и т.д. Эти функции, которых не было в работе, скажем, советского педагога, увеличили объем работы современного учителя, но эта дополнительная нагрузка не сопровождается адекватным увеличением заработной платы. Выпускники-педагоги видят эту нагрузку и видят зарплату, и не хотят идти работать в школу, потому что понимают, что работая менеджером, будут получать в 2-4 раза больше. Лучше руководить 2-3 взрослыми людьми, отвечать на 20-30 телефонных звонков в день и отправлять по почте накладные, чем иметь 20-30 "неуправляемых" детей, для которых необходимо ежедневно разрабатывать задания, уроки, подбирать материал, и переводить все это в цифровой формат, а разница в доходах – опять же в разы.

Сколько бы добрых и нежных слов ни говорили в адрес педагогов, все хорошо понимают, что социальный статус определяется реальным доходом, который профессия гарантирует человеку. В советском обществе такой социальный статус был гарантирован, и люди шли работать в школы, а в современном обществе он уже заметно ниже.

- Ведут ли выпускники научную работу? Многие ли поступают в аспирантуру и после продолжают научную деятельность?

- Ну, наверное, где-то процентов 6-7. Но наша система образования переходит на двухуровневую систему, теперь это бакалавриат и магистратура, соответственно, магистратуру можно считать осмысленным началом научной деятельности. И если это брать в расчёт, то процент будет значительно больше.

- Возвращаются ли выпускники работать в университет?

- Те, кто учатся в аспирантуре, как правило, начинают в рамках своего обучения проходить какие-то педагогические практики в институте, а некоторые из них и работают в институте по совместительству.

Беседовала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру