Чего не хватает выпускникам педвузов?

Почему педагогические вузы не справляются с задачей подготовки учителей? Свое видение проблемы рассказала Шайденко Надежда Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, Академии естественных наук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию.

- Хотелось бы в целом посмотреть на состояние, проблемы, перспективы, на комплексную программу обновления кадров для школ. Это несколько иная задача, чем просто переподготовка или изменение системы подготовки кадров в вузах. Существует проблема с использованием нормативной базы, потому что отдельные положения Концепции поддержки развития педагогического образования, к сожалению, расходятся с действующими нормативными актами. Например, в Концепции существует понятие педагогической интернатуры, а в новом Законе об образовании такого понятия нет. Также не всё просто с разными типами бакалавриата, потому что законодательно эти термины не закреплены.

В предыдущей программе по развитию педобразования мы писали, в основном, о развитии педагогических вузов. Сегодня мы однозначно должны осознать, что мы говорим именно о педагогическом образовании, потому что вузов, которые готовят кадры по широкой образовательной программе «педагогика», гораздо больше, чем вузов, сохранивших название «педагогический». Очень важной я вижу задачу определения тех критериев и показателей, по которым программы подготовки учителя относят к эффективным или нет, потому что широкий и многопрофильный вуз – это одно, а подготовка педагогических кадров – совсем другое: она требует своей материальной базы, своих технологий, своего содержания, методов и определённого духа педагогического образования.

В послании президента есть очень важные для нас слова, когда Владимир Владимирович обращает внимание на то, что новая школа должна не просто учить, но и воспитывать «граждан страны, впитавших её ценности, историю, традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески самостоятельно мыслить». Если речь идёт о воспитании учащихся, воспитать может только воспитанный педагог, поэтому я убеждена, что эта комплексная программа, помимо изменений в системе образования учителя, несомненно, должна содержать в себе и аспекты, направленные на разностороннее воспитание будущего педагога.

Какие проблемы Комитет по образованию считает первоочередными?

В качестве первой проблемы можно выделить отсутствие долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. Ранее каждый регион создавал программу потребности в педагогических кадрах, и это был интересный и чрезвычайно важный документ. Сегодня, к сожалению, опереться не на что, когда руководящий состав вузов определяет потребность в кадрах, когда готовит предложение по госзаказу.

Поездки по России и общение с людьми показывают, что учителей запенсионного возраста более 30%, и что у этих учителей нагрузка – полторы и более ставок, и нередко молодой специалист, который желал бы работать в школе, не имеет возможности туда устроиться, потому что нет вакантных мест. Поэтому мы говорим о необходимости обоснованного прогноза.

Мы также прекрасно понимаем, что сегодня очень сильны противоречия между содержанием программы и требованиями, которые стоят перед школой, учителем. В школе сегодня совершенно другие дети, совершенно другие средства получения информации, другие родители. И проблемы современного ребёнка мы обязаны не просто теоретически объяснять. «Бездетная» педагогика, которая была в 30-х годах, существует и сегодня: отдельно существует психология, отдельно курс методики и, в конце концов, когда студент выходит на практику и сталкивается с ситуацией в школе, он к практической работе не готов. Поэтому все однозначно выступают за усиление практической подготовки. Если мы сможем финансировать практику не только из федерального, но и из регионального источников, вероятно, очень многие проблемы вхождения в профессию будут решены.

Недостаточен также уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований в системе педагогического образования. Педагогическое образование не было в списке приоритетных по сравнению с нанотехнологиями. Сейчас, когда говорят, что будет объявлен конкурс, мы думаем, что, возможно, это позволит поднять разработки, которые есть на уровне территорий, на общегосударственный уровень.

Следующая проблема – слабость материально-технической базы. Сегодня школа нередко оборудована лучше, чем то учебное заведение, где мы готовим учителей. И когда преподаватель приходит в школу, не готовый работать, например, с интерактивной доской, ничего хорошего в этом нет.

Поэтому сегодня есть слабые звенья в деятельности системы педагогического обучения, и одним из самых слабых является группа людей, имеющих в нагрузке преподавание различных методик тех или иных предметов. Комитет полагает, что начинать изменения в системе работы надо с того, чтобы повысить уровень тех, кто учит учителя. И мы очень надеемся, что в этой программе и грантах одним из направлений будет как раз повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

И, наконец, я остановлюсь на обозначении ещё одной проблемы: низкая престижность работы. Уже повысили зарплату, а всё равно идти в профессию не хотят. Причин много, и в каждом регионе эти причины свои. Мы прописываем целый блок работы с молодыми учителями: от наставничества до создания специальных ассоциаций работы с молодёжью.

Записала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру