Нужна ли аттестация школьных психологов?

Аттестация школьных психологов вызывает в профессиональном сообществе недоумение. Почему психологи относятся к ней негативно, порталу «Слово» рассказала Марина Ростиславовна Битянова, кандидат психологических наук, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников».

- Стоит сказать по поводу того, кто я, чтобы дать представление о том, почему я могу рассуждать на эту тему. Я с 1988-го года работаю в образовании в качестве школьного психолога, руководителя Центра, являюсь автором одной из моделей построения психологической службы в образовательном учреждении, которая называется «модель психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в образовательном процессе». Без ложной скромности можно сказать, что это одна из самых распространённых моделей, которые используют сегодня психологи в России. Кроме того, Центр, который я возглавляю, является официальным экспертом Департамента образования г.Москвы в области качества образования.

Теперь о прочитанной статье (http://portal-slovo.ru/topic/47812.php ). Наверное, будь я на месте службы, возглавляемой И.Б. Умняшовой, я тоже не смогла бы упустить такую замечательную возможность. Дело в том, что мы очень давно говорим о необходимости сертифицировать деятельность психологов в нашем государстве. До реализации никак не доходит, а потребность в этом действительно есть, потому что с детьми, со взрослыми, со стариками, с социально необеспеченными категориями людей работают как высокопрофессиональные психологи, так и дилетанты-шарлатаны. И все они работают на основе диплома о высшем образовании – этого оказывается достаточно для того, чтобы они осуществляли очень сложные и ответственные виды помощи. Поэтому воспользоваться поступившим сверху запросом на переаттестацию как возможностью выстроить будущую систему сертификации, наверное, правильно. И здесь я действительно вижу много открывшихся возможностей.

Однако, к счастью, в статье очень подробно раскрываются требования к деятельности психолога в образовательном учреждении. Они, конечно, вызывают лёгкий профессиональный шок.

Во-первых, абсолютно непредставимо, как все перечисленные направления могут быть качественно реализованы в рамках тех рабочих часов, которые есть. Некоторые из названных направлений, в общем-то, претендуют на то, чтобы заполнить собой всё время психолога. И коррекционно-развивающая работа, то есть работа в качестве практического психолога, и работа в качестве кризисного психолога, и работа в качестве проектировщика образовательной системы школы, и психологического сопровождения ФГОС – каждое из этих направлений вполне самодостаточно и требует очень много времени на свою реализацию.

Во-вторых, если провести медицинскую аналогию, получается, мы ждём, что школьный психолог явится одновременно урологом, хирургом, стоматологом и радиологом, потому что должен осуществлять абсолютно разные виды профессиональной деятельности. Совместимы ли в одном лице психотерапевтическая деятельность и проектировочная деятельность? Это совершенно разные типы личности, совершенно разные профессиональные пути. И что это за работа такая, которая требует от человека всего сразу? Это какая-то очень несбалансированная работа.

В-третьих, сама же И.Б. Умняшова говорит о том, что сегодня многие психологи работают по одному в образовательном учреждении на полторы-две тысячи человек, и что директор вынужден ограничить деятельность психолога одним из направлений. Тогда непонятно, почему психолог должен аттестовываться по всем остальным направлениям. Мне кажется, эта попытка проверить, является ли психолог вот таким специалистом, изначально обречена на провал: нет, не является. И не может являться.

Кроме того, есть огромный риск, что эта процедура аттестации будет использована для увольнения психологов или, по крайне мере, может очень сильно сказаться на их статусе в образовательных учреждениях, в которых они работают.

И напоследок почти риторический вопрос: правильно ли, что организация, готовившая психологов, к которым столько претензий, занимается теперь их аттестацией?

Записала Екатерина Желенникова


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру