Педагогический марафон - День учителя начальной школы

Отношение младшеклассников к школе не в последнюю очередь складывается из того, может ли учитель организовать правильную атмосферу. Чтобы в школу идти, как на праздник, в самой школе должны немалое внимание уделять не только учебе, но и праздникам. Об этой стороне жизни начальной школы порталу «Слово» рассказала Скуратова О.Б., кандидат педагогических наук, учитель ИЗО Университетской школы МГПУ.

- Как проводить детские праздники в начальной школе?

- У нас существуют стандарты начальной школы, которые мы обязаны выполнять. Когда нужно написать отчет или какой-то конспект, мы ничего не придумываем, а обращаемся к источнику, в котором для нас уже все написано, и просто читаем, выдумывать ничего не нужно. В основе лежит системный подход, который предполагает воспитание и развитие личности, разнообразие организационных форм учета индивидуальных особенностей наших детей – как при организации детского праздника в начальной школе все это реализовать. Существует так же понятие толерантности, которое прописано в федеральных государственных стандартах начальной, средней и старшей школы. Это терпимость не только межнациональная, как ее понимают в большинстве случаев, но и межвозрастная, и даже межличностная. Основная идея, которая вдохновляет нас, заключается в том, что праздник – это символ духовной и материальной культуры. Ключевое слово – культура, но синтез материального и духовного очень важен.

-Какие принципы проведения детского праздника являются основными?

- Главное – это идея. Когда вы берете сценарий детского праздника в руки и видите, что он вам не нравится, не соответствует вашему замыслу, если вам хочется его переписать – значит, вы знаете, чего хотите. Вы понимаете задачу конкретного праздника. Опасность состоит в том, что вам, возможно, захочется написать что-то свое. Этого делать не стоит. Нужно взять основу и наполнить ее своим содержанием.

Следующее правило – привлечение творческих единиц. У вас в школе есть учитель музыки, возможно, учитель хореографии. Привлечение других учителей к работе над праздником только сделает его интереснее. Творческий человек не останется в стороне от интересной идеи, он не спросит, что ему за это будет. Он будет работать.

Принцип «предложил – сделал» нужно взять на вооружение руководству школ. Очень часто нам предлагают какую-то идею, но она остается на стадии предложения, не доходит до воплощения.

Следующий принцип – «для ума и души». Если в процессе не участвует ум и не задействована душа, тогда возникает вопрос, для чего все это происходит? Просто так, для развлечения – это неразумно.

Последний принцип – интерактивность. К этому принципу давно пришли музеи и приходят постепенно наши театры. В соответствии с этим принципом живут учителя начальной школы. Ребенок не должен сидеть на месте, он должен постоянно действовать. Подготовка к празднику часто бывает более яркой и незабываемой, чем воспоминания от самого праздника.

- Что дает детям коллективная работа во время подготовки к празднику?

- В коллективной работе задействован весь класс. На одном ватмане за один урок один класс делает работу. В качестве примера можно привести наклеенные на ватман бабочки. Каждый ребенок делает одну бабочку и наклеивает на общий ватман. Нам важно, чтобы они сами договаривались между собой, общались. Мы обговариваем ход работы с группой, а потом можем понаблюдать, как проходит сама работа. Здесь появляется возможность выявить формального и неформального лидера. Если нужна помощь – вмешиваемся деликатно. Все зависит от того, сколько у вас времени и какие цели вы преследуете.

- Не каждый ребенок может качественно и хорошо выполнить работу, особенно первоклашка. Но если работы должны выставляться или использоваться на празднике, как поступить с работами не очень хорошего качества?

- В стандартах прописано, что каждый ребенок имеет право на самореализацию независимо от своих возможностей. А возможности, особенно в первом классе, действительно очень скромные. Даже простой узелок завязать с детьми бывает очень сложно. Но мы не можем сказать детям, что у кого работа лучше, тех мы на выставку берем, а у кого хуже, пусть пока еще поучится. Для ребенка главное – процесс, а не результат. Учитель должен вовремя подойти к ученику, что-то аккуратно подправить. Когда взрослый и ребенок работают вместе, все смотрится очень неплохо.

Беседовала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру