Педагогический марафон - День школьного психолога

Вопрос слияния школ волнует педагогов особенно остро. Пожалуй, наиболее тяжелая нагрузка во время этого процесса ложится на плечи школьных психологов – именно они должны минимизировать стресс, который неизбежно возникает и у преподавателей, и у школьников. О том, как пережить этот непростой период, рассказала Битянова М.Р., кандидат психологических наук, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников».

- Как правильно школьному психологу справится с проблемами, возникающими во время слияния школ?

- Для того чтобы выстроить определенную модель, нужен опыт, но на момент слияния опыта у психолога пока нет. Поэтому с психологической точки зрения целесообразно работать в четырех блоках. Первый: «Знаю, что с нами происходит и почему». Это важный блок снятия тревожности, перевод того, что происходит в коллективе, на осознаваемый уровень. Второй: «Знаю, как справится с тем, что происходит». В этом блоке содержится владение приемами, помогающими удерживать контакт с окружающими людьми и преодолевать конфликты, несмотря на то, что с нами происходит. Третий: «Знаю тех, кто рядом». Когда мы знаем, мы меньше боимся. Четвертый: «Знаю, чего мы вместе хотим». Этот блок связан с общими целями, пониманием стратегией, умением про это говорить.

- Какие направления существуют в психологической работе во время слияния?

- Одно из направлений - просвещение, но не обучение. Хочу подчеркнуть, что я развожу эти понятия. Человек не всегда готов сразу обучаться. Это требует высокой степени открытости, доверия, нормального уровня тревожности, но когда этого нет, в условиях слияния очень важно просвещение. Еще одно направление – сплочение и передача опыта профессионального взаимодействия.

-Что включает в себя просвещение?

- Первая наша встреча с людьми начинается с предложения им нескольких метафор. Они должны выбрать, на какую из метафор похоже слияние именно у них. Они могут быть различны. Например: «вспышка сверхновой звезды», «освоение новой земли», «переселение на новую планету», «создание новой солнечной системы», «слияние нескольких рек в одну». А далее просим ответить на три вопроса. Чем это похоже на то, что происходит у вас в школе? Как дальше может развиваться ситуация, исходя из данного образа? Что мы можем сделать для того, чтобы преобладало позитивное развитие ситуации? Важно, чтобы в процессе ответов на эти вопросы люди постепенно осознавали минусы, но главное – плюсы. Люди в момент слияния переживают стресс. Метафора безопасна, она настраивает на совместную работу, и все понимают, о чем идет речь.

В момент слияния происходит адаптационный шок, который длится от полутора до двух лет. Это некоторое эмоциональное состояние, которое возникает в момент, когда невозможно контролировать и предсказать состояние других людей. В такой ситуации мы стараемся перевести педагога из позиции «личной жертвы» в профессиональную позицию, чтобы они начали думать над тем, что же будет с детьми. В этом случае важно проговорить стратегию. Существует пять стратегий: «синтезирование того, что было», «некритичное приятие», «отстранение от ситуации выбора», «некритичное отрицание всего нового», «мы сегодня новый мир построим».

-Что помогает человеку эффективнее пережить период адаптационного шока?

- Понимание того, что со мной происходит. Понимать, что ситуация делает меня сильнее. Выработка критериев адаптации. Из такого разговора могут вытекать небольшие опросники самоаудита. Мы собрали рабочую группу, разработали схему опросников самоаудита, раз в месяц собирали информацию и открыто это вывешивали, отслеживая процесс адаптации.

- Что делает коллектив сплоченным?

- Характер дела, которым мы занимаемся. В зависимости от того, чем мы занимаемся, у коллектива есть больше или меньше возможностей для сплочения. Важным фактором является эмоциональная общность и умеренное спокойное «я» каждого человека. Сплоченность – это формирование особых связей в коллективе. Как запустить этот процесс? Нужно объяснять, в чем ценность сплоченности. В профессиональном смысле сплоченность дает коллективу силы лучше работать, выполнять свои обязанности. Уходить из такого коллектива не хочется. Для человека как личности сплоченность дает поддержку, безопасность, признание, удовлетворяет целую группу социальных потребностей. Сплоченный педагогический коллектив порождает важный эффект: подражание поведению, присвоение ценностей сплоченного коллектива проходит легче. Происходит рефлексия ценностных конфликтов: дети же видят, что мы не идеальны, но когда взрослые на их глазах решают конфликты, дети получают опыт решения, самоопределения собственной позиции. В сплоченном коллективе легче проявить свое «я», чем в группе, которая состоит в отношениях беспорядочности. Факторы, влияющие на сплоченность: сбалансированный гендерный состав, стиль управления коллективом, готовность делегировать, получение обратной связи, сходство ценностных установок, которые не противоречат друг другу, стиль отношений в коллективе, построенный на кооперации и сотрудничестве или на конкуренции и противоборстве.

Беседовала Надежда Манохина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру