Специальность - геоурбанистика

В числе необычных профессий можно назвать геоурбанистику – науку об изучении городов. Это профессия, о которой знает далеко не каждый абитуриент, а между тем выпускники этого факультета могут существенно влиять на уровень жизни в стране. О том, чем занимаются специалисты по геоурбанистике, порталу «Слово» рассказала Екатерина Олеговна Ларионова, архитектор, заведующая кафедрой территориального развития ФГУ РАНХиГС, кандидат архитектуры, основатель и генеральный директор «мастерской идей ARHIDEUS», член Союза архитекторов России.

- Что изучает геоурбанистика?

- Само понятие "урбанистика" возникло еще в XIX веке. В ХХ веке население планеты стало разрастаться, чему способствовала научно-техническая революция; стали активно строиться города. Урбанистика тоже стала активно развиваться, потому что надо было понять, как правильно эти города строить, что такое город, из чего и из кого он состоит. Есть термин «градостроительство» – это в чистом виде проектирование городского пространства. В отличие от него урбанистика изучает еще и процессы, происходящие с людьми.

Наш курс правильно называется "Зарубежное регионоведение". Это образовательный стандарт, в рамках которого мы сделали новое направление, которое называется "геоурбанистика". Моя кафедра территориального развития основана Вячеславом Леонидовичем Глазычевым, который всю свою жизнь занимался изучением управления городским населением, городских процессов, развитием городской среды. А когда я уже в свою очередь пришла на эту кафедру преподавать, я стала развивать это более обширным фронтом.

Территориальное развитие касается и маленькой городской территории (сквера или парка), и всего города в целом, региона, страны, и даже целого континента. Это в первую очередь управленческая задача – управление территориальным развитием. Но она также и аналитическая, и научная, и проектная. На сегодняшний день есть международные отношения, которые исследуются, излучаются в рамках этого стандарта – есть экономическая география, политическая география. Это все имеет отношение к "Зарубежному регионоведению", то есть исследование региона – это и есть все эти дисциплины: политология, социология, история и так далее. Но ни одна из этих дисциплин не описывает в чистом виде то главное, из чего состоят регионы и страны – это город. Наука, которой занимаемся мы, описывает непосредственно все, что происходит с городом. Мы решили объединить устоявшийся политико-экономический стандарт с нашей наукой. Когда я думала, как же назвать эту программу, я полезла в словарь географических терминов и нашла там это понятие – геоурбанистика. Это наука о развитии городов на планете. Сейчас эта программа включает в себя все вышеперечисленные дисциплины и дополняется такими дисциплинами, как, например, "Визуальные образы городской среды", " Территория, как объект осмысления и управления", то есть это вещи, которые раньше не звучали в регионоведении.

- Чем обусловлено появление такого курса в вашей Академии?

- Министерство образования уже много лет назад разработало и утвердило усилиями ведущих специалистов страны образовательные направление "зарубежное регионоведение". Это направление преподается и в МГУ на разных факультетах, и в МГИМО на разных факультетах ( там есть просто отдельный факультет с таким названием), и в РУДН. И вообще по стране это направление в разных вузах уже представлено.

Абсолютная уникальность нашей программы заключается в том, что мы никак не конкурируем, не встраиваемся в эту систему, как еще одни игроки со своей точкой зрения. Мы просто внутри регионоведения исследуем человека, его потребности, среду, в которой он живет, перспективу развития этой среды, культурные процессы, происходящие в этой среде. То есть мы очень много работаем с понятиями "социум", " человек", "общество". Эта программа создана впервые на факультете государственного управления, потому что это управление должно отталкиваться от понимания, что такое общество, что такое народ, что такое регион, в котором это общество проживает, какие у него есть особенности, чем они отличаются от соседнего региона. То есть это такое полидисциплинарное изучение земли, где акцентом, доминантой является человек. До нас еще не было регионоведения, которое бы провозгласило геоурбанистику своим главным профилем.

У нашего государства сейчас есть серьезные задачи по развитию собственной территории. Страна у нас большая, есть территории, которые эффективно до сих пор не используются. Кроме того, после разделения Советского Союза между новыми государствами стали возникать границы. Одно дело провести линию на карте, другое – по жизни человека, его семье, его отношениям с соседями.

Геоурбанистика сейчас очень актуальна не только в России, но и во всем мире, особенно в Азии. Мы были в Китае и поняли, что там совершенно иная специфика. Мы сталкиваемся с этим сплошь и рядом, потому что каждый регион по-своему понимает задачи территориального развития. А Россия сейчас ищет примеры для подражания, но очень часто люди в силу своей неосведомленности интерпретируют мировой опыт, как хотят, и не всегда это бывает полезно для российской реальности. Не всегда это экономически выгодно. А чтобы таких промашек не было, необходимо знание о регионах, городах, чтобы избежать ошибок в условиях активного развития страны, чтобы не пускать это развитие по ложному кругу, приводящему к затратам, а не к результатам. Такова наша миссия.

- Какие преподаватели будут работать на этом курсе?

- Основателем кафедры был архитектор. Руководитель факультета, на котором вводится программа, культуролог. В составе педагогов, которые читают дисциплины, есть юристы, социологи, экономисты, историки, политологи, лингвисты. Есть проектировщики-инженеры, проектировщики-архитекторы, дизайнеры, есть люди, занимающиеся СМИ, медиа-технологиями. То есть все, что касается человека, его интересов, его поведения в городе, всем этим занимаются представители гуманитарных профессий – все они закончили в свое время профилирующие вузы, они доктора и кандидаты наук, а не какие-нибудь фантазеры. Более того, Академия также гордится тем, что все они практики, все делают какие-либо проекты для развития страны, и в области территориального развития тоже. Таких людей мы стараемся приглашать к нашим студентам, потому что видим смысл не столько в теоретических лекциях, а в обмене опытом взрослого практика с начищающим.

Как мы их находим? Урбанистика – такая наука, что собирает вокруг себя людей, интересующихся предметом. Проходит огромное количество мастерских, семинаров, куда со всего мира съезжаются люди, которым интересен данный предмет. Мы встречаемся, делимся опытом, обсуждаем общие проблемы, находим точки соприкосновения, потом проводим совместные исследования. И так, постепенно, набираются команды преподавателей и студентов. Наши выпускники приходят почитать коротенькие курсы или рассказать про какой-нибудь опыт. Выпускники нашей магистратуры также у нас преподают. Все люди, которые интересуются городом, и при этом аккредитованные ученые, дипломированные специалисты, все они являются нашими преподавателями.

У нас есть иностранные преподаватели. Мы недавно провели международные семинары, в Китае и в Москве. К нам приезжали коллеги из города Ухань, рассказывали нам о своем опыте земельного межевания строительства городов в Китае. К нам приезжали из Канады, Амстердама, Цюриха. Мы очень надеемся, что в этом году у нас будет экспедиция (мы называем это урб-экспедиция) в Латинскую Америку. Поэтому уже сейчас к этому кругу российских специалистов добавляются наши зарубежные друзья и коллеги. Мы даже на нескольких языках преподаем.

- Кем разработаны программы для этого курса?

- Стандарт был разработан разными авторами в разное время. Вячеслав Леонидович Глазычев в 2009 году разработал порядка тридцати курсов для программы, которая называлась "Менеджмент. Управление территориальным развитием." Эти курсы он разрабатывал долго, часть из них мы отработали в МАРХИ. Но когда ему было предложено создать свою кафедру в Академии, он уже был готов. В течение одного года была разработана методика и написан тридцать один курс. Это его авторский метод, который базируется на глубинном знании истории региона, на достаточно глубоком знании географии, и самое главное – культурологии и каких-то местных особенностей. Кроме того, он был практик, очень много работал с администрациями российских регионов, с мэрами зарубежных городов. Этот так называемый «пакет» опыта он тоже заложил внутрь программы, которая подразумевает непрерывное знакомство слушателя или студента с живой практикой. В наших курсах, созданных Вячеславом Леонидовичем, необходимо познакомиться с ситуацией, проанализировать контекст объекта, найти действительно проблемное место, которое тормозит развитие данного объекта, а дальше попробовать разработать концепцию и внедрить ее в жизнь. Понятно, что это занимает время. Поэтому многие наши выпускники, выбравшие для себя какой-то город, десятками лет могут этим заниматься. Я, например, выбрала для себя подмосковный город Коломну. Некоторые мои студенты сейчас исследуют кавказские Минеральные Воды, Ставропольский край – выбрали для себя и не отступаются. Кто-то заинтересован Москвой, одна девушка выбрала Сибирь, территорию вокруг Байкала. Каждый выбирает для себя место, где ему интересно работать, а остановиться уже невозможно, потому что земля большая и задач много. Вот в этом и есть уникальность методики. Но кроме Вячеслава Леонидовича, безусловно, надо поблагодарить его друзей и коллег, которые помогали ему с разработкой этих курсов в той части, в которой нужен был профессиональный подход.

- Воплощаются ли проекты, разработанные вашими выпускниками, в жизнь?

- Конечно, воплощаются! Из двенадцати проектов, разработанных нами для Коломны (там шла речь не о строительстве, а о культурных проектах, обновлении существующей городской среды) успешно запущено восемь. Они стали очень популярны во всей России, все хотят к ним приобщиться. Это и Музей пастилы, и Музей калача, набережную привели в порядок, сейчас занимаемся обновлением территории вокруг монастыря. Это уже просто как образ жизни. Еще одна выпускница нашего факультета, культуролог, выбрала регион республики Коми. Девушка три или четыре года просто там живет, проводит там серию всяких мероприятий, потому что развитие региона невозможно без проведения публичных мероприятий. Людям надо объяснять, что предстоит сделать. А на сами изменения уходят годы, десятилетия. Наш друг из Амстердама придумал проект "I'm Amsterdam". Этот город не нуждается в рекламе, но там есть огромное количество музеев, которые не посещаются иностранцами, потому что все едут не за этим. А в этих музеях содержатся уникальные экспонаты, которые нигде в мире больше нельзя увидеть. И он придумал, как объединить эти музеи в единый проект, придумал, как к этому привлечь городскую администрацию и даже руководство страны. И вот уже лет семь или восемь он занимается этим проектом – сейчас это очень шумная история, которую знает весь мир. Люди специально едут в Амстердам, чтобы приобщиться к этой линии.

Важно правильно рассчитать свои силы, потому что эта работа требует огромных усилий. И не все имеют такую силу в себе. Но все равно нас уже много. И те, у кого хватает времени и сил, получают отличные результаты!

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру