Репетиция сочинения

Сочинение будет введено в школах обязательно, но пока остается ряд технических вопросов: на какие темы будут сочинение, как его будут оценивать, как будут учитывать в итоговой оценке и т.д. Как ведется подготовка к будущему экзамену в виде сочинения, порталу «Слово» рассказала Ирина Владимировна Шкляренко, преподаватель русского языка и литературы с 33-летним стажем, школа №1450.

- В школы возвращают сочинение. Но в структуре ЕГЭ небольшое по объему сочинение уже присутствует. Не станут ли эти задания дублировать друг друга?

- Если вы примерно представляете структуру ЕГЭ, часть «С» представляет собой эссе. Вам дают текст, вы этот текст читаете, и вам предлагают следующее: определить проблему текста, прокомментировать ее, определить позицию автора, согласиться или не согласиться с ней; аргументировать свой ответ, опираясь на художественную литературу и жизненные впечатления. Это сочинение представляет собой небольшое по объему творческое произведение ребенка. Это не то шестичасовое сочинение, которое писало большинство школьников многие годы.

В этом году десятиклассникам дали темы сочинений, на сайте Департамента образования города Москвы эти темы были опубликованы. Но это темы не только по литературе. Это так называемые метапредметы. Все, что ребенок изучал по истории, по обществознанию, даже по физике и биологии, может войти в это сочинение. Поэтому это два разных сочинения.

С одной стороны, это хорошо, потому что мы с пятого класса обучаем детей писать сочинение, объясняем, что такое вступление, основная часть, аргументация, каждое сочинение должно иметь заключение. Это должно быть, как я уже сказала, творческое произведение ребенка. В этом году наши десятиклассники написали сочинение, я принимала участие в проверке. В нашей школе все учителя проверяют, мы помогаем учителям и десятого, и одиннадцатого классов, поскольку работаем всегда вкупе. Были очень приличные работы, хорошие сочинения, но они, конечно, отличались. Плюс безусловный: ребенок должен уметь читать, ребенок должен уметь анализировать, должен подводить итог. Но с другой стороны, нагрузка на ребенка и на учителя увеличилась. Поскольку мы, учителя русского языка, готовим всех детей к экзамену, надо было объяснить им, как написать сочинение в формате ЕГЭ, и как написать сочинение, в данном случае, в десятом классе.

Разговоры пошли с первого сентября. В декабре мы все еще слышали о том, что нас проинструктируют. И только после Нового года более или менее стало ясно, что это будет из себя представлять. И, конечно, детям было непросто: надо было помнить, что будет в ЕГЭ, и надо было готовиться к сочинению по метапредметам. Хотя многие, по крайней мере в нашей школе, все-таки работали с литературным материалом. Предположим, одна из тем была «Книга, которая меня чему-то научила». Дети брали те произведения, которые изучали в курсе литературы с пятого по десятый класс. Поэтому это два разных направления, хотя очень многое в них и совпадает.

- В десятом классе тоже пишут сочинение?

- Пишут, но его результаты не будут учитываться в ЕГЭ. Насколько я понимаю, это репетиционное сочинение, то есть нужно посмотреть, как дети справляются, чтобы в одиннадцатом классе ребенок написал еще лучше. В этом году никаких изменений к части ЕГЭ по русскому языку нет.

- Как вы считаете, смогло бы сочинение полностью заменить ЕГЭ?

- Я не могу вам точно сказать, поскольку (что меня смущает) в этом году мы отмечали орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, но не это было целью. Целью было определить, как ребенок ориентируется в художественной литературе, ориентируется в жизни, обладает какими-то обществоведческими знаниями, насколько он силен в истории и в других науках. А в структуре ЕГЭ проверяется знание и орфографии, и пунктуации, по тому, как должен быть структурирован текст. Поэтому ЕГЭ и сочинение – это разные работы.

- Как школьники отнеслись к инициативе ввести сочинение?

- Как к неизбежности! Были довольные и недовольные, но написали все. У нас дети нацелены на результат: идти выше и дальше. Я могу сказать только по нашей школе: написали все и самых низких баллов не было.

Беседовала Анна Корзинкина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру