Уроки в музеях

Министр культуры РФ предложил уроки истории и литературы проводить в музеях. Есть ли у музеев возможности для реализации этой идеи, порталу «Слово» рассказала Светлана Загорская, заместитель заведующего отдела искусства Старых мастеров ГМИИ им.А.С.Пушкина.

- Идея министра культуры РФ В.Р.Мединского на первый взгляд кажется очень привлекательной. Действительно, почему бы не проводить уроки истории в Историческом музее или, если иметь в виду провинцию, в краеведческом, а уроки литературы в Музее А.С.Пушкина или А.П. Чехова. Преподаватель, например, рассказывает о создании романа "Евгений Онегин", а дети в это время рассматривают в витрине рукописи с зарисовками автора на полях. Но здесь возникает сразу множество проблем: организационных, технических и, конечно, методических. Далеко не в каждом российском городе есть музеи, экспонаты, которые каким-то образом соотносятся со школьной программой. Таким образом, должна быть разработана многоуровневая программа между школами и музеями, в зависимости от того культурного достояния, которое находится в том или ином регионе. Нельзя же, например, привести учеников в дом-музей Чехова в Мелихове и провести в нем урок по "Войне и миру" Толстого, а в "Ясной поляне" – по творчеству Маяковского. Или рассказывать о европейском средневековье в залах краеведческого музея с археологией русского поселения и т.д. Даже в таких крупнейших культурных центрах, как Москва и Санкт- Петербург, далеко не все периоды и персоналии школьных курсов истории и литературы могут быть "проиллюстрированы" музейными экспонатами. Значит, речь может идти о лекториях, которые действуют при каждом крупном музее, где на лекциях ученики могли бы получать наиболее полную информацию об историческом периоде, событии, деятелях или о творческом пути писателя с анализом его произведений. Однако такое занятие в музейной аудитории будет мало чем отличаться от школьного класса, учитывая, что теперь учитель имеет возможность составить изобразительный ряд самостоятельно, используя интернет и другие источники.

Таким образом, обучение школьников в музеях истории и литературе, скорее всего, может сводиться к какому-то ограниченному числу уроков. Во многих школах, например, и сейчас существует предмет «краеведение», преподавание которого строится, в том числе, и на занятиях в музейных залах. Петербургские и московские преподаватели предмета МХК (мировая художественная культура) довольно часто проводят свои занятия в залах Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ, знакомя учеников с художественными произведениями той или иной эпохи. Наряду с собственными занятиями, они довольно часто прибегают к помощи музейных экскурсоводов, что понятно, поскольку практически ни одно музейное собрание не является иллюстрацией ко всей истории искусства, почти все они ведут начало от частных коллекций (от императорских до купеческих), и в том или ином виде отражают вкус и пристрастия прежних владельцев, а также художественную "моду" того времени, в котором они жили. Экскурсовод знает особенности коллекции музея, в котором он работает, уровень представленных произведений, располагает всей полнотой информации о памятниках и шедеврах собрания, в то время как школьный учитель представляет общую линию развития художественной культуры.

И еще один немаловажный момент. Залы художественных музеев обычно очень вместительны и могут принять довольно большое число школьных групп, в то время как литературные музеи, созданные в основном в небольших домах или домах-квартирах писателей и поэтов, не располагают лишними площадями, поэтому проводить там уроки вряд ли представится возможным.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру