"Духовная культура древней Руси в поисках святости"

Раздел II. Образ Святой Руси в ее храме.

Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням -
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганный наш храм?

                                  М. Волошин

Я угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле.

                                  Н. Гумилев

Основные проблемы

1. Храм - знак" истории страны.
2. Храм - символ вселенной и духовной природы человека.
3. Храмовая архитектура - проповедь нового образа жизни.
4. Храм и эстетический идеал русской культуры.
5. Внешний облик храма и идея, воплощенная в нем.
6. Храм - духовный облик эпохи.
7. Храмовая идея и будущее России

Тема 1. Русский храм, - какой он? Храмовая идея древнерусского искусства.

Основные аспекты темы:

Архитектура - проповедь нового мирового порядка и лада, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается во храм.
Идея  древнерусского  храма.  Лепные  украшения Дмитриевского собора во Владимире. Иконописные изображения на тему "Всякое дыхание да хвалит Господа" "Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, - такова основная храмовая идея нашего   древнего   религиозного   искусства".   (Е. Трубецкой).  Религиозно-эстетическая  идея купола-луковицы в сравнении с византийским куполом и готическим шпилем. "Горение ко кресту", "искание креста", "восхождение ко кресту". Горячность чувства, молитвенное горение. Различные стороны одной и той же религиозной идеи во внутренней и наружной архитектуре древнерусских церквей. Храм - живое целое, а не внешнее единство. Храм как духовная природа человека.

Литературный материал:
Е. Трубецкой. Умозрение в красках.

Изобразительный материал:
Слайд-фильм "Русский православный храм".

Музыкальный материал:
Древнерусская Всенощная для мужского хора без сопровождения. (По рукописям XVII века). На церковнославянском языке.

ТЕМА 2. Символика внутрихрамового пространства.

Основные аспекты темы:

Православная художественно-эстетическая культура  была органично освоена Русью в короткий срок. В области архитектуры Русь сделала новый шаг (после Византии) в развитии художественно-эстетического мышления. Существенные отличия Киевской Софии от Софии Константинопольской (крестово-купольный и центрально-купольный типы храмов; символика куполов и пр.) Соборность - особенность русского православного  духовно-эстетического    сознания. Анонимность духовного творчества, его причина. Софийность (мудрость) храмового зодчества. София - символ государственного величия Руси. Храм и храмо¬вая действо - синтез искусств, формирующих народную систему духовных ценностей. Храм-ковчег. Место соприкосновения мира видимого с невидимым, "окно" в небесное царство. Символика храмового пространства. Пространственное движение и нарастание значимости в храме - с запада на восток, к алтарю, и снизу вверх. Ось духовного пространства: от мира земного к миру горнему. В соответствии с сакральной символикой - система росписей.

"Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу" (Трубецкой). Причины, "угасившие огонь церковных глав" в ХУ1П-Х1Х в. Гибель великого религиозного искусства. Утрата вкуса, забвение храмовой идеи или духовное падение?

Литературный материал:
Н.В. Гоголь. Размышление о Божественной Литургии. Е. Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи.

Изобразительный материал:
Слайд-фильм "Русский православный храм"; ч. II. София Константинопольская. София Киевская. София Новгородская.

Музыкальный материал:
Г. Львовский. Тропарь Святому Равноапостольному князю Владимиру.

ТЕМА 3,4."Белые церкви - осколки Руси..." Особенности храмовой архитектуры домонгольского периода.

Основные аспекты темы:

"Золотой век" культуры домонгольской Руси (XII -начало XI Ив.). Самобытная архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Церковь Покрова на Нерли - поэма в камне. Скульптурная гармония архитектурного строения.   Человек   -   мера   пространственных соотношений при строительстве древнего храма русскими зодчими. Уменьшение объемов и упрощение конструкции владимирских храмов по сравнению с киевскими, идейно-философский смысл этих изменений. Архитектурные детали построек, декор как воплощение единой храмовой идеи. Черты владимиро-суздальского зодчества в более поздних постройках Московского Кремля.

XII в. - новый этап в развитии культуры. Субъективное начало в искусстве.
Своеобразие храмовой архитектуры Новгорода по сравнению с владимирской. Храм - форпост, богатырская застава, воин, защитник, богатырь. Купол-шлем. Характерные черты новгородского храмового зодчества: простота, цельность, мощь, органичность, неровность кладки,  скупость декора,  ассиметричность  окон, непропорциональность. Храмовая архитектура и ландшафт.

Изобразительный материал:
Слайд-фильмы: Владимир. Боголюбове”. Суздаль. Музеи Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода. Собор Георгия Юрьева монастыря. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря. Серия новгородских этюдов Кончаловского.

Литературный материал:
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.К. Каргер. Новгород Великий.

Музыкальный материал:
Дмитрий Бортнянский. Двухорный концерт "Тебе Бога хвалим".

ТЕМА 5. Послекуликовский период в храмовой архитектуре. Русское Возрождение.

Непокоренные граждане Вечности-Белые церкви, святые кресты...

                                                                             Иеромонах Роман

Основные аспекты темы:

"Послекуликовский " период московского зодчества. Сложение    русской    национальной    культуры. Прославление Руси. Русское Возрождение. XV в. - век церковного строительства. Великое народное торжество, воплощенное в архитектуре храмов. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

Москва и ее храмы - символ "Соборной Руси". Композиция кремлевского комплекса храмов как образ Небесного града на Земле.  Торжество русской религиозной идеи. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.   Спасский   собор   Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Храм - гимн силе, которая побеждает мировую рознь и претворяет хаос в космос.

Литературный материал:
Е. Трубецкой. Россия в ее иконе.
Л. Успенский. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве.

Изобразительный материал:
Слайд-фильмы:   "Архангельский   и   Благовещенский   соборы Московского Кремля". "Успенский собор Московского Кремля". Альбом репродукций "Храмы Руси".

Музыкальный материал:
Древнерусская Всенощная XVII в. Славословие великое (знаменный распев).

Тема 6. Разнообразие архитектурных образов храма в XVI и XVII в.в.

"Всякий строитель храма несет к подножию креста то, что наполняет его душу."

                                                                                                       Е. Трубецкой

Основные аспекты темы:

Образ Московской Руси в храмовой архитектуре. Выражение идеи величия в шатровых храмах XVI в. Церковь Вознесения в Коломенском - символическое и пророческое знаменование сложной личной и исторической судьбы будущего царя Ивана Грозного. Внутренний образ шатрового храма - выражение идеи стремления ввысь гордой души, предвосхищение будущих устремлений человека к познанию пространства, привату разума, что противоречит в корне   идее соборности. Запрещение строительства шатровых храмов с середины XVII века. Разнообразие архитектурных образов храма в XVII веке. Функции колоколен, их общественно-философская значимость.

Идея прославления победы Руси над завоевателями, реализованная в новом стиле храмов XVII в.: ликующие многоцветье, "дивное" узорочье; изразцовые узоры Московских и Ярославских церквей, полихромная керамика. Декоративность храмов, утрачивание религиозной идеи, секуляризация религиозного искусства. Утрата глубоких    смыслов    заменяется    излишествами    форм. "Нарышкинский" стиль.

Изобразительный материал:
Собор Василия Блаженного (репродукции).
Церковь Покрова в Рубцове. Церковь Покрова в Медведкове; Зосимы и Савватия в
Троице-Сергиевом монастыре. Церковь Вознесения в Коломенском. Московские
церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках. Ярославские
церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках. Церковь Покрова в Филях.

Литературный материал:
Очерки русской культуры XVI в. под ред. А.В. Арциховского.
Л. Успенский. На путях к единству.
Е. Трубецкой. Умозрение в красках.

ТЕМА 7. Храмовая архитектура ХVП-ХХ в.в.(обзор).

На дне души гудит подводный Китеж-
Наш неосуществимый сон!

                                       М. Волошин

Основные аспекты темы:

Храмовая архитектура ХУШ-ХХ в.в. Что общего имеют храмовые постройки нового времени с "умозрением в камне" древней Руси? Храм - духовный облик эпохи. Храм, ставший символом нашего времени. Несет ли он в себе объединяющую, общенародную идею? Какими будут храмы в будущем и будут ли? Храм как устроение мира и устроение души. Возможно ли возрождение русской религиозной православной идеи в архитектуре? Как понять мысль русского религиозного философа И. Ильина "Русь вечно прислушивается к поддонным колоколам Китежа"? Храм - памятник архитектуры или нечто большее?

Литературный материал:
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. Д.С.Лихачев. Русское
искусство от древности до авангарда.
Л.Т. Ермохонова. Мировая художественная культура.

Изобразительный материал:
Собор Смольного монастыря (Растрелли-Стасов). Храм Христа Спасителя. Церковь Вознесения (Спаса на крови). Собор Петра и Павла (Д. Трезини). Казанский собор (Воронихин). Исакиевский собор (О. Монферран).

Музыкальный материал:
Павел Чесноков. Блажен муж.


Страница 2 - 2 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру