Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Гликофилуса»

"Елеуса", "Милостивая", "Умиление", "Ласкающая"

В мастерской царицы Евдокии Лукьяновны была выполнена пелена "Богоматерь Владимирская, с праздниками" в 1639-1640 г.г. и вложена царём Михаилом Фёдоровичем в Успенский собор Московского Кремля.  Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения Двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора: чудотворному образу XII века, к которой в начале XV века при митрополите Фотии был выполнен золотой оклад с праздниками (греческими мастерами в Москве), и иконе-списку начала XVI века с праздниками и святыми на полях.  Сплошное золотное шитьё пелены имитирует золотой оклад иконы XII века. Но иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников, их расположение на клеймах пелены, восходят к иконе начала XVI века. Вероятно, она могла быть создана для иконы-списка. Эту пелену упоминает в своей книге И. Е. Забелин, ссылаясь на запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 года: "Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Богородицы Владимирские, а около образа Дванадесятные праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали".

В среднике изображены Богоматерь с  Младенцем, сидящим на правой руке Марии, Которая левой рукой прижимает Сына к груди; Он касается ликом Её щеки, обхватив одной рукой шею. На каймах в двенадцати киотчатых клеймах представлены Праздники, с надписями над ними. "Благовещение". На фоне двух архитектурных сооружений, соединённых зубчатой стеной, слева к Богоматери приближается,  благословляя Её, архангел Гавриил; Мария стоит в позе моления на подножии перед скамьёй с подушкой, сверху на Неё нисходит луч. 2) "Рождество Христово". На фоне горок, за которыми видны фигуры ангелов, в пещере изображена полулежащая Богоматерь, перед Ней – ясли с Младенцем, из-за них видна голова тельца, сверху на Младенца нисходит луч; слева над яслями склонились три волхва, справа стоит пастух с овечкой. В нижнем левом углу сидит Иосиф, перед ним стоит пастух с посохом, правее них – служанка с Младенцем на руках пробует рукой воду в купели. 3) "Сретение". На фоне архитектурных сооружений в проёме портала, на подножии престола, стоит Симеон с Младенцем на руках, слева от него – Богоматерь, за ней Анна и Иосиф. 4) "Крещение". В Иордане стоит обнажённый Христос, слева на фоне горок к Нему склоняется Иоанн Предтеча, благословляя Его протянутой рукой; справа на берегу – три ангела. 5) "Воскрешение Лазаря". На фоне горок в пещере стоит закутанный в саван со скрещенными на груди руками Лазарь, под ногами у него – крышка гроба. Слева стоят Христос с протянутой к Лазарю благословляющей рукой и апостолы; К ногам Христа припали Марфа и Мария. 6) "Вход в Иерусалим". В центре изображён Христос, едущий на осле, за Ним идут апостолы. Справа навстречу им из городских ворот выходят люди. Внизу – брошенные одежды, на заднем плане – дерево и гора. 7) "Преображение". На горе Фаворе в ореоле стоит Христос, по сторонам от Него – Илья и Моисей, от фигуры Христа исходит три луча; внизу – коленопреклоненные Иаков, Иоанн и Пётр. 8) "Распятие". В центре изображён распятый на восьмиконечном кресте Христос, по сторонам креста на фоне Иерусалимской стены стоят слева – Богородица и одна из жён-мироносиц, справа – Иоанн и Лонгин Сотник; под крестом – Голгофа с черепом Адама в пещере. 9) "Сошествие во ад". На фоне горок в мандорле на разрушенных вратах ада стоит Христос; Он обернулся к Адаму и выводит его за руку из ада, за Адамом видны Соломон, Давид и другие праотцы с нимбами; справа на коленях стоит Ева, за ней - несколько праотцев без нимбов. 10) "Вознесение". В центре стоит Богоматерь с двумя ангелами, по сторонам на некотором расстоянии – группы апостолов (без нимбов), над ними – Христос в мандорле, возносимой двумя ангелами. 11) "Сошествие Святого Духа на апостолов". В центре в пещере изображён Космос в виде поколенной фигуры старца в короне с перекинутым через вытянутые руки платом; по сторонам на скамьях сидят двенадцать апостолов, сверху на них нисходит Божественный луч, символизирующий присутствие Святого Духа. 12) "Успение". За ложем с лежащей на нём Богоматерью в мандорле стоит Христос с Её душой, над Его головой – херувим; по сторонам гроба – апостолы и два святителя.

Пелена вышита по жёлтой камке. Личное шито серовато-песочным тонко крученым шёлком "атласным" швом "по форме" с оттенениями более тёмным шёлком "в раскол".  В клеймах личное выполнено желтоватым шёлком. Черты ликов и рук, глаза прочерчены тёмно-коричневым. Одежды, архитектура и другие детали шиты прядёными золотными и серебряными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – "ягодка", "двойная ягодка", "клетчатый городок", "черенок", "денежка в четыре клетки", "пёрышки", "клопчик"). Все фоны средника и кайм зашиты прядёной золотной нитью с жёлтой прикрепой. Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Более крупным жемчугом шиты звёзды на очелье и плече Богоматери, узор вьюнка на Её нимбе, монограмма на нимбе Младенца, абрис Их фигур. В узоре нимба Марии – три изумруда в золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три позолоченные крестовидные дробницы с резным чернёным орнаментом  и монограммами. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотная тесьма с геометрическим узором по вишнёвому фону.

Близкой по стилю к предыдущей является пелена "Богоматерь Владимирская" 1650-1660-х годов из собрания Эрмитажа, вышедшая из мастерской Анны Ивановны Строгановой. Она находилась в Тверском музее  до  Великой Отечественной войны, во время которой были утрачены каймы с тропарём и вкладной надписью. В среднике пелены изображена Богоматерь с Младенцем; иконография образа восходит к иконе XII века. Голову Марии украшает пятилучевая корона с крупными "камнями". Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп".

Вкладом патриарха Иосифа в Троице-Сергиев монастырь является пелена "Богоматерь Владимирская" середины XVII века. Выполнена она была в строгановской мастерской. Стилистически, типами ликов пелена очень близка подобным строгановским произведениям, в частности – предыдущей пелене, но отличается материалом и техникой личного шитья.  Пелена шита "по подобию" и "в меру" чудотворной иконе XII века. Образ Богоматери с Младенцем свободно вписан в пространство средника из тёмно-красного атласа. Личное шито очень мелкими стежками светло-коричневым слабокрученым шёлком "атласным" швом "по форме". Тени над верхней и под нижней губой, тонкая тень по овалу лика, тонкие линии подглазий и морщины над бровями, на переносице и в углах глаз выделены более тёмным коричневым шёлком. Рисунок и волосы выполнены тёмно-вишнёвым шёлком. Одежды, нимбы и надписи шиты прядёной золотной и серебряной нитью "в прикреп": "черенок", "клопчик", "клетчатый городок", "денежка с четырёхчастной ягодкой". Чепец Богоматери шит сканью. Контуры и складки одежд выделены рельефным швом "по верёвочке". На мафории Богоматери – на голове и левом плече – нашиты шестиконечные жемчужные звёзды с бирюзой в кастах. На каймах из лилового атласа золотной вязью выложен тропарь: "Днесь светло красуется…"

Также XVII веком датируется пелена "Богоматерь Владимирская", происходящая из московского Вознесенского монастыря. Иконографической особенностью шитого образа Богоматери является расположение Её левой руки, касающейся пальцами рукава одежды Младенца. Пелена, вероятно, предназначалась для почитаемой в Вознесенском монастыре иконы "Богоматерь Владимирская" XVI века, которая стояла в ногах гробницы царевны Татьяны Михайловны, и являлась вкладом княгини Анны Васильевны Трубецкой (1633 год).  Пелене свойственны искусный рисунок и хорошие  пропорции фигур, развитое золотное шитьё, густая многоэтажная  вязь. В XVIII – начале XIX века пелена была "поновлена" темперными красками и творёным золотом.

Изображение на пелене шито по малиновому атласу. Нимб Богоматери, не уместившийся на среднике, наверху срезан. Личное шито песочного цвета шёлком; одежды и нимбы – прядёными серебряными и золотными нитями "в прикреп" ("черенок", "ягодка", "двойная ягодка", "ягодка с крестиком"). Контуры рисунка, складки одежд и другие детали прошиты коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери, буквы на нимбе Младенца, а также контур всего изображения низаны мелким речным жемчугом. На каймах вязью выложен тропарь праздника Сретения чудотворной иконы "Днесь светло красуется славнейший град Москва…" С трёх сторон к пелене пришиты каймы из шёлковой ткани с чередующимися розовыми и зелёными  полосами,  наверху – тесьма  с  яркими  цветами  по  серебряному фону.

Совершенством исполнения отличается пелена "Богоматерь Владимирская" из коллекции Московского областного краеведческого музея, поступившая туда из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В конце XIX века архимандритами Амфилохием и Леонидом были опубликованы монастырские описи XVII века: 1680 и 1685 г.г.  В них они упоминают о пелене. В Казначейской описи 1666 года о ней не говорится. Следовательно, она появилась в монастыре в 70-х годах XVII века. И Амфилохий, и Леонид называют шитую пелену вкладом царевны Татьяны Михайловны. Вероятно, это была прочно утвердившаяся к XIX веку традиция, так как большинство вкладов в монастырь XVII века – дары царевны, которые славились богатством. Другие приписываемые ей шитые произведения имеют очень мало общего с описываемой пеленой, в частности в исполнении личного. Но несомненно, что вышила её очень талантливая мастерица.

Как знаменщик, так и мастерицы-вышивальщицы стремились создать образ, адекватный величайшей святыне Древней Руси – иконе "Богоматери Владимирской" XII века. Это прослеживается в тщательности и точности следования иконописному оригиналу и касается даже мельчайших деталей. В лике Марии подчёркнуты тонкость и удлинённость каждой черты, в лике Христа – округлость и младенческая мягкость. Точно следуют изображению на иконе крутые завитки волос Младенца, чуть загнутый кончик носа Богородицы, очертания кистей рук. "Прежде всего, тщательность в воспроизведении линейной основы композиции позволяет в шитье приблизится к передаче того невыразимого словами состояния внутренней сосредоточенности, любви и мудрого приятия трагической необходимости, присущих прототипу". 

Особенности шитья обусловлены желанием подражать живописной поверхности иконы. Личное шито очень тонким кручёным шёлком серовато-коричневого тона "по форме" "в раскол". Контуры ликов и рук, брови, глаза, нос и губы очерчены тонкими тёмно-коричневыми линиями; тем же цветом выделены кудри волос Христа, шитых тёмно-жёлтым некручёным шёлком. Объём моделируется при помощи полос, шитых шёлком в разных направлениях: таким образом, обозначены суставы пальцев, ногти на руках Богоматери, обрисованы округлые ступни Младенца. Этот приём для моделировки объёмов сближает пелену с шитьём предыдущего столетия. Для произведений XVII века, как правило, характерна графичность в передаче ликов, чрезмерная подчёркнутость оттенений. Доличное – фон, одежда, нимбы шиты золотными нитями "в прикреп" различными швами: "ягодка", "черенок", "разводная клетка", "клетчатый городок", "клопчик". Шёлковые цветные прикрепы играют активную роль в создании узоров. Нимб Богородицы украшен стилизованным растительным орнаментом.  Изображения на пелене имели раньше жемчужную обнизь и драгоценные камни, а также серебряные с чернением крестообразные пластины с монограммами. Замечательным дополнением к среднику является удивительная по красоте начертания надпись, выполненная сложной вязью,  на тёмно-вишнёвой бархатной кайме. Обилие мелких букв и деталей не создаёт впечатления хаотичности и мелочности. Шита надпись серебряной канителью – одним из излюбленнейших материалов царицыных мастерских XVII века.

Древностью отличается также икона "Богоматерь Феодоровская". Она была создана в 1239 году в период поновления святыни города Владимира по повелению великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича, отца Василия Ярославича Костромского. В XIII веке она почиталась костромскими князьями. В XIV-XVI столетиях находившаяся в Костроме икона "Богоматери Феодоровской" была малоизвестной местночтимой святыней.  В Смутное время в костромской Ипатьевский монастырь удалилась Марфа Ивановна Романова с сыном Михаилом. Когда Михаил был призван на Российский престол, мать благословила его чудотворной Феодоровской иконой. С тех пор она считалась покровительницей царствующего дома Романовых. Отец Михаила – патриарх Филарет в честь этого события установил день празднования иконы 14 марта.

В первой половине XVII века в Ипатьевский монастырь была вложена шитая подвесная пелена "Богоматерь Феодоровская" к чтимому образу. По монастырскому преданию, она была вышита под руководством Марфы Романовой и являлась её  вкладом.  Поясной образ Богоматери с Младенцем вышит в среднике по малиновому атласу.  Пелена отличается тонким рисунком и изящными пропорциями. Личное выполнено серовато-бежевым шёлком "атласным" швом, доличное – серебряными и золотными нитями "в прикреп". На мафории Богородицы – на очелье и плече – вместо традиционных звёзд вышиты ромбики. По кайме из зелёного атласа – в углах – вышиты неизвестные святые.
1630-ми годами датируется другая пелена "Богоматерь Феодоровская", выполненная в мастерской царицы Евдокии Лукьяновны. Она предназначалась, вероятно, для чудотворного списка костромской святыни, который был сделан по заказу матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы для церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле. Об этом свидетельствуют близкие размеры пелены и иконы, а также изображение в шитье драгоценного венца и короны. На иконе также был золотой венец, сделанный повелением царя Михаила Фёдоровича.  Несколько отличается от древнего оригинала и кремлёвской иконы-списка расположение ножек Младенца на пелене, а также неточный рисунок в изображении шеи Богородицы и обнимающей Мать руки Младенца. Для царицыных мастерских первой половины XVII века характерно обильное применение в шитье жемчуга и драгоценных камней, а также такие стилевые признаки, как тонкий рисунок и тщательное исполнение, рельефный растительный орнамент на нимбе. Особенностью пелены является тропарь на каймах, посвящённый иконе "Богоматери Смоленской".

Поясное изображение Богоматери  с Младенцем вышито по малиновой камке. Мария склонила голову к Сыну, Он обнимает Её за шею. Правая ручка Младенца покоится на груди Матери. Личное шито тонким кручёным шёлком песочного цвета со светло-коричневыми оттенениями, губы – красным, радужки глаз – жёлтым, черты и абрис ликов и пряди волос Младенца – тёмно-коричневым. Одежды выполнены золотными прядёными нитями с голубой прикрепой у Богоматери и с жёлтой – у Младенца ("черенок", "ягодка", "ягодка с крестиком", "разводная клетка с двойной ягодкой"). На Её нимбе и короне – шитый золотом рельефный узор в виде цветочной гирлянды. По контурам и деталям изображения проложена двойная белая нить под жемчужное низание. Весь фон средника зашит золотной нитью с малозаметной прикрепой швом "разводная клетка".

Образ Божией Матери "Петровская", по преданию написанный митрополитом Московским Петром в 1307 году, когда он был ещё игуменом на Волыни, прославилась чудотворением ещё при его жизни. В 1325 году, при перемещении митрополии из Владимира в Москву икона была перенесена сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенский собор. 

В богатых коллекциях Черниговского исторического музея, где хранится двести семьдесят восемь памятников украинского золотного шитья, есть три произведения русских вышивальщиц, одно из которых – пелена "Богоматерь Петровская" начала XVI века. От иконы этого типа её отличают некоторые детали: наклон головы Богородицы, запрокинутая головка Младенца, отсутствие простёртой руки Матери перед Его грудью. Близкой иконографической аналогией шитой пелене можно признать икону "Богоматерь Петровская" XV века, вложенной в Троице-Сергиев монастырь в 1563 году по Елизарии Чеботове.  Размеры иконы и пелены совпадают по ширине, без учёта её позднейшего обрамления. Возможно, они были связаны первоначально. Особенности шитья пелены указывают на её происхождение  из мастерской первой жены московского великого князя Василия III Соломонии Сабуровой. Два черниговских архиерея конца XVII века –  архиепископы Лазарь Баранович и Феодосий Углицкий – поддерживали деятельную связь с Москвой и способствовали получению оттуда вкладов в черниговские монастыри и кафедральный Спасский собор. Вероятно, описываемая пелена появилась в Чернигове в этот период. 

Из-за обрезанных плеч Богоматери и Младенца пелена производит впечатление переделанной из более крупного предмета. Выполненное по тёмно-коричневой камке, изображение было вырезано и нашито на квадратный кусок болотно-зелёного шёлка, обшитого каймой из чёрной ткани. Лики выполнены гладью бежевым шёлком крупными стежками. Тонкими тёмными линиями выделены глаза, брови, нос, подбородок. Глаза шиты тёмно-коричневым шёлком, губы – красным, волосы Младенца и мафорий Богоматери – также коричневым, а выступающий из-под мафория край чепца – голубым. Эта гамма в целом соответствует палитре иконописного изображения, так же как и золотая отделка каймы мафория, ажурные золотые звёзды на челе и на плечах Марии, выделенные золотом ворот Её хитона и одежда Христа.

В собрании Государственного исторического музея в Москве находится пелена "Богоматерь Петровская" 1560-х годов, вышедшая из мастерской княгини Евфросинии Старицкой и вложенная в Кирилло-Белозерский монастырь.  Изображена она в "обратном" переводе. Пелене, как и другим произведениям этой мастерской, свойственен тонкий рисунок, искусное, тщательное шитьё, разнообразие применяемых швов. По кайме красивыми, чередующимися по цвету буквами вышита молитва "Все упование мое к Тебе возлагаю Мати Божия…" Она напоминает о судьбе последних удельных князей Старицких и их окружении. Сын Евфросинии Владимир в 1569 году был обвинён в заговоре и по приказу Ивана IV Грозного казнён вместе с женой и дочерью близ Александровской слободы. В этом же году его мать в последний раз сделала вклад в Кирилло-Белозерский монастырь. Возвращаясь оттуда, княгиня по велению царя была убита. Под каймой в три строки сделана надпись: "Сей образ пелена положение в дом преподобнаго чюдотворца Кирилла княже Андреевы княгини Ивановича послужилицы иноки Марии". Эта "послужилица" Евфросинии Старицкой была боярыня  Марфа Жулебина, близкая родственница опричника Грозного Ивана Яковлевича  Чеботова,  постригшаяся в Горицах с именем Мария. В XIX веке пелена была пришита на бархатную палицу с орнаментальным узором.

В 1314 году епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору была явлена чудотворная икона "Богоматерь Толгская". Посетив монастырь Кирилла Белозерского, святитель спускался вниз по реке Шексне в Волгу к Ярославлю. В том месте, где в Волгу впадает река Толга,  епископ со спутниками остановились на ночлег. Ночью ему было ведение Божией Матери с Младенцем на руках. На следующий день там же была обретена икона. По благословению епископа Трифона на месте явления была построена  церковь и учреждён монастырь во имя Введения Богородицы. 

Изображения "Богоматери Толгской" в шитье встречаются редко. Есть пелена с изображением этого образа в коллекции Московского Кремля. По иконографии и композиции она точно повторяет святыню Толгского монастыря под Ярославлем. Возможно, пелена предназначалась для чтимого списка чудотворного образа. Пелена могла входить в комплекс драгоценного убора иконы "Богоматерь Умиление Толгская" из Архангельского собора Московского Кремля.  Пелена датируется концом XVI – началом XVII века.

Образ вышит по малиновому атласу. Младенец, обхватив ручкой шею Матери, прижимается к Её щеке. Личное шито шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме". Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы Младенца обведены тёмно-коричневой нитью. Одежды и нимбы выполнены золотной прядёной нитью с цветными прикрепами ("ягодка", "двойная ягодка", "ягодка в четыре клетки", "пёрышки"). Нимб Богоматери заходит на верхнюю кайму. На каймах, обрамлённых с двух сторон шитыми "по верёвочке" золотными полосами, прядёным серебром вязью выложен тропарь: "Заступнице христианом непостыдная Ходатаице…"

Икона "Богоматерь Донская" была принесена великому князю Димитрию Иоанновичу прибывшими ему на помощь донскими казаками. В 1380 году, в день Куликовской битвы икону носили среди русских воинов для ободрения. После победы казаки подарили икону великому князю, который перенёс её в Москву и поместил в Успенский собор, а затем в Благовещенский.

В мастерской Анны Ивановны Строгановой в 1661 году была вышита пелена "Богоматерь Донская, с праздниками и избранными святыми". Она предназначалась, вероятно, для одноименной иконы, написанной Истомой Савиным по заказу Андрея Семёновича Строганова, им же украшенной драгоценным окладом.

Образ Богоматери с Младенцем вышит в среднике, на каймах – праздники и святые: "Троица", "Рождество Богоматери", "Введение во храм", "Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Вход в Иерусалим", "Преображение", "Распятие", "Похвала Богородице", "Видение Богоматери Сергию Радонежскому", "Воскресение Христово", "Вознесение", царевич Димитрий, святитель Григорий Богослов, преподобный Кирилл Белозерский, мученица Пелагея, "Успение Богоматери". Личное шито плотно кручёным шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со схематическими тенями тёмно-коричневого тона, свойственными Строгановскому стилю. Доличное и фон выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп". Голову Марии венчает пятилучевая корона "с камнями". Контуры и складки одежд в среднике выделены швом "по веревочке", на каймах – тёмно-коричневым шёлком. На подкладке вышита вкладная надпись: "Лета 7169-го (1661) году марта в 25-й день сия пелена Пречистые Богородице Донские, а вышита по обещанию Димитрия Андреевича и детей его Григория Дмитриевича и Пелагеи Дмитриевны Строгановых".


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру