Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Гликофилуса»

"Елеуса", "Милостивая", "Умиление", "Ласкающая"

Искусство вышивки было распространено на Руси еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют образцы древнего шитья из археологических раскопок. Сюжеты славянской языческой мифологии сохранились в крестьянской вышивке вплоть до XX века. Изначально они имели значение своего рода "оберега", охранителя от злых сил. Впоследствии вышитые языческие символы стали восприниматься как красивое узорочье. Отсюда понятна та любовь русского человека к красоте, к украшенности, которая пронизывала весь его быт. И в этом не последнее место занимала вышивка.

С принятием христианства Древняя Русь познакомилась с новым видом шитья, шитья лицевого, основой которого были Ветхозаветные и Евангельские сюжеты, изображения святых угодников Божиих. Как и иконопись, фресковая живопись и книжная миниатюра, лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии. Русские мастерицы успешно освоили его приёмы и технику. Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Большая часть произведений сохранилась от XV-XVII веков.

Наряду с иконами, лицевому шитью отводилось важное место во всем общественном укладе. Произведения лицевого шитья являлись немалой частью декоративного убранства храма, использовались непосредственно в ходе церковных богослужений. Это были одежды священнослужителей, покровцы на церковные сосуды, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных преград и аналоев и на раки святых, завесы для Царских врат. Во время крестных ходов несли шитые иконы и хоругви, накануне великих праздников совершался вынос Плащаницы. Шитые иконостасы сопровождали людей в дальних поездках, военных походах.

Кроме мастериц – вышивальщиц в создании произведений шитья участвовали и профессиональные художники: знаменщики сюжетных изображений, знаменщики – орнаменталисты ("травщики") и знаменщики – "словописцы". Они иногда упоминались в исторических документах, но редко значились на самих произведениях шитья.

Лицевое шитье развивалось преимущественно в богатых слоях общества, так как требовало значительных материальных затрат. В каждом богатом доме Древней Руси были "светлицы" - особые, самые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия. Существовали они в великокняжеских, царских и боярских хоромах, домах купечества и служилых людей, в кельях женских монастырей. "Светлицу" обычно возглавляла хозяйка дома, поэтому каждая мастерская имела свое "лицо", свой почерк, что исчезало сразу после ее смерти. Ведущее положение среди таких мастерских с XV века занимали московские великокняжеские "светлицы", с середины XVI века ставшие называться "царицыными светличными палатами". В них сосредоточивались лучшие мастера-художники и вышивальщицы. Ко второй половине XVII века в царицыных "светлицах" работало более 80 вышивальщиц и учениц. Среди них находились "мужни жёны и вдовы и девицы честных и средних чинов дворцовых людей, которые делают и шьют золотом и серебром и шелками…" 

Создание шитой композиции начиналось с выбора ткани, служившей ее основой. Дошедшие до нас произведения выполнены в основном по дорогим привозным тканям (камка, тафта, атлас и бархат). Привозили их как с Востока (Китай, Иран, Турция), так и с Запада (Италия, Испания).

После выбора ткани ее "знаменили", то есть наносили рисунок: чернилами, сажей, белилами, суриком и другими красками. Если на знаменование "под шитьё" художникам (иконописец, "травщик", каллиграф) требовалось несколько дней, то само вышивание длилось от нескольких месяцев до нескольких лет; причем над одним произведением трудилось обычно несколько мастериц.

Материалы, применяемые в шитье, были весьма разнообразны. На каждом произведении шитья мы можем найти как многочисленные оттенки шёлковых нитей, так и всевозможные сорта золотных нитей (прядёных, сканых, волочёных, канитель, трунцал, бить), разносортный жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, разнообразные формы золотых и серебряных дробниц, украшенных басмой, гравировкой, чернью, чеканкой, эмалями.

Используя те или иные материалы, вышивальщицы всегда исходили из их особенностей и в зависимости от поставленных задач выбирали определенные технические приемы. Личное обычно вышивали тонким некрученым и крученым шёлком разных оттенков песочного цвета гладьевыми швами, "атласными" (стежки плотно прилегали друг к другу) и "в раскол" (игла прокалывалась в середину предыдущего стежка). В XV веке таким образом шилось не только личное, но чаще всего и вся композиция в целом. В XVI столетии лики шьются светлыми шелками одного тона, притенения по абрису и вокруг глаз шелками более темного тона, чем основной, стежки нитей располагают чаще всего "по форме". С XVI века в шитье одежд и орнаментов разноцветные шелка начинают вытеснять серебряные и золотные нити. При сплошном шитье золотом и серебром широко варьировались приёмы шитья "в прикреп", когда золотные нити укладывались на ткань параллельными рядами и пришивались шёлковыми нитями ("прикрепами"), создающие разнообразные швы или узоры, среди которых наиболее употребительными были "клопец", "косой ряд", "городок" ("копытечко"). Контур чаще всего шился невысоким рельефом "по верёвочке", то есть по контуру рисунка сначала прикреплялся шнурок, который затем застилался поперёк золотой или серебряной золоченой нитью. В памятниках XVII века нередко встречается шитьё "по карте", имевшее своей целью создать впечатление выпуклого узора: для этого в определённых местах рисунка подкладывался картон или береста, которые после зашивались золотными нитями. Для прочности под шитьё, выполненное по шёлковой ткани, клали холст или крашенину (окрашенный холст), а затем пришивали подкладку, часто из такой же дорогой материи, как и фон под вышивкой.

Самым излюбленным материалом для украшения шитья являлся жемчуг. Предварительно жемчужные зёрна нанизывались на нить, шёлковую или льняную, которая затем прикреплялась на ткани. Жемчуг нашивался не прямо на ткань, а на так называемый настил, положенный по контуру рисунка. Этот настил делался из тонкого белого шнура (мягкие пеньковые или льняные нити), нашитого в два ряда. К настилу жемчужная нить прикреплялась поперечными стежками, создающими как бы гнёзда для жемчужных зёрен. Такой способ придавал особую прочность и долговечность жемчужному шитью. Мастериц, низавших и сажавших жемчуг, называли "сажеями".

Наряду с иконами, золотой и серебряной утварью ювелирной работы, произведения шитья очень высоко ценили. Их упоминали в летописях, в духовных грамотах великих и удельных князей, вносили в описи монастырей и церквей, также отмечая их утраты  во время пожаров и вражеских нашествий.

Богоматерь "Гликофилуса"

Существует несколько вариантов этого иконографического типа. Наиболее распространённое изображение в памятниках средневизантийского времени – Мария с Младенцем, прижавшимся к Её щеке и обнимающим Её обеими ручками; Богоматерь, склонив голову, обращается к Нему с молитвенным жестом. Существовали версии, когда Младенец изображался стоящим на коленях Матери, либо на Её руке, при этом Мария могла быть представлена как в рост, так и сидящей  на троне.

Самым ранним известным изображением этого типа является фреска церкви Санта - Мария Антиква в Риме около 650 года. Известны изображения "Ласкающей Богоматери" в иконописи и миниатюре, в монументальной живописи IX-X веков. Но широкое распространение этот иконографический вид получил, начиная лишь с Македонской династии, и достиг вершины в комниновском искусстве.

Данный тип посвящён теме земных проявлений материнства Марии. По толкованию Н. П. Кондакова, основным внутренним мотивом как разнообразных типов "Умиления"  и всех композиций к нему примыкающих "служит тихая скорбь Богоматери при мысли о Его мученической человеческой судьбе". 

А. Грабарь высказывал мнение, что основной смысл этого иконографического вида – тема заступничества Марии перед Богом, указывая на близость к Деисусной композиции, - моление Богоматери за человечество.

Общий смысл любого образа Богоматери с Младенцем – демонстрация истинности Воплощения. Именно "Гликофилуса" могла служить самым наглядным выражением бытия Христа во плоти.

В период полемики с иконоборцами ласкание Младенца толковалось как прообраз страстей Христа и как проявление Его человеческой природы. У Святых Отцов в богородичных Словах многократно упоминается млекопитательство Богоматери, ласкание, лобзание Младенца: "О дщерь земнородная; в богородительских объятиях носившая Создателя! Млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божии!" (Иоанн Дамаскин).

В эпоху противостояния иконоборцам православные писатели придавали личности Богоматери особое значение. Её образ и являлся демонстрацией догмы Воплощения. В гимнографии этого времени как никогда детально была разработана типология богородичных образов и ветхозаветных прообразов, а также их символическое значение. Символика, достигшая в византийской литературе необычайной сложности, нашла отражение и в иконографии.

Богоматерь символически отождествляли со скинией, как храмом, и всеми её святынями. Символ ветхозаветной скинии имеет космологический и одновременно христологический смысл. Во многих текстах Святых Отцов Богородица уподобляется космосу как вместилищу Бога.

Марию сравнивали также с процветшим жезлом Аарона, жезлом Моисея, источающим живую воду, древом Иесеевым.

Жезл в качестве символа Богоматери широко распространён в христианской литературе. Произрастание жезла есть образ чудесного происхождения человеческой природы Спасителя от смертной Девы.

Образ живоносного райского древа, как и процветший жезл (уподобление Богоматери и Христа ниве и колосу, яблоне и яблоку, виноградной лозе есть, по сути, образы древа жизни), - отождествляли с крестом, ставшим орудием распятия Христа,  Его жертвой, обновившей мир. Расцветший жезл оказывается не только образом Воплощения, но и крестной муки Христа. Ласкание Младенца в таком контексте прямо означает преддверие грядущей жертвы и страданий Матери у распятия. Образ Богородицы символически связан с "предуготовлением" к жертве.

В Ветхом Завете произрастание жезла указывало избрание священника для Израиля. В Новом Завете это есть образ явления Христа-Первосвященника. А рождение Девой Младенца есть рождение главы новой Церкви и единение Христа с Его Церковью. Тема цветения, благоухания        тесно    связана  с  уподоблениями, восходящими  к   Книге Песни Песней, с темой божественной любви. Образы любви небесного Жениха и избранной им Невесты связываются с изображением материнства Марии. Тема чудесного соединения Божества с человеческой природой облекается в образы мистического брачного союза. Яркие образы любви Христа и Марии как избранницы Бога встречаются у Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Симеона Метафраста. Лобзание в их толкованиях символизировало одновременно ласкание Младенца и любовь Христа к Его избраннице Марии, призванной стать средством Воплощения. В этом выразилась идея о единосущности Христа Богу Отцу, именно поэтому любовь к Младенцу есть и любовь к Богу.

Идея любви была важнейшим понятием для литургии – Литургия Верных начинается с возгласа "Возлюбим друг друга…" В первые века христианства после этого возгласа существовал обряд целования мира. В нём участвовали все присутствующие в церкви, тем самым свидетельствуя о взаимной любви во Христе. Впоследствии этот обряд совершался только между священнослужителями. Целование предшествовало совершению таинства Евхаристии. Иоанн Златоуст называет его "страшным целованием", так как оно приобщает к жертве. Евхаристия есть высшее проявление любви.

Жертвенная символика "ласкающей Богоматери" была связана, прежде всего, с Проскомидией. Проскомидия, а затем целование мира после удаления оглашенных из храма и являлись литургической основой данной иконографической композиции. Наиболее распространённым и характерным её вариантом является тот, где Младенец обнимает и целует Богородицу, склонившуюся перед Ним с жестом молитвы и поклонения. Так  Они изображены на иконах "Владимирской", "Толгской" и других. Образы "Гликофилусы" известны как с Младенцем на левой, так и на правой руке. Это могли быть списки с одного образца, прямые и обратные, несколько изменённые.

Знаменитая чудотворная богородичная икона, являющаяся списком одной из чтимых икон Влахернского святилища, названная впоследствии "Богоматерью Владимирской", была привезена в Киев из Константинополя около 1130 года. Появление этой иконы на Руси стало одним из звеньев истории почитания Богоматери Влахернской в Киевской Руси, где получил развитие культ Богородицы как защитницы города, подобно тому как она считалась покровительницей Царьграда. Первоначально святыню поместили в женском монастыре Богоматери в Вышгороде, откуда в 1155 году Андрей Боголюбский увёз её во Владимир и поместил в Успенском соборе, где она была украшена драгоценным окладом. В 1395 году икона была торжественно перенесена в Москву и помещена в Успенском соборе справа от Царских врат. Икона двухсторонняя, с изображением престола с орудиями страстей и креста на обороте. Она была выносной, о чём свидетельствуют остатки рукояти на древнейшей части доски.

"Богоматерь Владимирская" стала национальной русской святыней, главной покровительницей Московской Руси, а затем и всего Русского государства. Именно она воспринималась как равнозначная константинопольской "Одигитрии" в духовном, государственно-политическом и культурно-историческом отношении. В Москве XV века она имела славу первой подлинной иконы Богородицы письма евангелиста Луки. По преданию она была написана им на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом.  А копии прославленной "Одигитрии" почитались либо как списки чудотворного царьградского образа, либо как святыни русской истории, получавшие свои местные наименования и прославление. 

Можно предположить, что шитые подвесные пелены к "Владимирской" иконе и её спискам существовали уже в глубокой древности, во времена, когда она только появилась на Руси. Хотя самые ранние из них известны только с XV века, что объясняется как недолговечностью шёлкового шитья, так и неблагоприятными для сохранности произведений искусства историческими условиями.

В Русском музее хранятся две ранние пелены "Богоматерь Владимирская":  конца XV века, происходящая из Соловецкого монастыря, и XVI века, происхождение которой неизвестно.  Первая из них шита по камке вишнёвого цвета преимущественно шелками "в раскол" и "в прикреп", золотными и серебряными нитями "в прикреп". Лики выполнены кручёным песочного цвета шёлком крупными стежками не по форме, "в раскол", без теней. В более позднее время к ней были пришиты две широкие каймы по бокам из розовой камки.
 
Изображение на другой пелене было вышито по малиновой тафте, сохранившейся только под шитьём и на каймах. Позже оно было переложено на коричневый шёлк. Пелена шита серебром, шелками и жемчугом. Лики выполнены шёлком песочного цвета "атласным" швом по форме, без теней.

 Из мастерской Покровского монастыря Суздаля происходит пелена "Богоматерь Владимирская" второй половины XVI века, хранящаяся ныне в Московском Кремле. Изображение Богоматери с Младенцем повторяет один из трёх ранних списков древней чудотворной "Владимирской" иконы из Успенского собора. Характерные особенности этого списка: Христос изображён таким образом, что видна только одна Его рука, простёртая к плечу Марии; между ликами Матери и Сына виден мафорий с каймой. Иконы Богоматери, восходящие к этому списку, находившемуся, возможно, в Благовещенском соборе Московского Кремля, получили значительное распространение в XV-XVI веках.  Пелена предназначалась для одной из икон-пядниц суздальского Покровского монастыря. Возможно, этой иконой была "Богоматерь Владимирская" в драгоценном окладе, также как и пелена, поступившая в Оружейную палату из Владимирского музея.

На среднике подвесной пелены по малиновой камке вышито поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой руке. Голова Её склонилась к Сыну, правая рука поддерживает Его, левая прижата к груди. Христос обхватил руками шею Марии, прижимаясь к Её щеке, одна ножка Его повёрнута ступнёй к нам. Личное шито некручёным шёлком песочного цвета "в раскол", с небольшими светло-коричневыми оттенениями. Черты ликов выполнены несколько небрежно. Волосы Младенца светло-коричневые с тёмными прядями. Тёмно-коричневой нитью прошиты черты ликов и контуры фигур. Чепец Марии шит голубым шёлком, зарукавья – золотом с голубой прикрепой; одежды – прядёной золотной нитью с цветными прикрепами швами "черенок", "ягодка с одним стежком". Нимбы зашиты прядёным золотом с незаметной прикрепой простым швом, по нимбу Богоматери идёт золотной "верёвочкой" рельефный узор в виде вьюнка. По контурам фигур, складкам одежд, монограммам проложена бель под жемчужную обнизь. Таким же настилом по каймам из чёрного бархата выложен узор в виде крупных цветов с усиками, с включёнными в него позолоченными тиснёными плашками.

В ризнице Троице-Сергиевой лавры находится пелена "Богоматерь Владимирская" конца XVI – начала XVII века. Пелена типична для своего времени. Композиция нашита на кусок составной ткани: песочная камка, малиновый золотный атлас, голубой ситец. По среднику вышит поясной образ Богоматери с Младенцем цветными шелками, золотными и серебряными нитями "в прикреп". Орнаментальная полоса представляет собой чередование несложных ромбовидных узоров.

Известны четыре пелены разного времени с изображением "Богоматери Владимирской", вышедшие из мастерских "именитых людей" Строгановых.

Вкладом Никиты Григорьевича Строганова в Сольвычегодский Благовещенский собор является пелена 1592-1601 г.г. с избранными святыми на боковых каймах (мученики благоверные князья Борис и Глеб, святитель Афанасий Великий и мученица Феодора).  Выбор святых князей Бориса и Глеба можно объяснить как их общерусской чтимостью, так и тем, что в Сольвычегодске древнейшим собором был Борисоглебский. Вторая пара – Афанасий Великий и мученица Феодора – имеет явно патрональный характер. В семье Никиты Строганова не было родственников с такими именами. Имя Афанасий встречается среди родни Строгановых по боковой ветви, идущей от отца Аники (основатель рода "именитых людей") Фёдора.  Это циренниковская ветвь и тотемские Строгановы - оба рода не выбились в "именитые люди": были крестьянами и купцами, хотя и занимали высокие посты в местной администрации.  Возможно, святые Афанасий и Феодора связаны с  Афанасием Строгановым, умершим в 1622 году иноком Антонием. В синодиках Благовещенского собора и Борисоглебского монастыря записана "Афанасьева жена Строганова Зеновия во иноцех Анисья", преставившаяся в 1592 году. Пелена могла быть вложена от имени Афанасия или быть совместным "строением", записанным в описи только как вклад Никиты Строганова. 

С. Макаренко, а вслед за ним Г. Бочаров и В. Выголов ошибочно называли пелену "Донской", неверно датируя её 1626 годом.  Пелена почти целиком воспроизводит почитаемую соборную икону, включая колорит. Иконографически она восходит к запрестольному образу начала XV века из московского Успенского собора: взгляд Богоматери обращён в сторону Христа, левая рука поднята в деисусном жесте и не касается Младенца. Характерной особенностью пелены является вертикальное положение левой ручки Христа, не обнимающей, а лишь касающейся шеи Богородицы.  Утончённость образов Богоматери и Младенца сочетаются со скромностью используемых материалов. Знаменщиком пелены был замечательный мастер, сумевший соединить в образе Марии лиризм и грацию юной Девы со скорбным выражением Её лика, выразившемся в остановившемся взгляде, в горестном изгибе век.

Фоном для средника служит голубая тафта, для кайм – малиновая. Первоначально пелена имела ещё широкую кайму из итальянской камки. Личное шито некручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме". Моделировка сделана только в лике Богоматери тонкими линиями, шёлком того же тона: вокруг глаз, по абрису лика и шеи. Одежды и нимбы шиты прядёным золотом "в прикреп". На мафории Богоматери – коричневые прикрепы,  на зарукавьях и чепце – голубые, в одежде Христа – жёлтые. Одеяния святых выполнены некручёным шёлком палевого, жёлтого, светло-зелёного и коричневого цвета почти без складок. Всю кайму покрывает орнамент в виде шестиугольников с отходящими от них побегами и крестами внутри. Принцип орнаментики и обрамления близок пелене "Богоматерь Владимирская" конца XVI – начала XVII века из Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Две пелены хранятся в Сольвычегодском историко-художественном музее: "Богоматерь Владимирская, с избранными святыми" 1626 года и "Богоматерь Владимирская" 1630-х г.г.

Для украшения семейной иконы сына Петра Семёновича Строганова "Богоматери Владимирской", написанной Истомой Савиным в 1602году, Евдокией Нестеровной была создана одноименная пелена, вкладная надпись на обороте которой содержит её имя и имя невестки Матрёны Ивановны (в девичестве Пушкиной). Икона была украшена серебряным окладом с чеканным растительным орнаментом и короной с камнями и жемчугом. Пелена перекликалась с образом вышитой короной над головой Богоматери, зашитым серебром фоном. Иконография её восходит, в отличие от рассмотренной выше пелены конца XVI века, к знаменитому чудотворному образу XII века. Богоматерь придерживает левой рукой Младенца, Её взгляд направлен не в сторону Христа, а на молящегося. Меньше наклон головы Марии. Движение Младенца к Матери более отчётливое, Он сильнее прижимается к Ней телом и щекой, Его левая ручка крепче обхватывает Её шею. Порыв Младенца сочетается со строгой сдержанностью Богоматери.   Ко времени создания пелены существовало множество небольших моленных икон этого извода. С памятниками конца XVI века её связывают небольшие размеры  и миниатюрность шитья. Но эта миниатюрность доведена до ювелирной изощрённости.

На каймах в клеймах, наподобие киотов, вышиты поясные изображения. В центре верхней каймы – "Троица", слева от неё в молении святые (по два в клейме) – архангел Михаил и пророк Иоанн Предтеча, праведные Иоаким и Анна; справа – архангел Гавриил и апостол Пётр, апостолы Павел и Иоанн Богослов. На левой кайме (по одному в клейме) – пророки Моисей, Симеон Богоприимец, святители Григорий Богослов, Николай Мирликийский, митрополит Московский Алексий; на правой – пророк Илия, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, митрополиты Московские Пётр и Иона. На нижней кайме парами вышиты преподобные Иоанникий и Симеон Столпник, великомученик Дмитрий Солунский и исповедник Василий Парийский, мученики Никита и Андрей  Стратилат, преподобные Сергий и Никон Радонежские, в центральном клейме группа – пророчица Анна с мученицей Марфой и преподобной Матроной. Пелена предназначалась для родовой моленной иконы, поэтому на ней, помимо святых, которым посвящены приделы Сольвычегодского Благовещенского собора, изображены соименные святые семьи и родственников Евдокии Нестеровны. Преподобный Иоанникий и Симеон Столпник – святые деда, основателя династии "именитых людей" и отца Петра Семёновича Строганова; Дмитрий Солунский и Василий Парийский – его сыновей, Дмитрия, умершего в 1617 году, и Василия; пророчица Анна - святая его дочери, умершей в 1624 году; мученица Марфа – святая другой его дочери (возможно, сестры, то есть дочери Евдокии Нестеровны). Преподобная Матрона – святая жены Петра Семёновича Матрёны Ивановны; мученики Никита Воин и Андрей Стратилат – святые дяди Петра Никиты Григорьевича и брата Андрея; апостол Пётр – "придельный" святой и патрональный святой самого Петра Семёновича; святитель Григорий Богослов – один из святых придела Трёх святителей и Григория Иоанникиевича, другого дяди Петра.

Пелена напоминает собой икону в серебряной ризе. Личное шито очень тонким жемчужно-серым кручёным шёлком "атласным" швом "по форме", без теней, черты ликов – тёмно-синим шёлком. Доличное выполнено золочёным серебром и золотом "в прикреп". Фон полностью зашит волоченным серебром с разноцветными шёлковыми прикрепами. Одежды некоторых святых шиты сканью. На серебряном фоне средника вышит орнамент в виде красных вьющихся стеблей с синими, голубыми и зелёными цветами. Первоначальные жемчужная обнизь и камни на нимбах Богоматери и Младенца и на короне были утрачены и заменены стеклом, металлическим шнуром, битью и блёстками. На подкладке серебряной вязью вышита вкладная надпись: Лета 7134 (1626) г. июля в 28 день сия пелена Пречистые Богородице Владимирские что в серебряном киоте поставил в дом в соборной каменный храм Благовещения Пресвятей Богородицы Пётр Семёнович Строганов а приложили пелену к Пречистей Богородице Мати ево Евдокия Нестеровна да жена ево Матрёна Ивановна дочи Ивановича Пушкина".

Вторая пелена - 1630-х годов – является вкладом в Сольвычегодский Благовещенский собор Андрея Семёновича Строганова и его сына Димитрия. В этот период во главе мастерской стояла жена Андрея Семёновича Татьяна Дмитриевна Жедринская, а после её смерти в 1639 году – её невестка Анна Васильевна, княжна Волконская. Андрей Семёнович в 1642 году принял постриг под именем Авраамия, поэтому описываемую пелену можно датировать не позднее этого года. 

Пелена шита по красному атласу. Личное выполнено плотно кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме", моделировка лика – серовато-коричневым, рисунок – тёмно-вишнёвым. Одежды и нимбы шиты прядёной золотной нитью с шёлковыми прикрепами неярких тонов. На верхней и нижней каймах серебряной вязью шит тропарь празднику Сретения иконы Богоматери Владимирской: "Днесь светло красуется..." На оборотной стороне серебром сделана вкладная надпись: "Пелена Пречистые Богородицы Владимирские положение Андрея Семёновича да Дмитрия Андреевича Строгановых".
 

В мастерской царицы Евдокии Лукьяновны была выполнена пелена "Богоматерь Владимирская, с праздниками" в 1639-1640 г.г. и вложена царём Михаилом Фёдоровичем в Успенский собор Московского Кремля.  Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения Двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора: чудотворному образу XII века, к которой в начале XV века при митрополите Фотии был выполнен золотой оклад с праздниками (греческими мастерами в Москве), и иконе-списку начала XVI века с праздниками и святыми на полях.  Сплошное золотное шитьё пелены имитирует золотой оклад иконы XII века. Но иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников, их расположение на клеймах пелены, восходят к иконе начала XVI века. Вероятно, она могла быть создана для иконы-списка. Эту пелену упоминает в своей книге И. Е. Забелин, ссылаясь на запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 года: "Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Богородицы Владимирские, а около образа Дванадесятные праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали".

В среднике изображены Богоматерь с  Младенцем, сидящим на правой руке Марии, Которая левой рукой прижимает Сына к груди; Он касается ликом Её щеки, обхватив одной рукой шею. На каймах в двенадцати киотчатых клеймах представлены Праздники, с надписями над ними. "Благовещение". На фоне двух архитектурных сооружений, соединённых зубчатой стеной, слева к Богоматери приближается,  благословляя Её, архангел Гавриил; Мария стоит в позе моления на подножии перед скамьёй с подушкой, сверху на Неё нисходит луч. 2) "Рождество Христово". На фоне горок, за которыми видны фигуры ангелов, в пещере изображена полулежащая Богоматерь, перед Ней – ясли с Младенцем, из-за них видна голова тельца, сверху на Младенца нисходит луч; слева над яслями склонились три волхва, справа стоит пастух с овечкой. В нижнем левом углу сидит Иосиф, перед ним стоит пастух с посохом, правее них – служанка с Младенцем на руках пробует рукой воду в купели. 3) "Сретение". На фоне архитектурных сооружений в проёме портала, на подножии престола, стоит Симеон с Младенцем на руках, слева от него – Богоматерь, за ней Анна и Иосиф. 4) "Крещение". В Иордане стоит обнажённый Христос, слева на фоне горок к Нему склоняется Иоанн Предтеча, благословляя Его протянутой рукой; справа на берегу – три ангела. 5) "Воскрешение Лазаря". На фоне горок в пещере стоит закутанный в саван со скрещенными на груди руками Лазарь, под ногами у него – крышка гроба. Слева стоят Христос с протянутой к Лазарю благословляющей рукой и апостолы; К ногам Христа припали Марфа и Мария. 6) "Вход в Иерусалим". В центре изображён Христос, едущий на осле, за Ним идут апостолы. Справа навстречу им из городских ворот выходят люди. Внизу – брошенные одежды, на заднем плане – дерево и гора. 7) "Преображение". На горе Фаворе в ореоле стоит Христос, по сторонам от Него – Илья и Моисей, от фигуры Христа исходит три луча; внизу – коленопреклоненные Иаков, Иоанн и Пётр. 8) "Распятие". В центре изображён распятый на восьмиконечном кресте Христос, по сторонам креста на фоне Иерусалимской стены стоят слева – Богородица и одна из жён-мироносиц, справа – Иоанн и Лонгин Сотник; под крестом – Голгофа с черепом Адама в пещере. 9) "Сошествие во ад". На фоне горок в мандорле на разрушенных вратах ада стоит Христос; Он обернулся к Адаму и выводит его за руку из ада, за Адамом видны Соломон, Давид и другие праотцы с нимбами; справа на коленях стоит Ева, за ней - несколько праотцев без нимбов. 10) "Вознесение". В центре стоит Богоматерь с двумя ангелами, по сторонам на некотором расстоянии – группы апостолов (без нимбов), над ними – Христос в мандорле, возносимой двумя ангелами. 11) "Сошествие Святого Духа на апостолов". В центре в пещере изображён Космос в виде поколенной фигуры старца в короне с перекинутым через вытянутые руки платом; по сторонам на скамьях сидят двенадцать апостолов, сверху на них нисходит Божественный луч, символизирующий присутствие Святого Духа. 12) "Успение". За ложем с лежащей на нём Богоматерью в мандорле стоит Христос с Её душой, над Его головой – херувим; по сторонам гроба – апостолы и два святителя.

Пелена вышита по жёлтой камке. Личное шито серовато-песочным тонко крученым шёлком "атласным" швом "по форме" с оттенениями более тёмным шёлком "в раскол".  В клеймах личное выполнено желтоватым шёлком. Черты ликов и рук, глаза прочерчены тёмно-коричневым. Одежды, архитектура и другие детали шиты прядёными золотными и серебряными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – "ягодка", "двойная ягодка", "клетчатый городок", "черенок", "денежка в четыре клетки", "пёрышки", "клопчик"). Все фоны средника и кайм зашиты прядёной золотной нитью с жёлтой прикрепой. Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Более крупным жемчугом шиты звёзды на очелье и плече Богоматери, узор вьюнка на Её нимбе, монограмма на нимбе Младенца, абрис Их фигур. В узоре нимба Марии – три изумруда в золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три позолоченные крестовидные дробницы с резным чернёным орнаментом  и монограммами. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотная тесьма с геометрическим узором по вишнёвому фону.

Близкой по стилю к предыдущей является пелена "Богоматерь Владимирская" 1650-1660-х годов из собрания Эрмитажа, вышедшая из мастерской Анны Ивановны Строгановой. Она находилась в Тверском музее  до  Великой Отечественной войны, во время которой были утрачены каймы с тропарём и вкладной надписью. В среднике пелены изображена Богоматерь с Младенцем; иконография образа восходит к иконе XII века. Голову Марии украшает пятилучевая корона с крупными "камнями". Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп".

Вкладом патриарха Иосифа в Троице-Сергиев монастырь является пелена "Богоматерь Владимирская" середины XVII века. Выполнена она была в строгановской мастерской. Стилистически, типами ликов пелена очень близка подобным строгановским произведениям, в частности – предыдущей пелене, но отличается материалом и техникой личного шитья.  Пелена шита "по подобию" и "в меру" чудотворной иконе XII века. Образ Богоматери с Младенцем свободно вписан в пространство средника из тёмно-красного атласа. Личное шито очень мелкими стежками светло-коричневым слабокрученым шёлком "атласным" швом "по форме". Тени над верхней и под нижней губой, тонкая тень по овалу лика, тонкие линии подглазий и морщины над бровями, на переносице и в углах глаз выделены более тёмным коричневым шёлком. Рисунок и волосы выполнены тёмно-вишнёвым шёлком. Одежды, нимбы и надписи шиты прядёной золотной и серебряной нитью "в прикреп": "черенок", "клопчик", "клетчатый городок", "денежка с четырёхчастной ягодкой". Чепец Богоматери шит сканью. Контуры и складки одежд выделены рельефным швом "по верёвочке". На мафории Богоматери – на голове и левом плече – нашиты шестиконечные жемчужные звёзды с бирюзой в кастах. На каймах из лилового атласа золотной вязью выложен тропарь: "Днесь светло красуется…"

Также XVII веком датируется пелена "Богоматерь Владимирская", происходящая из московского Вознесенского монастыря. Иконографической особенностью шитого образа Богоматери является расположение Её левой руки, касающейся пальцами рукава одежды Младенца. Пелена, вероятно, предназначалась для почитаемой в Вознесенском монастыре иконы "Богоматерь Владимирская" XVI века, которая стояла в ногах гробницы царевны Татьяны Михайловны, и являлась вкладом княгини Анны Васильевны Трубецкой (1633 год).  Пелене свойственны искусный рисунок и хорошие  пропорции фигур, развитое золотное шитьё, густая многоэтажная  вязь. В XVIII – начале XIX века пелена была "поновлена" темперными красками и творёным золотом.

Изображение на пелене шито по малиновому атласу. Нимб Богоматери, не уместившийся на среднике, наверху срезан. Личное шито песочного цвета шёлком; одежды и нимбы – прядёными серебряными и золотными нитями "в прикреп" ("черенок", "ягодка", "двойная ягодка", "ягодка с крестиком"). Контуры рисунка, складки одежд и другие детали прошиты коричневой нитью. Звёзды на очелье и плече Богоматери, буквы на нимбе Младенца, а также контур всего изображения низаны мелким речным жемчугом. На каймах вязью выложен тропарь праздника Сретения чудотворной иконы "Днесь светло красуется славнейший град Москва…" С трёх сторон к пелене пришиты каймы из шёлковой ткани с чередующимися розовыми и зелёными  полосами,  наверху – тесьма  с  яркими  цветами  по  серебряному фону.

Совершенством исполнения отличается пелена "Богоматерь Владимирская" из коллекции Московского областного краеведческого музея, поступившая туда из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В конце XIX века архимандритами Амфилохием и Леонидом были опубликованы монастырские описи XVII века: 1680 и 1685 г.г.  В них они упоминают о пелене. В Казначейской описи 1666 года о ней не говорится. Следовательно, она появилась в монастыре в 70-х годах XVII века. И Амфилохий, и Леонид называют шитую пелену вкладом царевны Татьяны Михайловны. Вероятно, это была прочно утвердившаяся к XIX веку традиция, так как большинство вкладов в монастырь XVII века – дары царевны, которые славились богатством. Другие приписываемые ей шитые произведения имеют очень мало общего с описываемой пеленой, в частности в исполнении личного. Но несомненно, что вышила её очень талантливая мастерица.

Как знаменщик, так и мастерицы-вышивальщицы стремились создать образ, адекватный величайшей святыне Древней Руси – иконе "Богоматери Владимирской" XII века. Это прослеживается в тщательности и точности следования иконописному оригиналу и касается даже мельчайших деталей. В лике Марии подчёркнуты тонкость и удлинённость каждой черты, в лике Христа – округлость и младенческая мягкость. Точно следуют изображению на иконе крутые завитки волос Младенца, чуть загнутый кончик носа Богородицы, очертания кистей рук. "Прежде всего, тщательность в воспроизведении линейной основы композиции позволяет в шитье приблизится к передаче того невыразимого словами состояния внутренней сосредоточенности, любви и мудрого приятия трагической необходимости, присущих прототипу". 

Особенности шитья обусловлены желанием подражать живописной поверхности иконы. Личное шито очень тонким кручёным шёлком серовато-коричневого тона "по форме" "в раскол". Контуры ликов и рук, брови, глаза, нос и губы очерчены тонкими тёмно-коричневыми линиями; тем же цветом выделены кудри волос Христа, шитых тёмно-жёлтым некручёным шёлком. Объём моделируется при помощи полос, шитых шёлком в разных направлениях: таким образом, обозначены суставы пальцев, ногти на руках Богоматери, обрисованы округлые ступни Младенца. Этот приём для моделировки объёмов сближает пелену с шитьём предыдущего столетия. Для произведений XVII века, как правило, характерна графичность в передаче ликов, чрезмерная подчёркнутость оттенений. Доличное – фон, одежда, нимбы шиты золотными нитями "в прикреп" различными швами: "ягодка", "черенок", "разводная клетка", "клетчатый городок", "клопчик". Шёлковые цветные прикрепы играют активную роль в создании узоров. Нимб Богородицы украшен стилизованным растительным орнаментом.  Изображения на пелене имели раньше жемчужную обнизь и драгоценные камни, а также серебряные с чернением крестообразные пластины с монограммами. Замечательным дополнением к среднику является удивительная по красоте начертания надпись, выполненная сложной вязью,  на тёмно-вишнёвой бархатной кайме. Обилие мелких букв и деталей не создаёт впечатления хаотичности и мелочности. Шита надпись серебряной канителью – одним из излюбленнейших материалов царицыных мастерских XVII века.

Древностью отличается также икона "Богоматерь Феодоровская". Она была создана в 1239 году в период поновления святыни города Владимира по повелению великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича, отца Василия Ярославича Костромского. В XIII веке она почиталась костромскими князьями. В XIV-XVI столетиях находившаяся в Костроме икона "Богоматери Феодоровской" была малоизвестной местночтимой святыней.  В Смутное время в костромской Ипатьевский монастырь удалилась Марфа Ивановна Романова с сыном Михаилом. Когда Михаил был призван на Российский престол, мать благословила его чудотворной Феодоровской иконой. С тех пор она считалась покровительницей царствующего дома Романовых. Отец Михаила – патриарх Филарет в честь этого события установил день празднования иконы 14 марта.

В первой половине XVII века в Ипатьевский монастырь была вложена шитая подвесная пелена "Богоматерь Феодоровская" к чтимому образу. По монастырскому преданию, она была вышита под руководством Марфы Романовой и являлась её  вкладом.  Поясной образ Богоматери с Младенцем вышит в среднике по малиновому атласу.  Пелена отличается тонким рисунком и изящными пропорциями. Личное выполнено серовато-бежевым шёлком "атласным" швом, доличное – серебряными и золотными нитями "в прикреп". На мафории Богородицы – на очелье и плече – вместо традиционных звёзд вышиты ромбики. По кайме из зелёного атласа – в углах – вышиты неизвестные святые.
1630-ми годами датируется другая пелена "Богоматерь Феодоровская", выполненная в мастерской царицы Евдокии Лукьяновны. Она предназначалась, вероятно, для чудотворного списка костромской святыни, который был сделан по заказу матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы для церкви Рождества Богородицы в Московском Кремле. Об этом свидетельствуют близкие размеры пелены и иконы, а также изображение в шитье драгоценного венца и короны. На иконе также был золотой венец, сделанный повелением царя Михаила Фёдоровича.  Несколько отличается от древнего оригинала и кремлёвской иконы-списка расположение ножек Младенца на пелене, а также неточный рисунок в изображении шеи Богородицы и обнимающей Мать руки Младенца. Для царицыных мастерских первой половины XVII века характерно обильное применение в шитье жемчуга и драгоценных камней, а также такие стилевые признаки, как тонкий рисунок и тщательное исполнение, рельефный растительный орнамент на нимбе. Особенностью пелены является тропарь на каймах, посвящённый иконе "Богоматери Смоленской".

Поясное изображение Богоматери  с Младенцем вышито по малиновой камке. Мария склонила голову к Сыну, Он обнимает Её за шею. Правая ручка Младенца покоится на груди Матери. Личное шито тонким кручёным шёлком песочного цвета со светло-коричневыми оттенениями, губы – красным, радужки глаз – жёлтым, черты и абрис ликов и пряди волос Младенца – тёмно-коричневым. Одежды выполнены золотными прядёными нитями с голубой прикрепой у Богоматери и с жёлтой – у Младенца ("черенок", "ягодка", "ягодка с крестиком", "разводная клетка с двойной ягодкой"). На Её нимбе и короне – шитый золотом рельефный узор в виде цветочной гирлянды. По контурам и деталям изображения проложена двойная белая нить под жемчужное низание. Весь фон средника зашит золотной нитью с малозаметной прикрепой швом "разводная клетка".

Образ Божией Матери "Петровская", по преданию написанный митрополитом Московским Петром в 1307 году, когда он был ещё игуменом на Волыни, прославилась чудотворением ещё при его жизни. В 1325 году, при перемещении митрополии из Владимира в Москву икона была перенесена сюда митрополитом Петром и поставлена в Успенский собор. 

В богатых коллекциях Черниговского исторического музея, где хранится двести семьдесят восемь памятников украинского золотного шитья, есть три произведения русских вышивальщиц, одно из которых – пелена "Богоматерь Петровская" начала XVI века. От иконы этого типа её отличают некоторые детали: наклон головы Богородицы, запрокинутая головка Младенца, отсутствие простёртой руки Матери перед Его грудью. Близкой иконографической аналогией шитой пелене можно признать икону "Богоматерь Петровская" XV века, вложенной в Троице-Сергиев монастырь в 1563 году по Елизарии Чеботове.  Размеры иконы и пелены совпадают по ширине, без учёта её позднейшего обрамления. Возможно, они были связаны первоначально. Особенности шитья пелены указывают на её происхождение  из мастерской первой жены московского великого князя Василия III Соломонии Сабуровой. Два черниговских архиерея конца XVII века –  архиепископы Лазарь Баранович и Феодосий Углицкий – поддерживали деятельную связь с Москвой и способствовали получению оттуда вкладов в черниговские монастыри и кафедральный Спасский собор. Вероятно, описываемая пелена появилась в Чернигове в этот период. 

Из-за обрезанных плеч Богоматери и Младенца пелена производит впечатление переделанной из более крупного предмета. Выполненное по тёмно-коричневой камке, изображение было вырезано и нашито на квадратный кусок болотно-зелёного шёлка, обшитого каймой из чёрной ткани. Лики выполнены гладью бежевым шёлком крупными стежками. Тонкими тёмными линиями выделены глаза, брови, нос, подбородок. Глаза шиты тёмно-коричневым шёлком, губы – красным, волосы Младенца и мафорий Богоматери – также коричневым, а выступающий из-под мафория край чепца – голубым. Эта гамма в целом соответствует палитре иконописного изображения, так же как и золотая отделка каймы мафория, ажурные золотые звёзды на челе и на плечах Марии, выделенные золотом ворот Её хитона и одежда Христа.

В собрании Государственного исторического музея в Москве находится пелена "Богоматерь Петровская" 1560-х годов, вышедшая из мастерской княгини Евфросинии Старицкой и вложенная в Кирилло-Белозерский монастырь.  Изображена она в "обратном" переводе. Пелене, как и другим произведениям этой мастерской, свойственен тонкий рисунок, искусное, тщательное шитьё, разнообразие применяемых швов. По кайме красивыми, чередующимися по цвету буквами вышита молитва "Все упование мое к Тебе возлагаю Мати Божия…" Она напоминает о судьбе последних удельных князей Старицких и их окружении. Сын Евфросинии Владимир в 1569 году был обвинён в заговоре и по приказу Ивана IV Грозного казнён вместе с женой и дочерью близ Александровской слободы. В этом же году его мать в последний раз сделала вклад в Кирилло-Белозерский монастырь. Возвращаясь оттуда, княгиня по велению царя была убита. Под каймой в три строки сделана надпись: "Сей образ пелена положение в дом преподобнаго чюдотворца Кирилла княже Андреевы княгини Ивановича послужилицы иноки Марии". Эта "послужилица" Евфросинии Старицкой была боярыня  Марфа Жулебина, близкая родственница опричника Грозного Ивана Яковлевича  Чеботова,  постригшаяся в Горицах с именем Мария. В XIX веке пелена была пришита на бархатную палицу с орнаментальным узором.

В 1314 году епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору была явлена чудотворная икона "Богоматерь Толгская". Посетив монастырь Кирилла Белозерского, святитель спускался вниз по реке Шексне в Волгу к Ярославлю. В том месте, где в Волгу впадает река Толга,  епископ со спутниками остановились на ночлег. Ночью ему было ведение Божией Матери с Младенцем на руках. На следующий день там же была обретена икона. По благословению епископа Трифона на месте явления была построена  церковь и учреждён монастырь во имя Введения Богородицы. 

Изображения "Богоматери Толгской" в шитье встречаются редко. Есть пелена с изображением этого образа в коллекции Московского Кремля. По иконографии и композиции она точно повторяет святыню Толгского монастыря под Ярославлем. Возможно, пелена предназначалась для чтимого списка чудотворного образа. Пелена могла входить в комплекс драгоценного убора иконы "Богоматерь Умиление Толгская" из Архангельского собора Московского Кремля.  Пелена датируется концом XVI – началом XVII века.

Образ вышит по малиновому атласу. Младенец, обхватив ручкой шею Матери, прижимается к Её щеке. Личное шито шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме". Черты ликов, контуры и детали рисунка, волосы Младенца обведены тёмно-коричневой нитью. Одежды и нимбы выполнены золотной прядёной нитью с цветными прикрепами ("ягодка", "двойная ягодка", "ягодка в четыре клетки", "пёрышки"). Нимб Богоматери заходит на верхнюю кайму. На каймах, обрамлённых с двух сторон шитыми "по верёвочке" золотными полосами, прядёным серебром вязью выложен тропарь: "Заступнице христианом непостыдная Ходатаице…"

Икона "Богоматерь Донская" была принесена великому князю Димитрию Иоанновичу прибывшими ему на помощь донскими казаками. В 1380 году, в день Куликовской битвы икону носили среди русских воинов для ободрения. После победы казаки подарили икону великому князю, который перенёс её в Москву и поместил в Успенский собор, а затем в Благовещенский.

В мастерской Анны Ивановны Строгановой в 1661 году была вышита пелена "Богоматерь Донская, с праздниками и избранными святыми". Она предназначалась, вероятно, для одноименной иконы, написанной Истомой Савиным по заказу Андрея Семёновича Строганова, им же украшенной драгоценным окладом.

Образ Богоматери с Младенцем вышит в среднике, на каймах – праздники и святые: "Троица", "Рождество Богоматери", "Введение во храм", "Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Вход в Иерусалим", "Преображение", "Распятие", "Похвала Богородице", "Видение Богоматери Сергию Радонежскому", "Воскресение Христово", "Вознесение", царевич Димитрий, святитель Григорий Богослов, преподобный Кирилл Белозерский, мученица Пелагея, "Успение Богоматери". Личное шито плотно кручёным шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со схематическими тенями тёмно-коричневого тона, свойственными Строгановскому стилю. Доличное и фон выполнены прядёным золотом и серебром "в прикреп". Голову Марии венчает пятилучевая корона "с камнями". Контуры и складки одежд в среднике выделены швом "по веревочке", на каймах – тёмно-коричневым шёлком. На подкладке вышита вкладная надпись: "Лета 7169-го (1661) году марта в 25-й день сия пелена Пречистые Богородице Донские, а вышита по обещанию Димитрия Андреевича и детей его Григория Дмитриевича и Пелагеи Дмитриевны Строгановых".


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру