Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

"Путеводительница"

Возможно, в описанном выше событии могла принимать участие  великая княгиня Мария Борисовна (Тверитянка), первая жена великого князя Ивана III, в мастерской которой была   вышита пелена с образом Богоматери Одигитрии "Смоленской" в среднике и святыми на полях, которая предназначалась для оставленной в 1456 году в Благовещенском соборе древней иконы.28  Она является одной из ранних сохранившихся русских подвесных пелен к иконам, а также интересным историческим памятником.

На среднике по камке песочного цвета вышито поясное изображение Богоматери. Её тёмные глаза задумчиво смотрят поверх головки   Сына, сидящего на Её левой руке, другая рука  прижата к груди. Младенец сидит прямо, держит свиток на коленях; благословляющая правая рука отведена в сторону. Из-под одежды видны ступни Его ножек. Иконографической особенностью данной пелены является синий цвет Его одежд. Л. С. Ретковская считала голубую или зелёную рубашечку Младенца отличительным признаком типа "Одигитрия Смоленская".29 Но синий или зелено-голубой хитон Младенца встречается и на иконах другого типа.30

На широких каймах из синей камки вышиты тринадцать поясных фигур. На верхней кайме – Спас с закрытым Евангелием, по сторонам от Него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенном предстоянии, архангелы Михаил и Гавриил. На боковых каймах изображены покровители Москвы и великокняжеского дома митрополиты Пётр и Алексий, а также апостолы Пётр и Павел; на нижней кайме - патрональные святые Ивана III (Иоанн Златоуст) и отца Марии – тверского князя Бориса Александровича (князь-мученик Борис). Рядом с Борисом его брат Глеб и креститель Руси – князь Владимир. Киевский князь Владимир Святославович в это время ещё не был канонизирован (это произошло лишь в 1635 году). Местное почитание Владимира было установлено в Новгороде вскоре после 1240 года в связи с победой Александра Невского над шведами в день его памяти. В Москве изображения князя Владимира и посвящённые ему церкви известны только с начала  XVI века.31 Исключение составляет поясное изображение на воздухе  1389 года тверской княжны Марии Александровны, жены московского князя Симеона Гордого. По-видимому, культ Владимира пришёл в Тверь раньше, чем в Москву. На голове Владимира – корона. Отсутствие  патронального святого великого князя Василия II, отца Ивана III, свидетельствует, что пелена выполнена после его смерти (1462) и до кончины самой княгини в 1467 году. 

Лик Марии шит тонким малокрученым шёлком песочного цвета швами "атласным" и "в раскол" "по форме". Лики остальных персонажей выполнены более упрощённо "атласным" швом в одном направлении. Тем же швом разноцветными шелками шиты одежды. На Богоматери – коричневый мафорий, синие чепец и гиматий. На Младенце гиматий и хитон слились в единое ярко-синее одеяние. В одеждах святых на каймах сочетаются шелка коричневый с песочным и жёлтым (Иоанн Предтеча, Иоанн Златоуст, апостол Пётр, митрополиты), коричневый со светло-зелёным (Спас, апостол Павел), светло-зелёный с алым (архангелы и князья). Отдельные детали (звёзды, кресты, каймы одежд, клобуки, орнамент на одежде князей), а также нимбы вышиты прядёным золотом простым швом. Золотной же нитью обведены складки одежд и контуры фигур.

Пелена привлекает внимание тонким рисунком и гармоничным цветовым решением. Здесь отсутствует строгость и торжественность в передаче облика Богородицы, обычно присущие образам типа "Одигитрия".  Марии придана мягкость, нежность, а в чертах Её лика (характерные формы носа и губ, округлость щёк) угадываются черты славянки. Фигура Её несколько широка и контрастирует с необычайно маленькой фигуркой Младенца.

Вышитая "по повелению", а возможно, руками самой великой княгини Марии Борисовны, пелена эта является интереснейшим свидетельством своей эпохи. В её идейном и художественном замысле гармонично сочетались московские и новгородско-тверские традиции, что было характерно для времени сложения общенациональной русской культуры.

Первой половиной XVI века датируется пелена Богоматерь Одигитрии "Смоленская" кремлёвского собрания, происходящая из суздальского Покровского монастыря. На время её создания указывают художественные и технологические признаки: тонкий рисунок ликов и рук, отсутствие в них оттенений, небольшой набор золотных швов, использование шёлкового шитья в одеждах. Подобный узор на каймах встречается на нескольких пеленах из Суздаля. Иконография традиционна для данного типа.

Изображение Богоматери с Младенцем вышито на красном шёлке, который просвечивает сквозь утраты шитья в личном. Личное шито некручёным тонким шёлком серовато-песочного цвета плотно "в раскол" "по форме" без оттенений. Черты ликов прочерчены коричневым цветом, зрачки глаз – жёлтые. Чепец у Марии и рубашка Христа шиты  голубым шёлком "в раскол", Мафорий Богоматери – сканым золотом с малиновыми прикрепами.  Каймы на Её плечах выполнены песочным шёлком "в раскол", с золотой бахромой; квадрат на очелье и круг на плече – прядёным золотом. Прядёной же золотной  и серебряной нитью с тонкой прикрепой шиты гиматий Младенца, свиток на Его колене, зарукавья, нимбы швами "ягодка с одним стежком", "ягодка", "денежка". На нимбе Богоматери – синее просверленное стекло. Складки прошиты двойной серебряной "верёвочкой". Контуры изображения обведены настилом из белой нити под жемчужную обнизь. Фон средника сплошь зашит прядёным серебром с тонкой однотонной прикрепой простым швом. На фоне белью выложены монограммы. На каймах по тёмно-фиолетовому бархату настилом выложен узор в виде соединяющихся углами ромбов с завитками и включённых в них серебряных позолоченных дробниц разных типов (гладких и с тиснением).

В Русском Музее хранится три пелены с образом "Смоленской" Божией Матери.32 Происхождение двух не установлено, третья - из московской мастерской. Эта пелена XVI века имеет небольшой размер, она вставлена в раму, украшенную басмой. Образ Богоматери с Младенцем вышит по ярко-малиновому атласу. Лики выполнены желтоватым шёлком "атласным швом" "по форме", без теней; одежды – золотными и серебряными нитями "в прикреп". Орнамент на нимбе Марии шит "по настилу".

Из Патриаршей ризницы в 1920 году в собрание Кремля поступила пелена, которая была обозначена  "Богоматерью Одигитрией" работы московской мастерской конца XVI века. Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца позволяет определить её как "Смоленскую", что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме пелены. Её иконография следует традиции. Лики Марии и Христа – своеобразные, с тонкими бровями, набухшими веками, складками под глазами, абрисом, подчёркнутым линией, идущей от верхнего века; у Младенца – необычно высокий лоб. Личное шито слабокрученым шёлком песочного цвета "в раскол" "по форме" с небольшими сероватыми оттенениями. Черты ликов, волосы Младенца, складки одежд и другие детали прошиты тёмно-коричневым. Мафорий Марии и гиматий Христа шиты прядёным золотом с тонкой красной прикрепой швом "черенок", нимбы – швами "ягодка" и "двойная ягодка",  хитоны -  сканым серебром с голубым шёлком, свиток и монограммы на фоне – серебряной прядёной нитью. На каймах из коричневой камки вязью выложен тропарь "К Богородице прилежно ныне притецем…"

От XVII века в кремлёвской коллекции имеется пелена "Одигитрия Смоленская", вложенная в Вознесенский монастырь. Впервые она упоминается А. Пшеничниковым: "Форма шитья и слог тропарей, взятых из старопечатных церковных книг, достаточно показывают происхождение её не позднее 17 века".33 Небольшой набор золотных швов, выполненных частично шёлковыми нитями, отсутствие детализации в одеждах, умеренное оттенение в ликах, примитивность черт лика Младенца с оттопыренными круглыми ушками и выпученные глаза Марии и при этом правильные пропорции фигур, тонкие пальцы рук свидетельствуют, что произведение выполнено по прориси хорошего художника, скорее всего в провинциальной мастерской. Особенностью изображения является одежда Младенца, составляющая единое, перетянутое поясом одеяние, вместо хитона и гиматия. Полностью повторяя иконографию пелены XV века, описываемая пелена следует и этой её детали, но одежда Младенца шита не синим шёлком, а прядёным золотом. Складки на одеждах не обозначены. Личное шито тонким слабокрученым шёлком песочного цвета "атласным" швом с более тёмными оттенениями. Черты  ликов, контуры рук, очелье и ворот у Богоматери шиты тёмно-коричневым шёлком; волосы Младенца с тонкими прядями на лбу и висках, брови и глаза – тёмно-зелёным. Тонкой красной полоской прочерчены губы. Мафорий Марии выполнен толстыми кручёными шёлковыми нитями песочного цвета золотным швом ("двойная ягодка") с коричневой прикрепой, хитон – синим шёлком с песочной прикрепой ("черенок"), каймы мафория, а также нимбы, - прядёным золотом. На зарукавьях Богоматери и на нимбах синелью вышиты цветные камни, а рельефными золотными нитями – звёзды на очелье и плече Марии и монограммы на фоне. Внизу под изображением по фону чёрным шёлком сделана надпись: "Сия пелена дана в дом Вознесения христова". На каймах малинового атласа вязью идёт тропарь к "Смоленской" иконе.

Интересный памятник провинциального шитья хранится в Муромском музее. Вкладная надпись, сделанная на нижнем поле между изображениями святых, гласит: "Сию пелену приложил Абрам Семенов сын Черкасов". Даты вклада нет, как и не указано его место. По всей вероятности, это местная работа, свидетельством чему служит имя вкладчика – известного муромского купца гостиной сотни Абрама Черкасова. Он, его братья и отец были ктиторами муромского девичьего Воскресенского монастыря. Род их значится в синодиках муромских церквей и монастырей и в других документах.34 На их основании О. А. Сухова датирует пелену 1650-1660-ми годами. На среднике её изображена Богоматерь типа "Смоленская". Вверху в полукруге – "Ветхозаветная Троица", рядом – поясные архангелы Михаил и Гавриил, и апостолы Пётр и Павел. Слева и справа на каймах – Никола, Иоанн-Богослов, св. князь Фёдор, Алексей человек Божий, князь Пётр, мученик Никита, княгиня Феврония, Иоанн Юродивый. На нижней кайме – князь Владимир, Мария Магдалина, Тихон, Феодосия девица и Авраамий Затворник. Большинство из перечисленных святых соименны членам рода Черкасовых. 

Общий рисунок пелены достаточно примитивный. Черты ликов некрасивы, с носиками "туфелькой". Личное шито "атласным" швом мелкими и плотными стежками шёлком песочного цвета; черты ликов и контуры обозначены коричневым кручёным шёлком, часть – чёрным. Доличное исполнено прядёным золотом и серебром с цветными прикрепами. Основные швы – "черенок с ягодкой", "ягодка", "денежка", "косой ряд", "разводная клетка", "клетчатый городок".

В собрании Муромского музея находится ещё одна пелена (средник) "Богоматерь Одигитрия" XVII века, происходящая  из Воскресенского девичьего монастыря. Она более тонкого и правильного рисунка, шитьё также несколько другого качества. Личное исполнено "в раскол" шёлком телесного цвета.

Из Успенского собора Великого Устюга происходит пелена "Одигитрия Смоленская", хранящаяся в местном историко-архитектурном музее-заповеднике.35 Она была вложена в собор Строгановыми в 1670-х годах. На её боковых каймах в нижней части вышиты стоящие вполоборота в рост святитель Стефан Великопермский и преподобная Ксения, а также тропарь "Богоматери Смоленской".

Явление чудотворной иконы Богоматери "Одигитрии Тихвинской" на Руси относится к 1383 году, и память об этом некоторое время сохранялась в устных преданиях, в которых повествовалось, что икона была писана святым евангелистом Лукой и послана им вместе с Евангелием и книгой Деяний апостольских в Антиохию к тогдашнему правителю Феофилу, принявшему крещение. После его смерти икона была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке Евдокией, супругой греческого царя Феодосия Младшего, в Константинополь, где для неё был воздвигнут храм, получивший название Влахернский.  Здесь она пребывала несколько столетий, пока не начались гонения иконоборцами. Икона была спрятана в обители Пантокатора и по прекращении гонений  возвращена во Влахернский храм. Во дни великого князя Димитрия Иоанновича Донского Влахернская икона Богородицы с Младенцем скрылась из Константинополя, за 70 лет до его падения, в царствование Иоанна Палеолога и явилась над водами Ладожского озера в городе Тихвине при реке Тихвинке. На том месте, где остановилась икона, устроен был деревянный храм во имя Успения Божией Матери, а позже основан мужской монастырь.36  

Возникновение литературной обработки "Сказания о Тихвинской Одигитрии" относится к концу XV века.37 К первой половине XV века относится икона-список пядничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.38  Но более известными списки иконы становятся в начале следующего столетия, в том числе со святыми на полях и с житием Богородицы, а позднее – и с чудесами от Тихвинской святыни. Параллельно появляются и шитые пелены, приложенные к ней, а также к её чтимым спискам.

Самая ранняя из сохранившихся пелен с изображением Богоматери Тихвинской, в собрании Русского музея, отнесена Л. Д. Лихачёвой ко второй половине XV века.39 Шитьё отличается прекрасным рисунком, изысканными пропорциями фигур и очень тактичным применением металлических нитей, тонко соотносимых с серебристым и бардовым тонами одежды Богоматери. Вышивальщицы точно следовали иконописному оригиналу. Отмеченные черты указывают на элитарную мастерскую, из которой вышла подвесная пелена. В стилистическом отношении наиболее близкие параллели давали произведения великокняжеской мастерской времени жены Василия III Соломонии. При них строится каменная церковь в Тихвине.40 Изображение вышито по голубой камке золотными и серебряными нитями "в прикреп" и шёлковыми нитями "в раскол". Лики и руки выполнены шёлком телесного цвета "по форме", без притенений, с применением выразительной контурной линии. Шитьё вырезано по контуру и переложено на тонированный холст.

К московскому искусству первой половины XVI столетия относится небольшая пелена из Русского музея "Богоматерь Тихвинская", сохранившаяся во фрагментарном состоянии. Пелена шита в мастерской Марии Васильевны Пенковой, сестры Елены Глинской. Боярин князь Иван Данилович Пенков был внуком последнего владетельного князя Ярославского, а княгиня Мария, рождённая княжна Глинская, приходилась родной тёткой царю Ивану IV Грозному. В летописи под 1535 годом записано: "Тоя  же осени пожаловал князь велики князя Ивана Пенкова, дал за него своякиню свою княжну Марию".41 Стиль шитья в целом схож с предыдущей пеленой, но манера исполнения иная, столь же индивидуальная.  Она отличается тонким рисунком и высоким уровнем техники исполнения.

Фоном для изображения служит жёлтая итальянская камка с крупными цветами (куфтерь). Шитьё выполнено шёлковыми нитями "в раскол", золотными и серебряными нитями "в прикреп". На Богоматери коричнево-малиновый мафорий и голубой чепец; одежда Младенца шита золотной нитью. Лики и руки без притенений, тонко прорисованы контурной линией по шитью телесного цвета. В овальных небольших клеймах на фоне монограммы Богоматери и Христа. Под изображением серебряной нитью выложена надпись: "Приложила сию жена Ивана Даниловича Пенкова княгиня Марья".

Несколько шитых пелен с изображением "Богоматери Тихвинской" происходит из церковных ризниц Ростова. Наиболее ранней среди них является небольшая пелена, предположительно, XVI века. На это указывает типологический характер пелены с кистями, как и применяемые стежки, которыми шиты одежды и нимбы. Вероятно, она была выполнена в провинциальной мастерской вышивальщицей не слишком высокого профессионального уровня. Рисунок её несколько уплощённый, лики изображений шиты светло-коричневым золотистым шёлком гладью "по форме". Зеленоватый атласный фон, как и кайма жёлтого атласа с вышитой по ней текстом кондака акафиста ("О всепетая Мати…"), возможно, являются следствием поновления второй половины XVII века. Либо архаизирующее изображение принадлежит этому времени.

В древнехранилище Новгородского музея из Дымского монастыря в 1913 году поступила пелена "Богоматерь Тихвинская". Изображение было вышито по малиновой камке, которая сохранилась только под шитьём, и переложено на новый фон современными реставраторами в 1975-1978 годах.42 Личное выполнено  "в  раскол" "по форме", без притенений. Контуры вышиты коричневым шёлком, разделка одежд Христа – жёлтым.

Из Покровского Суздальского монастыря происходит пелена "Богоматерь Тихвинская" второй половины XVI века, хранящаяся ныне в Московском Кремле. В. Т. Георгиевский ошибочно называл её "Грузинской", отмечая, что "пелена представляет собой образчик тонкого миниатюрного шитья, выполненного и со стороны художественной и технической чрезвычайно тщательно".43 Литургическая надпись, исполненная узорной вязью, отличается чёткостью и монументальностью и свидетельствует о профессиональном каллиграфе. Рисунок лика Марии с большими глазами и чётко прорисованными чертами, узор нимба, набор золотных швов, зашитый серебром фон имеют аналогии на других пеленах из Суздаля. Вероятно, первоначально её средник, как и на остальных пеленах, окружала кайма с узором, низанным жемчугом. Увеличение средника и добавление кайм с надписью из стихиры Одигитрии, возможно, первоначально принадлежавших другой пелене, могло быть связано с перемещением пелены к иконе большего размера.

Изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновой камке. Правая рука Её прижата к груди, голова повёрнута к Младенцу. Христос изображён в трёхчетвертном повороте, с поднятой к Марии головой и повёрнутой к нам правой стопой. Одной рукой Он держит свёрнутый свиток, другой благословляет. Личное шито некрученым шёлком песочного цвета плотным швом "в раскол" с небольшими оттенениями светло-коричневым. Чепец и хитон Богоматери выполнены сканым золотом с голубым шёлком, мафорий Марии и одежды Христа – прядёным золотом с вишнёвой и темно-коричневой прикрепой (швы – "черенок" и "ягодка"), нимбы – прядёным золотом простым швом. На нимбе Богоматери золотной рельефной "верёвочкой" выложен узор в виде вьюнка. По контурам фигур, складкам одежд и монограммам положен настил из белых нитей, предназначавшийся под жемчужное низание. Средник наложен на турецкий золотный атлас с крупным растительным узором. К этой ткани пришиты полосы также из турецкого атласа с другим рисунком. Пелену обрамляют широкие каймы со стихирой.

Другая пелена из Московского Кремля относится к московской школе конца XVI - начала XVII века. Ближайшая иконографическая аналогия этой пелене – икона "Богоматерь Тихвинская" третьей четверти XVI века, вставленная в раму с клеймами сказания, из Благовещенского собора Московского Кремля.44 О времени и месте создания подвесной пелены свидетельствуют тонкий рисунок удлинённых фигур, одежды с проработанными складками, изящный очерк рук, лик Марии с большими глазами, тщательность шитья с малым оттенением в личном. Иконография пелены традиционна. Лики шиты некрученым золотисто-песочным шёлком "в раскол", волнистые волосы Младенца и радужки глаз – красно-коричневым шёлком. Черты ликов, контуры и детали рисунка отмечены чёрной нитью. Нимбы и одежды выполнены прядёными золотными и серебряными нитями с красно-коричневой, голубой и жёлтой прикрепой ("ягодка", "черенок", "рядки"). На фоне серебряной нитью вышиты монограммы. По кайме из той же малиновой камки, что и средник, выложен тропарь праздника иконы Богоматери "Смоленской".
                                            
В музее-заповеднике "Ростовский Кремль" хранится пелена "Богоматерь Тихвинская", являющаяся произведением одной из лучших московских мастерских второй половины XVII века, работавшей в традициях годуновского времени. Она была зафиксирована в начале 1900-х годов в ростовском Успенском соборе "на втором от входа левом столбе с восточной стороны".45 Фоном пелены служит красный атлас. Она отличается хорошим рисунком и тщательным шитьём ликов и рук, а также ступней ног младенца шёлком телесного цвета "по форме", без теней, с тонкой контурной линией. Одежды и нимбы сплошь зашиты металлическими нитями "в прикреп" различными стежками. По кайме серебряной нитью вязью выложен текст тропаря "Днесь светло красуеться всея вселенныя царие и князии, святителе и священницы и иноки и все множество народа, радостно празднующе Твоего истинного образа явление, Царице Богородице…", с благодарностью за избавление царствующего града Москвы. Речь идёт о Смутном времени.

В 1921 году в ростовский музей из местного Рождественского женского монастыря поступила подвесная пелена "Богоматерь Тихвинская". В монастыре в Рождественском храме находился образ Богоматери Тихвинской, почитаемый как чудотворный, датированный 1684 годом, украшенный серебряной ризой с камнями и жемчужной обнизью. Однако, в монастыре были убеждены, что икона "писана даже самим святым Феодором, первым архиепископом Ростовским", то есть около 1390-1395 годов.46 Именно к нему была привешена описываемая пелена, относящаяся примерно к тому же самому времени, на что указывает её близкое стилистическое сходство с произведениями, вышедшими из московской светлицы Акилины Бутурлиной.47 Изображение шито по красному атласу шёлковыми, золотными и серебряными нитями. По описи начала XX века, "нимбы, убрус Богоматери, Ея рукав и свиток в руках Младенца низаны жемчугом; прочие прориси обшиты кручёной серебряной ниткой", "звёзды на лбу и плече имеют в середине по небольшому бирюзовому камешку и шиты мелким жемчугом".48 Кайма пелены из зелёного атласа, по ней крупной вязью золотной нитью шит текст тропаря "Днесь яко солнце пресветло…" Лики и руки вышиты светло-песочным некрученым шёлком "в раскол", все контуры и черты выделены тёмно-коричневой нитью, которой вышиты и волосы Младенца.

Из Ростова происходит и пелена, находившаяся ранее в собрании П. Д. Корина, теперь входящая в состав коллекции Государственной Третьяковской галереи.49 По стилю и технике исполнения её можно отнести к произведениям московской школы 2-й половины XVII века. Личное шито шёлком "по форме", одежды, нимбы и фон – золотной нитью различными швами "в прикреп". Контуры рисунка, надписи и орнаменты шиты серебром. По широкой жёлтой шёлковой кайме плотной вязью исполнены литургические тексты и памятная надпись внизу.

Икона Божией Матери "Одигитрия Казанская" является списком с чтимого образа царьградского Влахернского монастыря. Она была явлена в 1579 году в Казани после пожара, уничтожившего часть города. На том месте, где начался пожар, стоял дом стрельца, девятилетней дочери которого явилась во сне Богородица и указала ей на пепелище сгоревшего дома, под которым скрылась Её икона. Сначала рассказу девочки Матроны никто не поверил, но после третьего видения её мать и она взяли заступ и стали рыть землю на указанном месте. И ими была обретена икона Богоматери с Младенцем. К ней немедленно устремилось множество народа, вслед за этим последовали и чудеса от явленной иконы. О происшедшем доложили царю Ивану IV Васильевичу, который приказал на месте обретения святыни построить храм во имя неё и устроить женский монастырь. Матрона приняла постриг с именем Мавры, а впоследствии стала первой настоятельницей этого монастыря.50 Известно множество списков почитаемого образа.

Шитые подвесные пелены к Казанской иконе и её спискам появляются вскоре после её обретения, и были они многочисленны. Распространению их, возможно, способствовало чудо, которое произошло от пелены у явленного образа: слепой инок Иосиф после окропления его святой водой отёрся пеленой и получил исцеление.51

Древнейшая пелена с образом "Богоматери Казанской" происходит из Казанского девичьего монастыря, где хранилась обретённая святыня. Сейчас она находится в музее Татарстана и является значительным памятником коллекции.52 Вероятно, она была создана в Казани в конце XVI века и предназначалась для чудотворной иконы. Образ на пелене очень выразителен. Огромные скорбные глаза Марии устремлены в пространство. Фон средника пелены из светло-зелёной тафты, каймы – из малинового шёлка. Нимб Богоматери выходит за приделы средника. Личное шито некручёным шёлком "в раскол". Коричневым шёлком оттенён абрис ликов, глаза, тени на верхней губе и подбородке. Одежды Богоматери выполнены кручёным шёлком, складки и кайма мафория выделены золотной нитью, у Младенца – прядёным золотом "в прикреп". На каймах "по верёвочке" серебряной нитью шит тропарь: "Заступи милосердная Мати Бога Всевышняго за всех молиша Сына Твоего Христа Бога нашего всем".

В собрании Русского музея хранится пять пелен с изображением "Богоматери Казанской". Три из них также датируются  концом XVI века.

Первая пелена поступила в музей в 1930 году из Фонтанного дома Шереметевых. Она шита по тёмно-красному атласу и имеет кисти. Шитьё выполнено преимущественно золотными и серебряными нитями "в прикреп". Лики шиты песочного цвета шёлком атласным швом "по форме", с тенями. На мафории Богоматери – две розетки, украшенные жемчугом, изумрудом и бирюзой. Буквы на нимбе Младенца также выложены жемчугом.

Вторая пелена происходит из коллекции Н. Л. Шабельской. Помимо Богоматери с Младенцем на ней изображены два неизвестных святых. Фоном служил тёмно-красный шёлк, сохранившийся только под изображениями. Фрагменты были вырезаны и наложены на новый холст. Шитьё выполнено в основном сканью "в прикреп". Лики шиты шёлком телесного цвета "по форме", без теней.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру