Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»

"Путеводительница"

Третья пелена "Богоматерь Казанская" с Гурием и Варсонофием Казанскими на полях поступила в 1938 году из музея Штиглица. Шитьё выполнено по красному атласу серебряными нитями "в прикреп" и шелками атласным швом. Лики шиты желтоватого цвета шёлком "по форме", без теней. Орнамент на нимбе Марии шит высоким швом по настилу.

От начала XVII века в Русском музее находится пелена, полученная также из собрания Н. Л. Шабельской. Её средник шит по красному атласу преимущественно золотными и серебряными  нитями "в прикреп", кайма – по зелёному. Лики выполнены сероватым шёлком "в раскол" "по форме", с небольшими притенениями, их черты обозначены тёмно-коричневым. Контуры фигур обнизаны жемчугом.

В Москве почиталась икона-список, принесённая сюда с казанским ополчением. Этот образ прославился чудотворением в 1611 году. Весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского освободили с ним Москву от польско-литовской интервенции. Московская "Казанская" с 1636 года находилась в соборе, названном в её честь.

Пелена из собрания Московского Кремля похожа на древнейшее шитое изображение типом лика Богоматери с крупными глазами, но отличается по рисунку: более короткая шея Марии, линия плеч более длинная и пологая, иное положение рук Христа, другие размеры пелены. Эти особенности характерны для живописных и шитых образов Богоматери "Казанской" более позднего времени. Кремлёвская пелена датируется 1630-ми годами. В рисунке это проявляется в овальном лике Богоматери с коротким мягким носом, пухлыми губами и большими глазами под тонкими круглыми бровями, и в лике Младенца с резко очерченным подбородком.

Оплечное изображение Богоматери с Младенцем вышито по малиновому атласу. Голова Марии чуть склонена к благословляющему Христу. Правое плечо Богородицы срезано по вертикали. Личное шито кручёным песочного цвета шёлком "атласным" швом "по форме". Тонкой коричневой нитью обозначены черты ликов, каплевидная тень под носом Марии, тень в виде "ласточкиного хвоста" на Её подбородке, а также ложбинки на шее. Одежды и нимбы шиты золотными  и серебряными нитями с цветными малозаметными прикрепами ("ягодка", "черенок", "ягодка с крестиком", "разводная клетка"), складки прошиты коричневой нитью. По контурам нимбов, воротам, на очелье и плече Богоматери и на груди Младенца пришиты серебряные круглые пластинки. Край очелья Марии обнизан мелким жемчугом. На фоне серебром рельефно узорными буквами вышиты монограммы. На кайме, по углам которой  из серебряных нитей рельефно вышиты розетки, прядёной серебряной нитью вязью выложено песнопение из литургии Василия Великого "О тебе радуется Обрадованная вся тварь…"

Из Строгановских мастерских происходит несколько шитых подвесных пелен к образу "Богоматери Казанской". Строгановы обосновались в Казани в 50-х или в самом начале 60-х годов. Но особое значение для них этот город приобретает в XVII веке. За заслуги в борьбе против польско-литовской интервенции в Смутное время и за поддержку новой династии Андрей и Пётр Семёновичи получают по грамоте 1614 года огромные территории в Казанском уезде. Казань в это время была важнейшим культурным и религиозным центром.53

В Пермской государственной художественной галерее хранится пелена, поступившая из усольского Спасо-Преображенского собора. Она была вышита в 1630-1640-х годах, когда во главе мастерской стояла сначала жена Андрея Петровича Строганова – Татьяна Дмитриевна Жедринская, а затем её невестка, жена сына Дмитрия, Анна Васильевна, урождённая княжна Волконская. Фон средника пелены зашит серебряным клетчатым "городком" по красной объяри, фон каймы – бледно-зелёный атлас. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме". Лики промоделированы серовато-коричневым шёлком, рисунок одежд – тёмно-вишнёвым. Нимбы и одежды зашиты  прядёным золотом и серебром с шёлковыми прикрепами.

Следующая пелена – из Сольвычегодского историко-художественного музея – датируется серединой XVII века, и происходит из местного Благовещенского собора. Вероятно, эта пелена и две следующие были исполнены при Анне Ивановне Строгановой, когда мастерская, как уже упоминалось, отличалась особой плодовитостью. Голову Богоматери на описываемой пелене венчает корона. Личное шито кручёным шёлком телесного цвета "атласным" швом "по форме", тени шёлком светло- коричневого тона. Доличное шито прядёным золотом и серебром "в прикреп". Средник зашит золотными нитями. По кайме из красной тафты прядёным золотом выложен кондак "Притецем людие к тихому сему и доброму пристанищу…"

Самая поздняя пелена "Богоматерь Казанская" из собрания Русского музея – работа Строгановской мастерской. Фон средника пелены полностью зашит золотной нитью по красному шёлку. Личное шито плотно крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" со светло-коричневыми тенями, доличное – прядёным золотом и серебром "в прикреп". Контуры и складки одежд выложены рельефно серебром швом "по верёвочке". На короне и нимбе Богоматери, а также в розетках на мафории – металлические касты со стёклами и бирюзой. По каймам из зелёного шёлка шит тропарь "Заступнице усердная Мати Бога Вышняго…"

К тому же времени относится пелена из музея республики Татарстан. Стилистически она близка двум предыдущим, что подтверждает их происхождение из одной мастерской. Личное шито крученым шёлком светло-серого цвета "атласным" швом "по форме" с тенями светло-коричневого тона. Доличное и фон – прядёным золотом и серебром "в прикреп" различными швами.  Контур фигуры Богоматери и нимбы выделены серебром высоким швом "по верёвочке". На каймах из камки брусничного цвета серебром вышита вязь тропаря "Заступнице усердная…"

В Новгородском музее находится пелена "Богоматерь Казанская" XVII века, происходящая из Введенского монастыря города Тихвина. Фоном служит голубая камка и коричневая крашенина в шитье личного. Личное выполнено "атласным" швом "по форме", по коричневой крашенине, оставленной незашитой в местах притенений. Нимбы шиты прядёными золотными и серебряными нитями "в прикреп" швами "ягодка" (Младенец), "клетчатый городок" (Богородица). Контуры, надписи, разделки складок одежд Христа и звёзды мафория Марии шиты золотными и серебряными нитями рельефно, по настилу.

 Из Спасо-Преображенского собора Усолья, основанного в 1606 году, происходит пелена "Богоматерь Одигитрия" первой четверти XVII века. С середины XVII века за  этим иконографическим изводом закрепляется название "Одигитрии Седмиезерской" ("Седмиезерной") по монастырю под Казанью, основанному на месте черемисского урочища монахом Евфимием, пришедшим из Устюга Великого в 1615 году и через 12 лет взятым в Казань в архиерейский дом для службы. Из Казани Евфимий отправил в основанную им пустынь икону "Одигитрия Смоленская". Прославилась эта икона в 1654 году во время "морового поветрия", когда она была  перенесена в Казань, где оставалась в кафедральном соборе до 1655 года. Икону приносили при повторении чумы в 1656 и 1657 г.г. Поветрие прекратилось, и в Седмиезерской пустыни был построен храм Смоленской Богоматери и установлен праздник 25 июня в память исцеления от чумы.54

Пелену можно сравнить с иконой "Одигитрия" типа "Седмиезерская" 1606 года из Сольвычегодского Борисоглебского монастыря.55 Рисунок пелены и иконы имеют много общего. Близки пропорции фигур Богоматери; контур, очерчивающий Её большую округлую голову, резко переходит к плечу. Рот и глаза пишутся плавно, без острых внутренних углов, веки тяжёлые, чуть припухшие, дуги бровей длинные и тонкие. Аналогичны кисть благословляющей руки Богоматери, рисунок пальцев и ладони. Та же система складок на мафории. Звезда на нём тоже имеет форму круглого клейма-розетки. Заметные отличия характерны для фигуры Христа. Пелену отличает большая репрезентативность, царственность образа Христа, меньшая лиричность лика Богоматери. При этом  икона – монументальный чиновой образ, а пелена имеет небольшие  размеры. Икона по стилю относится к XVI – началу XVII века, пелена – характерное произведение XVII столетия.

Документальные источники дают сведения о передаче икон из Сольвычегодского Благовещенского собора в Пермь.56 В Писцовой книге 1625 года упоминается новая пелена у местной иконы "Одигитрии": "пелена камчата на ней вышит образ пречистые Богородицы Одигитрие". О ней говорится в Писцовой книге 1645 года и 1678-1682 гг. Но в Благовещенском соборе начала XX века этой пелены не было.57 А. В. Силкин сделал предположение, что пелена, описание которой в Писцовых книгах Сольвычегодска XVII века соответствует пермской пелене, могла быть передана в Усолье.

Описываемая пелена является произведением мастерской Евдокии Нестеровны, урождённой Лачиновой, жены Семёна Аникиевича Строганова. Её фоном служит красная камка. Личное шито очень тонким кручёным шёлком тёмно-телесного цвета "атласным" швом "по форме", глаза – серым, тёмно-вишнёвым и чёрным шёлком. Тонкие линии моделировки вокруг глаз и по овалу ликов, а также тени у рта – шёлком цвета более тёмного, чем основной. Одежды, нимбы, и растительные орнаменты на каймах шиты прядёной золотной нитью с неяркой шёлковой прикрепой. Контуры и складки одежд отмечены чёрной нитью. В среднике прядёным серебром выложены монограммы Христа и Марии, а также надпись "Одигитрия", на каймах – вязь тропаря молебного канона "К Богородице прилежно ныне притецем…"

Существовали обратные переводы Богоматери "Одигитрия" - с Младенцем, сидящим на правой руке. При этом иконописцам приходилось менять положение рук Младенца и Его фигуры, так как в типе "Одигитрия" правая рука Христа, обычно вытянутая в сторону, благословляет. При обратном переводе подобное положение неестественно: левая рука не может благословлять. Известно достаточно много видов обратной "Одигитрии".58

В образе "Одигитрия Иерусалимская" Младенец обращён и фигурой и лицом к Богородице, подняв к Ней голову. В левой руке Он держит на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. Мария склоняет голову к Сыну и смотрит на Него, слегка прижимая левую руку к груди. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой в 15 лето по Вознесении Господнем. В 453 году она была перенесена греческим царём Львом Великим из Иерусалима в Царьград и поставлена в храм Богородицы Пигии.  После победы над скифами икону переместили во Влахернскую церковь. В 988 году царь Лев VI Философ принёс её в дар великому князю Владимиру, после того, как он покорил город Корсунь и крестился в нём. Владимир даровал святыню новгородцам после обращении их в христианство. Икона оставалась в Новгородском Софийском соборе до покорения города Иваном IV Грозным. В 1571 году он перенёс её в Московский Успенский собор.59

В ризнице Троице-Сергиевой лавры находится пелена "Богоматерь Иерусалимская". Характер шитья центральной композиции позволяет отнести её ко второй половине XVI века. На среднике из красного атласа вышито изображение Богоматери, держащей Младенца на правой руке. Личное шито телесного цвета шёлком, с тенями. Одежды выполнены прядёным золотом "в прикреп". Надписи низаны жемчугом. Орнаментальная кайма шита по чёрному бархату прядёным золотом и серебром, её стилизованный узор растительного характера – вьющийся стебель, составленный из цепочки овалов.

Близок  по композиции к "Иерусалимской" образ Богоматери "Одигитрия Гребневская". Её появление в Москве связано с именем Дмитрия Донского. В 1380 году великий князь возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и проходил мимо города Гребня на реке Чири, впадающей в Дон. Жители этого города поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворением и получившую от города название Гребневской. Великий князь привёз её в Москву и поставил в Успенском соборе Кремля.60

Эта чудотворная икона определила стиль и монументальный, царственный характер образа подвесной пелены к ней, выполненной в 1657 году в мастерской жены Петра Семёновича Строганова – Матроны Ивановны, хранящейся ныне в Государственном Историческом музее.  Возможно, пелена была "обещана" за избавление от морового поветрия, свирепствовавшего во многих городах России в 1654-1657 годах, прекращение которого в Москве связывали с чудом от иконы "Гребневской". Фон пелены – красный атлас. На её каймах вышиты поясные фронтальные фигуры митрополитов Московских – святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Лики и руки Марии и Христа шиты очень тонко кручёным шёлком тёмно-телесного цвета горизонтальными стежками, лики митрополитов – вертикальными. Рисунок и разделка волос Богоматери и Младенца – вишнёвым шёлком, митрополитов – коричневым и красным. Характерная светотеневая моделировка выполнена светло-коричневым шёлком. Доличное шито волоченным (одежда Христа, нижняя одежда Богоматери, одеяния митрополитов, нимбы) и прядёным (мафорий Богородицы, вязь надписи) золотом и серебром "в прикреп". Контуры нимбов, складки мафория на голове Марии и монограммы были низаны жемчугом. На каймах серебряной вязью выложен тропарь иконы "Смоленская": "К Богоматери прилежно ныне притецем…" и кондак: "Не имамы иныя помощи…" На подкладке из светло-коричневой китайской камки вышита вкладная надпись: "7163 (1657) году в 20 день сия пелена Пресвятые Богородице Одигитрие Гребневские приложила по обещанию своему Петрова жена Семеновича Строганова Матрона Ивановна и сын ее Федор Петрович Строганов".

Примечания:

1. Н. П. Кондаков. Иконография Богоматери. М.,1998. Т. 2, стр. 152
2. В. Дмитриевский. Александрийская школа с I до V. Казань, 1884, стр. 9
3. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских цезарей. СПб, 1992, стр. 88
4. Н. П. Кондаков. Ук. Соч. Т. 2, стр. 157
5. Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII века. / Пер., предисл., коммент. Л. К. Масиэля Санчеса. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. Стр. 436-439
6. Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон. / Пер., предисл., коммент. А. Н. Крюкова. //  Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 468
7. Н. П. Кондаков. Ук. Соч. Т. 2, стр. 158
8. Словарь книжников и книжности Древней Руси: вторая половина XIV-XVI в.в. Л., 1988, Ч.I, стр. 187-191
9. Э. К. Гусева. Об иконе Одигитрии 1482 года из Вознесенского монастыря и её значение в творчестве Дионисия. // ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 341
10. ПСРЛ. 1853.  Т. 6, с. 234
11. М.В.Щепкина. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века. // Тр. ГИМ. Памятники культуры. Вып. XII. М., 1954. Н. А. Маясова. Древнерусское шитьё. М., 1971. С. 20. Она же. Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья. // Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М. , 1973. Вып. 1. С. 123-124. Она же. Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора. // Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 198-200. Она же. К вопросу о южнославянских связях в русском лицевом шитье XV-XVI веков. // Проблемы русской средневековой художественной культуры. / Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования; 7. М., 1990. С. 87-90.
12. А.Н. Грабар. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV-XVI веков. // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 289-294
13. Л. А. Щенникова. Царьградская святыня "Богоматерь Одигитрия" и её почитание в Московской Руси. // ДРИ. Византия и Древняя Русь. СПб., 1999. С. 340
14. Н. А. Маясова. Древнерусское лицевое шитьё. Каталог. М., 2004. С. 103
15. М. С. Трубачева.  Палеографическая заметка о двух иконах Дионисия. // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 200-206
16. Н. А. Маясова. 2004. С. 142.
17. В. Т. Георгиевский. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М., 1927. С. 19
18. Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. №97
19. М. С. Трубачёва. Ук. Соч. С. 201
20. А. Пшеничников. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886. С. 100
21. Д. С. Дмитриев. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель (Исторический очерк). Сергиев Посад, 1908. С. 39 и 44.
22. Князь Фёдор Михайлович Мстиславский известен в истории своим союзом с польским королевичем Сигизмундом в период Междуцарствия, целью которого было отдать ему власть в Российском государстве.
23. Е. В. Георгиевская-Дружинина. Строгановское шитьё в XVII веке. // Русское искусство XVII века. Л.,1929; А.В. Силкин. Строгановское лицевое шитьё. М., 2002. Гл. 4. С. 63.
24. Н. В. Покровский. Сийский иконописный подлинник. Вып. 2. СПб., 1895. Табл. XXVI и 1896. С. 60-61.
25. Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон. / Под ред. Е. Поселянина. Киев, 1994. С. 474-479. Репр. Изд.
26. ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 36.
27. Н. А. Маясова. Памятник шитья Московской великокняжеской светлицы XV века. // Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства (Гос. музеи Московского Кремля: Материалы и исследования; 3). М., 1980. С. 56-75.
28. Брак между московским княжичем Иваном и тверской княжной Марией был заключён 4 июля 1452 года, когда ему было 12, а ей 10 лет. Этот брак был политически выгоден для обеих сторон.
29. Л. С. Ретковская. Смоленский собор Новодевичьего монастыря. М., 1954. Примеч. 83.
30. Н. А. Маясова. 1980. С. 74, примеч. 85.
31. Н. А. Маясова. 1980. С. 62-65.
32. Л. Д. Лихачёва. Древнерусское шитьё XV - начала XVIII века в собрании Государственного Русского музея. Каталог выставки. Л., 1980. С. 36-37. №№ 42, 45, 46.
33. Пшеничников А. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. С. 63.
34. О. А. Сухова. Коллекция лицевого шитья в Муроме. //  Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С.88
35. Н. А. Хлебникова. Древнерусское лицевое шитьё в коллекции Великоустюжского музея. // ПКНО. 1982. Л., 1984. С. 405. №28.
36. С. Снессорева. Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. М., 2001. С. 250-256.
37. В. М. Кириллин. Текстологический анализ ранних редакций "Сказания о Тихвинской Одигитрии". //  Литература Древней Руси. Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143
38. И. Я. Качалова, Н. А. Маясова, Л. А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 67, 79. Илл. 198, 199.
39. Л. Д. Лихачёва. 1980. С. 10. № 8.
40. В. Пуцко. Шитые пелены с изображением Богоматери Тихвинской. // София. Новгород, 2002. № 1. С. 25.
41. Н. П. Лихачев, М. П. Боткин. Обозрение отделения христианских древностей в музее Императора Александра III. СПб, 1898. С. 70.
42. Е. В. Игнашина. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея. Каталог. Великий Новгород, 2003. С. 49.
43. В. Георгиевский. Ук. Соч. С. 19.
44. Л. А. Щенникова. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Московского Кремля. // Художественное наследие, хранение, исследование, реставрация; 13. / ВНИИР. М., 1999. С. 64-65.
45. А. А. Титов. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911. С. 26.
46. А. Израилев. Описание Ростовского Рождественского монастыря девичьяго. СПб., 1858. С. 15; Он же. Ростовский Рождественский третьеклассный женский монастырь. СПб., 1899. С. 17-19.
47. Н. А. Маясова. Одна из последних русских светлиц. // ПКНО. 1994. М., 1996. С. 388-398.
48. В. Пуцко. 2002. С. 26.
49. В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. С.65.
50. Н.Н. Чугреева. О явленной в 1579 году иконе Богородицы Казанской. // Церковные древности: Сб. докл. конф. (27 января 2000 года). VIII образовательные рождественские чтения. М., 2001. С. 213-226.
51. Там же. С. 217.
52. М. К. Завьялова, Т. А. Каргалова. Краткий обзор памятников древнерусского лицевого шитья XVI-XVII веков в собрании Государственного объединённого музея республики Татарстан. // Древнерусское художественное шитьё. М., 1995. С. 76 и 78.
53. А. В. Силкин. 2002. С. 88-89.
54. С. Снессорева. Ук. Соч. С. 264-266.
55. В. Н. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи (ГТГ). Т. 2. М., 1961. №826.
56. А. В. Силкин. 2002. С. 50. Прим. 38.
57. Н. Е. Макаренко.  Ук . Соч. 
58. Н. П. Кондаков. 1998. Т. 2. С. 272-293.
59. С. Снессорева. Ук. Соч. С.476-477.
60. Там же. С. 342-343.


Страница 3 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру