Дар аль-Кибт (Дом коптов)

Современник Антония и Павла, святой мученик Мина, по происхождению афинянин, был солдатом римской армии, оставил службу и подвизался в пустыне неподалеку от Александрии. Там он принял мученическую смерть за Христа. Теперь на месте его подвигов возвышается среди песков величественный монастырь. Населяющие его монахи отличаются особой строгостью. Когда мы приехали туда, шёл Великий пост, на вратах красовалось объявление: "Приносим свои извинения, но во время Великого поста по уставу своего монастыря мы никого не принимаем". И монахи обители Святого Мины так и не впустили нас внутрь. Только русский художник, работающий в монастыре много лет, провёл нас по развалинам древнего города, у поприщ которого возвышаются высокие здания обители. Местность называется Марьют, но названия города не сохранилось, и, поскольку здесь жил Святой Мина, можно условно назвать его - Минск.

 

Александрия на протяжении многих веков боролась за первенство среди мировых столиц, и в некоторые времена действительно являлась первой среди городов мира. И, прежде всего, она являлась христианской столицей. В Александрии вспыхнули страсти вокруг ересей, начиная с арианства. Уроженец Ливии, Арий, став александрийским пресвитером, создал раскольническое учение о том, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не равносущен Ему и не равночестен. Через триста лет после Христа впервые родилось учение, способное расшатать устои христианства. Архиепископ Александр Александрийский возглавил битву против Ария на Первом Вселенском соборе 325 года в Никее, ересь ариан была раздавлена, собор выработал первый Символ Веры.

 

После кончины Александра новым архиепископом Александрии стал Афанасий Великий, который всю свою жизнь положил на преодоление ереси ариан, много пострадал от них и довершил дело отцов Первого Вселенского собора.

 

В III, IV и V столетиях египетское христианство переживало могучий взлёт. Великими по сей день почитаются не только Антоний и Афанасий, но и праведный Макарий Египетский, уроженец города Птинапора, расположенного в южной части Нильской долины. В возрасте тридцати лет он удалился в пустыню, где прожил в строжайшем посте шестьдесят лет. Его современником и другом был еще один Макарий, прозванный Александрийским по месту своего рождения и по занимаемой должности начальника и наставника христианского училища в Александрии. Он оставил после себя сочинения, среди которых самое известное "Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека".

 

В Александрии Египетской родилась, выросла и приняла мученическую кончину Святая Екатерина. Но в отличие от большинства египетских святых, по происхождению она не была египтянкой, происходя из греческой семьи.

 

МОНОФИЗИТСТВО

В 381 году в Константинополе с целью "утверждения во всей империи никейского учения против всех ересей" собрался Второй Вселенский собор. Он выработал окончательный текст Символа Веры, который все мы непременно читаем на молитве дома и в храме. Кроме того, собор постановил предоставить епископам Константинополя, как Нового Рима, первое место в ряду всех православных епископов после римских. Константинополь утвердился как столица восточно-православного мира. Александрия отошла на второй план. Возможно, отсюда следует вести ту трещину, которая возникла впоследствии между египетским и греческим Православием.

 

В начале V века вспыхнула новая ересь - несторианство, по имени ересиарха Нестория, проповедовавшего, что Христос родился человеком, и лишь затем в него вошло Слово Божие. Как противоборство несторианству в Константинополе возникло религиозно-философское учение архимандрита Евтихия, согласно которому во Христе смешались две сущности, человеческая и божественная, при том, что божественная природа окончательно поглощает человеческую. Из борьбы с одной ересью родилась другая, впоследствии прозванная монофизитством.

 

Третий Вселенский собор собрался в Эфесе в 431 году. На нём было задавлено несторианство. В 449 году в том же Эфесе собрался новый собор, на котором победили монофизиты. Однако уже через два года в Халкидоне собрался собор, назвавший предыдущий разбойничьим и строго осудивший учение Евтихия как ересь. Был выработан догмат "О двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа". В нём говорится: "Последующее божественным Отцем, все единогласно поучаем исповедовати единого и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в божестве и совершенна в человечестве; истинного Бога и истинного человека, тогожде из души и тела; единосущна Отцу по божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству; по всему нам подобна, кроме греха; рождена прежде всех век от Отца по божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы, по человечеству; единого и тогожде Христа, Сына, Господа, единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого".

 

Халкидонский собор 451 года стал отправной точкой в истории разлада между египетской и греческой Церквями, поскольку египтяне оказались наиболее последовательными сторонниками учения Евтихия. Лишь через два столетия это учение получило наименование "монофизитство", что по-гречески означало "одна природа", при том, что сами монофизиты это слово не признают. Они утверждают, что всегда исповедовали две сущности Христа, лишь отдавая первенство божественной сути.

 

Во время паломничества по коптским монастырям мы имели множество бесед с настоятелями и монахами, и всякий раз беседа не могла миновать тему монофизитства. Чаще всего эту тему поднимали сами копты. И всякий раз они с сильным чувством принимались уверять нас в том, что греки исказили их убеждения, дабы отобрать первенство коптов в христианском мире.

 

- Мы верим в обе сущности! Да и как можно иначе! - сверкая глазами, говорили наши собеседники.

 

Но как бы то ни было, а раскол осуществился, поскольку именно египетские христиане отказались полностью признать решения судьбоносного Халкидонского собора, и теперь, если они захотят вернуться в лоно общей Православной Церкви, от них следует ожидать главных шагов в сторону примирения. И Несторий, и Евтихий были анафематствованы, а потому христианам Египта нужно решительно отречься от какой-либо приверженности их учениям.

 

КОПТЫ

Первоиерархи египетской Церкви именуются папами. Вот почему, говоря "папа Иоанн-Павел" мы должны непременно уточнять: "папа римский". Поскольку есть ещё и папа египетский. Сегодня им является Его святейшество Шенуда III.

 

Постхалкидонская история египетского христианства полна взлётов и падений, богата яркими и тёмными страницами. Египтяне показали и стойкость в борьбе с врагами Христовой веры, и упрямство в неприятии решений Халкидонского собора. В их среде даже выработалось особое понятие - "халкидонцы", которым они привыкли обозначать всех, кто не принадлежит к их египетскому вероисповеданию. И в большинстве случаев египетские папы играли роль раскольников, не согласных вступать в единую семью восточно-православных народов. Многие из них гордились своими родословными, восходящими к фараонам, и это лишь усугубляло общую гордыню египетских христиан.

 

Но при этом нельзя не восторгаться высотам духа, достигнутым египтянами в борьбе с завоевателями не христианами. Здесь они оставались тверды в вере и всегда традиционно готовы были идти на мученичество во имя Господне.

 

В середине VII века Египет захватили зороастрийцы персы. Они разрушали храмы и монастыри. Египтяне почитают своего папу Вениамина I, сумевшего в непростых условиях персидской оккупации сохранить христианство. При нём же, в 640 году произошло новое завоевание Египта, на сей раз арабами, проявлявшими поначалу большую терпимость в отношении христиан. С этих пор и по сей день египетские христиане проживают внутри мусульманского арабского государства. Именно арабы присвоили им наименование, под которым христиане Египта известны теперь во всём мире - копты. Это слово - ни что иное, как арабское произношение слова "Египет", а именно - "qbt". А самому Египту арабы дали красивое наименование - "Дар-аль-Кибт", что значит "дом коптов". Впрочем, официально арабами утверждено иное название - Миср, ибо считается, что египтяне происходят непосредственно от библейского Мицраима. Любопытно, что и в средневековой Руси это название было известно. Египет также называли словом "Мисюрь".

 

Долгое время копты не испытывали сильных гонений со стороны арабов, но при халифе Аль-Хакиме, правившем с 996 по 1020 годы, им пришлось не сладко. Собрав коптских епископов, халиф потребовал от них принятия ислама, а когда те отказались, подверг их пыткам. В пантеоне египетских святых появилось ещё несколько мучеников. Не добившись от коптов повиновения, Аль-Хаким издал ряд дискриминационных законов. Копты были изгнаны со всех руководящих постов. Исключение не было составлено даже для визиря Фада Ибн-Ибрагима. Коптам вменялось ходить исключительно в чёрных одеждах, а на груди носить тяжёлые деревянные кресты. Мусульманам отныне запрещалось работать в услужении у коптов и даже перевозить коптов на лодках.

 

Египетский папа Захария по приказу Аль-Хакима был схвачен и брошен на растерзание голодным львам. Но львы не тронули Захарию, и он был отпущен, а впоследствии канонизирован.

 

Впрочем, остальные правители династии Фатимидов терпимо относились к коптам. При них особо почитаемым был папа Авраам I. И всё же, коптов продолжали облагать большими налогами, а египетские папы не раз оказывались по разным причинам в заточении.

 

Эпоха крестовых походов оказалась трагической как для мусульман, так и для коптов. Крестоносцы не затрудняли себя разбирательством, где последователи ислама, а где христиане. Для них все были на одно лицо. В Сирии и Палестине, в самом Иерусалиме тогдашние представители европейского сообщества без разбору убивали, грабили, насиловали как мусульман, так и христиан, причем, представителей куда более древнего христианства, чем они, европейцы. Ту же самую картину приходилось наблюдать и в Египте. Потрясающе, но христиане-копты искали защиту от христиан-европейцев у мусульман. И когда явился Салах-ад-Дин, сей воин ислама стал одновременно и защитником восточных христиан! До сих пор копты почитают его точно так же, как мусульмане.

 

С 1250 по 1517 год Египет находился под властью мамлюков, в основном имевших черкесское происхождение. Воины-рабы, выходцы с Кавказа, они возвысились при султанах, благодаря своим воинским качествам, захватили власть и почти триста лет правили Дар-аль-Кибтом. Необходимо учесть, что в те времена кавказские народы были христианскими. Вероятно, это сказалось и на том, что мамлюкский период истории Египта копты поминают добрым словом. При мамлюках-черкесах копты укрепились и возвысились, они почти не испытывали притеснений.

 

Увы, мамлюкское государство, сумевшее отразить нашествие Тамерлана, пало под ударами Турции. В 1517 году султан Селим завоевал Египет, и начался османский период, отмеченный новыми гонениями на коптов. Этот период продолжался вплоть до прихода Наполеона в 1798 году. Особенно сильно отличились турки в Нубии, где после их правления христианство исчезло полностью. Количество налогов росло с каждым годом. Дошло до того, что копты, даже покидая своё жилище, вынуждены были платить налог! Особенно строгим в отношении коптов стал век XVIII. Египетские христиане подвергались самым разнообразным запретам. Например, им не только запрещалось носить одежду какого-либо цвета, кроме чёрного, но даже запрещено было носить одежду из шерсти или сукна. Копт не имел права ездить верхом. Резко ограничены были профессиональные возможности коптов. Постепенно им оставались лишь профессии уборщиков, мусорщиков, чернорабочих. Но всем этим лишь испытывалось терпение египетских христиан, их упорство в вере.

 

Русский путешественник первой половины XVIII века Василий Григорович-Барский, описывая Египет, оставил такую запись о коптах: "Обретаются еще некие християне-еретики, именуеми Копти, сиесть обрезанци, иже и крестятся, и обрезуются, и многих прочих ересей держатся, и тих суть множество в Египте и церковь их обретается число не мало; имут же своего особнаго патриарха и себе с ним за православных бытии и патриарху своего достойно Александрийский престол держати мнят и проповедуют. Греческого же патриарху и всех купно с ним за неправославних бытии почитают".

 

Наполеон отменил все запреты для коптов. Затем на смену французам пришёл албанец Мухаммед Али, который упразднил реальную власть мамлюков и турок в Египте, создав свою собственную династию, правившую вплоть до 1952 года. Мухаммед Али правил до 1849 года. С коптами он предпочитал дружить, и настолько привлёк их к себе, что они сделались его верными слугами. В 1824-28 годах египтяне участвовали в борьбе Турции против национально-освободительного движения греков. И копты были вовлечены в эту борьбу. Государь Александр Павлович отправил в Египет своего посла, который предложил египетскому папе Бутросу Эль-Гавли защиту против мусульман. Папа Бутрос на это ответил, что русский царь смертен, а Христос, под защитой которого копты пребывают вечно, бессмертен. Отвергнув опеку со стороны русского императора, копты заслужили ещё большую милость со стороны мусульманина-албанца, а когда в Наварринском сражении русскими кораблями был полностью уничтожен египетский флот, там гибли и копты. Стойкие в Христовой вере, они не могли справиться со своей гордыней в извечном соперничестве с греками!

 

Но Мухаммед Али оказался таким же смертным, как и русский царь. Ему на смену пришли новые владыки, которые стали вновь притеснять коптов. Саид-паша запретил им строить новые церкви, затем запретил ремонтировать старые, затем запретил коптам получать образование, повысил им налоги, ввёл среди них обязательную военную службу. Отказавшись от опеки со стороны православного русского государя, копты вскоре получили опеку со стороны Британии. Англичане, действуя, как и всюду, по своему любимому принципу "разделяй и властвуй", сделали всё возможное, чтобы как можно сильнее развести коптов и мусульман по разные стороны, сделать их врагами.

 

Это привело к тому, что в середине ХХ века копты в среде мусульман вновь стали изгоями. В Каире им разрешалось работать только на переработке мусора, и даже та часть Каира, в которой в основном живут копты, получила название "Мусорный город". При Анваре Садате мусульманские экстремисты взялись за физичесткое уничтожение коптов, взрывая бомбы в церквях и в жилых помещениях. Египетского папу Шенуду Садат держал под домашним арестом, не разрешая ему никуда выезжать. В то же время, резко усилилась волна эмиграции - копты бежали из Египта в США, Канаду, Австралию, Европу. Лишь после смерти Садата положение коптов вновь стало улучшаться. Сейчас же и вовсе, по всем показателям, коптская община Египта находится на подъёме во всех отношениях - и в демографическом, и в экономическом, и во многих других.

 

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру