Полководцы и витязи Древней Руси. Статья вторая

КНЯЗЬ МСТИСЛАВ ХРАБРЫЙ

Именно этот князь унаследовал воинский дар своего великого деда Святослава, прославившись как грозный и непобедимый ратоборец. Князь Тмутараканский и Черниговский, Мстислав Владимирович Храбрый был старшим сыном Владимира Святославича (Святого) от полоцкой княжны Рогнеды. В крещении он получил христианское имя Константин.

 

В 988 году Мстислав-Константин был посажен отцом княжить в далекой Тмутаракани. Защищая рубежи этого южного форпоста Руси он воевал с хазарами и касогами. Перед сражением с последними в личном единоборстве князь одолел касожского князя Редедю, после чего касоги сдались и признали над собой власть русских князей. Соперничая с братом Ярославом, княжившим после смерти Владимира Святославича в Киеве, и не дававшего Мстиславу другого княжения в больших и богатых русских городах, тмутараканский князь в 1023 году с дружиной своей пришел к Чернигову. Вопреки воли брата сел он княжить в этом городе. Тогда, вновь призвав под свои знамена варягов Ярослав выступил против Мстислава. В ожесточенной ночной битве у Листвена на берегу реки Руда, под всполохи зарницы и гром налетевшей грозовой бури, черниговский князь наголову разбил ярославовы рати, но не преследовал брата, бежавшего в Новгород, а в 1026 году, по возвращении его в Киев заключил с ним мир. По условиям этого соглашения вся Русская земля была разделена между братьями — Мстиславу Владимировичу досталась восточная его часть, Ярославу Владимировичу — западная; границей двух княжеств служил Днепр. В дальнейшем братья помирились между собой и вместе ходили походами против врагов родной земли. Неустрашимый и суровый воитель, Мстислав Владимирович славился милостивым отношением к простому народу и отеческим отношением к дружине, вместе с которой, подобно предкам своим славным русским князьям проводил все время — и на войне, и на охоте, и на пиру. Правитель Чернигова — единственный русский князь, краткое описание внешности которого было дано летописцем. По его словам Мстислав был "дебел телом, красноват телом, с большими глазами".

 

Умер черниговский князь не оставив после себя потомства — его единственный сын Евстафий умер прежде отца (в 1032 г.). Сам Мстислав Владимирович скончался в 1036 году на охоте. После смерти князя подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава (Мудрого).

 

ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ О ЕДИНОБОРСТВЕ МСТИСЛАВА С РЕДЕДЕЮ

В лето 6530 (1022). Приде Ярославъ к Берестию. Въ си же времена Мьстиславу сущю Тмуторокани поиде на касогы (старорусское название черкес — одного из народов Северного Кавказа. — В.А.).Слышавъ же се, князь касожьскый Редедя изиде противу тому. И ставшема обема полкома противу собе, и рече Редедя к Мьстиславу: "Что ради губиве дружину межи собою? Но снидеве ся сами бороть. Да аще одолееши ты, то возмеши именье мое, и жену мою, и дети мое, и землю мою. Аще ли азъ одолею, то возьму твое все". И рече Мьстиславъ: "Тако буди". И рече Редедя к Мьстиславу: "Не оружьем ся бьеве, но борьбою". И яста ся бороти крепко, и надолзе борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: бе бо велик и силенъ Редедя. И рече Мьстиславъ: "О Пречистая Богородице, помози ми! Аще бо одолею сему, съзижю церковь во имя Твое". И се рекъ удари имъ о землю. И вынзе ножь, и зареза Редедю. И шед в землю его, взя все именье его, и жену его и дети его, и дань возложи на касогы. И пришед Тьмутороканю, заложи церковь Святыя Богородица, и созда ю, яже стоит и до сего дне Тьмуторокани.

Древняя русская литература. М., 1980. С. 23.

 

ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛОВЦЕВ

(КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДИЧ МОНОМАХ)

Владимир Всеволодич Мономах (1053-1125) — один из самых почитаемых в российской истории правителей и полководцев, защитник и устроитель русской земли. Он был сыном великого киевского князя Всеволода Ярославича и дочери византийского императора, от отца которой императора Константина IX Мономаха он и унаследовал свое почетное родовое прозвище, означавшее в переводе с греческого "единоборец".

 

Родился Владимир в 1053 году, в крещении получил символическое имя Василий, подобно своему великому прадеду Владимиру Святому. Еще при жизни отца начал он княжить в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, по поручению своего родителя участвуя в частых походах против врагов Руси. В 1076 г. он воевал на стороне польских князей с императором Священной Римской империи Генрихом IV. Дружина Владимира Мономаха, в составе большой союзной армии приняла участие в сражении на Нежатиной Ниве, победа в которой принесла его отцу великокняжеский стол, а самому Владимиру — наместничество в Чернигове.

 

После смерти Всеволода Ярославича, умершего в 1093 году, не взирая на желание киевлян видеть у себя князем именно его, соблюдая принцип старшинства, Мономах уступил великокняжеский стол двоюродному брату Святополку Изяславичу. Однако ему не удалось удержаться и в Чернигове. В 1094 г. другой его двоюродный брат, тмутараканский князь Олег Святославич, при поддержке половцев, вынудил Владимира уйти в Переяславль. После восьмидневной осады, не желая гибели города, Мономах согласился оставить Чернигов, с малой дружиной всего из 100 человек бесстрашно пройдя через половецкий лагерь.

 

Две беды губили Русь — лютые княжеские усобицы и частые нападения жестоких кочевников половцев (кипчаков). Вся жизнь Мономаха — есть одна, непрерывная борьба с этими напастями. Уже в 1093 году, сразу же после смерти отца, последнего из старшего поколения братьев Ярославичей, он, вместе с другими молодыми князьями принял участие в битве с половцами на реке Стугне. Решение дать бой неприятелю было ошибочно — не потому, что половецкое войско в три раза превышало численность русских дружин, а потому, что атаковать врага князья решили через неразведанные броды, не приняв во внимание, что вода в Стугне стояла высоко от весенних разливов. Половцы внезапно обрушились на киевское войско, когда черниговский и переяславский полки только переходили через реку. В кровопролитном сражении, произошедшем 26 мая 1093 года русское войско во главе с великим князем Святополком Изяславичем было наголову разбито, а князь переяславский Ростислав Всеволодович, родной брат Владимира Мономаха, утонул во время обратной переправы отступающих дружин через полноводную Стугну. Погибло и множество других русских витязей. Сей жестокий урок оказался весьма поучительным для Владимира. Отныне он стал действовать предельно осторожно, атакуя половцев лишь в благоприятных для своего войска условиях. В 1095 году он разгромил орды ханов Китяна и Итларя, а в 1097 году — хана Тугоркана.

 

В 1097 году именно по слову Владимира князья собрались на свой съезд в Любече, на котором поклялись — "поцеловали крест", что будут жить между собой в мире и согласии. Но все эти торжественные клятвы вскоре были нарушены новыми кровавыми распрями, начатыми владимиро-волынским князем Давидом Игоревичем, захватившим и ослепившим теребовльского князя Василька Ростиславича. Понадобилось около шести лет, чтобы выработать у подозрительных и обидчивых властителей Руси желание хотя бы против общих врагов — половцев действовать сообща. Однако шло время, и усилия Мономаха стали приносить желаемый результат — на Долобском съезде в 1103 году он, обратившись к другим князьям, отметил, что бороться с врагом надо не так как раньше. Половцы нападают на русские земли в конце мая — начале июля. Чтобы предупредить их вторжение следует самим идти в степь ранней весной, когда кони степняков еще не набрали полной силы. Послушавшись Мономаха, русские князья решили начать широкое наступление на половцев и обрушиться на их кочевья. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодич Мономах, огнем и мечом повоевавший кочевья степняков. В том же 1103 году было разбито несколько половецких орд. В плен попал хан Белдуз, предложивший русскому князю богатый выкуп. Но Владимир Мономах отверг предложение пленника, сказав ему: "Ты много раз клялся не воевать, но продолжал разорять Русскую землю. Почему ты не учил сынов своих и род свой соблюдать клятвы, а все проливал кровь христианскую? Да будет теперь кровь твоя на голове твоей!" Казнь хана-разбойника стала суровым предостережением другим степным хищникам, совершавшим набеги на Русь.

 

Наиболее успешным из походов Владимира Всеволодича был поход 1111 года, целью которого было разорение половецких городов Шарукань и Сугров на Северском Донце. 26 февраля войско Мономаха и его союзников выступило в поход. Первоначально воины двигались на санях, а после наступления оттепели на реке Хорол пересели на коней и быстро двинулись вглубь половецких кочевий. 21 марта был взят Шарукань, а 22 марта — Сугров. Собрав войско, половецкие ханы попытались атаковать княжеские дружины, но в сражении на реке Сальница 27 марта были наголову разбиты русскими. В дальнейшем Владимир Мономах нанес половцам еще ряд тяжелых поражений и отогнал остатки кипчакских орд далеко за Дон и на Кавказ, в Грузию, где их охотно приютил царь Давид Строитель.

 

В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка, правившего жестоко и неправедно (покровительствовавшего ростовщикам и спекулянтам солью), он был призван киевским боярством на великокняжеский стол. Чтобы успокоить недовольных политикой прежнего государя Владимир Всеволодич, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый "устав" — законы, вводившие более справедливые правила взимания долгов, упорядочившие правила взаимных денежных расчетов купцов, а также определившие повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы, облегчившие положение должников и закупов, стали составной частью "Русской Правды", успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя, заботящегося о благе всех своих подданных.

 

С еще одной, совершенно неожиданной, стороны раскрылся великий князь в конце своей земной жизни. Оглянувшись на прожитые годы он, по использованному им образному сравнению "на санях сидя" (то есть на склоне лет, готовясь к встрече с вечным), составил знаменитое "Поучение", обращенное к детям и "иным, кто прочтет". Это была первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы и политической мысли, зафиксировавший главную мысль Владимира Всеволодича Мономаха: именно государь обязан помнить о возложенной на него ответственности за судьбу своей земли и своего народа. В "Поучении" содержатся и дельные советы по военному делу. Обращаясь к сыновьям, князь писал: "На войну выйдя не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну, сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись". Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодичем пример: прилетающие весной из рая птицы, занимают свое, принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья-рюриковичи. Так всю жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды и чаяния родной земли.

 

Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев, пользовавшийся не дошедшими до нас летописями, так описывал внешность Владимира Мономаха:

 

"Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен".

 

 

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕЛИКИЙ

Последним государем единого Древнерусского государства (в крещении Гавриил) (1076-1132) был великий князь киевский Мстислав Владимирович. Сын Владимира Всеволодича (Мономаха) и англо-саксонской принцессы Гиты, вынужденной бежать с родины после завоевания Англии норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. При жизни отца управлял Новгородской землей, княжествами Ростовским и Смоленским. В 1123 году участвовал в междоусобной войне за Волынь с Ярославом Святополковичем и его союзниками — венграми, чехами и поляками. После смерти Владимира Мономаха он унаследовал великокняжеский престол и хотя правил Русской землей всего семь лет, но оставил по себе добрую память.

 

В 1129 году, когда большое половецкое войско пришло воевать Русскую землю, Мстислав Владимирович стал инициатором организованного отпора им. Для борьбы с половецким вторжением киевский государь собрал под свою руку всех русских князей. Призваны были участвовать в общерусском военном походе и полоцкие князья. Но старший полоцкий князь Давыд Всеславич с братьями и племянниками отказался помочь Мстиславу Владимировичу. Разбив половецкие орды, "загнав их за Дон, за Волгу и за Яик", киевский князь повелел схватить своих обидчиков. Никто не заступился за отступников от русского дела. Давыд, Ростислав и Святослав Всеславичи были пленены и с семьями своими высланы за пределы Руси — в Константинополь (Царьград).

 

После смерти Мстислава Владимировича начались новые усобицы, в которые оказались втянуты и его братья, и сыновья и племянники. Некогда единое и могучее Киевское государство было раздроблено на десятки независимых и самостоятельных княжеств. Позднее великий князь Мстислав Владимирович был причислен к лику святых.

 

ВОЕВОДА ДОБРЫНЯ

Добрыня — русский воевода, дядя и воспитатель князя Владимира Святославича, новгородский посадник. Отцом его был Малк Любечанин. Когда в 970 году великий князь Киевский Святослав Игоревич отдал двум сыновьям своим, братьям Владимира — Ярополку и Олегу власть над Киевской и Древлянской землей, именно Добрыня подговорил новгородских посланников просит себе князем Владимира, прижитого Святославом от его родной сестры ключницы княгини Ольги Малуши.

 

После смерти Святослава и ссоры между Ярополком и Олегом, закончившейся гибелью последнего под городом Овручем, Добрыня убедил племянника вступить в борьбу со сводным братом за киевский стол. Он же посоветовал ему посвататься к дочери полоцкого князя Рогволда, сосватанной уже к тому времени за Ярополка. После оскорбительного ответа Рогнеды: "Не хочу выходит за сына рабыни" новгородское войско захватило Полоцк. Рогнеда стала женой Владимира, а отец и братья ее были убиты Добрыней.

 

Вместе с племянником Добрыня участвовал в походе 979 года на Киев, а после гибели Ярополка и утверждения Владимира на престоле, вернулся в Новгород, где стал посадником. Он, по желанию великого князя стал участником религиозных реформ в государстве, — сначала поставил для новгородцев "кумира" — изваяние Перуна над рекой Волховым, а затем силою водворил в Великом Новгороде новую христианскую веру.

 

Вот как описывает произошедшие события летописец: "Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение; и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием; Добрыня стал было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины (пороки) и поставили их на мосту; особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, то есть волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем. Епископ Иоаким со священниками стояли на торговой стороне; они ходили по торгам, улицам, учили людей, сколько могли, и в два дня успели окрестить несколько сот. Между тем на другой стороне новгородский тысяцкий Угоняй, ездя всюду, кричал: "Лучше нам помереть, чем дать богов наших на поругание"; народ на той стороне Волхова рассвирепел, разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену и еще некоторых из родни. Тогда тысяцкий Владимиров, Путята, приготовив лодки и выбрав из ростовцев пятьсот человек, ночью перевзся выше крепости на ту сторону реки и вошел в город беспрепятственно, ибо все думали, что это свои ратники. Путята дошел до двора Угоняева, схватил его и других лучших людей и отослал их к Добрыне за реку. Когда весть об этом разнеслась, то народ собрался до 5000, обступили Путяту и начали с ним злую сечу, а некоторые пошли, разметали церковь Преображения Господня и начали грабить дома христиан. На рассвете приспел Добрыня со всеми своими людьми и велел зажечь некоторые дома на берегу; новгородцы испугались, побежали тушить пожар, и сеча перестала. Тогда самые знатные люди пришли к Добрыне просить мира. Добрыня собрал войско, запретил грабеж; но тотчас велел сокрушить идолов — деревянных сжечь, а каменных, изломав, побросать в реку. Мужчины и женщины, видя это, с воплем и слезами просили за них, как за своих богов. Добрыня отвечал им: "Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут; какой пользы вам от них ждать?" — и послал всюду с объявлением, чтоб шли креститься..."

 

Еще до крещения Руси. Вместе с Владимиром Святославичем Добрыня участвовал в походе 985 года на Волжскую Болгарию. Добрыня, по-преданию, осмотрев пленников, сказал князю: "Такие не будут нам давать дани — они все в сапогах. Пойдем поищем себе лапотников". Послушав дядю, Владимир заключил с болгарами мир.

 

Сын Добрыни Константин, живший при Ярославе Мудром, также был новгородским посадником, но чем-то прогневил этого князя, был заточен в Ростове, а затем убит.

 

ВОЕВОДА ВЫШАТА

Вышата — боярин Ярослава Мудрого, киевский тысяцкий. Был одним из главных русских воевод, командовавших войском князя Владимира Ярославича, в 1043 году отправленного отцом на Византию. Поводом к началу этой войны стало убийство в Константинополе русского посла. Однако с самого начала киевское войско преследовали неудачи. Когда буря разбила часть русских кораблей, то 6 тысяч воинов должны были идти обратно на Русь сухими путем, через враждебную страну. Никто из старших княжьих мужей не захотел идти с ними. Тогда воевода Вышата вызвался возглавить этот отряд. По рассказу летописца, сделав трудный выбор, он сказал: "Если буду жив, то с ними; если погибну, то с дружиною". Войско Вышаты сумело пробиться лишь до города Варны. В окрестностях его оно было окружено и разбито. Сам воевода попал в плен, был уведен в Царьград, и только через 3 года император Константин Мономах отпустил тысяцкого Вышату на родину.

 

ВОЕВОДА ЯН ВЫШАТИЧ

Ян Вышатич (1016-1106) — киевский боярин, младший сын боярина и воеводы Вышаты, тысяцкий (унаследовал эту должность по одним сведениям от отца, по другим — от брата Путяты Вышатича). Был в числе первых бояр при великом князе Изяславе Ярославиче, сохранил свое положение и при братьях его Святославе и Всеволоде, сыне Святополке Изяславиче.

 

В 1071 году, собирая для Святослава Ярославича дань на Белоозере, воевода подавил восстание смердов-язычников в Ростовской земле. Узнав, что восставшие, по наущению волхвов-кудесников убивают женщин, якобы в голодный год скрывающих в своем теле жито, мед и меха, он пошел к восставшим с одним топориком, взяв с собой всего 12 воинов ("отроков"). Приказав своим людям схватить кудесников-подстрекателей и вырвать им бороды, Ян отдал их затем на расправу родственникам убитых женщин.

 

Ян Вышатич участвовал в половецких войнах русских князей, их усобицах. Находился при князе Святополке Изяславиче во время неудачной битвы его с половцами на реке Стугне в 1093 году. Последний свой военный поход совершил уже в 90-летнем возрасте в 1106 году, когда вместе с братом Путятою и еще одним воеводою крещеным хазарином Иваном Захарьичем настиг уходивший в степь половецкий отряд и разгромил его, отбив полон. По записи летописца, рассказанные ему Яном Вышатичем сведения были включены в состав "Повести временных лет". После смерти (24 июня 1106 года) тысяцкий был похоронен в притворе Киево-Печерского монастыря, рядом со своей покойной женой Марией и самим Феодосием Печерским, с которым супруги были духовно близки при жизни.

 

РУССКИЙ БОГАТЫРЬ ЯН УСМОШВЕЦ

Ян Усмошвец (по иному — Усмович, Усмарь) — русский воин-поединщик, товарищ другого известного из летописных рассказов богатыря Александра Поповича. По легенде с его подвигом связано основание города Переяславля-Южного. В 992 году печенежское и русское войско встретились на броде через реку Трубеж. Обе стороны договорились начать битву поединком. Печенеги выставили могучего на вид богатыря, против которого никто из русских витязей не отважился выступить, кроме Яна Усмошвеца. Не отличаясь выдающимися внешними данными, он обладал значительной силой — по рассказам отца мог разорвать руками воловью шкуру. В схватке Усмошвец задавил противника голыми руками. Пораженный Владимир Святославич после победы заложил на этом месте город, назвав Переяславлем, якобы потому, что здесь русский богатырь перенял славу печенежского. Этот рассказ можно было бы считать не просто искаженным, а полностью легендарным, ведь город Переяславль упоминался еще в договоре 907 года Олега с греками, но сомневаться в реальности существования самого витязя не приходится — известны два совместных похода Яна Усмовича и Александра Поповича на печенегов — в 1001 и 1004 годах.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру