Александр Покрышкин. Глава 9. Роман на берегах Каспия

Из книги "Покрышкин"

Взглянув на него, я подумала: "Капитан, на груди орден Ленина — причем здесь "отверженный"? Что за этим кроется?"

— А как зовут тебя?

— Кто как, — ответила я. — Кто Машей, кто Мусей…

Он посмотрел на меня внимательно и как о деле решенном произнес:

— А я тебя буду звать — Мария.

— Фи, как грубо, — сказала я.

— Ничего, привыкнешь… — И, действительно, всю жизнь имя Мария из его уст звучало для меня музыкой…

— А почему это вы меня все время на "ты" называете?

Улыбнувшись, Саша заметил:

— А ты что, такая гордая?

— Да, я гордая.

— Виноват, исправлюсь. А то, что ты гордая, так это очень хорошо…"

Да, его Мария была гордой. Отвергнув притязания неравнодушного к ней, по возрасту годившегося в отцы подполковника начальника санчасти, она стойко переносила "гонения" — ночные дежурства по три-четыре раза в неделю. Совсем недавно их БАО был выведен с фронта.

Вскоре Покрышкин простудился и сам очутился в санчасти. Вернулся он оттуда, как все с удивлением заметили, другим человеком, стал веселее, общительнее. Ушло с лица все угрюмое и мрачное.

Поверенными в делах влюбленных стали лучшая подруга Марии — Тая Попова и Андрей Труд, готовый за командира идти в огонь и воду.

Однажды больные, сидящие на лавочке, увидели Як-7 в бреющем полете. Над лазаретом истребитель филигранно выполнил восходящую "бочку". "Несколько позднее, — вспоминал болевший тогда малярией летчик Юрий Мальцев, — все стало ясно. Как-то я сидел в своей палате около окна и читал. Оторвавшись от книги, я увидел в окно капитана Покрышкина и Машу… Александр Иванович стоял, слегка опершись на дерево… Он что-то говорил Маше. На лице "покрышкинская улыбка"… Он не часто улыбался, но как при этом преображалось его лицо! Казалось, что он весь светится изнутри. Поистине, это была только покрышкинская улыбка… Я тогда еще подумал, сколько обаяния и мужской красоты в этом человеке. И тут до меня "дошло" — кто автор восходящей "бочки" над лазаретом…"

Впервые однополчане увидели Покрышкина танцующим. Вопреки мнению некоторых о неуклюжем "сибирском медведе" Покрышкин, прекрасно координированный и ловкий, легко кружился в танце со своей избранницей. На площадке в лунном свете звучали из патефона мелодии танго "Брызги шампанского", голос знаменитого тенора Вадима Козина: "Счастье мое я нашел в нашей встрече с тобою, все для тебя — и любовь, и мечты…"

"Странное, какое-то двойственное для меня это время,— вспоминала М.К. Покрышкина. — Кругом бушевала война. Смерть и горе ходили по земле, а я чувствовала себя невероятно счастливой. Я знала, что счастье мое недолговечно, что нам очень скоро придется расстаться. Но пока, пусть на короткое время, мы были счастливы и были вместе".

Недобро цедил вслед Марии комполка Исаев: "Нашла с кем связаться, у нас есть ребята и получше…"

Кем же был он, тот, кто едва не погубил героя? Тип злопамятного высокомерного начальника, который видит в других лишь плохое и любит, когда с ним беспрекословны, — увы, вечен в истории стран и народов. Такой тип командира-демагога, который свою неготовность к современной войне пытается возместить волевым "напором" и бесстрастным отношением к потерям, к цене боя, — явление нередкое в Красной армии первых лет войны… Именно поэтому Покрышкин, в середине 1960-х годов подготовив к изданию свою первую книгу "Небо войны", настоял на том, чтобы сохранить в тексте свое противостояние с командиром полка. Александр Иванович видел в этом важнейшую военную и нравственную проблему, а вовсе не сводил застарелые счеты. И в "Небе войны", и в " Познать себя в бою" фамилия командира изменена на Краев или Заев.

Причина того, что отношение Александра Ивановича к командиру так и осталось резко отрицательным, понятна. Он прощал ошибки и промахи боевым товарищам. Прощал тем, кто шел в бой, рискуя своей жизнью. А Исаев, став командиром полка, летать перестал. Такие командиры полка уважения среди летного состава не имели. Эту должность должен был занимать самый сильный, умный и опытный летчик, вожак…

Николай Васильевич Исаев был довольно молод, родился в 1911 году в Санкт-Петербурге. Представительный, сильного массивного телосложения, отличный спортсмен, играл в молодежной сборной Ленинграда по футболу вместе со знаменитостями 1920-х годов Бутусовым и "Пекой" Дементьевым. Детство было трудным. Отец, питерский рабочий-плотник, рано умер, мать тяжело болела. После трудовой школы и интерната Николай учится в ФЗУ "Пищепрома" при Первой конфетно-шоколадной фабрике им. К. Самойловой. Вступает в партию и вскоре становится директором ресторана. Затем 400 молодых коммунистов вызывают в райкомы, предлагают путь в летные училища. Сам Н.В. Исаев признавался: "…Профессия к тому времени у меня уже была, причем очень далекая от летного дела, и если бы я стал вдруг уверять, что с детства мечтал летать, это было бы явной неправдой…" Не было в начинающем директоре ресторана летного призвания, летных стремлений. Поступив в Качинское училище, он считает, что "летчики — не какие-то особые люди. Летать может каждый, если он собран, если он может держать себя в руках".

Исполнительный, умевший ладить с начальством Исаев — старшина звена в училище; таким он выглядит на фотографии у знамени в летного училища. Служил на Дальнем Востоке, продвигался по службе как летчик-политработник. Комиссар эскадрильи, батальонный комиссар… За боевые вылеты в советско-финской войне, за групповую победу над бомбардировщиком "бленхейм" награжден орденом Красного Знамени.

На четвертый день Великой Отечественной войны Исаев сбивает Ю-88. За бои под Ростовом, как и Покрышкин, награжден орденом Ленина. Был подбит у Днепра, ранен в руку. Может быть, ранение и повлияло на его боевую активность.

Изредка и в 16-м гвардейском Исаев, не в самые напряженные дни, совершает боевые вылеты. В документах полка есть, например, запись о том, что 4 сентября 1943 г. командир сбивает ФВ-187. Наверно, вкралась описка — таких самолетов в люфтваффе не имелось… По данным на январь 1943 г. на счету Исаева — 320 боевых вылетов. Командиром полка сбит 27 июля 1942 г. "хеншель-126" и в групповом бою — один "фокке-вульф" (ЦМВС. Документальный фонд. Копия).

Носили люди одни и те же погоны и звезды, оставаясь разными по своей внутренней сути. Немцы так и не смогли понять, почему командный состав Красной армии был столь контрастно различен по уровню и подготовке. То русские тактически безграмотны и устилают неоправданными жертвами поля сражений, то проявляют чудеса смекалки и творчества… В немецкой армии, сохранившей вековые прусские традиции и школу, подобного разрыва в уровне офицеров не допускалось. А в Красной армии так и не были до конца преодолены последствия революции: приказ № 1, расправа солдат и матросов над офицерами, которых без суда расстреливали и сбрасывали с бортов кораблей и многое другое. Порушен был и офицерский кодекс чести.

Перед войной Л. Мехлис, как уже говорилось, насаждал в армии доносительство. И находились такие, кто, пользуясь атмосферой шпиономании и поиска "вредителей", расчищал себе карьерную лестницу. Сам Мехлис, будучи в 1942-1945 годах членом Военного Совета ряда фронтов, как известно, добивался посредством доносов наверх снятия с должности ненавистного ему по каким-то причинам талантливого командующего И.Е. Петрова.

В ходе войны многое менялось, вернулись погоны и само слово "офицер", единоначалие, при котором комиссары утратили часть своих прав и стали заместителями по политчасти. Сам И.В. Сталин к 1943 году овладел современной стратегией и армия менялась сверху донизу.

Все это и проявилось с наивысшим накалом в судьбе А.И. Покрышкина на рубеже 1942-1943 годов. И Александр Иванович сумел рассказать об этом в своих книгах как о внутреннем конфликте, неизбежно возникающем в обществе, и в армии в период испытания на прочность. Ведь в мирное спокойное время такие, как Покрышкин и Исаев, трудно различимы. Преуспеет скорее второй… Но война требует других качеств. Правдивы и остры мемуары Покрышкина. По силе к ним, пожалуй, примыкают воспоминания Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (но эти страницы книги "Солдатский долг" были опубликованы лишь в конце 1980 — начале 1990-х годов), мемуары "Годы и войны" генерала армии А.В. Горбатова (полностью текст увидел свет в 1992 году), и "Записки командующего АДД" Главного маршала авиации А.Е. Голованова (готовый набор книги рассыпан, напечатан в сокращении в 1996 году). Главный маршал артиллерии Н.Н Воронов страницы с откровенными отзывами о И.В. Сталине и наших полководцах хранил тайно даже от членов своей семьи. В 1995 году этот текст был опубликован сыном военачальника В.Н. Вороновым в журнале "Слово". Здесь же в 2000 году напечатана беседа "Я умел драться на пулеметах" с пехотным комбатом, одним из нескольких кавалеров двух орденов Александра Невского сибиряком М.И. Сукневым: "Мало перед войной осталось в нашей армии толковых офицеров и генералов… На своем уровне я немного видел порядочных командиров. Остальных привозили откуда-то с тыла… Никакой инициативы. Пока приказа нет, никуда не пойдет. А поступит приказ, уже поздно…"

Правда о войне, как и многие ее уроки, скрывались, не были востребованы… Но тогда, осенью 1942 года фронтовому поколению еще предстояло свершить главное в своей жизни.

В сохранившейся рукописи Виктора Никитина остались живые зарисовки манасских будней:

"Немцы лезли на Кавказ, шла жесточайшая борьба за перевалы…

Мы в тылу по утрам бегали по песчаному берегу моря, умывались под струями ручейка, текущего из расщелины высокого берега.

Утро прохладное, собрались домой:

— Что, уже подзарядились? — спросил Покрышкин, спускаясь с обрыва к морю.

— Уже, товарищ гвардии капитан! — за всех отвечал Савин.

— Мало занимались — надо до пота, а потом — в воду.

— Уже холодно. А потом нам еще рано, — хлопая себя по тощим бедрам, смеялся Сапунов, — вот поправимся на фронтовых харчах, тогда и будем нырять в море.

— Вы что, собрались здесь загорать, как на курорте? Видите тучу, — кивнул на черное небо Покрышкин, — немцы выдыхаются: хотели с хода взять Грозный — не вышло, разбомбили нефтеперегонные заводы — горит… Значит, скоро будут драпать назад. Нам задерживаться здесь нельзя — бить их надо, сволочей! — сбрасывая гимнастерку, зло ворчал он. — Завтра летать начнем! — крикнул, бросаясь в воду.

Мы смотрели, разинув рты, на мелькавшее в холодных волнах сильное, загорелое тело Покрышкина".

В разговоре с Вадимом Фадеевым Александр Иванович говорит: "Сейчас я как никогда уверен в боевом опыте. Сбить меня не так-то просто!"

Просветленный внезапно пришедшим взаимным чувством, встречами с Марией, которая уже приняла его предложение руки и сердца, как никогда полон он жизненных сил, энергии. Рядом друзья-единомышленники, особенно дороги Александру Ивановичу Фадеев, Аркадий Федоров, Николай Искрин. На шестерке учебных "яков" отрабатывает командир первой эскадрильи свою новую тактику. Обязательны усложненные полеты — в ущельях гор, бреющие над морем. Никакого плавного тихого пилотажа учебных школ, все приближено к тому, что будет необходимо на войне.

После обеда Покрышкин без каких-либо поблажек гонял подчиненных на тактических занятиях. Штурман его эскадрильи — старший лейтенант Таминдор Паскеев, командир звена — старший лейтенант Григорий Речкалов, старшие пилоты — старший лейтенант Борис Козлов и старшина Александр Голубев, пилоты — старший сержант Петр Табаченко, старшина Николай Шагов, сержант Василий Островский и красноармеец Иван Степанов.

Покрышкин разработал собственную систему занятий. Комната превращена в класс, где имелся набор моделей самолетов, карт, схем, снабженных броскими и простыми для запоминания надписями. Например: "Истребитель, хорошо осматривающийся, непобедим!", "Нас не купишь, мы смотрим за хвостом друг у друга!" Рядом с черепом и костями — схема внезапной атаки сзади и вывод: "Он проявил беспечность в воздухе…"Главный покрышкинский девиз: "Истребитель! Спрашивай не сколько противника, а где он!"

Из-за отсутствия листов добротной бумаги большого формата для этих схем и рисунков использованы обороты чертежей самолетов ленд-лиза, присланные американцами, и даже карты Закавказья… Сейчас эти листы хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил.

Быстрыми точными вопросами Александр Иванович вовлекал в разговор всех присутствующих, требовал столь же быстрых ответов. Надо было знать все скорости, радиусы и время боевых разворотов, сектора обстрела и так далее. В классе никто не мог отвлечься, мгновенно разыгрывалась и решалась та или иная ситуация боя.

Как вспоминал В. Никитин:

"Командиры второй и третьей эскадрилий водили своих летчиков на уроки тактики к Покрышкину… Опять пришли неграмотные, — шутил Саша Голубев, подвигаясь и давая место кому-нибудь на скамейке.

Покрышкин искренне заботился о том, чтобы вооружить всех летчиков своими идеями. У него к любому тактическому положению был неисчерпаемый запас примеров из собственной боевой практики… Он был единственным командиром в полку, который занимался с молодежью с таким рвением".

Начальнику связи полка Масленникову и радиотехнику Лытаеву Покрышкин предложил радиофицировать классы, где готовил летчиков воевать с применением радиостанций.

Из боевой характеристики А.И. Покрышкина, подписанной 26 декабря 1943 года командиром полка Н.В. Исаевым, виден разный подход к людям комполка и комэска, слышен здесь и отголосок недавно происшедшего конфликта: "С должностью командира эскадрильи справляется хорошо. Пользуется заслуженным авторитетом. Много работает над собой в деле изучения тактики ВВС противника и умело передает подчиненным. Недостаток т. Покрышкина — боевая спайка летного состава при товарищеских отношениях, а не через командирскую требовательность. Имели место пререкания и оскорбления старших начальников…" (ЦМВС. Документальный фонд. Личное дело А.И. Покрышкина. Копия).

В отношении засчитанных А.И. Покрышкину сбитых самолетов в документах конца 1942 года есть противоречия. В боевой характеристике указано: провел 40 воздушных боев, в которых лично сбил 6 самолетов и 6 в группе. В сводке на 4 января 1943 г. счет по каким-то причинам уменьшен: 3 лично сбитых (26.6.41 г. — Ме-109, 3.7.41 г. — ПЗЛ-24, 9.7.42 г. — Ме-109Ф). В группе — 4 (5.7.41 г. — Хеншель-126; 2.8.42 г. — 3 Ме-110). При штурмовках аэродромов противника — 2 Ю-88. Всего — 9 самолетов. (ЦМВС. Документальный фонд. Копия).

…После сообщения информбюро о наступлении советских войск под Сталинградом Александр Иванович, представив памятную ему до деталей карту юга СССР, первым осознает значимость свершившегося — армия Паулюса окружена!

Но отправка на фронт 16-го полка затягивается в ожидании поступавших по ленд-лизу американских самолетов. Сначала семь опытнейших летчиков полка, в их числе и Покрышкин, осваивают "киттихаук". Однако эта машина уже не отвечает требованиям советско-германского фронта. 7 октября 1942 года И.В. Сталин пишет президенту США Ф. Рузвельту: "…мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, "аэрокобр")… Следует иметь в виду, что самолеты "киттихаук" не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями".

Снова ожидание… В декабре отправляется на фронт БАО, где служит Мария. Сквозь слезы смотрит она на Александра, который шел и шел за колонной машин, пока она не скрылась вдали. И снова летчик в одиночестве у зимнего штормящего Каспия. Что же принесет новый, 1943 год?..

31 декабря гвардейцы прибыли в учебный центр Аджи-Кабул ( г. Кази-Магомед, Азербайджан) в распоряжение командира 25-го запасного авиаполка подполковника Индюшкина. Уже третий за четыре месяца ЗАП…

Разместив свою эскадрилью в общежитии, Покрышкин сразу отправился на аэродром. Какова же она, долгожданная заморская "аэрокобра"? В боевой биографии Покрышкина было два главных самолета. На первом — МиГе — он начал войну, на втором, который сейчас стоял перед ним, он ее завершил. "Аэрокобра" — один из самых необычных во Второй мировой войне самолетов, история которого много лет была окружена умолчаниями и мифами…

Отношение летчика к своему самолету, конечно же, выходит за рамки привычного управления человеком какой-либо технической машиной — сцеплением механизмов, деталей, аппаратуры. О тайне летного мастерства Александр Иванович говорил: "Я сросся с самолетом, чувствовал его как свое тело. И хороший летчик мог сорваться в штопор в сложном бою. За все время войны я ни разу не сорвался в штопор…"

Покрышкин обошел "аэрокобру", вглядываясь в каждую деталь. В душе его росла симпатия к новому истребителю. Очертания благородного хищника… Аэродинамически отточенные плавные линии фюзеляжа, заостренный кок винта с коротким дулом мощнейшего для тех истребителей 37-мм орудия. В крыльях два крупнокалиберных скорострельных пулемета "кольт-браунинг" и еще четыре пулемета обычного калибра, по тысячу выстрелов в минуту каждый. Такого набора вооружения нет ни у кого! Покрышкин тщательно стер грязь с сапог — только так он поднимался в кабину. Необычный каплевидный фонарь, из которого открывался прекрасный обзор, лучший из виденного до сих пор. Приборная доска, на которой несколько десятков различных циферблатов, переключателей. Великолепное, не уступающее немецкому радиооборудование! Да, воевать на "аэрокобре" можно.

Еще видны остатки синего круга, в который была вписана белая американская звезда, уже перекрашенная в красную. Читается надпись US Army Air Force — воздушные силы армии Соединенных Штатов. Издалека приплыли эти "кобры", из города Буффало, штат Нью-Йорк, берег озера Эри. После разгрома немцами конвоя PQ-17, шедшего из Англии в Мурманск, американские военные грузы отправлялись в СССР южной и северной трассами. Северная — через Аляску, откуда наши летчики — перегонщики самоотверженно вели американские истребители и бомбардировщики к фронту над тысячеверстными сибирскими пространствами. Южная — на кораблях через Атлантический океан, Гибралтар, Суэцкий канал, Красное и Аравийское моря, Персидский залив до иранского порта Абадан (Исландия — Абадан — около 12500, Нью-Йорк — Абадан — 15600 морских миль). Или даже вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды (соответственно 22000 или 23500 морских миль). С сентября 1941 года территория Ирана была занята английскими и советскими войсками. В Абадане "аэрокобры" собирались и облетывались нашими специалистами и далее воздушным путем следовали через Тегеран в Аджи-Кабул.

"Аэрокобра" — самый "обрусевший" самолет ленд-лиза… В СССР было отправлено 4953 машины, что составило 51,6%, более половины всех построенных самолетов этого типа. Или 35%, более трети, всех поставленных нам в войну самолетов США. Объясняется это прежде всего тем, что на западном фронте и на Тихом океане "аэрокобра" оказалась малопригодна. До середины 1942 года "кобры" составляли основу американской истребительной авиации, да и впоследствии участвовали в боях, более удачно проявив себя как штурмовики. Но самый результативный на "аэрокобре" американский летчик сбил всего три вражеских самолета… После того, как в июне 1942 года 12 "кобр" ВВС США над побережьем Франции в первом же боевом вылете потеряли половину группы, американцы, летавшие с баз Великобритании, были перевооружены на английские "спитфайры". Сами англичане еще раньше отказались от "кобр". Бои за господство в воздухе велись здесь на большой высоте, поэтому "аэрокобра" характеризовалась на Западе как "особенно разочаровавший самолет с низким "потолк
ом", малой скороподъемностью и относительно недостаточной маневренностью". Англичане упаковывали в ящики уже побывавшие в употреблении "кобры" и отправляли их в СССР (до 1944 г. они вообще не поставляли нам новых машин). США перенацелили поток "кобр" на СССР.

Наши летчики спасли от краха фирму "Белл", производившую эти истребители. Настороженное качеством поступающей от союзников техники, командование советских ВВС целый год вело собственные испытания и доводку "кобр". Не подтвердились, кстати сказать, некоторые заявленные фирмой характеристики. Это поразило еще англичан, закупивших в 1940 году самолеты по данным, полученным при испытаниях специально полированного прототипа, который весил на тонну меньше! Предвоенная гонка, когда недоведенные самолеты запускали в серию, затронула и богатую Америку…

При испытаниях в СССР погибло трое опытных летчиков-испытателей… А затем начали выявляться и такие чреватые катастрофами изъяны, как склонность к плоскому штопору и обрыв шатунов мотора. Немалую роль в доводке "кобры" сыграл знаменитый М.М. Громов.

Направлялись "кобры" в полки, где был обстрелянный в боях летный состав. И произошло чудо! Истребитель подошел для условий советско-германского фронта, где сухопутные войска на громадной по протяженности линии были определяющей силой и вели главные битвы Второй мировой войны. Пикировали к земле бомбардировщики и штурмовики, их прикрывали истребители. Воздушные бои разворачивались, как правило, на малых и средних высотах до 4,5-5 километров. Здесь-то "кобра" (скорость 585 км/час на высоте 4200 м) могла показать свои лучшие качества — легкость в пилотировании, маневренность, живучесть. И прежде всего — вооружение, под которое и создавалась молодыми и несколько авантюрными главой фирмы Ларри Беллом и конструктором Робертом Вудсом оригинальная конструкция истребителя. Мотор вопреки традициям был установлен позади кабины летчика, чтобы освободить впереди место для мощной пушки. Улучшился и обзор из кабины, что сразу отметил А.И. Покрышкин. Поставленное впереди третье колесо шасси резко усилило взлетно-посадочные характеристики. Можно было садиться на грунтовые полосы, не боясь капотирования — опрокидывания через нос.

Первыми в 16-м гвардейском полку на "аэрокобрах" вылетели командир Исаев, штурман Крюков, комэски Покрышкин, Тетерин, Фадеев и командир звена Речкалов.

Некоторое время, как вспоминал Александр Иванович, приходилось снимать у летчиков "навязчивую боязнь". Дело в том, что за день до отлета на фронт разбился штурман 45-го полка. На малой высоте "кобра" вошла в свой коварный плоский штопор…

Досконально изучив самолет, Покрышкин, верный своим принципам обучения подчиненных, отметил: "Энергичный пилотаж, полеты в усложненных метеорологических условиях… Твердая, железная последовательность, постепенное усложнение программ обеспечили переучивание без летных происшествий".

Самолетов не хватало. Справедливо пишет знаток истребительной авиации Второй мировой войны К.Ю. Косминков: "Характер поставок самолетов союзниками отличался определенным своеобразием: их минимум приходился на период, когда СССР крайне нуждался в них, а максимум, когда он мог обойтись и без иностранной помощи". Американская промышленность еще не набрала полных оборотов. То, что производилось, направлялось в первую очередь в ВВС США и Великобритании.

Летчикам 16-го полка пришлось самим перегонять "кобры" из Тегерана. Дважды Александр Иванович побывал в персидской столице.

Побывал Покрышкин и в Тбилиси, где получил приказ провести перед командованием ВВС фронта и Черноморского флота, а также заводским руководством показательный учебный бой с новой модификацией ЛаГГ-3. Применив отработанные на фронте приемы, Покрышкин не оставил летчику-испытателю ЛаГГа никаких шансов. После посадки подошел к Александру Ивановичу только понурый заводской инженер, которому Покрышкин сказал: "Ну, что, инженер, пригорюнился? И на хорошем самолете надо уметь вести бой". Задуман этот показ был явно неудачно. Фронтовик и испытатель, конечно, имели разный опыт. Но поговорить с гвардии капитаном высокое начальство не сочло необходимым.

…Все! Покрышкин чувствовал, что достиг пика боевой формы. Горькую накипь с души сняла вспыхнувшая в Манасе счастливая любовь. За перемещениями БАО и 16-го полка полевая почта следить не успевала, переписка с Марией прервалась. Но сердце знало, что это чувство навсегда.

2 апреля 1943 года полк в составе 32-х экипажей вылетел на Северо-Кавказский фронт в Краснодар в распоряжение командующего 4-й воздушной армии. Боевым порядком "этажерка" Покрышкин вел свою эскадрилью к Черному морю. Справа — Главный Кавказский хребет. Всем, кто наблюдал в полете Эльбрус и Казбек, цепь окутанных древнейшими преданиями и легендами вершин, отражения солнца на гранях камня, снега и льда, представлялось это зрелище "эстетическим пиром"…

Для Покрышкина это был и полет к подвигу, полет к мировой славе.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру