Владимир Иванович Ламанский

ЛАМАНСКИЙ В.И. ТРИ МИРА АЗИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКОГО МАТЕРИКА
Текст публикуется с сокращениями по второму изданию: Петроград, "Новое время" 1916, под редакцией Князева Г.М. Стр. 3-4, 5-6, 9-10, 16-23, 26-28, 48-51, 52-60, 82-83. Подборка текста и комментарий А.Д. Гудкова.

<…> Предполагаем на первый раз хорошо известным и достаточно определенным понятие историко-культурных характеров 1) собственной, или, так называемой, западной, т.е. романо-германской или католическо-протестантской Европы и 2) собственной Азии, с древними и средневековыми цивилизациями ее исторических племен и народов и с варварством и полудикостью ее разнообразных племен и народов неисторических или полуисторических. Мы таким образом можем в обозначении указанных разновидностей, или главных отделов, Азийско — Европейского материка ограничиться пока следующими терминами: 1) собственная Европа, 2) собственная Азия и 3) Средний мир, т. е. не настоящая Европа и не настоящая Азия. Вступая в пределы этого Среднего мира из Азии, мы должны сказать, то тут Азия кончается, но Европа еще не начинается; точно так же, вступая в него из Европы, мы в праве сказать: здесь кончается Европа, и еще не начинается Азия. Ближайшее обозначение границ и внутренних признаков этого Среднего мира между собственною Европою и собственною Азиею, этого Востока для Европы и Севера и Запада для Азии, может помочь нам найти более подходящее и меткое для него название, точнее определить давно отыскиваемые и вообще трудно находимые границы между настоящими Европой и Азией, и, вместе с тем, привести нас к более ясному пониманию и более верному разделению, так называемой, средней и новой истории человечества.
По направлению от северных пределов азийских полуостровов Малой Азии, Аравии, обеих Индий далее к северу, по мере приближения к Закавказью, северным и восточным берегам Черного и Каспийского морей, к горным хребтам Тянь-Шаньскому, Алтайскому и Саянскому, к северному отрогу хребта Хинганского и к реке Амуру, по мере удаления от северных пределов Азиатской Турции, Персии, Афганистана, Китайской и Японской империй, все более изменяется и природный характер страны, и этнический, и культурный тип населения, и характер их социальных и правовых отношений. На север от этих стран, вплоть до берегов Ледовитого океана, Камчатского, Охотского и Японского морей конается de jure, а затем и de facto господство царящих в целой Азии и на юг от этой границы религий, наречий, нравов, общественного и государственного строя. В землях этого Среднего мира в пределах русской Азии, и даже Европейской России, находятся, правда, более или менее многозначительные представители господствующих в Азии на юг от русской государственной границы, или в пределах собственной, не-русской Азии, религий, языков, нравов и обычаев. Но все они в пределах России занимают положение зависимое, подчиняются влиянию образованности и государственной власти, созданных народом, чужим им по происхождению, по внешнему типу, по языку, верованиям, быту и историческому развитию. Все соседние нам народы собственной Азии — японцы, китайцы, монголы, персы, различных видов и наименований турки, как часто ни различны они между собою по наречиям, верам и культурам, относятся вообще одинаково к урусу, оросу, олосу, москову, равно видят в нем чуждого себе, если не всегда враждебного, то всегда сильного и грозного, во многих отношениях совершенно от них отличного, непохожего, не сродного и не единоверного им соседа. С удалением от юга и востока собственной Азии и с приближением к пределам России или Русской империи, и далее на север и запад, тем более видоизменяется и природный характер страны. Климат и тесно от него зависящая жизнь растительная и животная становятся суровее, однообразнее. Только некоторые южные окраины русской Азии или Азиатской России представляют собой благодатные земли с довольно теплым климатом. Но как бы они ни были сами по себе значительны, в массе земель Азиатской России они являются сравнительно редкими и не особенно значительными оазисами. Это отношение нисколько не изменится в пользу России, если мы станем сравнивать, по климату и разнообразию растительной и животной жизни, собственную Азию не только с Азиатскою, но и с Европейской Россиею, ибо последняя составляет прямое естественное продолжение первой. Благословеннейшие углы юго-западной России, южного берега Крыма, Закавказья, русского Туркестана, Семипалатинской и Амурской волости являются на громадном просторе русской государственной области редкими исключениями. В не-русской же Азии находятся целые обширные страны, из коих чуть ли не каждая в отдельности богатствами роскошной своей природы далеко оставляет за собою все эти благословенные русские края, взятые вместе. <…>

Но не одною относительною суровостью климата и сравнительною скудностью и однообразием природы, а также и чрезвычайною редкостью населения и крайнею юностью культуры резко отличается Азия русская от значительнейшей части не-русской, собственной Азии. На своей площади, приблизительно в 17.303,217 квадратных километров русская Азия содержит около 19 миллионов жителей, а собственная не-русская Азия на пространстве приблизительно в 26.839,441 кв. килом. имеет с лишком 800 милл. жителей. За исключением только некоторых южных окраин русской Азии, имевших древнюю богатую культуру и только сохраняющих ее следы и остатки, огромная часть земель русской Азии, до утверждения в ней русской власти, находилась в самом, так сказать, девственном состоянии, была в руках племен довольно первобытной грубости. Значительнейшая же часть не-русской Азии принадлежит к странам самой древней и нередко весьма высокой культуры. Тут возникли и развились древние образованности Ассирии, Вавилона, Индии, Ирана, Палестинцы, Финикии, Сирии, Аравии, Китая, Японии, островов Малайского архипелага, с их многочисленными памятниками разнообразнейшей, по содержанию и формам письменности и архитектуры, с их своеобразными религиями, занимательными открытиями, изобретениями и опытами в философии, науках, промышленности. Таковы различные племена и народы Азии семитского, арийского, тюркского, монгольского и малайского племен, с их разнообразными верованиями и культами — Иеговы, Ваала, Астарты, Брамы, Вишны, Шивы, Будды, Агурамазды и пр., с их разнородными языками и бесчисленными наречиями различного внутреннего строя.<…>

Азиатские владения России резко отличаются от этих азиатских владений собственной Европы. Они непосредственно примыкают к так называемой Европейской России, составляя с нею одно непрерывное территориальное целое. Между восточными и южными окраинами Европейской России и западными и северо-западными окраинами русской Азии, собственно говоря, и не существует никаких строгих и резких различий и противоположностей ни в географическом, ни в этнологическом, ни в историко-культурном отношении. Переход из одной в другую совершается постепенно и незаметно. Русские владения в Азии отличаются и тем еще, что пространством будучи почти в полтретья раза более собственно — европейских владений в Азии (17.303,217 и 7.668,914 кв. килом.), обладают вообще крайне редким населением, тогда как европейские владения в Азии населены очень густо. Сверх того, и русские владения в Азии совершенно не похожи на собственно — европейские в ней владения и тем еще, что собственных азиатов, строго говоря, в них сравнительно очень мало, как относительно всей территории, так и относительно всего русского, христианского населения нашей Азии. Между тем как огромнейшее большинство европейцев только временно проживает в Азии и лишь в нее наезжает, русское население в Азии по преимуществу живет в ней постоянно и оседло, имеет свои деревни, села, города, постепенно размножается, как внутренним приростом, так и непрерывным приливом новых поселенцев из Европейской России. Она может дать и, несомненно, даст, а Азиатская Россия может принять и поместить у себя еще много и много миллионов русского народа. В этом смысле и теперь можно говорить об азиатской России, но еще нельзя, и едва ли когда будет возможно, говорить об азиатской Англии, Франции, Голландии, Испании и Португалии. Для этих национальностей их Азия не может быть и никогда не будет родиною и отечеством, а навсегда останется лишь страною эксплуатации, выгодных рынков, практическою школою административных и государственных талантов, более или менее благодарным поприщем и приманкою для их миссионеров и ученых. <…>


Азиатская и Европейская Россия составляет во многих отношениях резкую противоположность собственной Азии. Как в последней, решительное отсутствие игемонического (1) преобладания одной веры, одного языка, одной народности, так в первой, наоборот, при всем множестве разнообразных вер, в ней исповедуемых, языков и народностей, в ней живущих, значительно преобладает и вполне господствует одна вера — христианство, один язык и народность — русская, славянская. Многочисленные и различные иноверцы и инородцы русской империи, от римских католиков, евангеликов и реформатов до мусульман, буддистов и разнородных культов часто самой дикой грубости, от германцев до всякого рода финнов, татар, турок, монголов и тунгусов, чукчей и пр., как бы одни из них ни были числены, а другие развиты и образованы, все они однако порознь представляют собою более или менее слабую или арифметическую или нравственную величину в отношении к господствующим в Европейской и Азиатской России восточному христианству и народности славянской. Как бы ни старались унижать дарования славянской расы и русского народа, в особенности, как бы ни превозносили способностей, значения и влияния некоторых русских инородцев, как бы ни преувеличивали естественных и культурных преград успешному в будущем росту русской образованности, однако самые грубые по своей осязательности факты и нашего прошлого и нашего настоящего неопровержимо доказывают, что, по крайней мере, со второй половины ХI века русский народ неудержимо растет и множится силою естественного нарождения и постепенного, мирного уподобления живущих посреди него чужих народностей, все далее раздвигает границы своей речи, церкви и государства, постепенно расширяет круг своей материальной и умственной деятельности, открывая новые и совершенствуя разработку старых источников духовного развития и материального богатства. Как в не-русской Азии отсутствие одного преобладающего народа, языка и веры, с одной стороны, решительно мешает культурному и политическому ее объединению, а вместе и согласному и успешному ее противодействию своим противникам — так, наоборот, решительное преобладание в Европейской и Азиатской России одной веры, одного языка и народности — есть главный источник ее политического и культурного единства, прежних и грядущих успехов в борьбе с ее противниками и соперниками, Западом — Европою, и Югом — собственною Азией. Как невозможность объединения Азии тесно зависит от высоких горных хребтов и глубоких заливов и внутренних морей, разделяющих ее на столь большие и совершенно почти независимые друг от друга части, так точно единство русской империи обусловлено совершенным почти отсутствием в ней крупных внутренних расчленений. На этом огромном просторе сплошной массы равнин высокие горные хребты встречаются, за выключением сравнительно невысокого, и во вся ком случае, не непрерывного горного хребта Уральского, только на окраинах, а видные полуострова имеются собственно лишь на крайнем севере и востоке (Чукотская земля и Камчатка) и юго-западе (Крым). Этим отсутствием богатых расчленений Россия резко отличается, как от европейского Запада, так и азиатского Юга. Русская Азия в этом отношении составляет почти такую же противоположность собственной, не-русской, Азии, какую европейская Россия — собственной не-русской, Европе. От настоящей Европы и от настоящей Азии отличается Россия и крайне бедным развитием береговой линии, ибо, за выключением неудобных для мореплавания омывающих русские пределы Северного и Великого (2) океанов, в России приходится 1 береговая миля на 175 кв. миль суши.
Мы видим, искомые границы, так названного нами, Среднего мира, на Азийско -Европейском материке обнимают всю русскую империю и в, так называемой, Азии совершенно почти совпадают с ее политическими границами. Но где границы этого Среднего мира на западе, в так называемой, Европе? Как ни обширна площадь русской Азии, как ни отличается она своим географическим и климатическим характером от лежащей на юг от нее собственной не-русской, Азии, однако, эти внешние особенности чисто физической природы еще не дают права на особое деление. Господство и преобладание в этой северной и частью средней Азии русского народа и языка, русской государственной власти и русского просветительного начала — вот что главнейшее заставляет отделять русскую от собственной, не-русской, Азии. Но в ней русский элемент составляет ничтожную арифметическую величину, и как бы ни были блестящи способности русских поселенцев в Азии, однако они никак не могли бы ни оправдать принятого деления на русскую и нерусскую Азию, ни дать русскому имени значения, каким оно пользуется на всем Азийском материке, ни сулит в нем русской образованности того великого будущего, которого чают или опасаются все сколько-нибудь развитые люди всех стран и народностей. Если есть Азия русская, если она, в отличие от собственной, не-русской, Азии должна быть относима к особому историко-культурному типу, то это единственно потому что при русской Азии — или Азиатской России — есть еще русская Европа, или Россия Европейская. Здесь на пространных равнинах между Белым, Балтийским и Черным морями, между Уралом и Карпатами, сильнейшая народность славянского племени образовала и развила свою государственность, свою речь и образованность, и при всей своей относительной юности, сравнительно с Европою и с Азией, имеет тысячелетнюю непрерывную историю. Отсюда, из древних и внутренних русских областей, черпает свои силы господствующий элемент русской Азии. Сам по себе он так еще слаб, что может собственно служить только передатчиком, толкователем и исполнителем идей произведений и задач, вырабатываемых в Европейской России. Русская литература, промышленность, торговля, гражданственность Кавказского и Оренбургского края, Туркестанской области, Западной и Восточной Сибири с Приморскою областью еще может быть на десятки поколений принуждены будут силою вещей вдохновляться руководящими идеями и состоять в зависимости от творческой деятельности коренных, древних областей русского государства.

Русская народность в Азии так еще малочисленна и слабо представлена, что она не имеет никаких средств поддерживать собственными силами тот авторитет, которым заслуженно пользуется русское имя в Азии, а в некоторых обширных краях, каковы Кавказский, Оренбургский, Туркестанский, она бы никогда и не могла утвердиться без тяжелых пожертвований и великих усилий коренного населения русской империи. Хотя успехи русского могущества в Азии бесспорно отражаются на усилении русского влияния в Европе, однако они сами находятся в прямой непосредственной зависимости от развития образованности и гражданственности главного основного народного ядра Европейской России. При такой зависимости Азиатской от Европейской России, сопоставляя русскую с не-русской, собственною, Азией, было бы необходимо не отделять России Азиатской от Европейской даже и в таком случае, если бы последняя отличалась от первой совершенно другим естественным характером, ибо в этнологическом и историко-культурном отношении эти обе России составляют, вследствие постоянных переселений из Европейской в Азиатскую, одно неразрывное целое. Эта же точка зрения имеет очень важное значение при определении границ собственно Азиатского, собственно Европейского и, так называемого нами, Среднего мира. Если на востоке и юге, именно в Азии, и частью в Европе, на северо-западе, политические границы России со Швециею и Норвегиею почти совершенно совпадают с этнологическими и историко-культурными границами Среднего мира от собственно Азиатского и собственно Европейского, то на западе и юге эти европейские границы Среднего мира заметно и значительно расходятся с государственными границами России. Западные и южные сухопутные границы Европейской России с Пруссиею, Австриею и Румыниею — суть границы чисто политические, искусственные, совсем не то, что границы России со Швециею и Норвегиею или значительнейшая часть границы, за выключением Закавказья, с собственною, нерусскою, Азиею. По сю сторону этих границ России со Швециею и Норвегиею и с собственною Азиею преобладает и господствует восточное православие и славянский язык, славянская народность, а по ту сторону этих границ уже нет вовсе ни славянской речи и народности, ни исповедников восточного православия, а напротив исключительно преобладают и господствуют с одной стороны—западное христианство, преимущественно в одном из своих учений, протестантстве, и германская (собственно шведская и норвежская) речь и народность, а с другой—различные восточные, азиатские религии: даосизм, конфуцианство, буддизм, мусульманство и различные исто — азиатские народности: японцы, китайцы, манджуры, монголы, турки, персы. Не таковы границы России с Пруссиею, Австриею, Европейскою и азиатскою Турциею. За этими границами кончается, правда, политическое преобладание и господство восточного православия, а также славянской речи и народности, но вовсе не прекращается численное преобладание господствующей в России веры или славянской речи и расы, часто той и другой вместе. С этих сторон Россия окружена прусской австрийско-славянскими, а также румынскими и далее болгарскими, сербскими, турецкими и греческими землями. В этих же землях, как и в России, господствуют численно восточное христианство и славянская речь и народность или порознь, как в Румынии и Греции, или вместе, как в Болгарии, Сербии, Черной Горе (3), или одна лишь славянская речь и народность, как в западано-славянских землях Австро-Венгрии и Пруссии. Правда, в Турции, Австро-Венгрии, Пруссии эти, чуждые собственной Европе и собственной Азии, восточное христианство и славянская речь и народность зависят политически от той или другой чужой религии или речи, но все же численно решительно преобладают над теми религиями или народностями, которые исключительно господствуют, как западное христианство и германская и романские народности в собственной Европе или как мусульманство и турки — в собственной Азии.

С наибольшим удалением в этом направлении от русских границ все более редеет славянское или православное население, пока мы, наконец, не вступим в земли, где оно решительно исчезает, и где уже настает полное, исключительное господство немецкой и итальянской речи и народности на западе, а мусульманства и турецкой народности на юге (в Малой Азии). За этими пределами Россия не имеет уже близких родных братьев ни по вере, ни по крови, как не имеет их за своею шведско-норвежскою и за большею частью своей азиатской границы. Эти земли для России или единоверные и единоплеменные вместе, или только ей единоверные, или только ей единоплеменные, составляют сами по себе, слишком незначительную, по величине площади, по количеству населения, и политическому, и культурному его положению, часть Азийско-Европейского материка, для того, чтоб образовать особый самостоятельный отдел или мир.

Рассматриваемые с точки зрения этнологической и историко-культурной, эти земли естественно должны быть отнесены не к миру собственно азиатскому и не к миру собственно европейскому, а к миру, названному нами Средним. В этом смысле эти земли нельзя отрывать от России, и нельзя Азиатскую Россию отделять от Европейской. Существование в прилежащих к России землях нескольких миллионов ее единоплеменников и единоверцев составляет источник ее силы и могущества, политического и культурного, как в настоящем, так еще более в будущем. Эти земли, напротив, для мира собственно азиатского или не представляют никакого непосредственного интереса или, даже как для него, так и для мира собственно европейского являются источником многих замешательств и важных затруднений, особенно в их далеко недружественных отношениях к России. Политическая сила и влияние исторических национальностей не в одних их наличных силах, но и в той вере и в тех опасениях, которые они возбуждают относительно своего будущего в своих близких и дальних соседях. Если бы пограничные нам области Пруссии, Австро-Венгрии и Турции имели совершенно однородное и вместе чуждое нам по вере и расе население, то Россия никогда бы, конечно, не могла играть в европейской и всемирной политике великой роли, выпавшей ей, как единственной сильной представительнице интересов славянщины и восточного христианства. Имей Россия гораздо более искусную дипломатию и армию несравненно храбрейшую и лучше устроенную, все-таки она бы не могла одержать тех блестящих успехов над турками и разными европейскими державами, коими она по справедливости гордится с начала ХVIII века. Ей бы никогда не удалось ни помешать образованию общей европейской коалиции против нее, ни выйти из такой неравной борьбы победительницею. В патриотической гордости нашей, глядя свысока на родственные нам народности, слабые числом и зависимые политически, мы любим говорить, что Россия уже тем полезна славянам, что она существует, и напрасно при этом забываем, что славяне тем же самым, т. е. тем, что существуют, полезны
России, то без них она бы никогда не была тем, чем она есть, то если они зачахнут в борьбе и, наконец, исчезнут, она никогда не будет тем, чем она может быть в случае, если все нерусские славяне сохранят и обеспечат, наконец, свою самостоятельность. В ХV—ХVI вв. в Европе было несколько держав, гораздо более цветущих и богатых, сильных и могущественных в отношении грозной тогда Турции, чем тогдашнее Московское государство. Однако, вследствие брака Софии Палеолог с великим князем Иваном Васильевичем и других причин, возникает фикция о перенесении в Москву Восточной империи о царях московских как наследниках Палеологов. По свидетельству венецианских посланников и аилов в Константинополе и других лучших европейских знатоков Турции, турки Солимана (4) не боялись так ни Венеции, ни Англии, ни Германской империи, ни Франции, ни могущественной Испании, как боялись они России, потому что покоренные турками, но сохранившие свою веру и народность греки, албанцы, волохи, сербы, болгары глядели на царя московского, а после на русского императора, как на своего законного стоятеля и оберегателя, которому суждено Промыслом освободить их, наконец, от тяжкого агарянского ига (5). Как измерить и оценить глубину и значение прибывавшей от того России силы в борьбе с турками и вообще с мусульманством и возраставшего от того нравственного авторитета России в умах европейских и азиатских. Не говорим уже, что, во всяком случае неизбежная для нас, борьба с Турциею затруднилась бы для нас вдесятеро, если бы нынешние наши единоверцы и единоплеменники были все истреблены или отуречены. Точно так же, как бы слаба и бессильна была Россия по отношению к Германии, если бы все нынешние из 13 миллионов юго-западных (болгары, сербы, хорваты, словенцы) и 19 миллионов северо-западных славян (поляки, лужичане (6), чехи, мораване (7), словаки) были истреблены и онемечены на подобие слабых ветвей славян полабских (8) (бодричей (9), лютичей (10), поморян (11)) в Мекленбурге (12), Бранденбурге(13), Померании (14)). <…>


Таким образом, не отождествляя и не сливая с Россиею прилежащих к ней земель славянских и православных, мы не можем, однако, с точки зрения этнологической и историко-культурной, даже политической, не причислять их к одному с нею разряду или миру и должны отделять их и от мира собственно азиатского и от мира собственно европейского. От первого они отличаются, подобно России и собственной Европе, своею христианскою культурою. От Европы значительная часть их отличается принадлежностью своею не к западному, а к восточному христианству. Остальная же часть, обращенная в западное христианство, как поляки, словаки, чехи, мораване, словенцы и хорваты, резко отделяется от своих западных соседей и единоверцев немцев и итальянцев глубокою взаимною антипатиею, разностью языков и характеров, противоположностью национальных интересов. Напротив, с своими восточными соседями, русскими, сербами, болгарами, они тесно связаны общностью исторических судеб, культурных и национальных интересов, величайшим сходством языков и нравов. В течении средних веков, когда на религиозные различия и сходства обращалось такое большое внимание, западные иноплеменники, немцы, итальянцы, поражаемые этим сродством славян западных и восточных, давали им безразлично одно общее название, именуя их всех общим именем — чужеродцами, варварами, сарматами, венедами, славянами, а огромное пространство земли занятое славянами, вместе с различными инородцами — албанцами, волохами, мадьярами, финнами, литовцами, прозывая одним словом — славиею, словениею или славониею. Можно признать также резкими и отличительными признаками славян юго и северо-западных от собственной Европы общее им всем благоговейное почитание памяти двух мужей, к подвигам и именам которых собственная Европа относилась или совершенно равнодушно, или даже крайне враждебно, и столь же им всем общее глубоко враждебное отношение к подвигам и памяти великого германца, имя которого целые века пользовалось в собственной Европе самым благоговейным культом или величайшею популярностью. Говорим о славянских апостолах Константине и Мефодии, память которых свято чтилась и чтится даже у западных славян, утративших славянское богослужение, и о Карле Великом, восстановителе римской империи на Западе и учредителе идеального историко-культурного единства настоящей, собственной Европы. Наконец, несмотря на все внутренние различия и усобицы славян западных и восточных, есть одно общее им всем крепко связующее их воззрение на западного их соседа — немца и глубокое к нему, веками оправданное, недоверие и нерасположение. Все эти данные и соображения заставляют все западные славянские земли, с токи зрения этнологической и историко-культурной, отделять от собственной Европы и относить, заодно с Россиею и с землями ей единоверными, как единоплеменными, так и иноплеменными, к так названному нами миру Среднему.
Западная граница Среднего мира, отделяющая его от собственной Европы, есть сухопутная русско-норвежско-шведская граница, Ботнический (15) и Финский заливы, далее ломанная пограничная линия, проходящая по прусским и австрийским землям, между Балтийским и Адриатическим морями. Она углубляется то далеко на запад в Германию, то приближается на восток к русским пределам и упирается на севере, около Данцига (16), в море Балтийское, а на юге около Триеста, в море Адриатическое. Затем западную границу Среднего мира составляет Адриатическое и Ионийское моря. Южная граница Среднего мира, подобно границе России, есть также море, только не Черное, а Средиземное, и также собственная Азия (т. е. Азиатская Турция). При этом следует заметить, что в отношении этнологическом и историко-культурном некоторые части Малой Азии и Сирии скорее должны быть относимы к миру Среднему, чем к миру собственно азиатскому. <…>

Площадь лежащего между собственною Европою и собственною Азиею, так названного нами, Среднего мира занимает около 24 милл. кв. килом. и включает в себе всю русскую империю (22.622,560), часть прежних польско-литовских земель Пруссии, где еще сохранилась славянская и литовская народность, часть Силезии, значительнейшую часть Чехии, всю Моравию (17), часть Каринтии (18) (Хорутании), всю Крайну, Горицкое графство, Истрию, все Австро-Угорские земли короны Св. Стефана с Троединым королевством, т.е. Хорватию, Славонию и Далматию, Румынское королевство, королевство Сербию, княжество Черногорское, Боснию, Герцеговину, княжество Болгарское (с Румелиею (19)), королевство Греческое с островами, всю Европейскую Турцию со включением Константинополя, с остальными греческими островами, со всем приморьем Сирии и Малой Азии и с прилежащими к кавказскому наместничеству областями Азиатской Турции с населением древнехристианским. Границы этого Среднего мира с собственною Европою суть более или менее границы двух полуостровов Скандинавского и Немецко-Романского, отделяющие их от туловища Азийского материка, который в этнологическом и историко-культурном отношениях распадается на два особых и большею частью враждебных или несходных между собою мира: мир собственно азиатский и мир, так названный нами, средний. Эти почти естественные границы собственной Европы совпадают где с политическими, а где с этнографическими границами, на восток от которых прекращается существующее на запад от них, если не всегда политическое, то всегда этнографическое господство и преобладание романо-германских элементов.

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру