Фёдор Солнцев - создатель "археологической живописи"

Именно Ф.Г. Солнцеву принадлежит честь открытия и реставрации знаменитых фресок и мозаик XI в. в Киевском Софийском соборе, о существовании которых до 1843 г. никто не подозревал. «Издавна приметны были в одном из боковых отделений Собора, на стороне южной, на своде, древние изображения ангелов, серафимов и херувимов, и можно было присмотревшись пристально, прочитать здесь греческие надписи,» - запишет протоирей И.М. Скворцов в своей книге о реставрации собора, вышедшей в 1854 г. Но это была лишь часть 8-вековых фресок, которые необходимо было еще искать на всех стенах Собора. В 1843 году, «когда в алтаре предела преподобных Антония и Феодосия, после случайного опадения штукатурки, оказались следы фресковых изображений, бывший по некоторому делу в Киеве, академик Ф.Г. Солнцев возымел мысль о существовании подобных изображений по всему Ярославову храму. Мысль эта и подтвердилась, когда пробовали в разных местах очищать побелку и подкраску новейшую. Таким образом, дело это представилось заслуживающим внимания Высочайшего, доложено было Государю Императору, и Его Величество изволил указать священному Синоду изыскать средства, как для открытия, так и возобновления древних фресок на всех стенах и столпах Киево-Софийского собора. Вследствие того составлен Комитет о возобновлении сего собора по всем частям его; при чем, согласно с высочайшей волей, часть живописная вся поручена главному надзору академика Солнцева».

 

Реставрируя фрески и раскрывая мозаики Софийского собора, Ф.Г. Солнцев скопировал с ювелирной тщательностью его росписи. В марте 1853 г. он представил 80 рисунков в Императорское русское археологическое общество для издания. Археологическое общество согласилось взять на себя труд издания, приняв решение литохромировать и гравировать рисунки. При этом последовало распоряжение императора о том, чтобы издание новых рисунков Ф.Г. Солнцева явилось продолжением «Древностей Российского государства». Но из-за отсутствия средств процесс подготовки издания затянулся на долгие годы и начался только в 1866 г. В 1871 г. вышел первый выпуск «Древностей» - «Киевский Софийский собор».

 

С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков. Сверх того он занимается рисованием акварелью и по другим Высочайшим поручениям, равно и для новостроящегося в Москве Кремлевского Дворца. Под его смотрением возобновлена старинная живопись в Киева-Успенском Лаврском и в Владимирском Дмитровском соборах, а в Киево-Софийском соборе возобновляются древние фрески.

 

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком», – говорится в «Записке о службе и работах художника Федора Григорьевича Солнцева» от 1848 г.

 

В 1836 г. Ф.Г. Солнцев за свои труды был удостоен звания академика. С 1844 по 1867 г. он преподавал иконописание в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, за что в получил ордена св. Анны 2-й степени и орден св. Владимира 3-й степени. В 1858-1866 гг. под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных российских губерний по заказу Министерства государственных имуществ. Он сам сделал эскизы образов, крестов, хоругвей и проч.

 

Плодотворным было сотрудничество художника с издательским отделом Священного Синода. К предпринятому в 1885 г. архиепископом черниговским Филаретом изданию «Жития святых, чтимых православной церковью» Ф.Г. Солнцев сделал 400 рисунков. По рисункам Солнцева был издан Антиминс. С его иллюстрациями вышли книги «Пояснения на литургию» Дмитриевского, «Пояснения на литургию» Н.В. Гоголя и др.

 

Начиная работу с памятниками древнерусского искусства и бытовыми предметами, изучая памятники русской старины, Ф.Г. Солнцев постоянно соприкасался с русскими рукописными книгами, из которых черпал сведения, необходимые для датировки исследуемых предметов, для определения места их создания и предназначения. Среди рукописных памятников были уникальные книги и грамоты, созданные в разное время, в разных мастерских. Срисовывая предметы русской старины в Оружейной палате Московского Кремля, он не мог обойти стороной такие шедевры русской книжности как Изборник Святослава 1073 г., Царские грамоты. В Московской Синодальной типографии он обратил внимание на уникальное Юрьевское Евангелие, на старопечатные книги. Понимая задачу, четко сформулированную А.Н. Олениным, создать полный курс истории, своего рода исторический атлас, не чуждый русской старине, Ф.Г. Солнцев копировал наиболее интересные материалы: заставки, заглавные буквы, образцы письма различных эпох, т.е. все то, что могло пригодиться художнику для понимания, характеристики и воспроизведения той или иной эпохи. Можно предположить, что Ф.Г. Солнцев мыслил создание альбома по истории русского книжного орнамента, то есть он думал о том, что было реализовано в последней трети XIX в. в трудах В.И. Бутовского, В.В. Стасова и Г.Г. Гагарина.

 

С конца 30-х годов, когда Николай I принял Ф.Г. Солнцева под свое покровительство, для членов императорской фамилии художник создал целый ряд рукописных книг. Это молитвенники и другие книги духовного содержания. Одной из них стала книга «Праздники в Доме Православного Царя Русского».

 

Книга была написана Ф.Г. Солнцевым в 1850 г. полууставом на 18 листах бумаги для рисования. Переплет сделан из картона, оболоченного фиолетовым бархатом. Тексты молитв, тропарей, кондаков на дни святых, тезоименитых особам царского дома, Ф.Г. Солнцев поместил в художественные рамки, напоминающие либо иконостас, либо врата храма, либо произведения древнерусского прикладного искусства. Многочисленные миниатюры книги являются неотъемлемой частью рамок, внутри которых написан текст. Живопись в книге пышная, многоцветная, яркая, с применением твореного золота.

 

Для членов императорской фамилии Ф.Г. Солнцев выполнил следующие работы: Молитвослов для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I; Молитвослов для императрицы Марии Александровны, жены Александра II; Молитвенники ангелам-хранителям для великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Марии Александровны; Жития избранных святых; «Праздники в Доме Православного Царя Русского»; Житие Сергия Радонежского; Служба святой Марии Магдалине; «Русские святые, предстатели перед Богом за царя и святую Русь»; «Знаменательные дни в Доме императора Александра III».

 

В 50-е годы ХIX в. создавался «Молитвенник с Месяцесловом» по заказу и при участии княгини М.П. Волконской. Рукописная книга «Молитвенник с Месяцесловом» написана на 215 страницах пергамена, вставленных наподобие альбомных карточек в бумажные паспарту. Переплет сделан из досок в малиновом шелковом плюше, обрез позолочен. Все листы книги, на которых написаны молитвы утренние и на сон грядущим, молитвы при Божественной литургии и избранные молитвы, украшены миниатюрами и орнаментом, выполненными золотом и различными красками. В книге 59 страничных миниатюр, но есть и небольшие миниатюры, как бы вкомпонованные в орнаменты, обрамляющие тексты молитв: это изображения Иисуса Христа, икон Богоматери, святых, ангелов, евангельских сюжетов.

 

Особого внимания заслуживает Месяцеслов, расположенный в конце книги. Это изображения святых, а также господских и двунадесятых праздников. О Месяцеслове книги в 1917 г. в журнале «Столица и усадьба» было написано следующее: «Можно себе представить, сколько труда стоило, например, поместить на пространстве менее четырех вершков вышины и около трех ширины - изображение ежедневных святых, празднуемых в целом месяце. Чтобы выделить лики и облачения полувершковых фигур, надо было употреблять увеличительное стекло и иметь настоящий запас терпения, и, со всем возможным прилежанием, ближе двух или трех месяцев невозможно было окончить таблицу со всеми святыми тридцати дней и входившими в их состав изображениями двунадесяти праздников».

 

Помимо Ф.Г. Солнцева в создании книги приняла участие и сама княгиня Мария Петровна Волконская, а также профессор Н.И. Похвиснев, Л. Кикина, Л. Львов, М.А. Межакова и выдающийся русский художник П.В. Басин. Анализ техники живописи показывает, что над оформлением работали два художника. Основная работа была выполнена Ф.Г. Солнцевым и лишь небольшая часть - П.В. Басиным.

 

Примерно в те же годы, в 1854 г., по заказу княгини Леониллы Николаевны Меншиковой Ф.Г. Солнцев создал уникальную рукописную книгу «Евангелие от Иоанна», которая в 1887 году, согласно завещанию княгини, поступила в Отдел рукописей Императорской публичной библиотеки.

 

В «Отчете Императорской публичной библиотеки за 1887 год», опубликованном в Санкт-Петербурге в 1890 г. говорилось: «Евангелие от Иоанна, писанное славянским шрифтом княгинею Л.Н. Меншиковой, рожденной княжной Гагариной, замечательное по художественной орнаментации рукописи. Каждая страница текста помещена в рамке, рисованной красками. В рукописи нет ни одной рамки, рисунок которой хоть бы раз в ней повторился. Композиция рисунков для этих рамок по большей части принадлежит известному нашему археологу, профессору Ф.Г. Солнцеву (преимущественно в русском стиле), который иногда рисовал сам всю рамку, а иногда лишь угол рамки, а княгиня уже сама дорисовывала остальную часть рамки. Весьма любопытна рамка, в которой читается: Леонилла Николаевна Меншикова. Ф.Г. Солнцевым исполнена также большая часть миниатюр с изображениями событий Евангельской истории на отдельных листах или в медальонах рамок. На одной миниатюре находится подпись и год 1854 г. Одна рамка с небольшой миниатюрой исполнена иконописцем М.С. Пешехоновым. Над некоторыми рамками работали французские художники. Рисунок, изображающий будуар княгини с ее любимой ангорской кошкой, выполнен известным нашим акварелистом, профессором Премацци. С большой вероятностью можно полагать, что несколько рисунков принадлежат руке бывшего вице-президента Императорской Академии художеств князя Г.Г. Гагарина. Есть рамки, скопированные самою княгиней из рукописей, преимущественно средневековых французских».

 

Вторая половина жизни художника была заполнена не менее важными и серьезными работами. С 50-х гг. XIX в. Ф.Г. Солнцев принимал участие в живописных работах по исправлению интерьера в соборе Александро-Невской Лавры. В 1861-1862 гг. он возобновлял Свято-Троицкий Александро-Невский собор, а в 1863-1864 гг. присматривал за обновлением лаврской церкви Святого Духа.

 

В 1860-е гг. крепкая дружба и сотрудничество связали Ф.Г. Солнцева с журналистом, издателем и писателем М.И. Семевским. В течение 30 лет журнал «Русская старина» выходил в оформлении художника Солнцева.

 

Федор Григорьевич Солнцев прожил долгую жизнь - почти все XIX столетие. На его глазах одна историческая эпоха сменялась другой, приходили и уходили цари, правители, «всесильные временщики», «властители дум и сердец». А художественная деятельность этого скромного труженика искусства оказывала сильнейшее воздействие на всю эпоху, на творчество целых поколений, утверждала «русский стиль», отстаивала всеми своими деяниями художественное понимание значимого для России и русского народа триединства: «Православие, самодержавие и народность».

 

В 1876 г. во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский произнес: «Рисунки Солнцева, в научном и художественном отношениях - живописная летопись Древней Руси, источник возрождения отечественного стиля. И если Карамзин в летописях и других археографических памятниках нашего Отечества обрел живые краски для слога своей истории; если Пушкин в народных сказках нашел живую, свежую струю, которой он обновил язык Отечественной поэзии, то художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками”.

 

В наше время, когда восстанавливаются и строятся Православные храмы, когда мы с особым интересом и желанием глубокого познания обращаемся к русской истории, к истокам российской государственности, становится необходимым осмысление наследия художника Солнцева, стоявшего в XIX веке у истоков русского стиля.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру