"Послание на Угру" архиепископа Вассиана Ростовского

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Уже в начальном обращении своего Послания архиепископ Вассиан титулует великого князя Московского Ивана III "царем", тем самым сразу подчеркивая особую историческую значимость как самого предстоящего события — возможного военного столкновения с армией хана Ахмата, — так и последствий этого столкновения. Ведь победа над ахматовой ордой означала не только обретение Русью государственной независимости, но и огромную перспективу будущего развития Московской Руси — превращение Московского великого княжества в Российское царство. Идея, выдвинутая архиепископом Вассианом, стала популярна в Московской Руси в конце XV в., и, хотя Иван III официально так и не принял царского титула, но в некоторых документах его уже официально стали именовать "царем".

2. Иван III Васильевич (1440—1505) — великий князь московский в 1462–1505 гг., государь всея Руси. Старший сын великого князя Василия II Васильевича Темного. С 1448 г. считался соправителем незрячего отца. Главной исторической заслугой Ивана III является то, что он завершил собирание русских земель, находившихся прежде в поле влияния Орды, и, покончив с политической раздробленностью Руси, фактически преобразовал Московское великое княжество в централизованное государство.

3. Здесь архиепископ Вассиан, очевидно, имеет в виду некий разговор, состоявшийся между ним и Иваном III в конце сентября — начале октября 1480 г.

4. В данном случае понятие "спасение" следует понимать в христианском духе, как спасение после смерти, когда после Господнего Страшного Суда праведники удостаиваются вечной жизни в Царствие Небесном.

5. Владыка Вассиан не случайно пишет о том, что Иван III приехал в Москву к Пресвятой Богородице за "помощью" и "заступлением". В это время в Москве пребывала особо почитаемая на Руси чудотворная Владимирская икона Божией Матери, перед которой москвичи постоянно молились, надеясь на спасение от нашествия Ахмата. А после немотивированного отхода ахматовой орды от берегов Угры, эту победу народное сознание восприняло как чудо от Владимирской иконы. Да и сам великий князь Иван III, как сообщает летописная "Повесть о стоянии на Угре", говорил о том, что это "не ангел, не человек спас нас, но Сам Господь Бог спас нас по молитвам Пречистой и всех святых". Поэтому в память о чудесном спасении Москвы от Ахматова нашествия уже зимой 1480–1481 гг. Русская Православная Церковь установила на 23 июня (по новому стилю — 6 июля), на день принесения чудотворной иконы в Москву, новый церковный праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери.

6. Имена этих "льстецов" (в древнерусских варианте — "духов лстивых") называются в других источниках, в частности, в некоторых летописях (Софийская вторая — Львовская летописи и Московский свод), где упоминаются противники войны с Ахматом среди советников Ивана III — боярин Иван Васильевич Ощера, представитель рода Сорокоумовых-Глебовых, служивших московским князьям еще с XIV в., и Григорий Андреевич Мамон из рода Нетши, находившегося до Ивана III на службе у удельных князей.

7. Согласно "Повести о стоянии на Угре" митрополит Геронтий также был в числе лиц, "моливших" в Москве Ивана III стоять "за православное христианство".

8. Имеются в виду библейский царь Давид и римский император Константин Великий (306–337).

9. Именуя Ивана III "добрым воином Христовым", архиепископ Вассиан далее раскрывает перед великим князем смысл правления православного государя, заключающийся, в первую очередь, в защите истинной веры.

10. Ахмат (Ахмед) (ум. 1481) — хан Большой Орды в 1465–1481 гг. По возвращении от берегов Угры был убит тюменским ханом Айбеком.

11. Переговоры с Ахматом происходили, очевидно, во время стояния на Угре во второй половине октября 1480 г., чем и определяется время написания "Послания...".

12. В Библии слово "рог" символическн обозначает силу, крепость, могущество. Слово "Христос" — по-гречески, "помазанник".

13. Слова античного философа Демокрита (V в. до н. э.) заимствованы Вассианом из "Пчелы", греческого сборника изречений XI в., переведенного уже в ХІІ—XIII вв. Характеристика Демокрита, как первого (возможно, в смысле — наиболее древнего) из философов, в "Пчеле" отсутствует — она принадлежит Вассиану.

14. По давней традиции, для того чтобы ободрить Ивана III и воодушевить его на подвиги, архиепископ Вассиан напоминает великому князю о его великих предках — князьях Киевской Руси, прославившихся воинскими походами: Игорь Старый (ум. 945) — князь киевский с 912 г.; Святослав Игоревич (ум. 972) — князь киевский в 945–972 гг.; Владимир Святославич Святой (ум. 1015 г.) — великий князь киевский в 978–1015 г.; Владимир Всеволодич Мономах (1053–1125) — князь смоленский, переяславский, великий князь киевский с 1113 г.

15. Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) — великий князь московский с 1359 г., великий князь владимирский и московский в 1362–1389 гг. Ссылка Вассиана Ростовского на Дмитрия Донского (к этому же примеру он обращается и далее), очевидно, имела особое значение. Дело в том, что его оппоненты, советники-"льстецы", отговаривавшие Ивана III от сражения с ханом Ахматом, ссылались, судя по рассказу Софийской второй—Львовской летописей, в поддержку своей позиции на пример Дмитрия Донского, который в 1382 г. по время нашествия Тохтамыша "отъехал" из Москвы в Кострому. В противовес этому сторонники решительной борьбы с ханом, в том числе и Вассиан Ростовский, вспоминали о роли Дмитрия Ивановича в Куликовской битве. Характерно, что и известный нам текст "Задонщины" (краткий вариант) был переписан кирилло-белозерским писцом Ефросином в 1479—1480 гг. к столетию Куликовской битвы; к тому же времени некоторые исследователи относят и создание "Сказания о Мамаевом побоище". Это означает, что память о победе в Куликовской битве в 1380 г. была источником героического подвига теперь уже русских воинов конца XV в.

16. Этот отвергаемый Вассианом аргумент против борьбы с ханом представляет значительный интерес потому что он перекликается с рассказами других источников об Угре. В заключительной части "Повести о стоянии на Угре", помещенной в Типографской летописи, содержащей призыв к "храбрым, мужественным сынам" русским автор упоминает "великих государей", бежавших от турок "с именми многими и з женами и з детми" и "скитающихся, яко странных"; он умоляет Бога избавить православных христиан от такой же участи. Близость этих текстов дает основание предположить, что и ростовская "Повесть об Угре" вышла из кругов, близких к Вассиану. Рассказ Софийской второй — Львовской летописей, обличающий советников великого князя — Ощеру и Мамона, также упоминает, что они "помышляюще богатство много, и жену, и дети".

17. Мамай (ум. 1380) — беклярибек, "темник", высший чиновник, ведавший дипломатией, армией и судопроизводством Золотой Орды. Не принадлежал к роду ордынских ханов, поэтому сам не мог претендовать на ордынский престол, но был всесильным правителем при нескольких золотоордынских ханах. Нападал на Русь и был дважды разбит: в битве при Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г. После поражения на Куликовом поле, Мамай бежал в Крым. Его войска принесли присягу новому хану Тохтамышу. В Кафе (Феодосии) воины нового хана захватили и убили Мамая.

18. В данном случае, архиепископ Вассиан напоминает Ивану III смысл духовного подвига: истинный христианин не должен бояться физической смерти, тем более, если смерть настигнет его в битве за родную землю. Воина, погибшего в бою за Отечество, по глубокому убеждению православных людей, Господь простит за земные грехи и подарит ему вечную жизнь в Царствие Небесном рядом с великими святыми праведниками.

19. Этот текст также передает (хотя едва ли точно) возможную аргументацию противников борьбы с ханом. Русские князья, получая ярлык на великое княжение, несомненно, приносили какую-то присягу ("клятву") ханам, митрополиты "правым серцем" молились за ханов и их "племя" и "благословляли" их; ханы неизменно именовались в древнерусских источниках "царями". Сторонники подчинения хану, несомненно, ссылались на законность и легитимность власти ордынского "царя", опираясь на принципы, сформулированные в апостольских посланиях ("Несть бо власти, аще не от Бога", "Бога бойтеся, царя чтите..."). Слова из "Послания на Угру" о "клятве царю" содержатся и в особом рассказе о стоянии на Угре в кратком кирилло-белозерском летописце, но там они приводятся как слова самого Ивана III.

20. Здесь архиепископ Вассиан демонстрирует традиционное для православного сознания понимание причин порабощения русских земель монголо-татарами: русские люди были так наказаны Господом за свои грехи. Но ниже Вассиан показывает и средства спасения от рабства, главный из которых — покаяние, сердечное и искреннее раскаяние в собственной греховности. По убеждению православных людей Господь помилует раскаявшегося грешника и дарует ему победу над врагом. Именно поэтому архиепископ Вассиан так подробно объясняет Ивану III сущность покаяния.

21. Имеется в виду известный сюжет из Евангелия от Луки (Лк. 23, 39–43) о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Один из разбойников поносил Христа вместе со всеми, а другой, "благоразумный", поверил в Иисуса Христа как в Бога. За это "благоразумный разбойник" был вместе с Иисусом вознесен в рай (Лк. 23, 43).

22. Имеется в виду библейский сюжет из книги "Исход" о спасении иудеев под водительством пророка Моисея от тяжкого гнета египетского фараона (Исх. 5–11).

23. Здесь впервые в русской духовно-политической мысли архиепископ Вассиан Ростовский именует Московскую Русь "Новым Израилем", тем самым выдвигая тезис о появлении на земле нового богоизбранного народа и нового богоизбранного государства. Чуть ниже Вассиан Ростовский называет великого князя Ивана III "освободителем Нового Израиля".

24. Здесь, как и перед этим, в упоминании Моисея, Иисуса Навина, Вассиан Ростовский передает сюжеты библейских сказаний. Сказание о победе израильского судьи Иуды над царем Адонивезеком содержится в библейской Книге Судей. Это же сказание упоминается в кирилло-белозерском рассказе об Угре, причем явная немотивированность его и дословное совпадение с посланием Вассиана дает основание полагать, что кирилло-белозерский рассказ основан на послании Вассиана.

25. Здесь перечисляются библейские персонажи, израильские воители, описанные в Книге Судей после рассказа о победе над Адонивезеком. Гофониил победил хананеев, Аод — моавитян, Варак, посланный пророчицей Деворой (Деборой), одержал победу над союзом ханаанских племен, Гедеон — над мадианитянами, Самсон — филистимлянами.

26. Имеются в виду библейские герои — пророк Моисей, выведший иудеев из египетского плена, и его преемник Иисус Навин, завоевавший для иудеев земли в Палестине.

27. В конце своего Послания Вассиан Ростовский развивает мысль о необходимости принятия Иваном III царского титула. Здесь впервые появляется тезис о богоизбранности царской власти на Руси, недаром Вассиан называет московского правителя "Богом утвержденным царем" и утверждает, что, если Иван III будет соответствовать идеалу православного государя, то и все его потомки будут находиться под прямым Господним покровительством.

28. Здесь перечисляются московские митрополиты — Петр (начало XIV в.), Алексий (конец XIV в.) и Иона (середина XV в.), затем ростовские святители — епископ Леонтий (XII в.), Исайя (XI в.) и Игнатий (XIII в.), затем святые, основатели монастырей — Сергий Радонежский (XIV в.), Варлаам Хутынский из Новгорода (конец XII — нач. XIII в.), Кирилл Белозерский (конец XIV — качало XV в.). Имена этих святителей и порядок их перечисления различаются в разных версиях "Послания на Угру".

29. Дата дана, по всей видимости, по сентябрьскому стилю и не противоречит датировке послания октябрем 1480 г. В Вологодско-Пермской летописи указано еще, что послание писалось "на Москве, на Дорогомилове", но это единичное указание отсутствует в остальных текстах Послания.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру