Дневник машиниста 2-й статьи крейсера "Варяг" Д.П. Александрова. 1901-1905 гг.

ФЕВРАЛЬ
1 пят. Японское море. Погода пасмурная, ветер холодный и дует навстречу, идем хорошо, но все-таки качка есть бортовая.

Я с 4 ч. утра до 8 ч. дня стоял на вахте и с 4 ч. дня до 8 ч. вечера. В 6 ч. вечера показались огоньки, стали приближаться, к индийскому городу, или вернее в Англию; с левой стороны пошли берега и горы и в 10 ч. вечера отдали якорь в бухте и ночевали.

2 суб. Китай. г. Гонконг под Английским владением. Погода пасмурная, ветер сильный и холодный. С 4 ч. утра до 8 ч. дня стоял я на вахте. В 7 ч. утра снялись с якоря и обошли около гор кругом и отдали якорь в 10 ч. дня придя в г. Гонконг и став в гавани. Здесь стоит наше учебное судно "Разбойник" и эскадра Английского флота. Гавань удобная, кругом горы, город в лощине и по горам с обоих сторон гавани так что она, как речка протекает по деревне.

3 вос. На якоре. В 7 ч. утра поехал я на берег принимать уголь до 3 ч. дня, а до 6 часов вечера ожидали катера с судна, чтобы нас доставить на "Варяг". Принимали уголь из угольных складов, рядом город по правую сторону и живут одни китайцы, очень грязно по улицам у них, погода была солнечная. Уголь грузили китайцы и китайки и носят косы все только и различие между ними, что мужской пол остригает кругом затылка всю голову, а от затылка идет коса до самых пят с вплетенной в нее тесьмою, женщины носят маленьких детей за спиною, как у нас молдаване в России, чтобы не делала, он у нее за спиной торчит, а еще ножонками болтает, но в праздничные дни и в также свободные от работы, ходят все в шелку, шарвары и те шелковые. Пускали с Варяга гулять 1 смену на берег.

4 пон. Погода солнечная; с утра стали грузить уголь на крейсер до 12 ч. ночи. Я работал в машине весь день.

5 вт. С утра обмывали крейсер, стало везде чисто. Хотя день солнечный, но по утрам и вечерам очень холодно и днем-то прохладно.

6 ср. Утром пришел Французский полуброненосец, встав недалеко на якорь, я с обеда до 6 ч. вечера ходил на катере на плохенькую грязную пристань: производят работы, навален материал: песок, камни, железо, дерева; всякая ерунда.

7 чет. Я с утра был на катере до обеда и такая скука, что не знаешь сам куда бы делся. После обеда был в машине, работал. Ходила гулять 2 смена. На берегу было много пьяных и осталось много нетчиков.

8 пят. Погода хорошая, солнце так и печет. Я с обеда ходил на катере № 2 к пристани. Город большой, раскинут внизу и по горам, есть много строений даже на верхушке высоких и крутые гор, дома высокие и хорошие, ходит по самому верху горы и обратно электрические кары или конка и все дешево здесь особенно пообедать: обед яичница, котлетка, бифштекс, жареная рыба, кусок мяса жареного с картофелем, бананы и в заключении подается сигара и все это стоит 50 центов, 50 копеек, одному и не съесть и из вещей все дешево, я купил себе перстень серебряный за 40 коп. с сердцем. В 7 ч. вечера сменился с катера. Вечером холодно даже ветер свежий холодный.

9 суб. 2 9 стоим в гавани. В 6 ч. утра стали готовиться к походу в 9 ч. дня снялись с якоря; пошли в Японию. На море ходит зыбь, валы за валами, точно великаны поднимаются, была килевая качка небольшая. С 12 ч. дня до 4 ч. вечера и с 8 ч. вечера и до 12 ч. ночи стоял на вахте в машине.

10-13 вос. — ср. Японское море. На море зыбь большая, валы, но идем хорошо. С 4 ч. утра до 8 ч. дня, с 12 ч. дня до 4 ч. вечера, с 8 ч. вечера до 12 ч. ночи я на вахте. День провел в скуке, очень холодно было с вечера и ночь.

11 пон. День пасмурный. Шел дождь, я с 6 ч. утра до 12 ч. дня, с 4 ч. дня до 8 ч. вечера и с 12 ч. ночи до 6 ч. утра стоял на вахте в машине, видел во сне маму.

12 вт. Погода пасмурная на море тихо, идем на 80 оборотов в минуту. Я с 12 ч. дня до 4 ч. вечера и с 8 ч. вечера до 12 ч. ночи стоял на вахте.

13-22 ср. — пят. Япония. г. Нагасаки. День солнечный, но ветер холодный, идем хорошо, море тихо с 12 ч. ночи до 4 ч. утра. В 11 ч. дня прошли мимо гор и скал и на первой скале маяк, растения и строения и отдали якорь в г. Нагасаки (Япония) в гавани и с часу дня стали грузить уголь на судно. В 12 ч. ночи окончили погрузку угля, грузили японцы и японки: очень маленький народ, особенно женщины у нас в России девочка лет 10-12, и то больше бывают ростом.

14 чет. 14-22 стоим в гавани. Мыли крейсер. Я до обеда мыл машинный люк, а после был на крейсере № 2 и до 6 ч. вечера, с 12 ч. до 3 ч. ночи стоял дневальным.

15 пят. Я с 6 ч. утра ходил до обеда на катере. Кругом горы и на горах растут кусты и деревья и деревни расположены в горах. Место очень красивое, после обеда мыли койки, была спевка, приготовлялись к венчанию на берегу. Тут женился русский купец, в 6 ч. вечера уехали на берег, а в 7 ч. вечера началось венчание, в часовне, что при госпитале, смотрело очень много публики, мы пропели все-таки хорошо, и нам дали 10 долларов на чай, потом пошли ужинать в Русскую гостиницу. Поляк или еврей, хозяин: очень дорого с 4 х взяли 3 р. 20 к. за ужин из 2 блюд борщ и вроде пирожного блюдо да на закуску шодланки подавали к коньяку 2 б. в заключении Кофе и все это 6 долларов, город большой до 11 ч. ночи гуляли, ездили на японцах в колясках, были в гостях у японцев (70 к.) 50 к. 20 к. На судно прибыли благополучно.

16 суб. Погода хорошая. Я до обеда на катере, а после в машине работал, вечером с 4 до 6 ч. спевка.

17 вос. Была обедня до обеда, я пел в церкви, а после пустили гулять 3 смену. Я был на берегу и про. 4 долл. 50 центов, пили коньяк, портвейн, шампанское, на судно явился благополучно, гуляли вчетвером, были у японцев в гостях, очень народ маленький. Мужчины среднего роста, но женщины маленькие; ты думаешь девочка лет 8-10-ти, а она уже замужняя и ей лет 20, с лишним, идешь догоняешь японку, думаешь девочка лет 10-ти, смотришь бабушка уже лет 50-ти, вот какие эти японцы.

18 пон. До обеда был смотр. Была команда по-ротно выстроена и одета разно кто как, какой роты как приказано. Делал смотр младший Флагман Тихого Океана Его Превосходительство контр-адмирал Кузьмич, вся команда была наверху с 8 ч. утра до 6 ч. вечера смотр коек, посуду, вещей, но помешал дождь.

19 вт. Был смотр команде и боевая тревога адмиралом Кузьмич, младшим флагманом: 2 раза благодарил команду, очень понравился крейсер и команда. С 8 ч. утра до 6 ч. вечера вся команда была наверху: день я провел хорошо, но скучал.

20 ср. 18-20 погода пасмурная, холодно. На судне были торговцы с вещами и фотографы снимали команды и я снялся с Финошным и Фриком кочегаром.

22 пят. Стоим в гавани. Я с обеда до 5 ч. вечера был на катере № 2. К нам на "Варяг" переехал адмирал Кузьмич. В 7 ч. вечера снялись с якоря и пошли в Порт-Артур. "Громобой" ушел в 10 ч. дня. Я с 4 ч. до 8ч. вечера стоял на вахте в машине.

23 суб. На море очень тихо. С 12 ч. ночи до 4 ч. и с 8 ч. утра до 12 ч. дня стоял на фахте, шли полным ходом на 22 узла и машина работала 3 ч. и 3 часа в каждой смене и стала правая стучать: ее остановили; работала одна левая с 3 ч. дня. С 4 ч. до 8 ч. вечера стоял я на фахте.

24 вос. Тихий Океан. Погода хорошая идем хорошо. Работает одна левая машина, а в правой работа идет. Раскрыли цилиндр среднего давления и подшипники мотолевый и поперечный разобрали.

25 пон. Тихий Океан. Порт-Артур. На море тихо идем хорошо в 8 ч. утра пришли в Порт-Артур и стали на рейде на якорь. Стоят здесь русские суда: броненосец эскадренный "Полтава" и "Петропавловский", "Рюрик", крейсер полуброненосный "Нахимов".

26-27 вт. — ср. Стоим на рейде. Вице-адмирал и генерал-лейтенант Алексеев делал смотр команде и очень остался доволен; вещевой смотр был с койками и с вещами. Алексеев очень доволен; два раза благодарил за смотр команду.

28 вт. С утра ушли в море на стрельбу до 5 ч. вечера с генерал-лейтенантом, вице-адмиралом Алексеевым. Стреляли изо всех орудий и он остался доволен крейсером "Варяг"; в 5 ч. вечера вошли в гавань Порт-Артура, став у стенки. Стоят много судов русских. Миноноски "Гиляк", "Победитель" и усмиритель Китайского мятежа Канонерские лодки… "Севастополь" — броненосец…


МАЙ
5. Все время я это не писал дневника; работал, некогда было.

15 Марта окончили кампанию и стали производить работы в машине: всю разбирали, работали отдыхи и ночи все время. Все время стояли у стенки в Порт-Артуре.

Все горы, местность гористая. Ходил гулять в город: небольшой и очень грязный. Живут более китайцы и японцы; есть и русские, но более всего войска. Строения большей частью деревянные и дома маленькие.

С 1 мая заступили в Компанию, а 2 числа вышли на рейд и ушли в Дальний городок вблизи Порт-Артура. Нынче я стою дневальным в машине с 8 ч. в. до 12 ч. н. и записан Д. П. Александровым.

6. г. Дилельван в 70 милях от Порт-Артура.

17. пят. г. Чефа. Китайский. Стоим на рейде 3-й день, а завтра уйдем в субботу в Делельван. или Дальний Город. Все некогда писать. Как якорь в воду, так работы в машине ночи и отдыхи. Просто жизнь, а не жизнь. Стою дневальным в машине с 8 ч. в. до 12 ч. ночи.

19. воск. Дальний город. Китай. Рандеу (г. Делельван Русский. Сухарная бухта). Погода хорошая. В 5 м часу вечера перешел к нам на крейсер "Варяг" Его Имп. Выс. Вел. Князь Кирилл Владимирович идти с нами в Таку. Мы пришли сюда вчера в субботу в 4 ч. вечера 18 мая, а в 5 ч. вечера снялись и пошли в Таку с Великим Князем.

20 пон. В 8 ч. утра пришли в город Таку не большой, но очень грязный, как деревня, налеплены Моданки вроде шалашей из глины и все одинаковые маленькие; отдали якорь на большом рейде в 10 милях от города, потому что ближе нельзя подойти, не рискуя сесть на мель. Вел. Князь Кирилл Владимир. с командиром Берг уехал в Тянь-Цзинь из Таку по железной дороге. После обеда ходил на катере № 2.

25. Порт-Таку. Китай. Рейд Таку. Стоим на якоре в 10 милях от города и еще английская канонерка названием "Незнам". Я ходил на катере № 2 в Порт-Таку, с мичманом Кованькой дорулили. Ожидали Вел. Князя. Поднялся шторм к вечеру и они остались в порту ночевать. Порт большой. Есть мастерские. Караулы и посты в порту занимают наши матросы и армейские. Город очень грязный. Улицы не мощены, все равно как в деревне. Дома или банзы очень грязные и слеплены из глины. Я ходил ночью гулять и были у корейцев в гостях. Нас приняли ничего, но когда стали уходить, чуть не вышел большой скандал, они нас русских боятся китайцы Макарон. Русских нас было 5 человек и их собралось на нас около двадцати человек. Хотели нас бить, но мы их разогнали всех как мух. Они очень боятся русских, хотя их мы еще как следует ни разу ни колотили, мы ушли с гордостью русских победителей, ведь ночью в ихнем городе 5 чел. русских моряков и не побоялись 20 чел. китайцев в ихнем же помещении, нигде русские себя не осрамлят. Мы возвратились на катер благополучно все под утро и порядочно выпивши. Выпили 5 ч. 13 б. коньяку.


ОКТЯБРЬ
5. суб. Рейд Порт-Артура. Стоим на якоре, погода хорошая. Давно я не писал дневника своего, все некогда и охота отпала к нему. Мы стояли в резерве 2 месяца август и сентябрь. С 1 октября заступили в компанию на морское довольствие. 2 октября пришел вице-адмирал Скрыдлов и эскадрой в П.-Артур. Крейсера 1 ранга "Громобой", "Россия", "Рюрик", полуброненосец крейсер "Нахимов", броненосцы: "Пересвет", "Севастополь" и наш "Варяг", транспорты: "Енисей", "Амур" и миноноски. Стала эскадра собираться. Я все это время скучал, нас гулять не пускают все еще с самой Пасхи по случаю холеры, хотя ее давно нету уже в П.-Артуре. Я все это время жду себе письма от родных и вот уже 3 месяца прошло, а от них мне нету ответа, хотя я им и послал 9 писем и вот на последнии к 10 октябрю жду ответы, а все нет, забыли про меня совсем, папа-папа, милый, когда ты был жив, ты постоянно мне отвечал на мои письма, я с тобой вроде как отдыхал душой, когда читаю твои письма. Хотя и не очень красива была ваша жизнь, тять, без меня, Царство тебе Небесное, Вечная память, дорогой мой родитель, теперь меня совсем стали без тебя забывать Митя и не пишут. Стою дневальным с 3 ч. н. до 8 ч. утра в машине.

25 пятн. Рейд Порт-Артур. Стоим на якоре, погода хорошая. День я провел хорошо. Мы все это время с самой Пасхи не ходили гулять. Апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь — все эти месяцы не были на берегу. Скука, тоска и не знаем чем развлечься, я даже и дневник свой бросил писать, ведь все одно и тоже каждый день, если стоишь в резерве, то каждый день все работы, все в машине, даже все это надоело, а если в кампании, то ходить по здешним портам, например, в Дальний, в Дельенван, в Чифу, в Таку, вот были в Корее, в Чемульпо и все это надоело, все одно и тоже постоянно. Переход сделать не успеешь, якорь в воду, а у нас уже какие-нибудь, да нашлись работы и все это одно и тоже, даже надоело. Не знаешь, куда бы деваться с чудного крейсера "Варяга". Даже не один раз вспомнишь про экипаж. То ли дело на берегу житье, никакой палундры не увидишь в экипаже. Свободен, спокоен я постоянно.

26 суб. Прибыли на крейсер благополучно.

30 ср. г. Дальний. Стоим вся эскадра во главе с генер.-лейтен. вице-адмирал Наместником Квантунской области, главнокомандующим морскими и сухопутными силами, его превосходительством Алексеевым.

И нынешней ночью была минная атака: 9 миноносцев атаковали всю эскадру, и по ним из орудий была стрельба. Продолжалась атака час с 9 ч. до 10 ч. вечера. Я стоял дневальным в машине с 8 ч. вечера до 12 ч. ночи и я получил два письма от мамы из деревни и написал ответ ей. Время очень тянется долго, скучно, не дождешься, когда будешь Вольным Соколом, улетел бы без оглядки, куда глаза глядят. Все надоело.


НОЯБРЬ
4-5 ноября пон. — вт. Написал письмо в Москву мамаше я 2 октября, 4 брату Васе. В 2 ч. ночи. г. М. Артур. Стоим на рейде.

Я стою дневальным в главной машине с 12 ч. до 3 ч. ночи, а завтра утром 5 ноября будем сниматься с якоря. Мы ходили на праздничную стрельбу в г. Диляньван 2 ноября 1902 года. В субботу был у нас на крейсере и делал смотр команде и тревоги Его Превосходительство генерал-лейтенант, генерал-адъютант, вице-адмирал, Наместник Квантунской области Алексеев со свитой всей и отрядный адмирал Старков, еще контр-адмиралы Кузьмич, Виднев. Алексеев очень, остался доволен нашим крейсером и командой, полюбил наш "Варяг". Хвалил крейсер, чистоту и благодарил команду 2 раза. Только остался недоволен машиной, она у нас вся греется, — эх, механики, говорит, — Этот крейсер должен летать, чтобы постоянно имел 20 узлов ход.


"В Москву Брестский вокзал в канцелярию
Начальника службы пути и зданий Письмоводителю Казимиру Аверьяновичу.
Прошу вас передать Марии Андреевне Александровой. Передайте мамаше. Милая мама, как бы я желал иметь у себя вашу фотокарточку."


5 ноября. среда. г. Дальний. Милая и дорогая мамочка, я ваши оба письма из деревни Самуйлова получил, за что и не знаю как вас благодарить. Преподаю к стопам вашим, кланяюсь я вам и прошу вашего родительского благословения навеки нерушимого и желаю я вам, милая мама от господа Бога доброго здоровья и в жизни вашей счастья и полного успеха и всего-всего желаю, чего вы желаете от Господа Бога, моя милая и дорогая маменька. Еще кланяюсь дорогим братцам Васи и Вани и желаю от господа Бога доброго здоровья и всего хорошего.

…я слава Богу жив и здоров и служба моя идет по-прежнему очень хорошо, но только я очень скучаю по Родине, очень мне здесь надоело и всей душой и сердцем я уехал бы в Кронштадт, уж очень здесь скука ужасная, все одно и тоже каждый день.

Например: встал утром в 5 ч. 30 м. или же другой раз будят и в 4 ч. 30 м. и в 5 ч. утра, как когда придется. Первым долгом позавтракаешь, на завтрак полагается 1/2 часа, потом вся команда идет на утреннюю приборку до 8 ч. утра, и я прибираюсь, а в 8 ч. утра поднимают флаг. С 8 ч. утра разводят по работам до 11 ч. дня: обед до 12 ч. дня и 2 ч. полагается на отдых. 1/2 2-го дня будят чай пить. Команду в 2 ч. дня разводят по работам (всю команду до 6 ч. вечера). В 6 ч. в. ужин, после команда ничего не делает; если есть работы, то работает до 8 ч. вечера. Но это бывает редко у строевых, машинная команда часто работает даже и ночи, после ужина до 8 ч. вечера, кто-что делает, кто себе чинит что-нибудь, кто песни поет, а кто скучает, кто старое прошлое вспоминает, как раньше до службы ему жилось под одним кровом и как-то теперь его там родные живут. В 8 ч. вечера молитва, койки брать и спать, очередное отделение становится на вахту, а остальные все ложатся спать и на завтра тоже, так каждый день одно и тоже и тут в продолжении дня бывают учения, все тревоги: Боевая тревога. Пожарная и Водяная тревоги, Минные заграждения, Минная атака, строевое учение и гимнастика и все это каждый день одно и тоже хотя тревоги бывают редко в неделю 2, 3 раза и вот мы с самой Пасхи не были на берегу, не пущают нас гулять, вот я 6 месяцев не был на берегу. Все в море на воде, просто страсть как надоело на судне; с удовольствием уехал бы в Кронштадт в Экипаж и может быть с вами увидался бы поскорее, мои милые и дорогие родные, еще милая маменька я вам пишу новость — я с самой Пасхи не пью водки и табаку не курю. И это сущая правда: бросил все и отвык от всего. Вы скажете, что я потому водки не пью, что давно не гулял. Нет и нет, не забудьте, что у нас каждый день полагается вино перед обедом и ужином — чарка водки. Но я не пью водку и табак не курю — это истинная правда.

Милая и дорогая мама, как получите мое письмо, так пишите мне ответ. Я буду ожидать с нетерпением. Напишите мне все подробно, как вы устроились в деревне и что дом заколотили опять или нет; кто в нем жить остался и где вы жить устроились с братом Васей или нет и где Ваня, брат мой, находится? Напишите мне все подробно, я буду ожидать от вас ответа. Мама, адрес мой пишите другой, вот этот: Порт-Артур, на Дальний Восток в Эскадру Тихого океана на крейсер 1-го ранга "Варяг" машинисту.

Кланяется вам всем Николай Александрович Удалов, я с ним переписался от сюда из П.-Артура. Он живет во Владивостоке, мы же во Владивосток попадем не раньше, пожалуй, как на 6удующий год, хотя Владивосток и рядом от П.-Артура, но приходится ожидать, когда мы попадем во Владивосток.

Милая маменька, я это письмо написал раньше, а дописываю позже неделей, потому случаю, что ходили на Практическую стрельбу с генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом, Алексеевым 2-м, вице-адмиралом, наместником Квантунской области Его Превосходительством, Царьком здешнего края со всей его свитой и всем высшим начальством здешнего флота: с адмиралами, князьями, графами. Новостей здесь нету никаких. Прощайте, милая и дорогая маменька, остаюсь ваш любящий навсегда сын Митя. Еще, мама, передайте от меня мое искреннее и сердечное почтение бывшему папину начальнику непосредственному, Казимиру Аверьяновичу.

Не забывайте меня, пишите; только и есть одна отрада, что ваши письма.

 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру