"Мнение Патриарха Никона о Соборном Уложении..."

Предисловие, подготовка текста и комментарии Г.В. Талиной

Почто ныне бывшим, а не отъисперва вшед к нам? И почто благословение наше отъисперва добро и благоприятно бысть, и быв сам у нашего благословения, ныне порицаешь, яко же благословение наше отъисперва было праведно и добро; да неблагословение наше пребудет на вас твердо. Видели есте и сами, как мы были в татарской сполох на Москве и у царскаго величества были, ни в чем перед прежним неизменно, ведая наше неповинное отхождение; такожде царь, и царица, и царевич, и царевны у благословения были, и вы, бояря, вси, никто ни в чем не пороча. И святаго Сардикийскаго собора, правило 9: без правды епископ изгнан, аще и в чуждем пределе пребывает, приятен бывает, дондеже досаждение мимо идет. Толкование: От буести и гордости возбраняюще, святии отцы повелеша епископом в реченное время во инех епископиях пребывати. Аще же некии епископы, исповедания ради чистыя нашея веры, или понеже бе поборник истине, рекше противяся властелем, не творящим истины, и того ради от своего града изгнан быв, и в другий град придет, не возбранится ту пребывати ему, дондеже примирение обрести возможет, и пременение бывшаго на нем досаждения.

Боярин же говорил патриарху: даешь де руку свою целовать всяким людем по царски, и то де худо делаешь. И патриарх говорил: кто тебе про то велел говорить, государь ли царь или ты сам о себе? И боярин сказал: мне велел государь говорить. И патриарх: да почто царь сам поповы руки целует, которые нами посвящены, и ко благословению приходя, и сам главу свою преклоняет; мы тому чюдимся, почто царь архиереом и ереом нудит руки своя целовать, не суть архиерей, ни иерей; аще и ему государю, за премногую его гордость, мнится священство менши царства, познает тогда различие царства и священства, егда познани будем от нелицемернаго Судии, Христа и Бога нашего. Да боярин же князь Никита Адоевской с товарыщи говорил: велел де тебе великий государь царь сказать, что хочет де тебя Иван Сытин зарезать. И патриарх говорил: царие от Бога поставляются на отмщение злодеем, а он, государь, ведая Ивана Сытина воровство, не точию не уймет, аще вам велел и сказать про его воровство, изволит государь, кого ни попустит, то по его государеве такой потачке зделают, только патриарх гроз тех не боится по писанному: не убойтеся, рече, от убивающих тело, души же не могущих убити, и прочее; аще есть у тебя таковое повеление от царя, еже убити мя, убивай; се и место покажу ти, иде же нож или мечь водрузити. И боярин молвил: есть де у великаго государя на то таковския люди. Да патриарх же бояром говорил: бил челом государю много на мене, патриарха, Иван Сытин ложно, будто землею его ивановою завладел многою, будто я велел его Ивана убить, и будто человека его иванова велел повесить и людей его ивановых патриаршии крестьяня били и грабили, по моему веленью, и будто мужика его иванова велел силно из за него Ивана своим рожественским крестъяном. И государь присылал для того нарочно околничего своего Осипа Сукина да дьяка Василья Брехова, и велел патриарху говорить, чтоб я, патриарх, во всем с Иваном Сытиным зделался и впредь от Ивана никакова бы на патриарха челобитья не было, а будет я, патриарх, не зделаюсь с Иваном Сытиным, и государь де укажет прислать два приказа стрелцов и велит зделку учинить, по своему государеву указу, а как зделку делать укажет государь, того не сказал. И патриарх говорил: Божий есмь и царя вашего не боюсь, аще убити меня хощет, да убиет. Не мое слово се, апостольско: мне убо, еже жити есть, Христос, а умрети приобретение есть аще и не ныне умрем, умрем же всяко. <…>

Аз же кто семь, еже не послушати Господа своего, заповедавшаго небоятися от убивающих тело. Что ли Господу нашему Иисусу Христу жидове не сотвориша и святым его Апостолом? Таже Газской митрополит да архиепископ Астраханский говорили: полно де тебе служить. И патриарх говорил: не от вас приял благодать сию, не должен есмь в сих и послушати вас, чрез правила святых мудрствующих: повелеваем де и манатью тебе и клобук архиерейский не носити. И патриарх говорил: со Господа нашего Иисуса Христа жидове обычную ризу совлекше и облекше его в препряду поругания, и вместо царска венца венцом терновным венчаша Его и, поругавшиися погибоша, Господу же нашему Иисусу Христу вменишася в правду и бысть царь вечный. Многим о Христе пострадавшим Апостолом и священномучеником, не точию риз подобных совлекше, но и кожи содраша и телеса на уды содробиша, обаче сугубо священницы нарекошася от Бога и человек. И аще кто не возмет креста своего и вслед Мене не идет, несть Мене достоин, и пред владыки же и цари ведени будете, аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы. И паки рече: поминайте слово, еже Аз рех: несть раб болий Господа своего, аще Мене изгнаша, и вас изжденут, и аще слово Мое соблюдут и ваше соблюдут, но сия вся творят вам за имя Мое. Аз же Сытина Ивана ничим же не преобидех, ни его не велел убити, но он хощет мя убити, ни землю отнял у него, он отнял от возложенных Господеви, ни человека его велел повесить, сам человек его, убояся его ивановых нестерпимых мук, повесился, ни людей его велел грабить, ни мужика его вывез, сам он Иван вклепался напрасно в нашего крестьянина из Старые Русы приписнаго Спасского монастыря. И государь тем моим словам не поверил и велел нарочно думному дворянину Ивану Баклановскому сыскать, и в сыску околние люди никакова лиха про нас не сказали, а в Уложенной книги написано, глава 22, статья 13: а которые воры чинят в людях смуту и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейныя дела, и таких воров за такое их воровство казнити смертию. А по государеву указу сыскано про иваново воровство впрямь, что он поклепал всеми своими ложными челобитьи патриарха, и государь никакова наказания не учинил, а в иных статьях судных написано: кто ково чем поклеплет, и тому тож сотворити, и государева указу такому вору не было, никакова наказания за такое великое его воровство. Да где есть слово Божие глаголанное, да снабдят заповеди Господа Бога творити суд и правду? Чрез вся Божественные законы государь царь изволил надо мною, смиренным, сам исцом быти, по неправедным клеветником и ложным облогом, и солгавшим ничто же сотвори за ложь их. — И того же дня, в вечеру, присылали бояре к патриарху, чтоб прислать архимандрита и наместника и священников и дьяконов, и братью для роспроса. И патриарх сказал, что архимандрит человек священный и наместник священник, и, по правилом, священника менши 6 епископов нелзе испытать, а яже о нас творите испытание малыми людми, и то все люди беззаконные; мирским отнюдь епископов не судить, якоже правила святых возбраняют, а епископа всего здесь два, и то един за его беззаконие, ни за мирского человека достойно есть такова человека. Но елицы ему приобщаются, вси, по правилом, священные извержены, а мирския отлучены да будут. И без нужди аще не повлечете, архимарит и наместник, и священники, и дьяконы, и братия не пойдут, но да збудется писание, глаголющее: прежде же сих всех возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темница, ведоми ко царем и владыкам и паки пред воеводы же и цари ведени будете. Да боярин же и власти говорили: ты де нас нехристианы, жидами называешь. И патриарх: аз в вас христианства ничего не знаю, ни вижу, кроме беззакония и мучителства, дела ваши свидетелствуют. И Господу свидетелствующу к жидом: аще дел не бых сотворил, их же никтоже сотвори, греха не быша имели. Тако и вы, никое зло сотворих вам, хощете мя и риз подобных совлещи и сослати и в келье затворити беззаконно, не вем, что вам зло сотворше.

И того же дни, в вечеру поздно, розослали по монастырю стрелцов, яко же обычай есть мучителем, имать архимандрита и наместника и братию, и роспрашивали з болшим пристрастием, грозя пытками и ссылками далними. И июля в 19 день, в неделю, в обедню, присылали в церков стрелцов священников имать, и, прежде отпуста литургии, мятеж в церкви, во время молебна на Евангелии, учинили, а в Уложенной книге написано в первой главе, 3 статья: и будет кто во время святыя литургии и в иное церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится, и сыщется про то до пряма, и тому безчиннику за ту его вину учинити торговая казнь. Да в обедню же, в Воскресение Христово, детей боярских перехватали и в тюрмы за караулы крепкие посадили и никово не велели припускать. Того же дни, караул около всего монастыря поставили московских стрелцов, и у патриарши кельи с мушкеты, с протазанами да з бердыши, по тому чину, якоже жиды о Христе деяли.

Да патриарх Никон, написав Газскому митрополиту от заповедей Божиих и святых Апостол и святых отец правил, что он неподобно делает, чрез Божественныя законы, в чюжей епархии служит и правление церковное деет, царю угождая, а по правилом святым, таковый извержен есть святою Троицею, — и он никакова ответу не дал. Июля же в 21 день били в колокол на послушание братии кирпич вынимать из печей. — И бояря присылали к патриарху думнаго дьяка Алмаза да архимарита Феодосия, а вшед в келью говорили: не осудите де, что к благословению не идем, ты де правишся тем, что мы к благословению твоему ходим. И патриарх говорил: писано есть во псалмех: — не восхоте благословения да и удалится от него и прочее, яко же писано есть там, да исполнится. — И после того почал говорить: слышали де мы, что ты хощешь к сараем ити кирпича носить, и тебе бы де из монастыря не ходить, сидеть в келье. И патриарх говорил: аз не точию в келье сидеть, но и умрети готов. И с тех мест, как пойдет патриарх к церкви или каменному делу для досмотру, и за ним ходил десятник да десять человек стрелцов с ослопьем. — И того же месяца в 28 день приходили боярин князь Никита Адоевский с товарищи и власти, и говорили з болшим шумом: государь царь и власти велели тебе жить в Воскресенском монастыре, а кроме кельи да церкви никуда не ходить. И патриарх Никон говорил бояром: по государеву указу хотя в темницу готов есмь, толко ты послушай святаго собора в Константине граде во святей Софии, иже седмый собор вселенский утверди, правило 3: аще который мирский человек епископа в темницу ввержет или биет без вины или сплет некую вину, да будет проклят. А что иудейское сонмище беснуется, чрез Божественныя правила запрещают, мне того слушать непристойно. И Газской сказал: есть и грамота с собора, вольно тебе вычесть, и ты де выслушай. И патриарх: по которым правилом писана. И митрополит говорил: с собору де писано, не от прав, и тебе бы де слушать. И патриарх говорил: ведаю я и сам, что правил таких нет, а что они о себе в ново такие новотворят законы, что патриарха посуждать своим ему митрополитом и епископом рукоположения его, и таковые новые законы, по первому правилу святаго вселенскаго седмаго собора, да будут прокляты. Правила святых отец ни митрополита без патриарха судити прощают и епископа всею епархиею судити прощают. — Аще не возможно собратися всем, менши 12 епископ, да свой ему митрополит. — И они, аки изумленыя, все кричали, и сами не ведают что. Да напоследи боярин говорил: указал де государь здесь быти голове стрелецкому с стрелцами для караулу. — И патриарх против того говорил: его государева воля, как он государь изволит, а мы благодаря Бога, ради терпети, и с тем концом и все вон пошли, и, седши в кореты, от монастыря все врознь вскачь поехали, кой коего выпередил. — А после того, неделю спустя и стрелцы московския все с караулов в обедню тайно сошли на гостин двор; да в Преображениев день голова с стрелцами рано и к Москве поехал. — Несть ли се гонение и беззаконие! За многие лета такова беззакония несть слышано — Господь Бог воздаст комуждо по делом руку его, яко же и глаголет: им же судом судите, осудитеся, и ею же мерою мирите, возмерится. <…>


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. В 60-е гг. XVII столетия патриарх Никон, вступивший в конфликт с царской властью (закончившейся лишением Никона святительского сана (1666 г.) и ссылкой в Ферапонтов монастырь) являлся одним из самых ярых критиков Соборного уложения и политики царя Алексея Михайловича в целом.

2. Здесь и далее патриарх Никон обращается к составителю Соборного уложения боярину князю Никите Ивановиче Одоевскому.

3. В Соборном Уложении указано, что оно составлено на основании всех перечисленных Никоном документов.

4. Боярин Никита Иванович Одоевский со товарищи — временный приказ, руководимый Н.И. Одоевским, которому было поручено составление Соборного Уложения.

5. Помимо Н.И. Одоевского в приказ входили: боярин Прозоровский, окольничей князь Волконский, дьяки Грибоедов и Леонтьев.

6. Речь идет о созыве Земского собора. С начала октября 1648 г., когда приказ кн. Одоевского составил Уложение, его текст читали членам Земского собора: высшему духовенству, думным и выборным людям. По данным В.И. Буганова (Мир истории. Россия в XVII столетии, М., 1989) в законодательной деятельности во время обсуждения текста свода участвовали выборные люди около 300 человек. По желанию служилых и посадских людей, подавших две отдельные челобитные в приказ Одоевского приказом было сделано несколько докладов в Боярской думе, заслушаны разные справки и внесены в Уложение статьи, вошедшие в главу "О посадских людех". В январе 1649 г. Уложение утвердили на Земском соборе.

7. Никон цитирует 1 статью Х главы Соборного Уложения.

8. Цитируется статья 2 X главы Соборного уложения.

9. сидеть в полате — заседать в Боярской думе.

10. Затем Никон в подтверждение своей мысли приводит различные выдержки из Священого Писания, где говорится о Божественности суда, о наказаниях, постигших и ожидающих всякого грешника и особенно ложных законодавцев.

11. Никон имеет ввиду "моровое поветрие" — чуму, разразившуюся в Москве и стране в период после принятия Соборного Уложения.

12. Соборное Уложение. Глава Х, ст. 30: "А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческой чин обесчестит словом столник, или стряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, а по суду или по сыску сыщется про то допряма, и им за такое бесчестье чинить указ: за патриарха бить батоги, за митрополита посадить в тюрму, за архиепископа и епископа в тюрму же посадить".

13. Далее в подтверждении своей мысли Никон ссылается на святых апостолов и святых отцов, которые "ничтоже предаша или научиша от себе, но все от Божественного Писания".

14. 83 статья Х главы Соборного Уложения. Далее Никон также рассматривает статьи главы Х "О суде".

15. Далее Никон ссылается на выдержку из Соборного Уложения, ранее приводимую и касающуюся документов, положенных составителями в основу Уложения.

16. В другом месте при опровержении 13 главы, 4 и следующих статей Никон замечает: "рцы ми, лжи списателю, в которых Апостолских преданиях и святых отец правилах о сем писано, еже священнаго чину быти жеребью, а крестному целованью не быть, аще и обо чюжде всякая правды, якоже крест целовать, такоже и жребий". Никон прибавляет: "Где ты, суемудре, таковое безчиние беззаконное изобрел, еже судити мирскому человеку священного чину, патриарха, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и попов, и дьяконов, и прочих причетников, и вместо веры и жребья допрашивать патриарху, или митрополиту, или архиепископу, и епископу, священнаго чину по священству, а иноков по иноческому обещанию. Неподобно овце пастырю указывать, но паче слушать по Божественной заповеде: слушаяй вас, Мене слушает, и повиноватися по Апостолу, а не повиновати. Братие, рече, повинуйтеся наставникам вашим и проч."

17. в прошлом во 136 году — 1627/28 г.

18. 137 год (7137 г. от Сотворения мира) — 1628/29 г. от Рождества Христова.

19. По мнению ряда историков, Соборное Уложение удовлетворило требования посадских людей. Они просили в своих челобитных оградить их от конкуренции тех людей, которые происходили из служилых, духовных, крестьян, занимались промыслами вблизи посадов, но в отличие от посадских людей не платили податей государству и не несли повинностей на него. Теперь все, кто занимался торгом и промыслами, обращались в вечное посадское тягло, т.е. были обязаны выполнять повинности на государство. Еще одна проблема посада заключалась в том, что с выходом из посада его членов, подати, которыми облагался посад не уменьшались, а расписывались на оставшихся в посаде. По Соборному Уложению выход из посада был запрещен. Ранее посад по своему положению делился на "черный", несший повинности на государство и "белый", частновладельческий, освобожденный от этих повинностей. (К белому посаду относились и слободы, принадлежавшие церковным иерархам). "Черный" посад сокращался, и положение его представителей ухудшалось, так как отсюда люди уходили в "белые" слободы. Теперь все "белые" слободы были прикреплены к государственным посадам и стали "тяглыми".

20. Недовольство Никона царской политикой и порядками, заведенными на царском дворе особенно усилилось после 1658 г., когда в июле царем давался торжественный обед в честь приехавшего в Москву грузинского царевича Теймураза. Никон, вопреки обычаю на этот обед приглашен не был, а посланного им ко дворцу патриаршего стряпчего кн. Мещерского окольничий Б.М. Хитрово, распоряжавшийся церемонией, оскорбил, ударив палкой, причем на протест Мещерского, сославшегося на поручение от патриарха, ответил: "не дорожись патриархом!" Никон увидел тогда в этом вызов и настаивал, чтобы царь немедленно дал ему удовлетворение, но в ответ получил лишь обещение рассмотреть дело. Избегая личного объяснения с патриархом, Алексей Михайлович после этого случая перестал присутствовать на патриарших службах, а через своих приближенных объяснил Никону свое отсутствие гневом за то, что тот стал писатьс "великим государем".

21. Крутицкий митрополит — Питирим, восьмой патриарх Московский. В патриаршество Никона был митрополитом Крутицким. Когда Никон оставил патриарший престол, Питирим, как митрополит Крутицкий сделался его заместителем и действовал вполне самостоятельно, без сношения с Никоном, как настоящий патриарх. Во время суда над Никоном Питирим являлся одним из злейших врагов и грубейших обвинителей патриарха, надеясь, видимо, после Никона занять патриарший престол. Однако быстро достичь своей цели Питириму не удалось. Патриархом был избран Иоасаф II, только после его смерти Питирим стал патриархом в июне 1672 г. Вскоре, в апреле 1673 г. Питирим скончался.

22 В 1652 г. Никон был поставлен на патриаршество. Во многом этому способствовало то расположение, которое питал к Никону царь. Властолюбивый Никон, обладавший немалым влиянием на молодого Алексея Михайловича, таким образом выстоил церемонию поставления на патриаршество, что царь публично, стоя на коленях должен был молить Никона принять сан. Со временем Алексей все более был склонен видеть в этом свое унижение.

23. Конфликт между патриархом и царем, возникший в 1658 г. по поводу приглашения Никона к царскому торжественному столу и переросший в конфликт по поводу расширения патриарших прерогатив за счет прерогатив царя (титулование Никона "великим государем") спровоцировал Никона на поспешные и необдуманные действия. Когда присланный от царя Ромодановский объяснил Никону, что государь почтил патриарха титулом как "отца и пастыря", а Никон того не понял и "потому впредь писаться великим государем не должен", у Никона еще был шанс урегулировать ситуацию. Вместо этого по окончании богослужения Никон заявил народу, что оставляет патриаршество, и уехал в Воскресенский монастырь.

24. Конфликт между Никоном и Романом Бобарыкиным разгорелся из-за земель, занятых Воскресенским монастырем — детищем патриарха Никона. Бобарыкин утверждал, что Никон завладел его землей, Никон доказывал, что эта земля им куплена. Царь Алексей передал разсмотрение дела светским органам, посланные от него к Никону думный дворянин Иван Баклановский и дьяк Василий Зверев настаивали на том, чтобы Никон договорился с Бобарыкиным. При этом они уже имели царской распоряжение "спорные земли отвести Роману по его сказке". Дело усложнилось тем, что Бобарыкин доносил властям на Никона, что тот проклинал царя, царицу и наследников. Для разбирательства по этому делу в Воскресенский монастырь были присланы Газский митрополит Паисей, боярин, князь Н.И. Одоевский, окольничей Р. Страшнев, думный дьяк А. Иванов, стрелецкий голова В. Философов со стрельцами. Никон отверг обвинения в проклятиях с его стороны на царя и его фамилию.

25. Вопрос о том, считать ли Никона "бывшим" или действующим патриархом, стал одним из самых сложных вопросов первой половины 60-х гг. XVII в. в России. Оставив патриаршество в 1658 г. Никон в течении года не обнаруживал желания возвратиться и даже дал благословение на избрание нового патриарха. В 1660 г. для обсуждения дела Никона был созван собор, постановивший избрать нового патриарха, а Никона, как самовольно оставившего кафедру, лишить архиерейства и священства. Один из ученый богословов Епифаний Славинецкий выдвинул сомнение в правильности этого решения. Славенецкий подал царю особое мнение, доказывая на основании церковных законов, что у Никона нельзя отнять священства, хотя и должно лишить его патриаршества. Решение собора устраивало царя Алексея, но он решил не рисковать, не желая прослыть в глазах всего православного мира гонителем патриарха. Было решено созвать новый собор с участием всех вселенских патриархов (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского) или их представителей, что бы решить вопрос окончательно. Такой собор состоялся лишь в 1666 г. Никон же после собора 1660 г. круто переменил свое решение, не желая расставаться с патриаршеством, тшетно пытаясь примириться с царем.

 


 


Страница 7 - 7 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру