Отмена местничества в 1682 г. в сочинении Сильвестра Медведева

А яже к погибели, и общаго добра ко умалению имеются, разрушати и искореняти, — сего бо ради, якоже рехом, царския скиптры от непобедимыя Его десницы прияхом, да всесилным тоя пособием, яко же лепо, нашу державству управляюще, изображение некое и добродетелей приклад подручным нашим явимся, да тихое и безмолвное житие со истинною любовию праведно поживут и между (в СГГД: "поживут пред самим тем Спасителем нашим Иисусом Христом Богом, глаголющим присно: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Между…" — Г.Т.) убо иных наших царских управлений вниде в наша царская слуха некая любовь, правду и мир терзающая ненависть же, вражду, злобу раждающая делеса, их же ради нашего царствия началнии воинства благородни тако, якоже прежде, не возмогают над противными побед являти. При давных убо предках, наши, великих государей Российскаго царствия, честных родов бояре и воеводы славныя и достопамятныя победы и одоление над многими неприятелскими полки показали, и таковым за Божиею помощию ратоборством велию тишину и мирное пребывание христианскому множеству приносили, но понеже злокозненный плевелосеятель и супостат общий диавол, видя от таковаго славнаго ратоборства христианским родом тишину и мирное устроение, а неприятелем христианским озлобление и искоренение, всеял в незлобивая прежде бывших тогда славных ратоборцов сердца — местныя случаи возлюбити, от которых в мимошедшая времена в ратных, и посолских, и во всяких делех чинилася великая пагуба, и ратным людем от неприятелей великое умаление.

Тем же наша царская держава, разсмотряя, яко cиe местничества дело благословенной любви вредително, противу (в СГГД: "вредително, мира и братскаго соединения искоренительно, противу". — Г.Т.) неприятелей общаго и пристойнаго промышления, усердия разрушително; паче же всевидящему оку мерско и ненависно, — желаем, да Божественный Его промысл, мира и благоустроения виновный, своим всесилным повелением оное разрушающее любовь местничество разрушити, и таковаго злокознства разрозненная сердца в мирскую и благословенную любовь соединити изволит.

И сего ради и дед наш, государев, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец (в СГГД этих слов нет, Медведевым они помещены ошибочно, т.к. Михаил Федорович такого титула не носил, этот титул принят Алексеем Михайловичем. — Г.Т.), восприяв прародителский Российскаго царствия престол, во все время своея царские державы желал чтобы во всех его государских делех для лучшаго устроения и согласия быти полатным и всяких чинов ратным людем без мест и начало тому учинити изволил тем, что бояря, и околничие, и думные и иных чинов ратные люди во многих розрядех тогда были без мест.

А когда и отец наш, государев, блаженные памяти великий государь, царь и великий князь Алексей Михаилович всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, изволил итти на недругов своих, на Полского и Свейского королей, за их многия неправды и в тех его государских походех все чины были без мест же, и во время того безместия при помощи Божией славно на неприятели победы учинилися и за те свои службы от отца нашего, государева, блаженные памяти от великого государя, бояря и воеводы и всяких чинов ратные люди милостивое жалование улучили, на вечную славу и похвалу себе и родом своим.

А которые, презрев его царское повеление, всчинали тогда места и тем чинено наказанье и разорение отнятием поместей их и вотчин, а совершенно то неуспокоено для бывших тогда многих ратных людей (в СГГД — более правильно: дел. — Г.Т.), однако же множицею благородным повелено быти в полкех без мест, желая привести то всякаго добра вредителное дело ко искоренению.

А в которых полкех после ратных походов отца нашего, государева, блаженные памяти великого государя, были бояря и воеводы с месты, и в тех полкех между бояры и воеводы для случаев отечества их многия быша несогласия и ратным людем теснота, и от того их несогласия многой упадок ратным людем учинился, а имянно — под Конотопом и Чудновым и в иных многих местах.

И мы, великий государь, последуя предков наших государьских благому намерению, всегда присное попечение о том имели, как бы то всякому добру вредителное и пагубное дело совершенно искоренить и при помощи Божии ратное управление, и в иных государственных делех ycтpoeние, для общей высоких и менших чинов всего своего царствия ползы лучше и добре постановити, токмо по настоящее время начати того за разными тому благому намерению препятии не случися.

Ныне же благодатию божественнаго промысла явленно, яко на-мерение о том и промышление бывшее блаженные памяти деда и отца нашего, великих государей, и нашея (в СГГД: "государей является непраздно, и нашея…" — Г.Т.) тихости желание на разрушение той прежде бывшей между христианских родов вражды, хощет пристойное определение прияти, поспешествующим вашим архиерейским святым молитвам.

И вы бы (в СГГД: "молитвами, да виновной многих злоб местничеству разрушившуся и должной христианом любви насадившейся, прославится истинный Он Монарх и страшный, вся нам благая подавающий. И вы бы…". — Г.Т.), святейший патриарх со apxиeреи, нам, великому государю, намерение свое о том обявили: по нынешнему ли выборных людей челобитью — всем розрядом и чином быти без мест или прежнему — быть с месты?"

И великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всея Poccии и архиереи и власти, слушав его государские таковые премудрые глаголы ко общему христианскому добру належащия, воздавше хвалу Господу Богу за таковую его царя мудрость благодать вкупе и со архиереи рече:

"Благоверный и благочестивый великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Poccии самодержец! Знамы добре, яко вы, великий государь, cие от вышняго Божия промысла велие и похвалы достойное дело начати изволили, от которого есть и будет умножение любви между человеки, об ней же сам законодавец Иисус Христос Бог наш светлее всякие трубы возгласи сице: "заповедь новую даю вам: да любите друг друга, якоже и Аз возлюбих вы"; наперстник же Его, святый Иоанн Богослов, глаголет: "Бог любы есть; и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает." Ваше же царское величество не токмо сам всегда имаши сохраняти любовь, но и всем пре-бывающим под своею царскою державою тую же сохриняти повелеваеши и непрестанно в том свое государское усердие простираеши, дабы та его Божия заповедь во царствии вашем твердо соблюдалась, от нея же вся благая произходят; за такое ваше царское благое о благом промышление сам Царь Небесный свыше вас благословит и на совершение того дела укрепит.

Аз же, вашего царского величества всегдашний богомолец, вкупе с преосвященными митрополиты, apхиепископы и со всем Освященным собором, не имамы никоея достойныя похвалы вам, великому государю, принести противу толикому вашему царскому доброму и полезному намерению за премудрое ваше царское благоволение, которое показуеши православным на спасение, своему же великому Богом дарованному царству ко благому устроению и мирному состоянию, токмо долженствуем едиными усты и единым сердцем соборне и келейне приносити ко всемогущему Богу молитвы и моление, дабы той всемогущей Господь Бог таковое твое государское намерение благоволил привести к совершению.

И великий государь, слыша таковыя словеса святейшаго пaтриарха и властей прошение, изволил говорить своим государевым бояром, что бы и они о том чистосердечно ему, великому государю, донесли кождо свою мысль безо всякаго зазора.

И бояря, и околничие, и думные, и ближние люди все ему, великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всеа Beликия и Малыя и Белыя России самодержцу, со усердием обявили, чтоб он, великий государь, указал учинить по совещанию и благословению святейшаго патриарха и архиереов и всем им во всяких чинех велел бы быти без мест для того, что в мимошедшия лета во многих их, государских, ратных, и посолских и во всяких делех, чинилися от тех случаев великия пакости и нестроения и разрушения, а неприятелем радование, а меж ими великия (в СГГД: "ими Богу противное дело нелюбовь и великия…" — Г.Т.) продолжителные вражды.

А при державе деда его, государева, блаженные памяти великого Государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всеа великия (в СГГД нет. — Г.Т.) России самодержца, и отца его, государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, хотя и было между ими безместие, толко совершенно случаи их и места были неискоренены.

И того ради и вражды от них велия злая не преставаху совершенно между ими умалятися. А ныне указал бы он великий государь, на искоренение той междо ими злобы, от которой происходит нелюбовь, розрядные случаи отставить и совершенно искоренить, чтоб впредь те розрядные случаи никогда не воспомянулися.

И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Poccии самодержец, восприяв о том совет о Святем Дусе отца своего и богомолца великаго господииа святейшаго Иоакима патриарха Московскаго и всеа Poccии и всего Освященнаго собора, и призирая милостиво на своих государевых бояр, и околничих, и думных и выборных людей, исполняя свое государское благое намерение, указал боярину князю Михаилу Юрьевичу Долгорукову да розрядному думному дьяку Василью Григорьевичу сыну Семенову принести себе, великому государю, все розрядные книги, в которых писаны бывшие случаи с месты при прежних великих государех царех и великих князех Российских и деде его, государеве, блаженныя памяти великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всеа Великия и Малыя и Белыя (в СГГД нет. — Г.Т.) России самодержце и при отце его, великого государя, блаженныя памяти великом гocyдаре царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце и при его, великого государя, державе.

И по тому его, великаго государя, указу, те книги принесены.

И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец изволил святейшему патриарху и властям и своим, государевым, бояром говорить: "ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле ко совершению нашего добраго намерения способствует нам самое Божие смотрение, давшее нам тому начало положити, зане яко святейший патриарх со всем Освященным собором таковая наша царская палата, то есть бояря, околничие и думные люди, такожде столники, и стряпчие, дворяня московские и жилцы и городовые дворяня и дети боярские ради общаго государственнаго добра советования постановления и утвержения избранные благоразсудным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческаго ничто ино, токмо самая гордость, не от Бога, но от диавола, тоя отца, походящая и нынешним государским всяким делам вредящая, вси радостными сердцы нам, великому государю, донесли, чтоб мы, великий государь, указали то виновное всякие злобы и братоненавидения дело, то есть местничества отеческая отставить и вечно искоренить, за еже Бога, благих дателя, от таковой нам, великому государю, явленней благодати радостным сердцем попремногу благодарим, яко сподобил есть нас оного желательного дела видети совершения и по тому, Богом дарованному, благому общему намерению мы, великий государь, нашим государским повелением те случаи и места повелеваем совершенно искоренить; и для совершенного искоренения и вечного забвения те все прошедшия о случаях и о местех записки изволяем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь не памятна была, и соблазна б и претыкания никто такова уже к тому не имел, надеяся, что еще есть в розряде о случаях и местех записки.

А у кого такие ж книги и записки в домех есть и они те все книги и записки присылали в разряд, а мы, великий государь, потом же те книги повелим предати огню, чтобы то было в вечном забвении.

И от сего времени повелеваем бояром нашим, и околничим, и думным, и ближним, и всяких чинов людем на Москве в приказех у росправных, и в полкех у ратных, и у посолских и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считатися, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находки не возносится, также и в потерках никого ничем не укорять и не попрекать и в укоризну прежних дел, где кто был по воли государской или за скудостию, или за иным каким случаем и в нижних чинех, того ему во обличение не ставить и никакими вымыслы никого ничем мимошедшими потерки не безчестити.

Также буде и впредь кто от скудости или каким ни есть случаем сбавится где и в нижних каких чинех и того ему в укоризну не ставить же и тем его не безчестити.

А которых родов ныне за малыми леты в ротмистрах и в порутчиках не написано, тех родов впредь писать потому ж в ротмистры и в порутчики".

Что слыша, святейший патриарх со всем Освященным собором и весь его государской сигклит вси с великим усердием Бога благодариша и оно его царское благоволение радостне прияша и благохотне утвердиша, глаголюще: "да погибнет во огни оно, Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное, и любовь отгонящее местничество! Да погибнет! Впредь да не воспомянется во веки!"

И того же числа те книги преданы огню государския передния по-латы в сенях; при том стояли: от великаго государя боярин князь Михаил Юрьевич Долгоруков, да думной дьяк Василей Семенов, а от святейшаго патриарха все преосвященные митрополиты и архиепископы до тех мест, покаместь те книги совершенно все згорели.

А как преосвященныя митрополиты и архиепископы и боярин князь Михаил Юрьевич и думной дьяк пришли и возвестили великому государю и святейшему патриарху, что они по его государеву указу и за бла-гословением святейшаго патриарха учинили.

И святейший патриарх говорил бояром и околничим, и думным дворяном, чтоб они cиe з Богом начатое и совершенное за повелением великаго государя, его царского величества и за его со Освящённым собором благословением и всего сигклита со общаго совета, дело отныне и впредь соблюдали крепко и нерушимо; а буде кто ныне и впредь оному делу воспрекословит коим нибудь образом и имеющих в домех своих книг и всяких писем належащих и прежде бывших отечеств их случаем, в розряде по сему царскому повелению за нашим благословением не принесет, и будет держать у себя в дому или где инде каким ни есть образом и те бы опасалися тяжкого церковнаго запрещения и государского гнева, яко преобидников царскаго повеления и нашего от Бога даннаго нам благословения презиратели".

Бояря же и околничие и думные дворяня вси единогласно отвещаша:

"Да будет тако, яко же рече, он святейший патриарх!"

И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Poccии самодержец, видя тому всему богоугодному делу совершение, возрадовася радостию велиею зело и изволил своих государевых бояр, и околничих и думных дворян за такое их благое дело, которым вражды пресечение имать быти, милостивно похвалить.


ПРИМЕЧАНИЯ:
1. 24 ноября 1681 г. был дан царский указ об отмене местничества. В последствии "Соборное деяние об отмене местничества" 12 января 1682 г. только закрепило, но не приняло данное решение.

2. председение в сигклите — заседания Боярской думы, которым свойственно строгое размещение чинов в палате, описанное еще Г.К. Котошихиным.

3. Речь идет о военных и гражданских воеводах и их товарищах (помощниках).

4. Медведев дает описание местнических правил, определявших размещение в Боярской думе, где ближе к царю в рамках одного чина сидел тот, кто был родовитее, а так же в различных службах, когда члены аристократических родов не желали совместно служить с талантливыми, но "худородными" представителями фамилий, стоявших на социально-служебной лестнице чуть ниже их.

5. Данная идея закрепляет приоритет принципа "годности к государевой службе", то есть назначения на должности в соответствии со способностями назначаемого, а не с его происхождением. Переход от принципа учета "породы" к учету таланта — явление, свойственное социально-служебной идеологии абсолютизма.

6. Разрядные книги, в которых фиксировались соотношения чести служилых родов, назначения на службы с местами (случаи), выписки из которых играли важную роль для решения по местническим делам.

7. В системе местнических служб принятие "невместного" назначения, не согласующегося с положением рода, к которому принадлежал человек, влекло за собой "потерьку" чести не только данного лица, но и всего его рода, что приводило к понижению местнического статуса рода, а за ним и всего служебно-должностного положения его представителей.

8. Отмена местничества позволяла назначать на службы, ранее считавшиеся службами с местами, не учитывая факторы происхождения и службы предков, а только опыт и заслуги конкретного служилого человека.

9. В.В. Голицын руководил комиссией, образованной для подготовки отмены местничества.

10. В период царствования Федора Алексеевича продолжался, начавшийся в 30-е гг. XVII в., процесс создания полков нового строя — солдатских, рейтарских, драгунских. Их создание — попытка перенять передовой опыт Западной Европы. Новым в этих соединениях были обязательность обучения "ратному строю", а также европейские чины — полковники, полуполковника, майоры, капитаны, поручики, прапорщики, капралы; деление на роты, а не традиционные русские сотни. Изначально все командные должности в этих полках занимали иностранцы, стоявшие вне сферы местничества, затем на них стали назначаться русские дворяне и дети боярские, участвующие в местнических спорах. При этом правительство считало службу в частях нового строя — честной и почетной, а местничающаяся часть служилого общества, напротив, опасалась принятия назначений в эти части. В после местнический период правительство решило распространить чиновную систему нового строя на армию в целом.

11. Несмотря на готовящуюся отмену местничества, местнические предрассудки сохранялись, и те, кого расписывали в новые чины, боялись попреков со стороны представителей тех родов, чьи представители за малолетством под эту роспись не попали.


 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру