За мир, порядок и труд! Железнодорожники Уфы и революция 1905 года

Эта статья написана на основе обширного научно-исторического исследования К.В. Максимова "Патриотическое общество мастеровых и рабочих Уфимских железнодорожных мастерских (1905–1917 гг.)


В советской историографии очень много было написано о людях, оказавшихся по ту сторону баррикад, где развевалось кумачовое полотнище, и совсем мало известно о героических проявлениях другой стороны, над которой плескалось золотое знамя с черным двуглавым орлом. А ведь революция, охватившая чуть ли не всю страну, встречала препятствие не только со стороны правительственных войск и полиции, но и со стороны трудолюбивого и благоразумного населения России. Яркими представителями этой части народа нашего стали железнодорожники Уфы.

Железнодорожники всегда были мощным оплотом государственности и державного порядка. В год, когда Россию залихорадило, когда большевики объявили Всероссийскую стачку, работники российской чугунки лучше всех понимали, чем грозит обернуться хаос в их отрасли. Вот почему именно в лице железнодорожников царь и правительство имели больше друзей, нежели в любой иной рабочей среде.

И так уж получилось, что в Уфе главной контрреволюционной организацией, вставшей против развала страны, оказалось Патриотическое общество мастеровых и рабочих Уфимских железнодорожных мастерских.

Примечательно, что сама железнодорожная отрасль в Уфе была тогда еще совсем молода. Строительство дороги Самара — Уфа началось после указа императора Александра III от 20 марта 1885 года, а первый поезд по железнодорожному мосту над тихой и сонной рекой Белой загрохотал 8 сентября 1888 года. Стало быть, к началу 1905 года уфимской железной дороге было лишь шестнадцать лет от роду. И, тем не менее, люди Башкирии к этому времени по достоинству оценили значение железной дороги для их края. "Благословенного края", как назвал Башкирию Сергей Тимофеевич Аксаков.

Протяженность железной дороги составила 483 километра, подвижной состав включал 4 товарно-пассажирских паровоза серии "А", 27 товарных паровозов серии "В", 43 пассажирских и 750 товарных вагонов. На дороге насчитывалось 23 станции, 3 главных и 2 оборотных паровозных депо, 23 водокачки, 2094 кв. м открытых и 1093 кв. м  крытых товарных платформ, 317 кв. м пакгаузов, ряд зданий и главные железнодорожные мастерские.

Все это огромное хозяйство находилось в руках дружного и трудолюбивого коллектива, который до лета 1905 года, когда уже вся страна бурлила, умел сдерживать натиск революционной стихии, пропаганда бунтовщиков не имела успеха не только на железной дороге, но и во всей Уфе в целом. Всё изменилось, когда новым губернатором города был назначен Болеслав Цехановецкий. Не то, чтобы этот либерал был таким уж революционером. Но он отличался робостью, часто граничившей с трусостью, и с первых же дней своего губернаторства Болеслав Павлович стал поддерживать крамолу. С лета 1905 года рабочие только и стали делать, что ходить с одного митинга на другой. Одно за другим останавливались предприятия. Губернатор ходил вместе с бунтовщиками, пел с ними революционные песни и орал: "Долой Царя! Долой Самодержавие!"

В революционной среде выделился некто Элькинд, карикатурное существо, носившее в среде себе подобных прозвище "Николай Иванович" и лишь на том основании провозглашавшее себя "Николаем III". Дошло до того, что сей товарищ стал распоряжаться в городе кого с какого предприятия следует уволить за недостаточную лояльность к революции.

К осени бунт развернулся во всю ширь. Теперь достаточно было кому-либо хоть слово произнести против митингов и забастовок, как мгновенно следовала физическая расправа, нередко заканчивавшаяся смертью. Началось брожение и в железнодорожной среде. Наметился раскол. Именно в это тяжелое время в Уфимских железнодорожных мастерских подрядчиками Григорием Андреевичем Бусовым и Климентием Артемьевичем Лаптевым создается кружок патриотов, выступающих за прекращение забастовок и возврат к нормальной жизни. Начиная с 17 октября, после того, как на площади перед Симеоновской церковью, что неподалеку от железнодорожных мастерских, прозвучал смелый призыв священника Афанасьева, началось открытое противодействие патриотов России бунтовщикам. В патриотический кружок Бусова и Лаптева вступало все больше железнодорожников. Они составили костяк народной реакции на бесчинства большевиков.

Уже через несколько дней Элькинд создал в Уфе городскую милицию и сам назначил себя ее командиром с окладом в полтысячи рублей! Милиции "Николая III" губернатор Цехановский дал разрешение свободно покупать и носить оружие. В то же время патриоты, имеющие оружие, подвергались арестам. Такая картина, между прочим, была не только в Уфе, но и в большинстве городов пылающей в лихорадке страны. Вооруженные "милиционеры" имели возможность убивать безоружных реакционеров, а также охотно и успешно пользовались своим оружием для грабежа винных лавок. Возможно, последнее обстоятельство сыграло с ними злую шутку. Уверенные в своей безнаказанности, "борцы за лучший мир и свободу" чрезмерно злоупотребляли распахнувшейся алкогольной свободой, не думая, что против  революции уже поднимается мощная сила. И когда 22 октября патриоты Уфимских железнодорожных мастерских вывели на улицы и площади Уфы многотысячную манифестацию, оснащенная ружьями и пистолетами "милиция Николая Ивановича" ничего не могла поделать с народом, вооруженным палками и рабочим инвентарем. Патриотическая манифестация оказалась более многочисленной, нежели те, которые выводили на улицы большевики.

В этот день сказалось единение христиан с мусульманами. Первых вел за собой архимандрит Андроник (Никольский), вторых — муфтий Султанов. Башкиры вместе с татарами присоединились к патриотам России под лозунгом: "Стадо не бывает без пастуха, и мы без Царя не можем. Да здравствует Царь!"

Советские историки внушали, что добровольно шли подавлять революцию черносотенцы, подразумевая под этим словом чуть ли не нацистов, ненавидящих другие народы. Но стоит изучить вопрос, как все встанет на свои места. К примеру, среди патриотов Уфы, вставших грудью против смуты, встречаются не только русские и малороссы, но и татары, башкиры, чуваши и даже евреи. Так, один из главных вождей антиреволюционного движения был священник отец Николай Афанасьев, крещеный еврей.

К концу 1905 года, благодаря решительным действиям патриотов-железнодорожников и тех, кто встал вместе с ними, революция в городе сошла на нет. Существо, именовавшее себя "Николаем Ивановичем" и "Николаем  III", таинственно исчезло вместе со своими сподвижниками. Оставшиеся террористы перешли к своей излюбленной тактике убийств из-за угла.

6 декабря 1905 года, в день тезоименитства государя Николая II, было официально открыто Патриотическое общество мастеровых и рабочих Уфимских железнодорожных мастерских. Его девизом стало: "В верности Родине — наша сила!" Оно взяло на себя роль главного восстановителя порядка, и сразу после праздника Рождества Христова железнодорожные мастерские Уфы первыми возобновили работы. К 1 января 1906 года общество насчитывало уже полторы тысячи человек. Это большая цифра, если учесть, что в то же время в Санкт-Петербурге, на индустриальном гиганте, заводе Путилова, рабочий отдел Союза русского народа насчитывал столько же. Членами Патриотического общества в Уфе стали машинисты, кондукторы, бандажники, начальники службы движения, рессорщики, рабочие и мастеровые различных цехов, технические агенты, слесари, литейщики, монтеры, сторожа, чернорабочие, а также священник Вокзальной (Свято-Никольской) церкви отец Ипполит Райский. Возглавил организацию железнодорожный подрядчик, потомственный почетный гражданин Уфы, купец 2-й гильдии Григорий Андреевич Бусов. Это он в 1894 году, когда железнодорожникам не хватало денег на построение Вокзальной церкви, внес большую часть суммы, и храм Святителя Николая в ознаменование помолвки императора Николая Александровича и Александры Федоровны был возведен. Заместителем Бусова стал Василий Тимофеевич Глебов — столяр Уфимских железнодорожных мастерских.

Члены Патриотического общества направили императору телеграмму: "Верь, наш светлый ангел мира, что не все мы впали в тяжкий грех мятежных требований; десятками миллионов мы свято чтим Тебя, Помазанника Божия, Верховного Вождя, как предки наши чтили. Верь, наш гуманнейший Освободитель, что иных вождей, иных правительств, иных свобод мы, православные железнодорожники, желать не можем и признавать не хотим! Ты покорил наши сердца кротким взором Твоих очей, полным отеческой ласки, и мы верим, и детей наших научим верить, что Православный Русский Царь всегда был, и есть, и будет — Царем милосердия, правды, законности и порядка". Император Николай Александрович тотчас откликнулся на телеграмму горячей благодарностью.

Патриотическое общество железнодорожников Уфы добилось смены губернатора, и с нового года в Уфу был назначен Александр Степанович Ключарев, человек глубоко православный, придерживающийся патриотических воззрений, славянофил. Он сердечно приветствовал работу общества: "Желаю вам спокойного продолжения вашей мирной жизни на благо и умиротворение дорогой Родины". Вся деятельность Александра Степановича была направлена на восстановление в народе корневых понятий и основ державного бытия. За образец жизни и деятельности Ключарев взял семью Аксаковых, чье родовое гнездо находилось на Башкирской земле. В центре Уфы стараниями Александра Степановича и по его собственным чертежам был возведен Народный Аксаковский дом, в котором сейчас располагается Башкирский Государственный театр оперы и балета с потрясающим интерьером зрительного зала и изысканными фойе. Замечательно, что в сентябре 2003 года в рамках ежегодного фестиваля "Аксаковские праздники" Уфа воздала почести выдающемуся губернатору Ключареву, отметив 150-летие со дня его рождения.

17 февраля 1906 года был принят "Устав Патриотического общества мастеровых и рабочих Уфимских железнодорожных мастерских". В первом параграфе в качестве целей общества выдвигалось: "1). Взаимно проповедовать мир, порядок и труд. 2). Способствовать распространению среди рабочих и их детей образования. 3). Стремиться к сокращению пьянства. 4). Подавать примеры нравственности молодому поколению и воспитывать его в страхе Божьем. 5). Стремиться к обеспечению нашего труда и к улучшению его условий. 6). Оказывать законными средствами сопротивление забастовкам, сделавшимся за последнее время обычным явлением, но крайне опасным для нас самих и наших семейств".

Революция в России пошла на спад. Наступила реакция. Это слово всегда заставляет вздрагивать нас, воспитанных на коммунистических учебниках. Для большинства же народа России наступление реакции означало возвращение к спокойной жизни, устранение всех страхов и ужасов, когда по ночам не спали в ожидании, что пьяные и вооруженные до зубов "носители свобод" вот-вот ворвутся в твой дом, чтобы грабить и насиловать. Когда организм борется с болезнью — это есть здоровая реакция на болезнь. Реакция 1906-1907 годов была вполне закономерной реакцией огромного организма Российской империи на революционную заразу.

В Уфе во главе этого здорового процесса реакции стояли железнодорожники, руководимые подрядчиком Григорием Бусовым, губернатором Александром Ключаревым и священником Иннокентием Райским.

Террористы-убийцы продолжали творить подлые расправы над русскими патриотами. Патриоты-железнодорожники помогали отыскивать и разоблачать мерзавцев.

Члены общества, изучив предреволюционную ситуацию, пришли к выводу, что в России заметно упало патриотическое и духовно-нравственное воспитание, и взялись готовить учителей, на собственные средства строили школы, в которых учителя преподавали историю так, чтобы у детей рождалось чувство гордости за свою страну, желание защищать ее от посягательств коварных разрушителей.

К сожалению, подпитываемая из-за рубежа, революция вновь начала набирать обороты. Пришел февраль 1917 года. Все монархические организации оказались под строгим запретом. Под сей запрет попало и Патриотическое общество мастеровых и рабочих Уфимских железнодорожных мастерских. Дальше — больше. Членов общества стали вышвыривать с работы. Грянул "великий октябрь". Летом 1918 года верхушка была арестована и содержалась на барже, стоящей на реке Белой. Затем их перевели в тюрьму, где содержали в нечеловеческих условиях. В августе Бусова и его соратников освободили белогвардейцы. Далее о судьбах членов Уфимского патриотического общества железнодорожников ничего не известно. Вероятнее всего, что вместе с отступающей Белой армией они ушли из пределов родной страны. Их потомков следует искать теперь по Китаям да по Австралиям.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру