Российская империя

Победы русской армии. XVIII столетие. Статья третья
С середины XVI в. Россия пыталась отвоевать сначала у Крымского ханства, а потом и у Турции столь необходимый выход к Черному морю. В XVI-XVII вв. состоялось несколько русско-турецких войн, и, несмотря на отдельные успехи русских войск, задача оставалась невыполненной. И только в правление императрицы Екатерины II Российской империи удалось достичь важных побед на южных границах империи.
Военные действия в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. начались в январе 1769 г. нападением 70-тысячной крымской орды на Малороссию (Украину). Однако крымский набег был успешно отражен 2-й русской армией генерала П.А. Румянцева, блокировавшей Крым. И это крымское нашествие стало последним в русской истории. С крымской опасностью было покончено навсегда.
>>
Победы русской армии. XVIII столетие. Статья вторая
Очередная русско-турецкая война началась августе 1733 г. без официального разрыва отношений между Турцией и Россией, приняв поначалу форму степной русско-татарской войны. В марте 1735 - июне 1736 гг. русские войска осаждали и взяли крепость Азов. Весной-летом 1736 г. армия генерал-фельдмаршала Б.К. Миниха вторглась в Крым, захватила и сожгла столицу Крымского ханства г. Бахчисарай. После этого Миних отвел свои войска из Крыма на Украину.
Весной-летом 1737 г. армия генерал-фельдмаршала П.П. Ласси (40 тыс. чел.), переправившись через Генический пролив на Арабатскую стрелку, вновь вторглась в Крым. Разгромив татарский отряд, русские войска преследовали бегущего противника до г. Бахчисарай. Вскоре Ласси вывел свою армию с вражеской территории. 2 июля 1737 г. армия генерал-фельдмаршала Б.К. Миниха, овладела турецкой крепостью Очаков.
>>
Победы русской армии. XVIII столетие. Статья первая
В конце 1699 г. Россия, Дания, Саксония и Польша заключили антишведский союз. 12 февраля 1700 г., польский король и курфюрст Саксонии Август II вступил в принадлежавшую Швеции Лифляндию и начал осаду Риги. В марте 1700 г. датская армия под командованием короля Фредерика IV вторглась на территорию Голштинии, союзника Швеции. Армия шведского короля Карла XII высадилась на о. Зеландия, неподалеку от столице Дании г. Копенгаген. Фредерик IV вынужден был начать мирные переговоры, завершившиеся подписанием сепаратного мира.
19 августа 1700 г. Россия объявила войну Швеции. Летом 1700 г. русскими войсками была успешно отражена попытка семи шведских военных кораблей захватить Архангельск. а 16 сентября 1700 г. русская армия (около 42 тыс. чел., 145 орудий) начала осаду Нарвы и Ивангорода. Но 15 сентября 1700 г. войска Августа II сняли осаду Риги, поэтому шведский король все силы бросил против русских.
>>
Гюстровская ода и мекленбургская генеалогическая традиция
Политическая история Европы начала XVIII века открыла новую страницу межгосударственных связей России с северогерманскими землями. В разгар Северной войны Пётр I стремился к усилению русского влияния на южном побережье Балтики, рассчитывая на то, что эти территории удастся эффективно использовать как плацдарм для борьбы со Швецией. Герцогство Мекленбург, также вступившее в войну против шведов, в свою очередь рассчитывало на военную помощь России. И русская дипломатия не преминула воспользоваться этим шансом, чтобы укрепить позиции на Балтике.
Со временем второго крупного визита императора Петра I в Европу совпал брак правящего Мекленбургского герцога Карла Леопольда с дочерью Ивана V Алексеевича Екатериной, заключённый 19 апреля 1716 года в Данциге. Такой династический союз был вполне обусловлен не только политическими предпосылками, но и традиционными русско-мекленбургскими связями.
К высочайшей свадьбе великокняжеский печатный двор в Гюстрове выпустил юбилейную книгу торжественных поздравлений, стихов и генеалогий, составленную при непосредственном участии проректора местной гимназии Фридриха Томаса. Её содержание было обусловлено не только актуальной политической значимостью события, к которому была приурочена работа, но и целым рядом исторических обоснований русско-мекленбургских отношений. Брак Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, важный, безусловно, с политической точки зрения, не был воспринят современниками только таковым. Понятно, что любой династический союз, а особенно в условиях общеевропейской Северной войны, был бы обусловлен, в первую очередь, политически. Но согласно бытовавшей генеалогической традиции к нему относились и как к продолжению многовековых династических связей, уходивших корнями во времена древних ободритов. Позднее Ф. Томас продолжил исследования по русско-мекленбургским родословиям, выступив инициатором дискуссии по этому вопросу.
>>
Синопское сражение 30 ноября 1853 года
150 лет назад, в самом начале Крымской войны, внимание всего мира привлек славный подвиг русских моряков, ставший одной из самых ярких страниц в военно-морской летописи России.
Синопское морское сражение стало последним в истории крупным сражением эпохи парусного флота. На смену парусникам стали приходить корабли с паровыми двигателями. В Синопском сражении ярко проявился флотоводческий талант выдающегося русского флотоводца Павла Степановича Нахимова. Об этом говорят решительные действия его эскадры при уничтожении неприятельского флота в его базе, искусное развертывание кораблей и применение ими 68-фунтовые "бомбических" пушек, установленных на нижних батарейных палубах русских линейных кораблей. Показательны также высокие морально-боевые качества русских моряков, умелое руководство боевыми действиями командиров кораблей. Большая эффективность "бомбических" пушек впоследствии ускорила переход к созданию броненосного флота.
Славной победой в Синопском сражении была вписана еще одна героическая страница в историю знаменитых побед русского флота, одержанных у Гангута, Эзеля, Гренгама, Чесмы, Калиакрии, Корфу, Наварина. После этой виктории имя выдающегося русского флотоводца Нахимова стало известным не только в нашей стране, но и далеко за пределами России.
>>
Польское восстание 1830-1831 гг.
Польским восстанием 1830-1831 гг. называют мятеж, организованный шляхтой и католическим духовенством в Царстве Польском и сопредельных с ним губерниях Российской империи.
Мятеж был направлен на отделение Царства Польского от России и отторжение от России ее исконных западных земель, входивших в XVI-XVIII вв. в состав бывшей Речи Посполитой. Конституция, дарованная императором Александром I Царству (Королевству) Польскому в 1815 г., предоставляла Польше широкие суверенные права. Царство Польское являлось суверенным государством, входившим в состав Российской империи и связанным с ней личной унией. Император всероссийский одновременно являлся царем (королем) польским. Царство Польское имело свой двухпалатный парламент - Сейм, а также собственную армию. Сейм Царства Польского был торжественно открыт в 1818 г. императором Александром I, надеявшимся получить в его лице доказательство возможности мирного развития польской нации в рамках Империи как звена, связующего Россию с Западной Европой. Но в последующие годы в Сейме усиливалась непримиримая антиправительственная оппозиция.
>>
Светская Россия и... Святая Русь

Главное духовное противоречие XVIII века в русской жизни - соперничество традиционной русской православной духовности и светского миросозерцания. "Прелестный" век прельщал человека всевозможными свободами, в том числе и свободой духа...
XVIII столетие в духовном смысле оказалось сумбурным и противоречивым. В народе и в Церкви в душах и сердцах людей продолжала жить и освящать каждый день бытия Святая Русь, продолжала сохранять свою силу вера православная, а духовное стояние в борьбе со злом русских подвижников неизменно вызывало искренний отклик в народном сознании. Но в образованных кругах общества, в высшем свете гораздо большее влияние приобрело светское миропонимание, нашедшее свое выражение в распространении научных знаний и просветительской идеологии, которые волей- неволей вступали в противоречие с традиционной русской религиозностью, даже пытались потеснить и Церковь, и саму православную веру.
Духовный раскол XVIII столетия - это борьба не внутри одного вероучения, а начало противостояния разных религиозных сознаний: традиционной православной веры и светского миропонимания. Именно поэтому этот раскол был глубже Раскола вековой давности. Но поэтому же он был и коварнее, ведь адепты светского миропонимания или не осознавали, или же намеренно скрывали религиозную сущность своего мировоззрения, как это делали, к примеру, масоны. Однако задача формулировалась именно в такой плоскости - светское миропонимание должно было вытеснить традиционную русскую религиозность.

Данная статья открывает серию публикаций, в которых предпринимается попытка раскрыть смысловое содержание отечественной истории в XVIII - XIX вв.

 

>>
Рождение империи
Петровское время породило множество проблем в истории России. Но вот умер Петр, и оказалось, что великое и трагическое его наследие некому передать. У великого императора не оказалось достойного наследника. Больше того, вскоре после смерти Петра I династия Романовых прервалась сначала в мужском колене (после смерти в начале 1730 г. пятнадцатилетнего его внука Петра II Алексеевича), а со смертью его дочери Елизаветы в 1761 году - и по женской линии.
А власть в государстве на долгие годы захватили те самые временщики и иноземцы, озабоченные не столько государственными интересами, сколько своими собственными. Яркое тому свидетельство - захват власти сначала А.Д. Меншиковым, который фактически управлял государством при Екатерине I и в начале царствования юного Петра II (1717-1730 царь с 1727 г.), потом Э.Г. Бироном, узурпировавшим власть при Анне Ивановне. При Бироне огромное влияние получил иудейский банкир И. Липман, который стал личным казначеем и фаворита, и самой императрицы. Семнадцать лет у самых вершин власти продержался А.И. Остерман, бывший хорошим исполнителем петровской воли, но оказавшийся никудышним самостоятельным политиком, все силы отдавший политическому интриганству.
Не случаен и тот факт, что на протяжении всего остального XVIII века на престоле оказывались женщины - сначала Екатерина I (1725-1727 гг.), затем Анна Ивановна (1730-1740), Елизавета Петровна (1741-1761) и, наконец, Екатерина II. Вполне понятно, что тем, кто усаживал женщин на престол, не нужны были сильные личности. Зато борьба за влияние на императриц между фаворитами и стоящими за ними группировками шла не на жизнь, а на смерть.
Настоящая статья продолжает серию публикаций, посвященных изучению смысла исторического развития России в XVIII-XIX вв. >>
Век Просвещения
Людям свойственно отмечать время по каким-то наиболее ярким запоминающимся событиям. "Век пара", - говорим мы о девятнадцатом столетии. "Век атома", "век космоса" - о прошлом, двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны прежде всего с достижениями науки и техники, то предыдущий, XVIII, век мы чаще всего называем "веком Просвещения". Иначе говоря, для XVIII столетия самым характерным моментом оказывается "эпоха Просвещения" - явление не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни.
Идеи просвещения, необходимости развития науки стали в восемнадцатом столетии одними из главных в общественном сознании многих народов христианской цивилизации. С ними связывался прогресс общества, ибо предполагалось, что только образованные люди способны изменить мир к лучшему, что само распространение знания, образованности уже может привести человечество к созиданию лучшего, чем есть, образа жизни, при котором восторжествуют справедливость, свобода, равенство...
Во имя знаний и свободы просвещенный человек готов был отказаться даже от Бога. И знаменательно, что XVIII век носит еще одно образное именование - "прелестный век". Не стоит под именованием "прелестный" подразумевать только любовь тогдашних людей к вычурным архитектурным стилям, роскошным "модам", овладевшим сердцами дам и кавалеров, "тонкие" и страстные любовные игры, вошедшие в привычку... Истинный смысл "прелести" в другом, ибо "прелесть" исходит от врага человеческого, который прельщает людей всеми богатствами земными, лишь бы люди продали свои бессмертные души и отказались от веры в Господа...
>>
Россия или Запад ?
XIX век - это время несомненного прорыва в философской и духовной мысли России. Время прорыва и одновременно время резкого углубления разрыва в русском духовном бытии. А главная граница разрыва пролегла по живому телу русской духовности, выразившись в противоречии "Россия и Запад".
Данная публикация продолжает серию статей, в которых история России XVIII - XIX вв. рассматривается с точки зрения смыслового содержания исторического процесса >>

71 - 80 из 88
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру