Герои Победы: С.В. Ильюшин

ИЛЬЮШИН

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

(1894–1977 гг.)

генерал-полковник инженерно-технической службы

Трижды Герой Социалистического Труда

К началу Великой Отечественной войны С.В. Ильюшин был главным конструктором Конструкторского бюро при авиационном заводе имени Менжинского. Именно в КБ Ильюшина были созданы советские бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налетов на Берлин, Дрезден, Штеттин, Кенигсберг, Данциг и другие города фашистской Германии летом 1941 г. В годы войны он стал основным дальним бомбардировщиком и торпедоносцем советских ВВС.

В 1939 г. КБ Ильюшина разработало штурмовик Ил-2, имевший великолепное сочетание аэродинамической компоновки, устойчивости и управляемости с достаточным запасом мощности двигателя и рациональной схемой бронирования всех жизненно важных частей самолета. Это был первый самолёт подобного типа в СССР. Его запустили в серию в 1940 г., но до начала войны выпускали малыми партиями. Кроме того, по требованиям некоторых недальновидных руководителей вместо двухместного варианта стали выпускать одноместный, что привело к большим потерям от огня вражеских истребителей. Война показала необходимость такого самолёта, уже осенью 1941 г. производство Ил-2 стало приоритетным, а с 1942 г. он выпускался только в двухместном варианте. В период Великой Отечественной войны было построено более 41 000 самолётов Ил-2 и его модификаций. Легендарный Ил-2 по праву стал одним из символов Победы над фашизмом. Великий труженик войны, каковым по праву считался этот самолет, являлся великолепным оружием переднего края и не имел себе равных среди боевых самолетов этого класса.

В ноябре 1941 г. за выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники и освоения её производства в трудных условиях военного времени С.В. Ильюшину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1942 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор, а в июле 1944 г. – звание генерал-лейтенанта инженерно-авиационной службы.

В годы Великой Отечественной войны конструкторское бюро С.В. Ильюшина разработало и построило тяжелый бомбардировщик Ил-6, с мощными двенадцатицилиндровыми дизельными двигателями и пятью пушками. Дальность его полёта достигала 4 000 км при скорости 465 км/ч.

КБ Ильюшина непрерывно вело работы по созданию штурмовиков нового поколения путём установки на них более мощных двигателей и лучшего вооружения, изменению компоновки самолёта и получения более высоких скоростей и дальностей полёта. Модификациями Ил-2 явились самолеты Ил-8 и Ил-10.

На заключительном этапе войны ОКБ Ильюшина приступило к работам над самолетами-бомбардировщиками с реактивными двигателями. Параллельно с созданием военных самолетов КБ занялось также разработкой гражданских пассажирских машин. Долгое время основным типом самолета в гражданской и транспортной авиации СССР был ЛИ-2 (вариант американского пассажирского «Дуглас ДС3»). Перед Ильюшиным стояла задача создать самолет, не только не уступающий иностранным аналогам по летно-техническим характеристикам, но и по экономическим показателям. И в 1946 г. такой самолет был создан, им стал двухмоторный ИЛ-12. Уже первые рейсы показали его высокую надежность и экономичность. Стоимость одного тонно-километра полета на ИЛ-12 оказалась вдвое ниже, чем на ЛИ-2. ИЛ-12 положил начало созданию современного самолетного парка гражданской авиации СССР.

В годы войны С.В. Ильюшин трижды был удостоен Сталинской премии, награжден полководческим орденом «Суворова» 1-й и 2-й степени. В послевоенное время Сергей Владимирович еще дважды удостаивался медали Золотая Звезда Героя Социалистического Труда, четырежды становился лауреатом Сталинской премии, а также Ленинской и Государственной премий.

В.А. Афанасьев


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру