Герои Победы: И.Н. Кожедуб

КОЖЕДУБ ИВАН НИКИТОВИЧ

(1920–1991)

Трижды Герой Советского Союза

Маршал авиации

Родился Иван Никитович на Украине, в селе Ображиевка ныне Шосткинского района Сумской области в крестьянской семье. В 1940 году, после окончания химико-технологического техникум и Шосткинского аэроклуба его призвали в Красную Армию. Уже через год он завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, в которой и остался служить инструктором.

После начала Великой Отечественной войны в составе авиашколы И.Н. Кожедуб был эвакуирован в Среднюю Азию. В ноябре 1942 года он был командирован в Иваново в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943 года дивизия была переброшена на Воронежский фронт.

Первый боевой опыт Ивана Никитовича чуть было не стал для него и последним. 26 марта 1943 года во время воздушной схватки самолет Кожедуба был повреждён очередью из пушек вражеского истребителя. Ивана Никитовича от смерти тогда спасла бронеспинка летного сиденья. Кроме того, при возвращении с задания его самолет обстреляли советские зенитчики. Но, несмотря на полученные повреждения, самолет удалось посадить, хотя полному восстановлению он уже не подлежал. Кожедубу пришлось месяц летать на устаревших машинах.

Боевой счёт младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля 1943 года на Курской дуге, сбив свой первый самолет – немецкий бомбардировщик «Юнкерс-87». Уже на следующий день он уничтожил второй самолет этой же модели, а 9 июля в очередном воздушном бою сбил целое звено вражеских истребителей. В августе 1943 года Кожедуб был назначен командиром эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (5-я воздушная армия, Степной фронт). 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу в награду за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника было присвоено первое звание Героя Советского Союза.

С мая 1944 года Иван Никитович воевал на самолете Ла-5ФН (бортовой номер «14»), построенном на средства, пожертвованные колхозником-пчеловодом Сталинградской области В.В. Коневым. Через неделю после получения новой машины, боевой счет Кожедуба пополнился еще на восемь вражеских самолетов. В августе 1944 года Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка. В это время полк был переоснащен истребителями Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» гвардии капитан И.Н. Кожедуб удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 лично сбитых самолетов противника.

К маю 1945 года Иван Кожедуб на своем Ла-7совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 вражеских самолёта. В их число входил и фашистский реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два самолета, Кожедуб провёл в боях за Берлин. За всю войну Иван Никитович не был сбит ни разу. Третью медаль «Золотая Звезда» гвардии майор Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную во время войны.

После Великой Отечественной войны И.Н. Кожедуб продолжил службу в ВВС, окончил Военно-воздушную академию и Академию Генерального штаба. Во время Корейской войны 1950—1953 гг. И.Н. Кожедуб возглавлял советский истребительный корпус, боровшийся с авиацией США, которая нещадно бомбила северокорейские города и сёла. В воздушных боях в небе Кореи впервые обе стороны использовали реактивную авиацию, и превосходство оказалось на стороне советских асов: они сбили более 1300 самолётов противника, потеряв при этом 335 собственных машин. В 1985 году И.Н. Кожедубу было присвоено воинское звание Маршал авиации. Среди наград прославленного летчика: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды, медали.

Б.Ю. Александров


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру