Кирилл, епископ Ростовский

КИРИЛЛ II († 1262), епископ Ростовский (1230/31—1261).

До своего поставления на кафедру игумен владимирского Рождественского монастыря. По всей вероятности, занял эту должность после того, как прежний рождественский игумен Митрофан стал епископом Владимирским (14 марта 1227). Кирилл первым из рождественских игуменов получил сан архимандрита. Можно полагать, что это произошло в марте 1227 г., во время пребывания во Владимире киевского митрополита Кирилла I и четырех не названных по именам епископов.

Весной 1230 г. (между 9 марта и 14 апреля) ростовский князь Василько Константинович вместе со своими братьями Всеволодом и Владимиром обратился к своему дяде великому князю Владимиро-Суздальскому Юрию Всеволодовичу и владимирскому епископу Митрофану с просьбой отпустить игумена Кирилла на ростовскую кафедру, освободившуюся после суда над бывшим ростовским епископом Кириллом I и его последующего ухода в суздальский Дмитриевский монастырь (16 сентября 1229). «И отпусти князь великыи Юрги Кирила на епископьство Ростову. Изидоша же на сретенье Кирилово князи, и княгыни, и боляре, и вси мужи ростовьскыя, и игумени, и попове, и святыя зборныя церкве клиросъ, и вси гражане от мала и до велика, и введоша и (его. — А. К.) с великою честью в святую зборную (соборную. — А. К.) церковь Святыя Богородица». С этого времени (или раньше?) Кирилл становится духовником князя Василька Константиновича. Надо полагать, что именно к этому времени фактического руководства епархией еще не рукоположенным в сан Кириллом относится прозвище «причетник», которое дают ему поздние летописцы.

Весной следующего 1231 г. князь Василько Константинович отправил Кирилла в Киев к великому князю Владимиру Рюриковичу и митрополиту Кириллу I для рукоположения в сан епископа. (По сведениям поздней Никоновской летописи, Кирилла в этой поездке сопровождал ростовский боярин Дмитрий Иванович.) В это время в Киеве был созван церковный собор, на котором присутствовали в основном южнорусские иерархи: епископы Порфирий Черниговский, Алексей Полоцкий и не названные по именам епископы Белгородский и Юрьевский, а также архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин, игумены киевских монастырей: Михаил Выдубицкий, Петр Акерович (игумен Спасского на Берестове монастыря), Симеон Андреевский, Корнилий Феодоровский, Афанасий Васильевский, Симеон Воскресенский, Климент Кирилловский и игумен черниговского Борисоглебского («Мученического») монастыря Иоанн. 6 апреля при участии всех названных иерархов Кирилл был рукоположен в киевском Софийском соборе в епископы ростовские. При этом присутствовали также многие южнорусские князья — участники проходившего в Киеве одновременно со святительским княжеского «снема» (съезда): Владимир Рюрикович, его сын Ростислав, князь Михаил Всеволодович Черниговский с сыном Ростиславом, Мстислав Мстиславич Черниговский, Ростислав Мстиславич «и ини мнози князи», а также киевский тысяцкий Иван Славнович. «И праздноваша светлыи то праздник (неделю Жен-мироносиц. — А. К.) в Святеи Софьи, и еша и пиша того дни в манастыри Святыя Богородица Печерьския много множество людии преизлиха зело, ихже не бе мощи ищести». По завершении празднества митрополит «отпусти священаго епископа Кирила Ростову со многою честью». Показательно, что центрами его епархии в летописной статье названы Ростов, Ярославль и Углече поле (Углич) — княжеские столы братьев Константиновичей.

В мае епископ Кирилл возвратился в Ростов. Его встречали князь Василько с княгиней, бояре, горожане, игумены, священники и черноризцы, «носяще кресты, с свещами же и кандилы с благоуханным темьяном»; «и бысть радость велика в граде Ростове». 18 мая, в Неделю всех святых, Кирилла уже в качестве рукоположенного епископа торжественно ввели в кафедральный Успенский собор; «и седе на столе своем, настолник сы и наместникъ святыхъ епископъ преже бывши[хъ] Ростове».

Уже в первый год своего пастырского служения епископ Кирилл снискал уважение и признательность ростовцев. Особое восхищение ростовского летописца вызвало украшение епископом ростовского Успенского собора, «якоже не бысть у преже бывших епископехъ, а по нем Бог ве[сть] или будет». Кирилл украсил церковь «иконами многоценьнами, ихже несть мощи и сказати», устроил два киота «многоценна», возложил на алтарь драгоценную «индитью» (покрывало), вложил в церковь богатые церковные сосуды и рипиды; устроил церковные врата на южной стороне собора, «яже наричются Златыя», а также вложил в церковь кресты, много святых мощей в драгоценных раках «в заступленье и покровъ и утверженье граду Ростову, и христолюбцю князю Василкови, и княгине его, и сынови его Борису, и всем верою приходящим въ святую церковь». Летописная статья 1231 г. содержит восторженную похвалу ростовскому владыке, который «не оста ничим же прежних епископъ» (т. е. ни в чем не уступал прежним епископам), «вследуя нравом ихъ и ученью, н[е] токмо бо словом уча, но и делом кажа», так что «вся приходящая удивлеся… и вся приходящая (приходили. — А. К.) изъ окрестъных град в святую зборную церковь Святыя Богородица: ово послушающе ученья его еже от святыхъ книг, ова же хотяще видети украшенья святыя церькви Пречистыя Владычица нашея Богородици…»

14 августа того же 1231 г., в канун Успения Пресв. Богородицы, епископ Кирилл освятил Успенский собор «великим священьем» вместе с иереями, созванными им в Ростов для участия в церковном соборе. На торжестве присутствовали все трое князей Константиновичей, игумены, священники, диаконы, черноризцы, а также все горожане «и много множество людии».

Зимой 1237/38 г., во время нашествия монголо-татар на Северо-Восточную Русь, епископ Кирилл бежал из Ростова на Белоозеро, где и «избыв ратных», по словам летописца. Он вернулся уже после Батыева разгрома. Именно Кириллу суждено было отыскать и перенести в Ростов обезглавленное тело великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича, погибшего в битве с татарами на р. Сити 4 марта 1238 г. Совершив положенное отпевание, Кирилл вместе с ростовскими игуменами и священниками погреб тело в ростовском Успенском соборе (позднее в гроб была вложена и голова великого князя). Тогда же принял мученическую кончину ростовский князь Василько Константинович. Кирилл вместе с вдовой Василька княгиней Марией Михайловной (дочерью Михаила Всеволодовича Черниговского) посылает за его телом и, при всеобщем стечении народа, также погребает его в ростовском Успенском соборе.

В 1239 г. по повелению нового великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича тело Юрия Всеволодовича было перенесено из Ростова во Владимир. Епископ Кирилл вместе с архимандритом владимирского Рождественского монастыря Дионисием встречали тело князя близ города и далее в сопровождении духовенства и всего народа внесли его во владимирский Успенский собор, где и похоронили в каменной гробнице, рядом с телом его отца великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.

В том же году, 2 мая или 24 июля («на праздник Бориса и Глеба»), епископ Кирилл освящает «великим священьем» церковь Св. Бориса и Глеба в Кидекше (на р. Нерль, в 4 км от Суздаля).

В первые годы татарского ига епископ Кирилл, несомненно, пользовался наибольшим авторитетом среди всех иерархов Северо-Восточной Руси. После гибели в Каракоруме великого князя Ярослава Всеволодовича (30 сентября 1246) он сближается с сильнейшим из русских князей — Александром Ярославичем Невским и, по сведениям некоторых летописей, становится его духовником. Именно Кирилл благословляет Александра на поездку в Орду к хану Батыю в 1247 г. Нет сомнений, что и многочисленные поездки в Орду ростовского князя Бориса Васильковича и его брата белозерского князя Глеба Васильковича (также духовных детей ростовского епископа) совершались по его благословению. До появления во Владимире митрополита Кирилла (осень 1250) епископ Кирилл фактически руководит и владимирской епархий. Так, в 1248 г. он хоронит во владимирском Успенском соборе князя Михаила Ярославича Хоробрита, погибшего в битве с литвой.

Зимой 1249/50 г. епископу Кириллу пришлось похоронить еще двух князей ростовского дома. 27 декабря во Владимире скончался угличский князь Владимир Константинович; «и везоша и въ Углече поле, блаженый же епископъ Кирилъ и съ игумены певше песни погребалныя и положиша и у Святого Спаса, и много плакашася». В феврале 1250 г. (8-го или 17-го числа) во Владимире же скончался князь Владимир Всеволодович Ярославский; «и повезоша и на Ярославль… блаженыи же епископъ Кирилъ съ игумены и попы певше песни погребеныя и положиша и честно у Святое Богородици, и пла[ка]шася над ним много».

Осенью того же 1250 г. в Суздальскую землю впервые приехал митрополит Кирилл II (рукоположенный еще в 1247 г.). Зимой епископ Кирилл вместе с митрополитом венчал во владимирском Успенском соборе великого князя Владимирского Андрея Ярославича (брата Александра Нев-ского) и дочь могущественного галицкого князя Даниила Романовича, «и много веселья бысть».

Весной 1251 г. епископ Кирилл сопровождал митрополита Кирилла в поездке в Новгород к князю Александру Ярославичу. 25 мая митрополит и епископ поставили на новгородскую кафедру нового архиепископа Далмата. В том же году в Новгороде тяжело заболел князь Александр Ярославич Невский. По словам летописца, болезнь отступила благодаря молитвам «отца его Ярослава и блаженаго митрополита и епископа Кирила».

2 мая 1253 г. в присутствии князей Бориса и Глеба Константиновичей епископ Кирилл освящает в Ростове церковь Св. Бориса и Глеба.

Осенью 1258 г. епископ Кирилл встречает в Ростове князей Бориса и Глеба Константиновичей, в очередной раз вернувшихся из Орды; вместе с Глебом в Ростов прибыла и его супруга-татарка, на которой он женился за год до этого. «И кланяся (князья. — А. К.) Святеи Богородици, и епископу Кирилу, и матери своеи княгине великои, и бысть в Ростове радость велика о Глебове приезде».

31 марта 1260 г. (в среду Страстной недели) Кирилл встречает в Ростове великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского, приехавшего из Новгорода, где ему пришлось усмирять народные выступления против татарской переписи. Летописец передает слова Александра, с которыми тот обратился к ростовскому владыке: «Отче святыи, твоею молитвою и тамо в Новъгороде ехалъ есмь здоровъ, и семо приехалъ есмь твоею молитвою здоровъ». Епископ вместе с князьями Борисом и Глебом и княгиней Марией Михайловной «чтиша Олександра с великою любовью»; в свою очередь, великий князь богато одарил их, после чего уехал во Владимир.

С именем епископа Кирилла исследователи связывают особую политику ростовских князей в отношении Орды — политику тесного сотрудничества с Ордой, подкрепленную династическими браками, переселением в Ростов выходцев из Орды, а позднее и добровольным участием ростовских князей в совместных военных походах с татарами. По свидетельству составленного в XV в. Жития св. Петра, царевича Ордынского, Кирилл неоднократно бывал в Орде, в том числе и в последние годы жизни. Ему приходилось беседовать с Берке (хан с 1258-го, а по другим сведениям, с 1257 или 1256 г., по 1266), который принимал его с честью. По преданию, Кирилл исцелил сына Берке, за что хан «повеле давати владыце оброкы годовнии в дом Святыя Богородица». Кирилл же, по-видимому, крестил ордынского царевича Петра — племянника хана Берке, который переселился в Ростов (впрочем, хронология жизни царевича Петра по Житию крайне противоречива).

Достигнув маститой старости («въ старости въ глубоце и в честнеи добродетелнеи седине», по выражению летописца), епископ Кирилл решает удалиться на покой. В 1261 г., по благословению митрополита Кирилла II и самого Кирилла Ростовского, князья Александр Ярославич и Борис и Глеб Костантиновичи «изведоша» из ростовского Богоявленского монастыря архимандрита Игнатия и сделали его «причетником» ростовского кафедрального Успенского собора, т. е. фактическим управителем Ростовской епархии.

Епископ Кирилл II скончался 21 мая 1262 г. Он был похоронен в ростовском Успенском соборе, а 19 сентября ростовскую кафедру уже официально занял его преемник Игнатий. Ростовский летописец называет епископа Кирилла «блаженным» и «учительным» и сопровождает запись о его кончине следующим (впрочем, вполне трафаретным) замечанием: «се бысть истинныи пастырь, пасъ стадо люди земля Ростовьскыя с кротостью».

Епископу Кириллу Ростовскому приписывают целый ряд слов и поучений, надписанных в рукописях именами «Кирилла епископа», или просто «святого отца Кирилла» (их перечень см. в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»). Однако убедительных подтверждений такой атрибуции нет.

Епископ Кирилл Ростовский причтен Церковью к лику местночтимых святых. Его память празднуется 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Источники и литература

Полное собрание русских летописей: Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 453, 456—459, 465—469, 471—477, 520, 524; Т. 9: Никоновская летопись. М., 2000. С. 99, 141, 142; Т. 24: Типографская летопись. Пг., 1921. С. 92, 98; Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 80, 304;

Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 174 (Первая редакция Жития Александра Невского), 192 (реконструкция Жития);

Древнерусские предания (XI—XVI вв.). / Сост. В. В. Кусков. М., 1982. С. 142—160 (Житие Петра царевича; подг. текста и перев. В. В. Кускова).

Петухов Е. В. К вопросу о Кириллах — авторах в древней русской

литературе // Сборник Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. 1887. Т. 42. № 3. С. 3—18;

Никольский Н. К. К вопросу о проповеди Кирилла II, епископа ростовского // Библиографическая летопись. Т. 1. СПб., 1914. С. 122—124;

Творогов О. В. Кирилл // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI — первая половина XIV в. Л., 1987. С. 223—225.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру