Истоки красоты и веры
«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». (Псалом 23)
Что отличает человека от животного, в чем наша суть? Конечно, в способности говорить, но нельзя не видеть и глубокую и ничем не устранимую устремленность потомков Адама и Евы к красоте и вере. Как объяснить происхождение этих потребностей, без удовлетворения которых вполне можно прожить, но нельзя Жить?
ТАЙНА ПРЕКРАСНОГО
Чтобы ответить на эти вопросы, попытаемся, прежде всего, объяснить красоту форм в природе. Создатель эволюционной теории задался этим непростым вопросом. Один из основополагающих принципов его теории – все свойства организмов имеют или имели (в таком случае их называют атавистическими) приспособительное (то есть полезное для адаптации к определённой среде) значение; все они – и виды животных и растений, и изменения в них, как утверждают эволюционисты, возникают случайно и затем сохраняются или исчезают в ходе «естественного отбора». Причём сохраняются только те, которые повышают шансы в «борьбе за существование», которая у эволюционистов очень напоминает конкуренцию «независимых» игроков на «свободном» рынке, но это уже тема для другого рассказа.
Однако легко заметить, что есть признаки – например, яркая брачная окраска некоторых самцов, - наоборот, привлекающие хищников и тем самым увеличивающие вероятность гибели. А как появились украшения, не несущие никакой полезной функции: рога, длинные перья, пышные султаны и хвосты и т.п.? Надо отдать должное Ч. Дарвину: он сам ясно осознавал, что подобное великолепие никак не объяснимо «естественным отбором». Чтобы разрешить это противоречие и сохранить стройность теории, им было введено понятие «полового отбора». Суть его идеи в том, что самки обладают «врожденным эстетическим чувством», которое побуждает их выбирать самого яркого и красивого самца: таким образом, «самые совершенные особи» имеют больше возможностей передать свои гены по наследству.
Трудно понять, почему до сих пор никто не заметил в рассуждениях ученого грубую логическую ошибку: он объясняет одно неизвестное (красоту) через другое неизвестное: никто еще не доказал и никогда не докажет, что у самок есть «врожденное эстетическое чувство»! Но кроме логики, есть и удивительные наглядные факты, которые при непредвзятом рассмотрении убеждают в ложности эволюционной картины мира именно с позиции науки. Остановимся только на самых красноречивых из них.
Радиолярии – одноклеточные существа, имеющие наружный минеральный скелет удивительной красоты. У них нет глаз, размножаются они бесполым способом – делением, и у них нет ни самцов, ни самок.
Следовательно, никакого приспособительного значения красота их «панцирей» иметь не может и, поэтому, не могла возникнуть ни в результате «естественного», ни путем «полового» отборов. Но если эта красота «не нужна» радиоляриям, то каково её назначение и происхождение?
Одним из главных аргументов эволюционистов – красота райских птиц: эти бесподобные создания живут на Молуккских островах и в Новой Гвинее. Контраст между невзрачными «дамами» и щеголяющими в изысканных нарядах «кавалерами» здесь, наверное, наиболее заметен. Однако последние наблюдения известного биолога Р. Аттенборо в полевых условиях показали, что «брачные танцы» многих самцов происходят в утренних сумерках, т. е. тогда, когда разглядеть красоту их нарядов весьма затруднительно!
Наконец, нельзя не восхититься ритуальными брачными танцами, например, венценосных журавлей! Могли ли возникнуть, во-первых, такие согласованные и изящные движения случайно? Причем, если следовать логике эволюционистов, эти танцы не могли возникнуть сразу и в том виде, в каком мы наблюдаем их сейчас. Но в таком случае, почему отбор сохранил «безумцев», тративших энергию на бесполезные упражнения? И почему самкам взбрело в голову высоко оценить нескладные и угловатые движения?
А как объяснить, что в природе мы видим воплощение классического эстетического принципа: красота и нравственность не разделимы?! Почему вдруг так случилось, что многие падальщики - безобразны: например, гиены, грифы, стервятники и т. п.?
Если отказаться от лукавого мудрствования, то в книге природы ясно и отчетливо видна «кисть» Величайшего Художника!
Не то ли же самое мы видим и исследуя наше прошлое? Представление эволюционистов о происхождении человека и первых днях его существования опровергаются твердо установленными фактами . Критикуя общепринятые взгляды, замечательный британский писатель Г. К. Честертон заметил:
«В наши дни книги и газеты кишат упоминаниями о пещерном человеке. По-видимому все хорошо с ним знакомы. Его психологию серьезно учитывали врачи и авторы чувствительных романов. Насколько я понял, он главным образом бил жену и вообще, как говорят теперь, обращался с женщиной без дураков. Откуда-то стало известно, что он то и дело размахивал дубинкой и, прежде чем уволочь женщину, ударял ее по голове. Надо сказать, меня поражает скромность первобытной дамы. Я никак не пойму, почему у такого грубого самца была такая щепетильная самка…О несчастном пещерном человеке пишут все кому не лень. Мы обмусолили все мельчайшие его действия - кроме тех, которые нам действительно известны. Как ни странно, у нас есть свидетельства о том, что пещерный человек делал в пещере. Их немного - как вообще немного доисторических свидетельств, зато все они относятся к настоящим, а не литературным людям. В пещере нашли не дубинки и не ряды разбитых женских черепов. То, что там нашли, ничем не связано с современными толками, догадками и слухами. В пещере нашли изображения животных. Не может быть сомнения, что их сделал человек, и я не побоюсь назвать его настоящим художником…Ни один художник, увидевший их, не поверит возражениям ученых. Тот, кто рисовал этих животных, не избегал трудностей, а стремился к ним как истинно творческий человек».
Какова же цель этих изображений? Эволюционисты, когда уже стало невозможно отрицать авторство этих рисунков , сочли назначение магическим. Обратив внимание, что многие из рисунков зверей, во-первых, пронзены стрелами и копьями, а сами «галереи» расположены в наиболее труднодоступных уголках пещер, они заключили, что рисунки были элементами колдовских ритуалов, проводившихся с целью обеспечить успех на охоте. По их мнению, наши пращуры верили, что, поразив воображаемого зверя, они вернутся с добычей. Вывод этот делается на основании того, что современные язычники устраивают подобные действа. Данным образом хотят убедить, прежде всего, самих себя в полезности, пусть и мнимой, этих изображений. Ибо если признать, что искусство с самого начала не имело никакой утилитарной ценности, то придется признать и реальность бессмертной души, наделенной изначально духовными потребностями, а это равносильно отказу от «птолемеевской системы» в пользу Коперника!
Мне думается, что все проще: рисовали их дети и подростки; об этом свидетельствуют и манера рисования, и композиция, и место расположения – вдали от взрослых; стрелы и копья – это изображение реальной охоты. Это стремление мы видим в каждом рождающемся ребенке: побуждение творить, передать красоту имеет настолько наглядное выражение, что легче признать библейскую истину: «человек сотворен по образу и подобию Бога», нежели тщетно изощряться в поиске «костылей», не могущих спасти лишенную твердой опоры материалистическую науку.
ГДЕ КОРЕНЬ ВЕРЫ?
Основа современного научного мировоззрения - европейская философия эпохи «Просвещения». Ее идеи – своего рода «священная корова» современной цивилизации, но если увидеть их глазами мальчика из знаменитой сказки Андерсена, то станет ясно, что «король голый»! Сколько цинизма и мошенничества в словах Вольтера:
«Если бы Бога не было, то Его надо было выдумать»! И какова безумная горделивость Лапласа, который на вопрос Наполеона:
«Где же в вашей теории мироздания Бог?» - ответил:
«Я не нуждаюсь в этой гипотезе»!. Поскольку «дерево познается по плодам», то будет нелишним напомнить, что лидеры этого движения были главными идеологами «великой демократической» революции во Франции и организаторами массового террора. Как не воскликнуть: «
если это свет, то какова же тьма?»!
Они же положили начало традиции считать религию следствием невежества или незнания, отсутствием «естественнонаучной картины мира». С этих пор в глазах общественного мнения ученый, верящий в истинность Библии, так же нелеп, как раввин, учащий в синагоге непременно украшать праздничный стол свиной колбасой. Религия же, в первую очередь христианство, сводится в лучшем случае к этике, а вера и наука объявляются несовместимыми.
Но действительно ли единственный и главный источник любой религии – опыт? Точнее – неумение или неспособность правильно осмыслить факты жизни? Если согласиться с этой точкой зрения происхождения религии, то, как тогда объяснить ничем неискоренимую веру в чудеса и пророчества во все исторические эпохи у всех народов? Даже уклонения с правильной дороги на ложные пути - «свято место пусто не бывает» - доказывают, что стремление к сверхъестественному составляет отличительную особенность рода человеческого. И потому никогда не исчезнут ни продавцы ложных чудес (например, эликсиров бессмертия), ни лжепророки, например Нострадамус, ни гадатели и т.п. Следовательно, корни веры очень глубоки, и объяснять религию недостаточным развитием науки - то же самое, что алкоголизм объяснять наличием вина!
Как же ответить на этот вопрос? Отечественный филолог В.Я. Пропп, исследуя волшебные сказки всех народов мира, - а они были созданы на заре человеческой истории, - открыл удивительную закономерность: все они в принципе построены по одному и тому же сюжету, кульминацией которого является смерть и воскрешение главного героя. Как могло возникнуть такое единообразие? Ведь опыт, наоборот, убеждает в обратном: до воскрешения Лазаря Иисусом Христом не было ни одного подобного чуда ? Где источник этой всеобщей глубочайшей уверенности и в те незапамятные времена и сейчас ? Откуда появились эти «письмена» в душе человека и кто их начертал? Почему человек верит в чудо, вопреки собственному опыту? Единственное научное объяснение в том, что «идея чуда», как и другие «религиозные идеи», врожденна у человека. Но тогда с неизбежностью встает вопрос, кто же их вложил в наши души?
«Вера – естественное свойство души человеческой, насажденное в ней милосердным Богом при сотворении ее».
А в том, что чудеса действительно происходят, можно убедиться из следующего рассказа, повествующего о воскрешении семи эфесских отроков. Достоверность этого события, по причине значительного числа непосредственных и заслуживающих доверия свидетелей, не может вызывать ни малейших сомнений.
Цитируем по средневековой Византийской хронике:
"Семь отроков, живших в Эфесе при царе Декии и известные ему, желая сохранить правую веру во Господа Иисуса Христа, продали все свое имущество, раздали деньги бедным и скрылись от царя за городом в тайном месте, в пещере; Декий принуждал христиан приносить жертвы идолам: вот причина удаления из города семи отроков…
Отроки, скрывшиеся в пещере и желавшие лучше умереть, нежели впасть в руки нечестивого Декия, были услышаны Богом, и все в пещере вскоре умерли… Декий приказал вход пещеры заложить и завалить камнями. Так протекло 372 года,
и в 38 году царствования Феодосия младшего, когда христианство смущаемо было ересью неверующих в воскресение мертвых, в загробное воздаяние и в будущую вечную жизнь, и когда уже многие пастыри Церкви заразились сею ересью, сокрушался сердцем император Феодосий, и молил Бога, дабы он явил милость, открыв истину. Бог исполнил прошение.
Владелец этого места, где был вертеп с умершими отроками, желая оградить место оградою, так как оно было пастбищем для скота, разобрал камни, которыми был заложен вход пещеры. Через два дня по открытии входа в пещеру воскресли отроки. Время ничего не изменило; тела и одежды их были нетленны. Они предполагали, что, заснувши вчера, проснулись сего дня, и снова совещались, как поступить на тот случай, ежели Декий их отыщет и будет принуждать к принесению жертвы идолам.
Один из отроков отправился в город Эфес, чтобы купить пищи. Подходя к городу, он пришел в ужас и недоумение, видя повсюду крестное знамение, и в самом городе находит совершенно не то, что было, когда они уходили из города. Все изменилось.
Купив хлеба, отрок дал купцу монету. Монета, современная царю Декию, привела в смущение купца, и после, нескольких расспросов отрока: кто он, откуда взял монету; отрок отвечал, что он житель Эфеса, называл по имени своих родителей, и что вчерашний день он со своими друзьями от преследования царя Декия удалился из города, и в доказательство своего показания просит последовать за ним в пещеру к его друзьям.
Слово "вчерашний день", произнесенное отроком, приводит в недоумение всех тут находящихся. Епископ Марин, с начальником града Анфикатом и со многим народом пошли к пещере. По входе в пещеру на правой стороне увидели ковчег с двумя серебряными печатями. Этот ковчег был положен здесь двумя христианами, из числа посланных Декием завалить вход пещеры. В ковчеге были две оловянные доски, на которых были написаны имена этих отроков. Отроки подробно рассказали всем о себе и о царе Декии. Все прославили Бога. Дали знать об этом чудном событии императору Феодосию, и он поспешил в пещеру. Сам видел и разговаривал с отроками, и из глубины сердца благодарил Бога, что услышал его молитву и в сем событии показал имеющее быть всеобщее воскресение для вечной жизни. В скором времени в присутствии посещающих отроков, они спокойно опять уснули сном смертным".
Воздадим же хвалу Создателю, для Которого нет ничего невозможного! Сотворившего и крохотную колибри, и громадного кита; и стремительного гепарда, и тихоходную улитку; царственного льва и мерзкую гиену; и наконец – «венец творения» - человека. Созданные по Его образу и подобию, мы подражаем Ему в творчестве и ищем Его в вере.
ДИВНЫ ДЕЛА ТВОИ, ГОСПОДИ!
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru