История Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны

III Всероссийский Конкурс исследовательских работ

Цель работы: проанализировать причины изменений отношения государства к Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны и проследить историю возрождения Церкви.

Задачи:

1. Выявить и изучить источники, отражающие историю Русской православной церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать информацию о чудесах и Божьей помощи, проявленной в годы войны.

Предмет исследования: История Русской православной церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1955гг.).

Объект исследования: Вклад Русской православной церкви и верующих в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования: анализ, систематизация, описание, интервьюирование.

Обоснование темы исследования

Из истории России, которую я начал изучать в этом году, я знаю, что Русская православная церковь всегда была в гуще событий и в трудную годину лихолетий поддерживала свой народ.

Я учусь в православной школе, которая носит имя Преподобного Сергия Радонежского и расположена на святой Радонежской земле, хранимой Великим Православным Святым. На территории школы находится чудесный храм, который я с удовольствием посещаю. Мне интересно все, что связано с нашей православной верой и Церковью.

В этом году наша страна да и все человечество отмечают 65-ую годовщину Великой Победы. Этому событию поэты посвящают стихи, художники пишут картины, государство награждает ветеранов, к памятникам павшим приносят цветы. Мне тоже хочется внести свою лепту. Эту работу я посвящаю Великой Победе нашего народа над фашизмом.

В процессе работы мною было использовано послание Местоблюстителя Сергия (Страгородского) к верующим в первый день войны; другие источники, указанные в прилагаемом списке использованной литературы. Были изучены свидетельства о героическом подвиге верующих Ленинграда, митрополита Алексия (Ситманского), об изменениях церковно-государственных отношений в годы войны, о чудесах Божией помощи, проявленных на войне. Собранный материал в основной части работы тематически систематизирован по разделам.

Основная часть

1. Русская православная церковь накануне Великой Отечественной войны

После установления в России советской власти начался период религиозных гонений. Применялся метод репрессий. В одном только 1937 г. было закрыто более 8 тыс. храмов, арестам подвергли большую часть духовенства. Предлогом для закрытия храма мог послужить арест священника или кого-либо из членов приходского совета, любой другой предлог. Арестованным предьявляли самые нелепые, фантастические обвинения: в контрреволюционных заговорах, шпионаже, саботаже, терроре. Были расстреляны или погибли в лагерях выдающийся учёный, богослов и философ священник Павел Флоренский, профессор Московской духовной академии Иван Васильевич Попов, издатель «Религиозно-нравственной библиотеки» профессор Михаил Александрович Новосёлов и тысячи других священнослужителей и церковных деятелей. Накануне войны подавляющее большинство священников, которые остались в живых, находилось в тюрьмах, лагерях и ссылке. В 1939 г. из архиереев на своих кафедрах оставались местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский Сергий (Старогородский), митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Несколько архиеерев совершали богослужения как настоятели храмов. К 1941 г. на коренных советских территорях оставалось немногим более сотни действующих православных храмов, тогда как в 1917 г. в Российской империи их насчитывалось 77767. В Церковь приходили главным образом пожилые женщины, но религиозная жизнь сохранялась и в этих условиях, она теплилась не только на воле, но и в бесчисленных лагерях, где священники-исповедники окормляли осужденных.

В моем родном городе Сергиеве Посаде, носившем в советское время наименование – Загорск, были закрыты все монастыри и храмы. Но люди продолжали верить в заступничество преп. Сергия Радонежского. И когда к зиме 1941 г. враг оказался всего в сорока километрах от города, многие отказывались от эвакуации и тайно молились.

2. Церковь в первые дни войны

Великая Отечественная война началась 9/22 июня 1941 г. в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. О нападении фашистской Германии на Советский Союз митрополит Сергий узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он отслужил воскресную литургию. Московский первосвятитель ясно сознавал, что в этот роковой для нашей страны час испытаний Русская православная церковь, верная своим традициям, должна быть вместе с народом. В первый же день войны он обратился к народу с самыми точными и нужными словами. В «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной церкви» он призвал народ на защиту Отечества.

Церковь включилась в общее дело борьбы с фашизмом, во всеохватывающее патриотическое движение, развернула деятельность по сбору средств на нужды обороны страны. В июле 1941 г. на двери Владимирского Успенского собора висела телеграмма: «Благодарю верующих города Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета Обороны Иосиф Сталин». Только за первые три военных года 200 храмов Московской епархии собрали 12 миллионов рублей на нужды фронта. А всего взносы РПЦ в фонд обороны страны с 1941 г. по 1944 г. составили более 200 миллионов рублей.

Политика властей к Церкви изменила свои формы. Если в июле - августе 1941 г. ещё нередки были аресты священнослужителей, то с осени они почти прекратились. Из тюрем и лагерей освободили десятки священнослужителей. К сентябрю 1943 г. были освобождены шесть архиепископов и пять епископов. Появились случаи восстановления закрытых храмов. Так, последний действующий в Нижнем Новгороде Свято – Троицкий храм был закрыт 10 декабря 1940 г., но 10 декабря 1941 г. вновь был открыт. К Октябрю 1941 г. были закрыты практически все антирелигиозные периодические издания. Журнал «Под знаменем марксизма», который до этого вел самую активную антирелигиозную пропаганду, начал печатать статьи о выдающихся русских исторических деятелях, великом русском народе, героизме советских солдат (в 1944 г. и этот журнал прекратил своё существование).

3. Сбор пожертвований для нужд фронта

По инициативе митрополита Сергия верующие и священнослужители стали собирать деньги на устройство танковой колонны «Дмитрий Донской». На танки было собрано, не считая золотых и серебряных вещей, больше 8 миллионов рублей. По всей стране собирались пожертвования на строительство самолётов (эскадрилья «Александр Невский»), на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. В конце войны возле Берлина русские воины увидели колонну могучих танков, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви».

Помощь Церкви была не только финансовая. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров.

В этот период на оккупированных территориях СССР было открыто около 5400 церквей и 45 монастырей. Фашисты рассчитывали на поддержку верующего народа.

Сталин, випдя огромную силу веры Христовой понял, что надо возвращаться к церковной жизни. Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти. Анализ международного положения и религиозной ситуации на оккупированной территории убедили Сталина, что необходимо поддержать возглавляемую митрополитом Сергием Русскую Православную Церковь.

Верующие по-разному приближали победу русского народа над фашистскими захватчиками. Великий молитвенник иеросхимонах Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей стоял на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги.

4. Встреча в Кремле

В сентябре 1943г. в Кремле состоялась встреча Сталина со священноначалием Церкви. На встречу были приглашены митрополиты Сергий, Алексий и Николай. Присутствующий на совещании полковник госбезопасности Г.Г. Карпов незадолго до этого был откомандирован из штаба партизанских отрядов на Украине и назначен начальником отдела, осуществляющего контроль над деятельностью религиозных организаций.

В отношениях государства и Церкви наметились существенные перемены. Высоко оценив патриотическую позицию Церкви, Сталин выразил глубокую благодарность священноначалию. Был принят ряд важных решений: об образовании Синода (не действующего с 1935 г.) и проведении архиерейского Собора в Москве 8 сентября; о подготовке кадров духовенства, организации богословских курсов, открытии духовных учебных заведений; об издании журнала Московской Патриархии.

При СНК СССР был создан Совет по делам Русской Православной Церкви для наблюдения и регулирования государстсвенно-церковных отношений.

5. Изменение отношений государства к Церкви

В 1943 г. на фронте и в тылу зазвучали имена великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова. Были учреждены ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова (июль 1942г.), Ушакова и Нахимова (март 1944г.), разрешено ношение солдатских георгиевских крестов, полученных в Первую мировую войну. Были учреждены суворовские и нахимовские училища по типу старых кадетских училищ.

Этими важными мерами возрождалась и укреплялась духовно-нравственная сила народа, подчеркивалась преемственность поколений, единство тысячелетней истории России.

Весной 1942г. впервые за многие годы власти разрешили верующим проводить крестные ходы на Пасху в Москве, Ленинграде и ряде других городов. Такая практика сохранялась и в последующие военные годы. В кинохрониках зазвучал колокольный звон московских церквей; демонстрировались крестные ходы; население с иконами встречающее советских воинов в освобождённых городах, солдаты, осеняющие себя крестным знамением и прикладывающиеся к святым образам; освещение танковой колонны, построенной на пожертвования верующих.

Газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы. Осенью 1943 г. на страницах газет прозвучали слова с просьбой «молиться за победу над злейшим врагом – германским фашизмом», было опубликовано следующее послание митрополита Сергия к пастве: «С Божиею помощью и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чужанина. Такая надежда, как железная броня, да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будет бодро стоять, содействуя обороне Отечества нашего, и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой Православной веры». Верующие сохраняли твёрдость духа в обстановке всеобщей растерянности. Атеизм никому не помогал преодолеть страх и уныние, панические настроения.

С 19 октября 1941 г. до лета 1943 г. митрополит Сергий, находясь в г. Ульяновске ( Симбирске ), продолжал осуществовлять церковное руководство. В московских храмах совершал богослужения митрополит Киевский и Галицкий Николай (Якушевич), пламенными речами поддерживая дух верующих. В ноябре 1942 г. его назначили членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний. Он же представлял русскую Церковь в созданном Всеславянском комитете.

6. Митрополит Алексий (Симанский)

В начале войны в Ленинграде оставалось пять действующих православных храмов: Никольский морской собор, Князь-Владимирский и Преображенский соборы, две кладбищенские церкви были переполнены молящимися (действовали также два обновлёнческих и иосифлянский храмы). Температура в храмах часто опускалась ниже нуля. Певчие и прихожане от голода и холода едва держались на ногах. Шла стрельба. Митрополит Алексей (Симанский) жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье. После войны многие священнослужители во главе с митрополитом Алексием были награждены медалью « За оборону Ленинграда ».

В истощённых, измученных до последней крайности людях вдруг приоткрылась ими самими до конца не понятная духовная сила, перед которой отступала мощь германского оружия. Там, где кончались человеческие возможности, осажденный город показывал, что существуют еще другие таинственные возможности, недоступные материалистическому объяснению. Историки и мемуаристы описали все битвы на полях сражений Второй Мировой войны, но никто не в силах описать битву духовную, совершаемую великими и безымянными молитвенниками в эти годы.

Митрополит Алексий вспоминает случай, который произошел в блокадном Ленинграде. «…После службы, убирая в храме, был найден сверток. Когда его развернули, то очень удивились, увидев там десятки золотых царских монет. Кто-то тайно пожертвовал их на нужды обороны, положив возле иконы Николая – Угодника».

7. Митрополит гор Ливанских Илия

Бытует предание о пребывании митрополита гор Ливанских Илии (Салиба ) в России и о сообщённом им видении во время молитвы за Россию. Через трое суток непрерывного моления ему явилась в огненном столпе Богородица и объявила определение Божие для страны и народа Российского: должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, Духовные Академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Это определение было передано представителям Русской православной церкви.

8. Из истории взятия Кенигсберга

Существует много устных свидетельств о Божией помощи советским войскам во время сражений. Один из советских офицеров, участник битвы за Кенигсберг в 1944 году, вспоминал: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы всё ещё были сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен, и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Они спокойно шли на огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен. Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чём здесь дело и кто помогает русским!».

В 1970-80-е гг. в лекциях и статьях, публиковавшихся в советских изданиях, приводились многие рассказы очевидцев-фронтовиков о странных случаях, когда противник по непонятным причинам оказывался буквально парализованным. Эти сверхъестественные явления были вынуждены признать и советские учёные, объясняя их действиями инопланетян.

9. Сергиев Посад (бывший Загорск) в годы войны

Осенью 1941 г. Враг рвался к Москве. Загорский район становился прифронтовым. Город готовился к обороне. Была введена светомаскировка, дома, и фасады промышленных предприятий покрасили маскировочной краской. Было выкопано около 700 щелей и укрытий.

Готовилась к обороне и Троице-Сергиева Лавра. Были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичных закладок бойницы, боевые стрельницы приспособлены для ведения огня. Троицкий собор был закрыт холстом, главы других церквей закрашены защитной краской. На колокольне размещен наблюдательный пункт ПВО. В Лавре располагались жилые корпуса, промышленные артели, эвакогоспиталь № 2894. Маскировкой Лавры занимался известный архитектор В.И.Балдин.

Верующие знали, что Преподобный Сергий не позволит врагу надругаться над православной святыней. Их вера оправдалась, фашисты были в нескольких километрах от города, но на святую землю их нога не ступила. Воины, которые охраняли железнодорожный мост в районе Хотькова, считают настоящим чудом тот факт, что ни одна бомба не упала на железнодорожное полотно в нашем районе. Победу ковал народ и на фронтах и с молитвою на устах.

Отдельно хочется остановиться на Архимандрите Кирилле (Павлове) – духовнике трех последних патриархов и братии Троице-Сергиевой Лавры. Отец Кирилл – участник войны, которая стала для него первым опытом глубоких переживаний. В 1942 он получил ранение в правую руку. На ладони до сих пор виден крестообразный шрам. Батюшка не любит рассказывать о войне, но его духовные чада знают, что во время боев за Сталинград тогда еще Иван Дмитриевич Павлов поднял из мусора книгу. Он аккуратно сложил все листочки и уже больше никогда с ней не расставался.. Книга оказалась Евангелием, изменившем всю его жизнь.

Отгремели залпы Великой Отечественной войны. В наш район вернулась только треть из тех, кто уходил на фронт. Каждый четвертый из них – инвалид. Многие земляки получили высокие фронтовые награды. Город внес огромный вклад в Великую Победу в Великой войне.

Заключение

Исследуя тему, я понял, что государство в годы войны переменило отношение к религии потому, что наша Церковь и народ – единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом для государства и своего народа. В вере народ черпает духовные силы. Я узнал много хорошего о служителях Церкви, укрепился в православной вере. Научился работать на компьютере, выявлять, систематизировать, анализировать, описывать факты и события.

Я понимаю, что представленный мною материал – это слабая попытка исследовательской работы. Не имея надлежащего опыта и доступа к архивным документам, я вынужден был опираться на ограниченный (в силу условий проживания) круг опубликованной литературы и беседы со священнослужителями. К сожалению, мне не удалось побеседовать с участниками войны, ветеранами. Остался до конца не изученным подвиг архиепископа хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). Мне бы хотелось больше узнать о судьбах православных верующих Сергиева Посада в годы войны. Надеюсь, что это будет моей следующей работой.

Список литературы

1. Видная Е.В. Загорчане в годы войны: пособ. для учит. и уч-ся ст. классов. – Сергиев Посад, 1996.

2. История Русской Православной Церкви. Т. 1, 1917-1970 годы. – СПб., 1997.

3. Нерсесов Я.М. Война народная. Великая Отечественная война 1941-1945. – М., 2005.

4. Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. – М., 2007.

5. Рожденный на земле Нижегородской Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Сергий (Страгородский). – Нижний Новгород, 2007.

6. Ферберов А. Спаси и сохрани. – М., 2006.

7. Чудеса на дорогах войны. – М., 2005.

8. Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. – М., 2001.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру