Диагностика уровня сформированности
речевой деятельности ребенка
(лингвистическое развитие ребенка)
Диагностика уровня сформированности интонационной выразительности
Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
Интонация – явление сложное, целостное. Однако в ней выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.
Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения…
Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость и т.д.).
В трудах Н.И.Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи: должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.
Однако не все учащиеся начальной школы и даже средней справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно «читать» знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.
Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.
Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлено коммуникацией с взрослым. Таким образом, исходной формой общения человека в онтогенезе является непосредственно эмоциональное общение, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.
Задание 1:
а) Произнеси предложение:
Мы любим школу.
с повествовательной интонацией.
Предложить детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то…), Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Изобразить повествовательную интонацию графически
Предложить ребенку прочесть фразу «Мы любим школу» с повествовательной интонацией.
б) Произнеси предложение:
Мы любим школу!
с радостью, восторгом.
Изобразить восклицательную интонацию графически
Ребенок повторяет фразу с восклицательной интонацией.
в) Произнеси предложение:
Мы любим школу?
с удивлением, сомнением.
Изобразить восклицательную интонацию графически
Ребенок повторяет фразу с вопросительной интонацией.
Цель: Выявить умение детей голосом и графически воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Инструкция: в заданиях.
Задание 2: Изобразить графически, воспринимаемое на слух предложение.
Цель: Выявить умение детей графически изображать предложение.
Инструкция: Педагог читает отдельные предложения или отрывок из текста, дети графически отображают восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения. Тексты приведены в приложении.
Задание 3: Прочесть текст с восклицательной, повествовательной, вопросительной интонацией.
Цель: Выявить умение детей, читая текст, использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию.
Инструкция: Прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, как ты будешь читать. Прочти текст с интонацией.
Задание 4: Произнеси фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково и т.д.
Мы поедем на экскурсию.
Цель: Выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.
Инструкция: Педагог прилагает ребенку сказать фразу так, чтобы поняли, что ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что ты едешь на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии и т.д.
Задание 5: Прочесть отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста.
Цель: Выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.
Инструкция: Прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочти, как ты считаешь нужным, объясни почему ты так прочитал. Текст приведен в приложении.
Какие трудности встречаются у детей
1. Повышение или понижение тона голоса на одном из слов в предложении (во фразе) затруднено.
2. Не всегда ребенок может передать голосом, «Эмоционально окрасить» текст исходя из содержания.
Страница
3 - 3 из 7
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru